Разбор пророчества о архиепископе Феофане Быстров

Разбор пророчества о архиепископе Феофане [Быстров] в режиме «он-лайн».
[статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо:
    «Тамара, читали статью священника Сергия Чечаничева «Страсти по архиепископу Феофану»? Там есть одно интересное высказывание, претендующее на старое предание: «когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения…», что об этом думаете?».

    Ответ:
    Статья действительно интересная (опубликована 12.08.2022):
    «Несколько дней назад мне в почту прилетели ссылки на два видеоролика, касающиеся прибытия из Франции в Санкт-Петербург останков известного русского архиерея ХХ века Феофана (Быстрова), архиепископа Полтавского.
    В первом ролике под названием «Возвращение духовника Царской семьи в Санкт-Петербург!» один из моих старых добрых друзей рассказал об этом, по его словам, «знаковом для православных, для монархистов событии в Петербурге и в России» – о том, что «после восьмилетних трудов группы людей на родину в Петербург вернулись честные мощи Владыки Феофана (Быстрова) – духовника Царской Семьи».
    Во втором ролике под названием «Кто мешает погребению архиепископа Феофана?» известный многим православный подвижник с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сообщил «неприятную новость», касающуюся захоронения останков владыки Феофана, которую также продублировал на своей странице «ВКонтакте». Он рассказал, что «некоторые представители РПЦ Московского Патриархата, совсем не рады этому событию и более того, препятствуют захоронению Святителя Феофана на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры» и о том, что у него самого «складывается ощущение, будто среди церкви есть иноагенты – противники царской семьи, и будущего помазанника Божиего Царя Православного и они всполошились, от такой неожиданной вести, о грядущих благих переменах в России».
    На сайте Санкт-Петербургской Митрополии, касательно всей этой истории сообщается, что «останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) доставлены 23 июля из Франции для перезахоронения в Санкт-Петербург. Далее в сообщении приводится свидетельство иерея Анатолия Першина о том, как к нему в студию на телеканале «Союз» – «пришла семья из Латвии – Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации «Лествица», и рассказали про владыку Феофана, «нового затворника», духовника Царской семьи. Они стали инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы рассказали об этом событии. Есть предание, что, «когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения…».
    На эти события отозвалась статьёй под названием «Где в Петербурге похоронят духовника царской семьи архиепископа Феофана?» даже самое читаемое в Петербурге интернет-издание «Фонтанка.ру», в котором со свойственной сему печатному органу долей язвительности, сообщалось:
    «Современные служители церкви относятся к Феофану Быстрову неоднозначно. В духовной академии, где он учился и занимал пост ректора, нет на привычном месте его портрета – в учебном заведении говорят, что унесли на реставрацию. Не ответили в академии и на просьбу «Фонтанки» рассказать о значимости фигуры владыки в истории и важности возвращения его праха на Родину».
    С «Фонтанкой» – всё понятно. Эта интернет-газета всегда там, где пахнет скандалом. Таков «репортёрский хлеб». И особенно востребованный владельцами и редакторами этого издания «хлеб» антицерковный.
    Но давайте попробуем сами также разобраться с нашими внтурицерковными вопросами. На страницах различных интернет-изданий можно найти немало добрых слов о Владыке Феофане Полтавском, а в его литературных трудах, особенно поздних, автор видится, как настоящий ревнитель и защитник Православной веры.
    В своих воспоминаниях «Годы странничества» известная подвижница Русской Зарубежной Православной Церкви схиигумения Мария (Дохторова) с особой теплотой и любовью отзывается о владыке Феофане:
    «В Петров пост мы приехали в Сербию, здесь Господь сподобил, к моему великому благу, встретиться с Высокопреосвященным владыкой Феофаном, который стал моим возлюбленным о Господе старцем. С тех пор (это было в июне 1924 года) жизнь моя протекала под его духовным руководством».
