Ангелинка

  Стояла необычно жаркая для середины августа погода.  Неугомонные пчёлы, рассерженные на людей, забравших из их ульев  свежий мёд под праздник Медового Спаса, носились от цветка к цветку на клумбах возле сельского рынка,  стараясь собрать целительный нектар и восстановить запасы на зиму. На лавочке в сквере сидели трое-две девушки лет тридцати и мужчина, бледный и болезненный, выглядевший старше своих лет. Со стороны можно было принять их за старых друзей, неожиданно встретившихся на прогулке.
- Так вот и живем, сказала одна из девушек, сидевшая вполоборота и державшая своего спутника за руку.
- Тань, ну, что же вы мне раньше ничего не сказали, не позвонили… Сейчас вот и телефоны почти у каждого. - С грустью сказала вторая, участливо глядя на собеседницу и взволнованно сжимая и разжимая свою дамскую сумочку. Может быть я смогла бы вам чем- то помочь. Одноклассники же все- таки.
- Как- то вот так получилось. - Да и что всех на уши поднимать, в каждом дому по кому! Вот две операции уже сделали, два курса химиотерапии. Врачи говорят, что странно все как-то. Все ведь с ангины началось и стремительно за месяц дошло до такого.
- А сейчас-то ты как себя чувствуешь, а, Миша?- спросила одноклассница.
- Да, все нормально, Ангелин, живу вот, стараюсь жить.
- Молодец! А, не пробовали нетрадиционную медицину? Может, травы какие или ещё чего?
- Да уж все перепробовали. Мы ведь и к знахарям обращались и в монастыри ездили. Как было, так и есть. - С грустью в голосе сказала Таня.
- А ты сейчас работаешь?
- Да, с трудом говоря, сиплым голосом прошептал одноклассник.  Работаю потихоньку.
- Ты ведь в органах служил после армии или я ошибаюсь?
- Правильно все, дослужился вот до капитана и захворал.
- Как хорошо, что мы встретились, Ангелина! Мы к маме дочку привезли месяц назад на каникулы, вот за ней сейчас приехали. А ты, где живешь, работаешь?
- Я в Москве, в школе работаю. Тоже вот приехала к бабушке с мамой могилки поправить.
- А, где остановилась? Дом- то вроде бабы Глашин совсем разрушен.
- В доме остановилась, Тань, там нормально ещё. Это двор обвалился, а дом стоит пока.
- Ну, ладно, пойдём мы, нам на солнце нельзя, мы так перебежками от рынка, до сквера, потом до остановки и домой. - Сказала слегка повеселевшая Татьяна, заботливо поправлявшая кепку на голове мужа.
- Хорошо, ребята, будьте здоровы! - Выздоравливай, Миша! Пусть все наладится поскорее! - Вставая с лавки, пожелала Ангелина.
- Погоди, вдруг остановил ее Михаил. А ты не умеешь ничего из того, что твоя бабушка делала? Ну, моя мама говорила, что в молодости она ее от смерти спасла, на свинец или олово что ли сливала ее болезнь. Вон сколько лет уже прошло, а мама живёхонькая. А тогда врачи ведь ей хотели ногу отнимать, гангрена была. Может, если умеешь, посмотрела бы меня, мы никому не расскажем. Ты прости меня, что я в детстве тебя обижал, проходу не давал и ведьмой звал. Детство было такое!
- Ну, что ты, Миша, я уже все забыла давно.- Улыбнулась в ответ Ангелина. - Я бы рада помочь, да не умею. Не научила меня моя бабушка такому. Да и я не хотела тогда это знать.
- Знаешь, Ангелина, мы ведь не случайно тут встретились. Мама сказала, что видали тебя люди на кладбище, вот мы тебя тут и высматривали, специально приехали сюда. - Разоткровенничавшись сказала Таня. Мы думали, что ты умеешь также как баба Глаша твоя людей лечить.
- Нет, я не умею, ребята! Рада бы помочь, но не умею.
- Ну, что же, тогда мы поедем. Прощай, Ангелинка!- С трудом прохрипел Михаил.  День был суматошный и вернувшись домой, Ангелина ополоснулась тёплой водой из таза прямо на улице и прилегла в доме на кровати.
- А, не надо было его Мишкой называть!- Услышала она сквозь дремоту  старческий женский голос. Кто это сказал она не поняла. Сладкая дрёма смежила ее веки и сон захватил ее целиком. Ей снилась деревня, знакомые люди, голубое небо, но все было каким-то удивительно притягательным. Среди высоких деревьев, по узкой лесной тропе шла она босиком. Позади след в след бежал рыже-серый, будто покрытый плесенью или сединой огромный пёс.
