Мифы Русского Мира. Татарщина московская. Кабак, В
«Умом Россию не понять», «Поскреби русского — найдешь татарина», «В России есть две беды: дороги и дураки»: самые расхожие афоризмы о России и русских . Среди авторов = де Местр, де Сталь, Наполен, де Линь, Карамзин, Пушкин, Ансело, Достоевский, де Кюстин, Тургенев… Надо только помнить, что французам той поры было однохренственно : что татарин, что казак,
(см. Станислав Кувалдин. Русская идея в семи цитатах = https://arzamas.academy/materials/1333)
Поскребите парижанина, и вы найдете русского; поскребите еще, и вы опять найдете татарина» = мемуарная заметка 1877 г
Отчего однако на этом тогда и потом делали акцент люди не простые = не пролюди?
Москва (финская деревня – Мутная река) возникла как лошадиная ярмарка татар. Близка к этой версии и Москва= Моск-ва = Мечеть у воды…
Москва тихим сапом со временем стала опережать более древние столицы Сев-зап. Руси - Ростов Великий, Суздаль и Владимир. Но с востока пришли монголы, которые в своем оставе Орды (Рорядка, Ордена) имели татар, и слово это стало обозначать в Московии татарское иго = в широком смысле преобладание татар во власти – в той касте, которая всем управляет и всем заправляет = в т.нзв. «татарщине»
Татарщина сказалась на Московской Руси как в легком заимствовании некоторых татарских слов, но и в заимствовании некоторой доли самой татарщины.
Татарщина проявилась в Москве сменой древней русской одежды на ту татарскую, которая покрывала наших предков с головы до ног:
башмак, азям, армяк, зипун, чедыги, кафтан, учкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк и так далее;
Жизнь по правде ("правда по закону святу") вытесняется битьем и ругательствами, унаследованными от татар и живущими доселе в словах нам уже близких и родных:
дурак, кулак, кулачное право, кандалы (кайданы), кат (палач), катувать, катать, бузовать, башка, карга и так далее;
В русские обычаи входят: казна, казначей, караул, сундук, сарай, ям (откуда ямщик), харч (затем харчевня); обращение права в правеж, заимствованный от татар; установление тархан, ярлыков, чинов, чиновников, тамги (откуда таможня), превращение витязя в богатыря и, наконец, замена корчмы славян на татарский кабака… Москва обрасла шалашами и лавками
Шевырев нашел, что от той же татарщины произошла даже известная господская игра, называемая ералаш.
С татарщиной вошли в русскую жизнь кнут - орудие казни -- и ура, что у монголов значит -- бей, колоти, а у нас возглас народной радости.
Князь русский стал теперь царем
Жестокость, разбой, куо лачный бой стали нормой жизни:
В летописи под 1262 г записано: "Въ л;то 6770 бысть в;чье на бесермены по вс;мь градомъ русскимъ, и побита татаръ везд;, не терпяще насилія отъ нихъ, занеже умножишася татаровъ во вс;хъ град;хъх руских, ясащики живуще не выходя. Тогда жъ и Зосиму убиша злаго преступника въ Ярославле; а на Устюга города тогда быль ясащикъ Буга богатырь, и взялъ у некоего крестьянина дщерь д;вицу насиліемъ за ясакъ на постелю".
Первый кабак открыт на Балчуге (татарское слово, значит топь, грязь). Балчугом в 19 веке называли место между мостами Москворецким и Цепным.} - особый дом, называемый по-татарски кабаком - постоялый двор, где продавались кушанья и напитки.
С XVI в на Руси делается известной водка, открытая арабами: арабские alkohol, ;raky; турецкое raky - водка; болгарское - ракш; русское - арак. Рагез ( род. в 860 г) и бывший потом врачом госпиталя в Багдаде, первый указал способ приготовления алкоголя из очищенного от негашеной извести винного спирта. В XIII в водка является в Европе и до XVI в употребляется как лекарство или эссенция и продается по аптекам.
Со временем в Москве и затем по всей северо-восточной Руси появились питухи кабашные
Замена корчмы с ее братчиной на кабак казанский с последующей монополией царкой водки, кабаков и пития. Основой пополнения царской казны стал налог на питейное дело и водку.
Появилось право явки и правежа
"Русская Правда", улетев на небеса, сменилась в Москве Шемякиным судом и московской волокитой. Мужи, княжеские думцы, перейдя в поместцыков (с 1499 года), писались теперь холопами, а свое старинное имя мужей отдали всему народу, получившему имя мужиков...
История татарской Москвы и всей Сев-Вост Руси – это история становления самодержавия , закрытия вече люда (народа), кулака и битья и ссылки вечников
Символичным или показательным в этом процессе московизации и в смене всего менталитета стала замена корчмы на кабак
Были даже попытки властей слово кабак заменить на … кружечный двор и даже кружало
Но он ни к чесму не привели
И Салтыков (Щедрин, губернатор и сатирик) острил:
Разбудите меня чрез 200 лет и спросите как дела на Руси и я отвечу =
пьют и воруют
Были даже попытки властей слово кабак заменить на … кружечный двор и даже кружало
Но об этом в иной драме
Истопник :
Прыжов И. Г. Очерки русского быта - М.: Институт русской цивилизации, 2017.
PS
Во все и вся окутавшей Сети (туды ея растуды и ети) вы найдете и такое : МУСУЛЬМАНСКИЕ КОРНИ ПУШКИНА = Софинов Э. «Татарский национальный центр Московской области» : Пушкин наш весь = татарин ( по сути)
Свидетельство о публикации №222081400862