    Авторы книги о Владыке Феофане Ричард (Фома) Бэттс и Вячеслав Марченко «Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник» (М.: Даниловский благовестник, 2010. 368 с., ил.) пишут:
    «Одним из великих светильников Православной Церкви и одним из величайших ученых-богословов своего времени стал Архиепископ Феофан (Быстров). Он был духовником Помазанника Божьего Государя Императора Николая II Александровича и всей его Семьи. Святитель Феофан был «совестью Царя», гласом и хранителем православных заповедей и традиций. Ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, он стал защитником Креста Господня, то есть православного учения о догмате Искупления, от крестоборческой ереси, благословленной Зарубежным Синодом, он послужил Святому Православию и критикой софианства. Прозорливец и пророк, целитель душ и телес – смиреннейший из людей, гонимый миром при жизни, он окончил ее затворником в пещерах во Франции. Почитатель и наследник святителя Феофана (Затворника), святитель Феофан Новый Затворник сам стяжал Дух Святой. Житие его, его подвиги и труды да послужат поддержкой верным в наши лютые времена, да будут они во славу Божью и во славу верных в Боге».
    На сайте «Православие.ру» недавно также были опубликованы некоторые весьма поучительные «наставления духовным чадам» владыки Феофана.
    Сразу скажу, что сам отношусь и к владыке Феофану и к возможному захоронению его останков на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры достаточно ровно и, как говорится «ничего не имею против». Но это, как говорится «одна сторона вопроса».
    Лично меня во всей этой истории особо смущает тот факт, что основным «трендом», объявленным организаторами этого перезахоронения, является утверждение, характеризующее владыку Феофана, как «духовника Царской семьи», поскольку в этом утверждении заключаются две правды.
    Первая – это та, что Владыка, в течение нескольких лет, действительно был духовником Царской семьи. Но вторая правда и, на мой взгляд, наиболее полная и честная, заключается в том, что именно на этом поприще будущий Владыка претерпел такую духовную катастрофу, которая сильно «аукнулась» и ему самому, и стала первопричиной последующего свержения Государя, крушения Российской Империи и убийства Царской семьи. Ибо после того, как он перестал быть «духовником Царской семьи» – он стал активно враждовать против Государя и Государыни, и против их друга Григория Распутина.
    Напомню, что самые первые сведения о т.н. «безнравственном поведении» Григория Распутина были озвучены именно тогда ещё архимандритом Феофаном.
    Игумен Серафим (Кузнецов), который лично знал Царскую семью в своей книге «Православный Царь-мученик» пишет:
    «Впоследствии у Григория Распутина с епископом Феофаном вышли неприятности, последний ставил в вину Григорию Распутину то, что якобы ему одна какая-то женщина открыла на исповеди – неблагопристойное поведение старца Григория. Епископ Феофан и здесь показал свою неопытность духовную, на слово поверил этой женщине, которая впоследствии оказалось всё придумала; но это ещё ничего, он доложил Царице, что ему на исповеди такая-то открывала нехорошее по отношению поведения Григория. Каково же было глубоко верующей Императрице слышать от своего духовника то, что ему было открыто на исповеди?.. Подобному доносу своего духовника Императрица не только не поверила, а сочла его поступок самым недостойным и преступным против церковных канонов».
    Подруга Государыни Анна Вырубова в воспоминаниях «Страницы моей жизни» более детально рассказала об этой печальной истории. В те время она бывала у архим. Феофана и часто встречала там молодую девушку по имени Елена, которая «всегда с жаром слушала беседы» и «причащалась на ранних обеднях». Потом Елена увлеклась каким-то студентом и «перестала бывать». Григорий Ефимович укорял её и как-то раз пристыдил при других. Елена выбежала и сразу отправилась к архим. Феофану. Упав перед ним на колени, она стала доказывать, что Распутин её обесчестил. Архимадрит Феофан «ухватился за клевету и дело пошло»! Анна потом как-то встретила эту девушку на улице и пыталась её ласково урезонить. Но это уже была не тихая «бледная, смиренная Лена», а «наглая и грубая дама», которая закричала: «Отомщу Григорию!».
