Растение, я тебя увижу

Символ есть образ,
соединяющий в себе
переживания художника
и черты, взятые из природы.
Андрей Белый

Можно ли понять сущность растения средствами живописи? А если можно, кто это сделает по-настоящему – академисты, импрессионисты, сторонники абстрактного искусства? Мы убедились, что академистам это не доступно, они отлично владеют техникой  рисунка, добиваются поразительного сходства, но краски не их стихия. Может быть импрессионисты? Когда-то, отчаявшись научится живописи в отечественной Академии, Остроумова-Лебедева поехала в Париж и поступила в мастерскую Уистлера. Ей повезло, там ей действительно показали,  как правильно раскладывать краски, что такое основные цвета и промежуточные. На холсте еще не было ни одного мазка, а все краски, необходимые для понимания модели уже лежали на палитре. Рисунком и формой можно было пренебречь, но не красками. Импрессионистом Остроумова, как и большинство художников,  не стала, но ее,  как и всех ее друзей, как и нас, восхищали красочные портреты  Уистлера и огромные полотна Клода Моне, полные сверкающих кувшинок. Русские художники пытались подражать импрессионистам, но краски они по привычке чаще всего на палитре смешивали, это делал даже Левитан. А вот Игорь Грабарь  долго не мог избавиться от желания писать чистыми красками, превращая мазки в драгоценные камни, как это делали дивизионисты.  Техникой он овладел, но раскрыл ли он сущность растения, сущность цветов дельфиниума, которые так любил. Да он и не ставил перед собой такие задачи.
Тайны цвета всегда волновали человека. Поэт и натуралист Гёте не признавал теорию Ньютона. Неужели цвет это просто результат разложения луча в призме на семь составляющих? Неужели восприятия цвета человеком в этом роли не играет? А помните, как графиня Ростова со смехом воспринимала Наташины глупости? Ее дочка серьезно считала, что Пьер Безухов синий и квадратный, а Борис серый и узкий, как часы в гостиной. Конечно,  раскрыть тайну восприятия цвета мне, как  и всем нам,  не удалось, но я пытался, благо профессия учителя, без сомнения одна из лучших в мире, это позволяла.  Ботанику в школе я преподавал,  используя опорные конспекты, в которых основные понятия были представлены в виде символов. На уроке рассказывал тему  и рисовал конспект мелом на доске, а дома ученики готовили  его цветную версию. Как дети раскрываются в цвете! Левополушарные отличники предпочитали красный цвет, а блоки у них были квадратными. Правополушарные троечники приносили конспекты сияющими всеми красками радуги, художники чертили круги и дополняли конспекты героями, вроде Масяни. Если дети чувствовали недомогание, это отражалось в цвете. А если мы ехали в школьный заповедник орхидей с очередным исследовательским проектом,  то обязательно брали с собой, наряду с фотографом, еще и художника, ученика любящего рисовать, способного взглянуть на дикие растения со стороны нам,  простым смертным,  недоступной.
А может,  чтобы раскрыть сущность растения,  радужные краски не нужны вовсе? Китайские художники прекрасно без них обходились, рисуя черной тушью так, что образы растений казались цветными. А может, китайские мастера уже тысячу лет как раскрыли тайну растений, найдя четыре благородных  символа. Символы эти известны: орхидея, вишня, бамбук, хризантема. Если у тебя радостное настроение, рисуй орхидею, если настроение плохое, рисуй бамбук. Но чтобы научиться рисовать бамбук, считали китайцы,  нужно полжизни, а чтобы научиться рисовать орхидею – вся жизнь.  Орхидея – символ благородства и утонченности, гармонии внутреннего и внешнего мира. Жаль только китайские орхидеи – тропические. Мир нашей северной природы, тем более мир природы сибирской не освоен. Стоят в сибирских лесах венерины башмачки в пурпуровых мантиях,  и нет рядом с ними живописцев.
       Китайские художники через тысячелетия донесли до нас красоту цветка орхидей, сто лет назад Чарльз  Дарвин донес до нас их совершенство.  Это вершина эволюции растений на Земле. Увы, в обществе понимания того, что открыли художники и ученые пока не произошло. Главное предназначение диких растений – быть съеденными, или стать источником лекарственных веществ, или стать собственностью. Всегда нравилась мне попытка Андрея Белого в век Серебряный осознать роль символов и символизма в грядущей культуре. Символизм это синтез искусства, науки и философии. Это особый способ познания мира, и, когда этот синтез произойдет,  настанет время,  может быть скоро, и мы обретем надежду – растение, я тебя увижу.

На фото четыре благородных из Интернета


Рецензии
Интересная точка зрения, Юрий! Да, как-то уж очень однобоко порой мы относимся к растениям! Прекрасное предисловие к рассказу - слова Андрея Белого. И эксперименты Ваши достойны детального и тщательного изучения.
А картины китайских художников, действительно, завораживают!

Наталья Катаева-Вергес   18.08.2022 07:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   18.08.2022 03:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.