Августин на стороне Дидоны
Все помнят бесконечно повторяющееся у Катона ' preterea censeo' (''кроме того, я считаю''):
«Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен!» В четвёртой книге «Энеиды»
Вергилий изображает конфликт между Дидоной и Энеем.
Перед тем, как троянский герой отправился в путь и основал Рим, он гостил у карфагенской
царицы Дидоны. Чтобы выполнить свой долг перед богами, его любовный союз с Дидоной
надлежало расторгнуть.
По версии Вергилия, это стало легендарным объяснением исторической вражды между
пунийцами и римлянами. «Энеиду» можно было читать по-разному, в зависимости от рождения
читателя. Гиппонец Августин был, как нам известно, африканцем.
Ещё мальчиком читая Вергилия, он принял сторону Дидоны. И впоследствии использовал образ
скитающегося по свету Энея для описания собственного тернистого пути к истине. Пунические
войны, за время которых римляне три раза сражались против карфагенских полководцев,
закончились победой Рима и подчинением ему Карфагена и окружающих областей.
Римские колонии в Африке имели важное значение, т.к. с последнего века до Р. Х. были главным
хозяйственным объектом империи. Города Гиппон, Регий, Тагаста и Мадавра, которые нам
памятны в связи с биографией Августина, находились неподалёку от Карфагена.
Северная Африка играла ведущую роль в истории Церкви. Тертуллиан тоже был африканцем.
У него учились пламенному красноречию Киприан и Августин. Все они трое отличались
африканским своеобразием, любили игру слов, красочные образы, безжалостную полемику.
Августин одиннадцать лет преподавал риторику и более сорока лет служил епископом. В его
время Африка была измученной налогами отсталой колонией.
С одной стороны, Августин жил в эпоху единой Церкви, до её разделения (схизмы) на восточную
и западную традиции. С другой стороны, североафриканская Церковь и сама была расколота на
непримиримых донатистов и более терпимых католиков.
Донатисты не были еретиками в привычном смысле слова. Их догматы и Символ Веры были
теми же, что и у католиков. Занимаемое Африкой промежуточное положение между греческой
и римской традициями позволило Августину более широко смотреть на мир, чем его коллегам в
Риме и Константинополе.
Экуменический дух теологии Августина имеет связь с религиозной историей, которая была как бы
в стороне от обеих партий, борьба между которыми со временем привела к великому расколу
Церкви на Восточную и Западную. По мнению Августина, Церковь призвана постепенно вобрать
в себя всё общество. Ибо мы все произошли от одного праотца Адама.
(использована специальная богословская литература)
__________________________________________________
15 августа 2022 года
Свидетельство о публикации №222081501222