    Подозреваю, что, кроме указанной выше Елены в этой спецоперации будущих февральских революционеров по ошельмованию Григория Распутина и Царской Семьи были задействованы также и другие женские персонажи.
    Архим. Феофан по своей духовной неопытности и наивности, поверил рассказам этих женщин о якобы непристойном поведении Г.Е. Распутина и раскрыл тайну исповеди Государыне, а также и епископу Гермогену (Долганеву).
    Вполне допускаю, что эту женщину (или женщин) специально наняли, подготовили и подослали к архим. Феофану, как к «духовнику Царской Семьи», с целью дискредитации Григория Ефимовича. Таким образом, архим. Феофан одним из первых попался в сети лжи мифотворцев-революционеров. Ибо шум был, но фактов не было. А весь этот шум явился поводом для бесчестных газетных публикаций и салонных сплетен, а также частью борьбы т.н. «прогрессивных сил» против Государя и государственного строя».
    Владыка Феофан поверил клевете и оказался не прав, а Государыня не поверила и была права.
    Митрополит Вениамин (Федченков) в своих мемуарах «На рубеже двух эпох» пишет:
    «Потом постепенно начали вскрываться некоторые стороны против Распутина. Епископ Феофан (он тогда уже был ректором академии) и я увещевали его изменить образ жизни, но это было уже поздно, он шёл по своему пути. Епископ Феофан был у царя и царицы, убеждал уже их быть осторожными в отношении Г.Е., но ответом было раздражение царицы, очень чувствительно отразившееся на здоровье её. Потом выявились совершенно точные, документальные факты, епископ Феофан порвал с Распутиным. По его поручению я дал сведения для двора через князя О., ездил к другим, но нас мало слушали, он был сильнее. Тогда царь затребовал документы; часть их была передана епископом Феофаном мне на хранение. И я, сняв с них копии, отвёз в Петербург, митрополиту Антонию для передачи царю. Ничто не изменило дела».
    К сожалению, митрополит Вениамин также, как и Владыка Феофан, «попался на удочку» революционеров, которые подсунули наивным священноначальникам искусно состряпанные «липовые» документы.
    В книге доктора исторических наук Александра Боханова (+2019) «Правда о Григории Распутине» можно узнать подробности, как о технологиях изготовления этих документов, так и о персонажах способствовавших их появлению на свет и массовому распространению.
    Еще более подробно и пристально эту позорную и печальную историю рассматривает современный исследователь ложных сведений и клеветы о Григории Распутине – православный писатель Юрий Рассулин. В книге «Месть врага рода человеческого» в главе «Заблуждение архиепископа Феофана» он пишет:
    «В феврале 1909 г. архимандрит Феофан (Быстров) был возведён в сан епископа. К сожалению, владыка Феофан под влиянием слухов о поведении Григория Распутина, пришёл к мысли, что он в прелести. Своими соображениями епископ Феофан, исполнявший обязанности духовника Царской Семьи, решился поделиться с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Однако, вопреки ожиданиям епископа, Государыня отнеслась к его словам критически, считая, что он глубоко заблуждается».
    Далее Рассулин приводит показания владыки Феофана членам Чрезвычайной комиссии Временного Правительства, которая была создана после февральского переворота для расследования т.н. «преступлений Царского режима».
    «Когда затем Распутин пришёл к нам, – продолжает владыка Феофан свой рассказ следователям Ч.С.К., – мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести. Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервём и открыто всё объявим и доведём до сведения императора. Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал, что делал ошибки и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям.
    Через некоторое время до меня дошли слухи, что Распутин ведёт прежний образ жизни и что-то против нас предпринимает. Тогда я решил применить последнюю меру – открыто обличить и поведать всё бывшему императору. Однако принял меня не император, а его супруга в присутствии фрейлины Вырубовой.
