Растение, я тебя увижу
соединяющий в себе
переживания художника
и черты, взятые из природы.
Андрей Белый
Можно ли понять сущность растения средствами живописи? А если можно, кто это сделает по-настоящему – академисты, импрессионисты, сторонники абстрактного искусства? Мы убедились, что академистам это не доступно, они отлично владеют техникой рисунка, добиваются поразительного сходства, но краски не их стихия. Может быть импрессионисты? Когда-то, отчаявшись научится живописи в отечественной Академии, Остроумова-Лебедева поехала в Париж и поступила в мастерскую Уистлера. Ей повезло, там ей действительно показали, как правильно раскладывать краски, что такое основные цвета и промежуточные. На холсте еще не было ни одного мазка, а все краски, необходимые для понимания модели уже лежали на палитре. Рисунком и формой можно было пренебречь, но не красками. Импрессионистом Остроумова, как и большинство художников, не стала, но ее, как и всех ее друзей, как и нас, восхищали красочные портреты Уистлера и огромные полотна Клода Моне, полные сверкающих кувшинок. Русские художники пытались подражать импрессионистам, но краски они по привычке чаще всего на палитре смешивали, это делал даже Левитан. А вот Игорь Грабарь долго не мог избавиться от желания писать чистыми красками, превращая мазки в драгоценные камни, как это делали дивизионисты. Техникой он овладел, но раскрыл ли он сущность растения, сущность цветов дельфиниума, которые так любил. Да он и не ставил перед собой такие задачи.
Тайны цвета всегда волновали человека. Поэт и натуралист Гёте не признавал теорию Ньютона. Неужели цвет это просто результат разложения луча в призме на семь составляющих? Неужели восприятия цвета человеком в этом роли не играет? А помните, как графиня Ростова со смехом воспринимала Наташины глупости? Ее дочка серьезно считала, что Пьер Безухов синий и квадратный, а Борис серый и узкий, как часы в гостиной. Конечно, раскрыть тайну восприятия цвета мне, как и всем нам, не удалось, но я пытался, благо профессия учителя, без сомнения одна из лучших в мире, это позволяла. Ботанику в школе я преподавал, используя опорные конспекты, в которых основные понятия были представлены в виде символов. На уроке рассказывал тему и рисовал конспект мелом на доске, а дома ученики готовили его цветную версию. Как дети раскрываются в цвете! Левополушарные отличники предпочитали красный цвет, а блоки у них были квадратными. Правополушарные троечники приносили конспекты сияющими всеми красками радуги, художники чертили круги и дополняли конспекты героями, вроде Масяни. Если дети чувствовали недомогание, это отражалось в цвете. А если мы ехали в школьный заповедник орхидей с очередным исследовательским проектом, то обязательно брали с собой, наряду с фотографом, еще и художника, ученика любящего рисовать, способного взглянуть на дикие растения со стороны нам, простым смертным, недоступной.
А может, чтобы раскрыть сущность растения, радужные краски не нужны вовсе? Китайские художники прекрасно без них обходились, рисуя черной тушью так, что образы растений казались цветными. А может, китайские мастера уже тысячу лет как раскрыли тайну растений, найдя четыре благородных символа. Символы эти известны: орхидея, вишня, бамбук, хризантема. Если у тебя радостное настроение, рисуй орхидею, если настроение плохое, рисуй бамбук. Но чтобы научиться рисовать бамбук, считали китайцы, нужно полжизни, а чтобы научиться рисовать орхидею – вся жизнь. Орхидея – символ благородства и утонченности, гармонии внутреннего и внешнего мира. Жаль только китайские орхидеи – тропические. Мир нашей северной природы, тем более мир природы сибирской не освоен. Стоят в сибирских лесах венерины башмачки в пурпуровых мантиях, и нет рядом с ними живописцев.
Китайские художники через тысячелетия донесли до нас красоту цветка орхидей, сто лет назад Чарльз Дарвин донес до нас их совершенство. Это вершина эволюции растений на Земле. Увы, в обществе понимания того, что открыли художники и ученые пока не произошло. Главное предназначение диких растений – быть съеденными, или стать источником лекарственных веществ, или стать собственностью. Всегда нравилась мне попытка Андрея Белого в век Серебряный осознать роль символов и символизма в грядущей культуре. Символизм это синтез искусства, науки и философии. Это особый способ познания мира, и, когда этот синтез произойдет, настанет время, может быть скоро, и мы обретем надежду – растение, я тебя увижу.
На фото четыре благородных из Интернета
Свидетельство о публикации №222081501087
А картины китайских художников, действительно, завораживают!
Наталья Катаева-Вергес 18.08.2022 07:13 Заявить о нарушении