- Кто ты? Откуда взялся? - Мысленно спросила его Ангелина.
- Я твой помощник.  Я всегда с тобой.
- И как же мне тебя называть? - Как на яву спросила она.
- Бусенька я -  помощник твой родовой. Давно твоему роду служу, теперь вот тебе.
- А почему же я про тебя не знала?
- Знала, да забыла, а забыла, потому что так решила. А я вот он, всегда рядом.
- Странно! А, ну да, это же сон.
- Сон не сон, а я вот он-тут, всегда рядом, жду, когда позовёшь.  Ангелинка вдруг вздрогнула во сне и очнулась. Долго лежала она с открытыми глазами и смотрела в потолок. Что- то припоминая из детства и стараясь вспомнить свою бабушку. Мать свою Ангелинка не знала, умерла она при родах. Бабушка Глаша- единственный родной человек, пережила свою дочь ровно на семнадцать лет. Остался  от бабушки в наследство Ангелинке этот старенький дом в деревне, сундук, обитый железом. да плетёный короб во дворе, в котором лежали всякие вещички, которые при жизни бабушка трогать не дозволяла. Двор, пристроенный к задней стенке дома, покосился и входить туда было опасно еще в те годы, когда баба Глаша была жива. Однажды она сказала Ангелинке:
- Ты, смотри, без моего ведома в конюшню-то не ходи! Мало ли, потолок рухнет, или стена посыпется, завалить может. Да и нельзя кое-к кому без спроса- то захаживать.
- А кто у нас там? К кому нельзя без спроса? - Переспросила Ангелинка. Кроме крыс, да мышей кто там ещё?
- Крыс там нет, они у нас отродясь не живут, боятся. Они умные, на рожон не лезут.
- А кого они боятся?
- Помощников наших, есть у нас с тобой такие. Покажу посля Рождества. А коль сама первая увидишь кого, расскажи мне.
- Интересно! Кого я могу увидеть, если мне туда заходить нельзя?
- Да, мало ли? - ответила бабушка.
  С того короткого разговора прошло много времени, да и забыла про него Ангелинка. Мало ли о чем были разговоры с бабушкой. Время было советское, работы в колхозе было много, разговоры вести подолгу было некогда. Да и Ангелинка росла замкнутой, по подружкам не бегала, да и к ней никто особо не рвался.
В самые морозные ночи января, называемые крещенскими,  позвала как- то раз бабушка Ангелинку и показала ей зеркало.
- Вот, смотри хорошенько! Как зашевелится будто вода, приглядись хорошенько, станет проясняться, не бойся, это помощник, он прислуживает. Что понадобится тебе, его позови, на зеркало подыши-подыши и желание своё шепни, исполнит.
- Бабушка, шевелится!
- Ну и хорошо! Знать, видишь!- Довольно сказала баба Глаша.
- Одно помни, без большой надобности-то не зови и не проси, коли сама справиться можешь. Я вот за мою жизнь всего два раза звала. А один разок ещё хотела, да не успела. Вот ты от того разу без мамки-то и осталась. А успела бы, было бы, мож, по-другому все. С ними ловкой быть надобно! Не успеешь, не ропщи. Сам виноват, что на мысль туговат, так-то вот! Ну, что видишь кого, али как?
- Вижу будто… Ой, ой, лиса бежит, нет, собака рыжая!
- Правильно! Ну-ка ступай в сторонку, на первый раз хватит.- Бабушка одним махом накрыла зеркало чёрной шалью.
- А, что это было? Это потому что святки сейчас идут?
- Это потому что знания к тебе идут, но пока я ещё не пойму, осилишь ли ты их или погодить ещё. - Задумчиво сказала баба Глаша. Ну, погодим маленько. Про то, что видала, не рассказывай никому, это тайка!
- Я понимаю, баб! - Прошептала в ответ Ангелинка.
- Мамка твоя не хотела ведать, комсомолкой была-активисткой. Ох, бедняжка! -С глубокой печалью сказала бабушка. Не сумела я!
- Чего не сумела?
- Поделиться с ней тайкой-то. Не хотела она и слышать про это. Уехала из дома, завербовалась на целину. Вот и сломался куст на дереве!
- Ты, бабушка, спать ложись,  а то ты как во сне будто бредишь. - Озадачено сказала Ангелинка.