    Я говорил около часа и доказывал, что Распутин находится в состоянии духовной прелести. Бывшая императрица возражала мне, волновалась, говорила из книг богословских. Я разбил все её доводы, но она твердила: «Всё это неправда и клевета». Разговор я закончил словами, что не могу иметь общение с Распутиным. Я думаю, что Распутин, как человек хитрый, моё против него выступление объяснил царской семье тем, что я позавидовал его близости к семье, хочу его отстранить. После беседы с императрицей ко мне, как ни в чём не бывало, пришёл Распутин, видимо, думавший, что недовольство императрицы меня устрашило, однако я решительно заявил ему: «Уйди, ты – обманщик». Распутин упал мне в ноги, просил простить. Но я снова заявил ему: «Уйди, ты нарушил обещание, данное перед Господом». Распутин ушёл, и больше я с ним не виделся».
    Комментируя эти «сведения» Юрий Рассулин заключает:
    «К сожалению, не имея никаких прямых доказательств, а пользуясь только слухами и собственными размышлениями, владыка Феофан склонился туда, куда его увёл помысел недобрый».
    Ссылаясь на книгу о Распутине Эдварда Радзинского Рассулин приводит слова, сказанные «епископом Феофаном товарищу обер-прокурора Св. Синода Даманскому по поводу Распутина и в связи с новым переводом в Астрахань:
    «Распутин – сосуд дьявола, настанет время, Господь покарает его и его защитников» (Царя и Царицу?! – Ю.Р.)».
    По прочтении данного обвинения и такого однозначно недоброго «пророчества» в адрес Царской Семьи и ее Друга со стороны владыки Феофана, неизбежно возникает вопрос о степени духовного состояния и духовного повреждения самого Владыки.
    Юрий Рассулин пишет:
    «Бедный епископ Феофан, если и изрёк эти страшные слова, то, конечно, будучи ослеплён, если не чувством мести, то крайней досады и обиды. Доброе расположение Государя и Государыни к Григорию только усилило месть врага рода человеческого, ненавистника всякого проявления бескорыстного евангельского чувства. Вражьи сети всё более опутывали бедного владыку Феофана, превратившегося из близкого Царской Семье человека в того, кто вольно или невольно причинял им боль. Что касается старца Григория, то в лице епископа Феофана он приобрёл грозного врага. В своём осуждении Григория Ефимовича владыка Феофан уже не мог остановиться. Более того, и сам он явился источником наговоров на Григория, одну клевету за другой нанизывая на ниточку жизни сибирского крестьянина».
    Сегодня каждый «алчущий и жаждущий правды» православный христианин может свободно ознакомиться с «корпусом» книг и статей, разоблачающих лживые сведения о Царской семье и о Григории Распутине.
    Одним из распространителей этих «лживых сведений» в своё время, стал владыка Феофан. Поэтому позиционирование его личности, как «духовника Царской семьи» на мой взгляд, совершенно некорректно.
    Кроме того, известно, что владыка Феофан в 1917 году был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, участвовал в 1-й сессии, был членом I, II, XI, XII Отделов. Напомню, что Царская Семья в это время уже находилась в заточении в Тобольске. И ни одного документа или хотя бы даже просто доброго слова в защиту будущих Царственных Мучеников в период Соборных заседаний от Владыки Феофана для истории не запечатлелось. Добрые слова о Царской Семье Владыка высказывал уже значительно позже, видимо осознав свою неправоту.
    Также владыка Феофан был активным участником Белого движения. С 1919 года он состоял членом Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) Белой армии на Юго-Востоке России, со всеми вытекающими отсюда нюансами.
    Белая армия, как известно, создавалась прямыми врагами Царской Семьи и организаторами февральского свержения Государя. Затем содержалась на финансовые средства «западных партнеров», стремившихся расчленить Россию. И этот факт сотрудничества Владыки Феофана с государственными преступниками и врагами Царской Семьи также не украшает его биографию.
    Как говорил один киногерой «меня терзают смутные сомнения».
    Зачем в этой истории надо было представлять владыку Феофана чуть ли не самым близким к Царской Семье священнослужителем?