- И то правда! - Спохватившись, что зря она вспомнила про свою дочь, сняв фартук, и, повесив его на крючок у печки, бабушка Глаша медленно пошлепала к своей кровати.
  Теперь, спустя годы, Ангелина поняла, что вот так, раз за разом бабушка пыталась показать и рассказать внучке родовые секреты. Ангелинка любила такие вечера, наполненные волшебством и тайнами, считала, что бабушка ее просто сильно любит и развлекает, раз подружек нет. Так они и жили вдвоём: старая и малая. Хорошо им было, спокойно.
  Лежала Ангелинка сейчас в кровати своей и вспоминала своё детство. Вставать совсем не хотелось. Помнила она, что слыла баба Глаша среди деревенских странной, но трудолюбивой. Огород большой, сад яблоневый, урожай смородины и сливы каждый год ведрами.
Частенько поздними вечерами к дому приходили односельчане или люди из соседних деревень. Посидят, перемолвятся с бабушкой и заходят в сенцы. В такие моменты Ангелинка сидела в горнице тихонько. Она такие минуты любила. Смотрела в окошко, как по стеклу ползали разноцветные жучки, собираясь то в ромашковый узор, то во вьюнки. Крылышки у этих жучков были блестящими как у жуков-бронзовиков, только и розовые, и фиолетовые, и зелёные. И бегали эти жучки весело, будто спешили показать все свои умения. А то бывало, выбегут из под печки мышки штук десять и давай играть друг с дружкой. А уж когда Ангелинка им какой шарик бросит или пуговку, то они на радостях такие номера показывали, что и в цирк ходить не надо, порой казалось, что у мышек есть не только ушки, но и маленькие рожки и носы как у поросяток - пятачком. Да, мало ли что в сумерках покажется! Ко всему этому она привыкла с детства и считала, что это обычное дело. Была ещё у бабы Глаши коробочка берестяная, в которой лежали разноцветные стеклышки. Но открывать ее девочке не разрешалось.
- Эти стекляшечки не бери без моего ведома, острые они, порезать руки могут. Вот не станет когда меня, тогда все твоё будет. Не забывай только, что острые они.
- А для чего они тебе? - Как- раз спросила девочка.
- Радость дарят. Красивые, посмотришь на них и усталость долой. - Ответила бабушка, загадочно улыбаясь.
- Баба Глаша, а, давай телевизор купим. У всех в деревне есть, а у нас нет. Меня вон девчонки в классе дразнят, говорят, что я кулугурка, что мы с чертями водимся.
- Кулугурка, говоришь? - Переспросила бабушка серьёзно посмотрев на внучку и  затем улыбнувшись.
- Пусть говорят, а ты не серчай. Вот школу закончишь, забудешь о них. А телевизор нам не нужен. - Сказала, как отрезала.
  Так и жили они вдвоём, вечера коротали как умели, то читали, то вязали…
  Прошло время и Ангелинка, закончив школу, собралась поступать в институт. Вспомнила вдруг она, как перед самым  отъездом сон никак не шёл к ней. То про одно вспомнит, встанет, проверит, положила ли в сумку, то про другое.
Бабушка в ту ночь тоже не спала, волновалась. Легко ли, когда единственный родной человек уходит из дома и не знаешь, вернётся ли он или так и пойдёт по жизни своей дорогой, на которой тебе не будет места.
- Вот тебе в помощь, сказала утром бабушка,  давая Ангелинке большую и красивую пуговицу на тесемке.
- Ой, бабушка, какая красота! Прямо как брошка! А если я ее потеряю?
- Не потеряешь, ее на тесёмочке носи или можешь к кофте привязывать.
- Пуговица эта тебя от беды спасёт и дурных людей отпугнёт. По вере твоей будет сила в ней. Помни, не забудь! Открываешь ты свой путь. На том пути тебе хозяйкой быть, доброму учиться, плохого не допускать, родного дома не забывать! Ну, счастливого пути, тебе!
- Спасибо, бабушка, береги себя, как сдам экзамены, приеду. Поцеловав бабушку в щеку, девушка поспешила к рейсовому автобусу.  Ту пуговицу Ангелинка так и носит по сей день всюду с собой, то на шее, то к бретельке бюстгальтера привяжет. Вот и сейчас она проверила, на месте ли ее пуговка и, положив правую ладонь на грудь, сказала вслух: - Благодарю тебя, моя родная за мою жизнь и за все, что в ней было, есть и будет. Мысли снова побежали вскачь и она как сейчас вспомнила то время, когда она поступила в институт и уже собиралась с хорошими новостями домой, как из деканата сообщили, что бабушка умерла. Закрыла глаза Ангелинка, горячие слёзы потекли по ее щекам от воспоминаний и вдруг она как на экране увидела возле колодца женщин из прошлого и прислушавшись, будто подплыв к ним ближе, услышала:
- Ох, беда - то какая! Вот, повела я телёнка- то утром  на луг. Мимо Глашина дома иду, смотрю,  из окошка-то будто смотрит кто. Присмотрелась, а в окне чёрные мухи большие  ползают, то как лицо соберутся человеческое, то будто череп образуют. Чудно! Остановилась я, присмотрелась, точно мухи! - Рассказывала соседка собравшимся к колодца бабам.
- Надо бы в сельсовет сообщить. А то мало ли, пусть они сами идут и проверяют, кто там. А Глаша-то уже который день ко двору не выходит.- подтвердила соседка из дома напротив.
- Ой, не чисто тут! Я, бабоньки, ее при жизни-то боялась, а уж теперь и вовсе не пойду к ней в дом! - тараторила та, что увидала мух в окне.
- Ну, чего ты болтаешь! - вступилась третья, ты- то и боялась? А когда у Маньки мужика к себе привораживала, к кому по ночам бегала, да потом на погост ходила? Я сама тебя видала, да молчала про это столько лет. Потому как не моего ума дело! А вот как он ушёл к тебе, да помер потом, это тебя не напугало, а мухи в окошке напугали! Иди уж ты, не балахмонь!
- Это я- то присушала? Это я-то балахмонка! - Разозлившись на слова соседки начала кричать первая.
- Да, чего вы взялись брехать-то? Давайте в сельсовет одна, а вторая в контору, надо дело делать, а не лясы точить! - Строго остановила шумливых баб молодая вдова Татьяна, сама тайно приходившая к бабе Глаше за помощью, когда ее корова вдруг перестала заходить после стада во двор и отдавать молоко. Испортил кто-то ее коровушку-кормилицу. Позавидовал, подивился на большое вымя с ведерным удоем и послушание. Вспомнила вдруг Ангелина, что было это! Помнила она, как баба Глаша на соль нашептала, воды из колодца в бутылку налила и тоже с шепотком дала Татьяне.
- Я бабе Глаше по гроб жизни обязана! Вдруг услышала Ангелина голос женщины. Три раза на утренних зорях соль на хлебушко посыпала, скормила она своей коровушке, водицей сбрызнула, соль щипоткой в ушки, да на вымя сбросила, все как рукой сняло. Стала корова опять как раньше была, покладистая и послушная, молоко стала отдавать полностью сладкое и питательное. - Рассказала свою историю вдова Татьяна в видениях Ангелины. Повеяло прохладой и сменилась картинка. Вот уже видит она, что приехала  к бабушке на похороны. Грусть, да горе омрачили ее и не с кем было поделиться ей своей радостью, что поступила в институт. Лежала в гробу баба Глаша, будто заснула крепко, даже румянец на щеках проступал.
- Вот проснётся сейчас и улыбнётся. - Подумала Ангелинка, глядя на полное лицо.
- Теперь уж не проснусь. - Послышался голос бабушки позади девушки.
Оглянулась Ангелинка, стоит бабушка в дверях, в той же одежде, что и в гробу лежит и улыбается.
- Не бойся, я не обижу. Теперь я свободная и буду везде, где пожелаю. Мы все можем. Многое теперь узнаёшь, что поймёшь, примешь, не спеши людям показывать, да рассказывать. Много тайного передам тебе, о том никто покамест знать не должен. Помощников моих тебе передаю. Они за тобой в огонь и в воду пойдут, кого тебе надо найдут, но и ты их в сытости блюди, в руках держи, дело родовое по- чести, совести верши!
Странный сон какой- то, подумала Ангелина, внезапно открыв глаза. За окном уже сумрачно, свет включать не хочется, решила сходить на кухню, попить воды. Села она на кровати и вспомнила свою встречу с одноклассниками.
- Интересно, почему это его не надо было таким именем называть? - Задумчиво сказала Ангелинка.
- А потому что перетяг судьбы случился - прадеда его так звали по отцу, тот с войны пришёл с простреленной грудью. Похворал-похворал и помер.  Сказал кто-то из угла комнаты. Посмотрев туда, откуда раздался голос, она рассмотрела на полу  того же большого пса, которого она не раз видала во сне.