    Зачем выдавать желаемое за действительное?
    Учитывая весь этот «шум и гам», связанный с перезахоронением останков Владыки, а также с некими пророчествами о том, «что, когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения» и об ожидаемом некоторыми православными деятелями пришествия «будущего помазанника Божиего Царя Православного», хочется поставить вопрос: Кому это понадобилось?
    Уж не нынешним ли адептам «Белого дела», готовым по указке своих западных кураторов посадить на русский Царский Трон какого-нибудь очередного самозванца?
    Очень на то похоже!!!
    И в этом смысле хочется пожелать духовной трезвости всем, кто с добрыми намерениями участвует в этом деле. И воззвать ко Господу с прошением «разрушить совет Ахитофела» (см. 2 Цар. 15:31), если кто-то, за внешней стороной этого дела, замышляет лукавое.
    Владыка Феофан в течение последних пятнадцати лет своего земного пути вёл действительно подвижнический и аскетический образ жизни. Его духовные советы и наставления, его духовное руководство способствовало преображению и укреплению православной веры в душах многих людей. Но это уже совсем другая история.
    В заключение своего исследования о заблуждениях Владыки Феофана Юрий Рассулин написал слова, с которыми просто хочется согласиться:
    «…простим всё владыке Феофану (Быстрову), хотя бы потому, что сам Григорий Ефимович простил его и потому, что владыка, как следует из посвящённых ему книг, искренне любил святую Царскую Семью. Будем верить, что владыка пусть и на склоне лет во всём разобрался и примирился со своим добрым старым другом и братом во Христе» (священник Сергий Чечаничев, публицист, Санкт-Петербург).
*    *    *
    Что касается вышеуказанных персонажей, то я о них уже писала:
    «Разбор пророчества архиепископа Феофана [Быстров, 1872-1940]». // http://www.proza.ru/2016/03/14/806;
    «Предсказания Григория Распутина (1869-1916)». // http://www.proza.ru/2016/04/19/395.
    На счёт предания, что «когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения…», и что «иноагенты – противники царской семьи, и будущего помазанника Божиего Царя Православного всполошились, от такой неожиданной вести, о грядущих благих переменах в России», – то услышала о нём впервые.
    Судя по всему оно было озвучено 23.07.2022, а опубликовано для массового российского читателя 25.07.2022.
    Идею перезахоронения стали продвигать давно. Известно, что ещё 05.07.2016 Архиерейский Синод Зарубежной Церкви, в ответ на обращение к нему Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии, пообещал не препятствовать этому.
    В среде православных внутри страны мысль эту стали продвигать, используя хорошо известные чувствительные зоны воздействия, статья «Открытое письмо к священноначалию и Святейшему Патриарху КИРИЛЛУ о перенесении остатков архиепископа Феофана, духовника царской семьи, с чужбины на родину» от 30.05.2018:
    «Бесовские силы, конечно, не дремлют и изо всех сил стараются воспрепятствовать, чтобы Св. мощи ещё одного угодника Божия освящали Петербург […]
    Как нам стало известно из достоверных источников, могила владыки в Лимере в настоящий момент только чудом сохраняется нетронутой и в любой момент останки могут быть перенесены в общую могилу. […]
    Хочется верить, что в год 100-летия Царской Голгофы, мы не совершим предательства […]
    Возвращение владыки Феофана в Россию в 2018 году может стать ещё одним актом покаяния русского народа в содеянном 100 лет назад.
Владыка нас ждёт. Время пришло!»: http://mosvedi.ru/news/russian-world/russia/22485.html.
    Отношение к этой акции ещё в 20.01.2020 выразила одна из родственниц Владыки:
    «Здравствуйте! Меня зовут Наталия. Я – внучатая племянница архиепископа Феофана (Быстрова).
    О существовании Вашего журнала я узнала после того, как мне прислали ссылку на этот пост. Во время прочтения опубликованного Вами текста у меня возник ряд вопросов и комментариев к нему, но сейчас я хотела бы написать лишь следующее.