- Почему я тебя наяву вижу? Ты раньше ко мне только во сне приходил. - Спросила она.
- Потому что ты меня позвала, вот я и пришёл.
- Как это я позвала?
- Ну, ты чего сказала, когда старые безделушки смотрела, а?
- Не знаю, но я не звала никого.
- Звала! Ты сказала: «Ой, самой большой бусинки не хватает, вот бы она нашлась»! Вот я и пришёл, потому как самая большая «бусенька» я и есть. Так нас называют-«Бусенька»-родовой помощник, значит. Кто- то нас демонами считает, а есть совсем глупые, бесами обзывают!
- Я схожу с ума! Надо отсюда мне поскорее восвояси! - взволнованно прошептала Ангелинка, копаясь в сумочке и надеясь найти таблетки, которые приписал ей невролог.
- Ой, ну перестань ты, хозяйка дурачиться! Давай уже, принимай нас всех и живи не тужи! А то мы тут без тебя, да от безделья скучаем. Нам ведь тоже работа нужна, без работы мы злющими становимся.
- Бред какой-то! - пробормотала Ангелина.
- Ну да, так многие и думают. Тебе так думать нельзя, ты наша хозяйка-родовая ведьма!
- Хорошенькое дело, ведьма! Как же теперь мне жить с этим? Я ведь ничего не знаю и не умею! Я просто учительница!
- Не просто. Сама знаешь, что много чего в жизни по твоим мыслям и желаниям случалось. Вот хотя бы тот случай, когда ты позади своей преподавательницы в институте шла. Зачем ты ей велела, чтобы она шла и спотыкалась? Ты же ей велела спотыкаться! Или вот на экзамене, ты сказала подружкам, какой тебе билет попадётся? Забыла? Ещё напомнить?
- Ну, это же все чепуха, случайность!
- Случайностей не бывает, тем более с такими как ты.
- Так, что же теперь мне делать?
- Наконец- то! Я уж думал, придётся дольше с тобой тут разговаривать. Сегодня полнолуние, праздник- Медовый Спас. Настало время принять Силу и войти в Неё!  Делай, как скажу, а потом накорми меня, я страшно изголодался, пока ждал этого часа!
  История Ангелинки может показаться нереальной и даже сказочной, не мне судить. Чего только в жизни не увидишь! Увидишь- поверишь, а поверишь- увидишь!


Для ликбеза:
И. И. РУСИНОВА
КТО ТАКИЕ БУСЕНЬКИ И КУЛЕШАТА?*
Аннотация. Статья содержит анализ двух названий злых духов— помощников колдуна, зафиксированных в пермских мифологических текстах. Прослеживаются мотивационные, семантические и этимологические связи данных единиц с другими, функционирующими в говорах Русского Севера и смежных территорий.
Часть I. Люди со сверхъестественными свойствами» (авторы-составители И. И. Русинова, А. В. Черных, К. Э. Шумов, Л. С. Нечаева).
Занимаясь на протяжении многих лет изучением функционирующей в мифологических текстах Пермского края и Русского Севера лексики, описывающей сферу колдовства, знахарства и бытовой магии, мы обратили внимание на большое количество единиц, называющих и/или характеризующих особую категорию нечистой силы — злых духов — помощников колдуна. Эта разновидность злых духов, с одной стороны, реализует связь колдунов с потусторонним миром — миром злых, враждебных человеку субстанций, с другой стороны, представляет собой метафорическое отчуждение от колдунов их сверхъестественной силы в виде разнообразных существ1.
Будучи по природе своей демонами, они способны принимать различный облик: антропоморфный, зооморфный, полиморфный, предметный…


15.08.2022, Санкт-Петербург


Рецензии
Здравствуйте, Людмила!
Прочитал у Вас хорошую фантазию. Замечательно нафантазировали!
Даже почти поверишь!
Мать моя лечила людей, и не знаю, передала она свои знания
кому из трёх моих сестёр, или нет? Мне точно не передавала.
А счастливые случайности со мной происходили неоднократно. Где-то я о них упоминал. У меня заботливый и трудолюбивый Ангел-Хранитель.
Спасибо за интересную фантазию!
Читать было интересно!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   15.08.2022 18:36     Заявить о нарушении
Благодарю Вас сердечно! Тогда Вы знаете, о чем я…)))

Людмила Лазебная   15.08.2022 20:29   Заявить о нарушении