    Во-первых, если автор текста считает, что перезахоронение арх. Феофана на Никольском кладбище С.-Петербурга (замечу, вопреки воли покойного) является благим делом, то почему он (автор) не называет имя служащего в Казанском соборе протоиерея Николая (Ивановича) Преображенского и скрывает имя «православного христианина», готового взять на себя «все материальные затраты на данное мероприятие»? Кто же этот таинственный «православный христианин»?;
    Во-вторых, внучатых племянников у арх. Феофана – не «множество», а небольшое число. И не только мы с сестрой против такого перезахоронения. Кроме того, есть ещё и те, кто вообще против какого-либо его перезахоронения;
    В-третьих, зная и чтя волю арх. Феофана, дядя Лива (Воронов) в своё время добился в мэрии С.-Петербурга разрешения на захоронение его жены и его самого на Литераторских мостках Волковского кладбища (на семейном участке), мечтая и надеясь, что если или когда возникнет возможность перезахоронить арх. Феофана, то это произойдёт именно там. Напомню, что Литераторские мостки – это музей-некрополь;
    В-четвёртых, я никогда не носила фамилию, указанную в тексте»: https://napravdestoy.livejournal.com/5547620.html.
    В течение нескольких лет шли переговоры с властями французского города Лимере (департамент Эндр и Луара), где на местном муниципальном кладбище покоился прах Владыки. В конце концов, эксгумация состоялась 21.07.2022.
    23 июля останки Архиепископа были доставлены из Франции в Петербург. В этот день, Наталья написала:
    «23 июля 2022 года мы с сестрой совершенно случайно и неожиданно для себя узнали из интернета, что начался процесс перезахоронения архиепископа Феофана (Быстрова), брата нашей бабушки. В публикациях сообщалось, что эксгумация проводилась по просьбе Анны Вороновой, и что его останки будут погребены в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Аня – наша тр. сестра. Она, как и мы, приходится внучатой племянницей арх. Феофану.
    Мы думали, что тема с перезахоронением арх. Феофана была закрыта несколько лет назад – в 2015-2016 годах. Но оказалось, что нет.
    Стали связываться с родственниками. Выяснилось, что практически все, с кем мы пообщались, вообще не были в курсе данного перезахоронения, кроме двух человек, которые узнали об этом примерно одновременно с нами – тоже постфактум (с их слов).
    Поэтому никто из внучатых племянников и других родственников не приехал в аэропорт встречать гроб с арх. Феофаном, ну и конечно же, не присутствовал при эксгумации во Франции.
    Состоялся разговор и с Аней Вороновой. Я (пока) не буду его пересказывать, принимая во внимание то, в каком положении она сейчас находится.
    После этого сестра поехала в Александро-Невскую Лавру, чтобы увидеть гроб с останками арх. Феофана и прикоснуться к нему. Но этого ей не удалось сделать, так как гроб находился в помещении под замком и к нему запрещён доступ даже для родственников.
    Иеромонах Алексей (Степанов), у которого ключи от этого помещения, сказал, что если у Саши будет на руках разрешение от епархиального начальства, то тогда он её допустит.
    25 июля Саша позвонила в канцелярию епархии. Там ей ответили, что разрешение (на допуск к гробу) может дать только секретарь епархии, но его до 3 августа не будет – он в отъезде, дата и место перезахоронения не определены, решается вопрос с кладбищами...
    Ситуация выглядит, мягко говоря, странной.
    Мы, безусловно, переживаем по поводу всего этого и, кроме того, опасаемся, что арх. Феофану станут приписывать (т.к. уже ранее приписывали) слова и поступки, которые он не говорил и не совершал, чтобы использовать его имя в определённых целях»: https://russian-kraeved.livejournal.com/2022/07/25/.
    Между тем официальный сайт Московского Патриархата сообщает 25 июля 2022 г. 17:48:
    «В аэропорту «Пулково» гроб с телом архиерея встретили представители общественной организации «Лествица» и дальние родственников Владыки.
    После оформления таможенных документов машина направилась в Александро-Невскую лавру, где останки архиепископа Феофана встретили православные верующие. Все желающие приложились ко гробу. Гроб был перенесён в крипту Свято-Троицкого собора, где покоятся митрополиты Ленинградские Антоний (Мельников) и Елевферий (Воронцов). Заупокойную литию по архиепископу Феофану отслужил насельник Лавры иеромонах Алексий (Степанов).
    Один из инициаторов возвращения останков на Родину Павел Дубров назвал возвращение останков архиепископа Феофана историческим и пока до конца не оцененным событием.
    «Я много лет веду музыкальную передачу «Лаврские встречи» на телеканале «Союз», – рассказал иерей Анатолий Першин. – Однажды в нашу студию пришла семья из Латвии – Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации «Лествица». От них я и услышал историю про владыку Феофана, «нового затворника», духовника царской семьи. Они выступили инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы на этой передаче рассказали на весь мир об этом событии. Есть предание, что когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения. При перевозе останков были очень большие трудности, несмотря на благословения Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. В последний момент обнаружились какие-то несовпадения в документах, таможня могла не пропустить. Мы молились здесь, в беседке, святым царственным страстотерпцам, и все формальности были улажены. Это – чудо, которое произошло на наших глазах. Ирина с Андреем едут в Россию, но пока запаздывают. Слава Богу, все закончилось благополучно».
    Егор Курасин, сын супругов Ирины и Андрея, рассказал, что какое-то время назад переехал жить в Москву и всячески помогал родителям в получении необходимых документов. «Лествица» – молодёжная организация по работе с русскими детьми и молодежью в Прибалтике. Её руководители Ирина и Андрей, познакомившись с Павлом Дубровым, давним почитателем владыки, решили способствовать переносу останков архиепископа Феофана в Россию. Они разыскали его могилу, которая была в большом запустении, сами принимали участие в раскопках, восемь лет занимались улаживанием всех формальностей.
    «Рад, что духовник царской семьи вернулся на историческую Родину. Это должно консолидировать общество», – сказал Е. Курасин»: http://www.patriarchia.ru/db/text/5946566.html.
    После ознакомления с этим официальным текстом Московской Патриархии авторство «предания» подтверждается за неким иереем Анатолием Першиным (род. 1958). Как подсказывает интернет-поисковик, Першин до недавнего времени был настоятелем храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще в Санкт-Петербурге.
    Из его автобиографии следует:
    «Когда Першин ушёл в веру, он иногда играл на гитаре для себя и близких. Однажды друзья священника посоветовали ему снова запеть; они организовали его концерт, собрав всех знакомых и друзей. Оказалось, что его творчество нужно людям, и отец Анатолий стал давать концерты. Телеканал «Союз» заинтересовался выступлениями музыканта и вскоре его пригласили вести авторскую передачу, которую он назвал «Лаврские встречи». Гостями этой программы становятся не только музыканты и авторы-исполнители, но и поэты, писатели и другие творческие люди.
    Першин периодически выступает на песенных фестивалях, проводит творческие вечера, а также принимает участие в передачах на телеканале «Спас». Песни священника можно услышать и в петербургском драматическом православном театре «Странник», куда приходят преданные поклонники его творчества...», – то есть отец Анатолий является медийной фигурой.
    Родственники архиепископа Феофана (Быстрова) утверждают, что тот был против «возвращения» на родину, тогда встаёт вопрос: Откуда взялось «предание», не придумал ли его «творчески» сам иерей Анатолий Першин?
    Хочется здесь согласиться с родственниками архиепископа:
    «Мы, безусловно, переживаем по поводу всего этого и, кроме того, опасаемся, что арх. Феофану станут приписывать (т.к. уже ранее приписывали) слова и поступки, которые он не говорил и не совершал, чтобы использовать его имя в определённых целях».
*    *    *
ДТН.


Рецензии