Уильям Грейвз и тайное знание
Основная суть этой работы мной была изложена в самиздатовской брошюре «Основной закон социологии, закон Платона» в 2000 году. Но моё видение проблемы не было отражено ни в одном из существующих тогда (известных мне) работ по социологии и истории. Более того, даже современные политики не готовы подойти к трактовке политических событий с историко-социологическим знанием конкретных свойств основных масс людей – творцов истории.
Так как я лишь поверхностно освоил социологию, историю, политику..., и сделал свои выводы в основном на литературных впечатлениях (например – роман поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Где он даёт чёткое описание многих человеческих типов личности. А так же многих других авторов и их произведений.) Эти выводы могут являться ключом для понимания многих конкретных исторических событий в разные периоды истории. Более того знание конкретных личностных свойств претендентов на ответственные технические и административные должности помогут избежать социальные потрясения и техногенные катастрофы (Так правильное назначение администрации Чернобыльской АС помогло бы избежать страшной аварии.)
Первоначально описание состояло из 2 страниц набранного текста. Понимание важности этого вопроса, заставило меня искать специалистов разных научных и политических направлениях, способных более подробно и научно рассказать об этом и популяризировать в исторической науке. Об моих поисках таких специалистов Вы можете прочитать в «Тайном знании. Часть 1».
В «КПРФ» мне ответили на мою статью, что это и так известно, но в таком кратком изложении не серьёзно. Не заинтересовал их и более подробное описание этого вопроса в брошюре «Основной закон социологии, закон Платона».
Я отложил эту тему на 13 лет, до тех пор, пока дети не вырастут и встанут на ноги, и у меня не появилось свободное время – я вышел на пенсию. Вот тогда я и изложил этот вопрос на Прозе ру. Вот тогда и появилось «Тайное знание».
Почему «тайное»? Потому что историки чаще всего не специалисты в социологии. Они при описании событий ссылаются на «специфику того времени». Как отметил историк Андрей Иванович Ляпчев, который просмотрел мою работу: – "«История, как функция свойств поколений». Полностью согласен, что именно так можно рассматривать историю, а вне такого подхода многое [в истории] остается абсолютно непонятным". Т.е. это вроде бы и так ясно, но деталей не видать.
В социологии в вопросе свойств личности человека такое разнообразие и количество разных свойств, что теряются главные характеристики. «Из–за леса» множества свойств не видно «конкретного дерева». Сейчас есть разные подробные методики анализа личности человека, но широко применять их из-за объёма и условности сложно.
Кроме того, среди большого числа людей существует и, вообще, отрицательное отношение к каким бы то ни было проверкам их личностных свойств. Вот почему многие родители и родные иногда неожиданно оказываются в трудной ситуации, вызванной не хорошим поведением их детей или внуков.
Казалось бы, что масштабные исследования «человеческой личности» никому не нужны и слишком дороги, чтобы этим заниматься. Этот вопрос возникает только у важных персон при найме слуг и в органах правопорядка при пополнении своих рядов.
Казалось бы, что описание тёмных, мутных и авантюрных личностях стоит оставить писателям, где не очень достоверные сведения они сдабривают своей фантазией . (Например: Владимир Алексеевич Солоухин, «порадовавший» нас своими биографическими фантазиями.) Казалось бы, «стоит опустить руки» «с клавиатуры» и мечтать о далёком будущем, где будет «душ правды»...или что-то вроде него.
Но внезапно, оказался среди учёных социологов человек, не побоявшихся объёма и сложности изучения темы.
«Это – Клер Уильям Грейвз, (англ. Clare William Graves) (21 декабря 1914 — 3 января 1986) — американский психолог, доктор психологии (1945), профессор (1956). Является основоположником теории уровней развития человеческих биопсихосоциальных систем. Грейвз утверждал, что человек — это открытая развивающаяся система, что адаптационные возможности нашего мозга неограниченны, что в ответ на изменившиеся условия жизни люди развивают новые системы ценностей, изменяя собственный уровень психологического существования». Википедия
«Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека (сайт - 4brain)
Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций.
На основании исследования поведения и мотивов БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ТЫС. ЧЕЛОВЕК он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.
Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.
Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:
нет ничего статичного, каждый живой организм постоянно развивается;
мы постоянно адаптируемся под внешние обстоятельства (именно окружение играет главную роль в формировании индивидуального мировоззрения, заставляет идти дальше, или оставаться на достигнутом);
нет конечного состояния в системе ценностей (каждый человек может как развиваться выше, так и деградировать на низшие ступени).
Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).
Главные условия развития системы
Сами уровни Грейвз назвал «мемами». Каждый уровень или мем характерен набором своих четких ценностных качеств, убеждений и приоритетов, которые преобладают в группе на данном уровне. Они обозначают способ мышления, важные жизненные цели на данный момент, правила поведения в обществе. На формирование каждой системы влияет несколько решающих факторов:
окружение;
мотивы;
самореализация.
Поэтому, понимая, какие черты характера и ценности проявляются в поведении личности, можно определить, как нужно с человеком разговаривать, на чем делать акцент и какие аргументы его смогут переубедить.
Переход на следующий уровень осуществляется после насыщения определенными качествами конкретного уровня и возникновением конфликта собственных эмоций и убеждений на данном этапе, желанием новых достижений. Поэтому человек не столько проходит от одного уровня ко второму, сколько накапливает свойства и опыт каждого уровня (поэтому система и имеет эмерджентный характер, то есть, поглощающий).
Так, например, каждый из нас может не замечать, но проявлять четкие свойства третьего или пятого уровня. Они не будут являться главными приоритетами в жизни, но часто бессознательно могут влиять на формирование жизненных целей.
Из всех присущих уровней динамики Грейвза лидерство может проявляться на каждом из этих уровней, и это будут лидеры с разным набором качеств. Поэтому и тип мышления каждого лидера будет колоссально отличаться от других.
Еще одна важная внутренняя особенность развития самой динамики Грейвза – это ее спиральность. На протяжении своего развития, от первого уровня к последнему, которого человек может достичь, развитие происходит по принципу, что сначала нужно наполнить себя, и только потом появляется желание отдавать и помогать другим. И это чередование внутреннего и внешнего развития человека можно четко отследить сквозь всю динамику Грейвза.
Свойства уровней системы Грейвза
Система развития Грейвза может применяться для анализа развития как личности, так и коллективных общностей – культурных, политических (и даже бизнес-процессов).
Каждый этап очень важен, более того, если попытаться проскочить или не усвоить суть каждого уровня, согласно теории развития динамики, есть высокая вероятность скатиться, деградировать до пропущенного уровня.
Нормальное, природное развитие перехода на новый уровень обосновано внутренним психологическим состоянием человека и желанием развиваться. Но, несмотря на возможное развитие, большинство жителей планеты обычно проходят только первые 3-4 уровня.
Каждая ступень показывает, как мы мыслим и что нами движет. Переход происходит в том случае, когда мозг созревает, и человек хочет проявлять себя в чем-то другом.
Уровни развития в системе Грейвза (для их различения используют специальные цвета) таковы: 1. - бежевый, 2. - фиолетовый, 3. - красный, 4. - синий, 5. - оранжевый, 6. - зелёный, 7. - жёлтый, 8. - бирюзовый, 9. - коралловый.
(Коралловый — розово-оранжевый цвет, принятие в английском языке относится к 1513 году. Не будем удивляться выбору Уильяма Грейвза цветности уровня развития личности человека. Это личный выбор профессора. Я бы предпочёл 7 цветов солнечного спектра от красного до фиолетового и слева спектра - серый, а справа - белый. Но, как говорится, "автору - слово". Примечание Е.Р.)
Бежевый, первый уровень, характерный для самых ранних периодов существования: младенчество человека и выживание человека в дикой природе. На этом этапе нет никакого чувства коллективного единения, только самовыживание. Ценности этого уровня – это базовые физические потребности и ощущение безопасности.
Фиолетовый, второй уровень – племенной, коллективный, единение. На этом этапе преобладает желание быть принятым обществом, потребность в семье. Ради чувства принятия происходит отказ от любых проявлений индивидуальности. Главная цель этого уровня – поддерживать безопасность и уют в коллективе, быть, как все, приспосабливаться к существующим нормам, формирование общей субкультуры, мифического сознания. Преобладающие убеждения и ценности этого уровня связаны с поддержанием группы.
Красный, третий уровень характеризуется началом поисков себя, формированием самооценки, проявлением во всем индивидуальности. В психологии личностного развития на этом этапе ребенок подрастает и начинает проявлять здоровую агрессию, хитрость, бунт, которые способствуют наращиванию эго, уверенности в себе. В зависимости от условий на данном этапе личность может развить или здоровую самооценку, или впасть в крайности инфантилизма в форме эгоцентризма или созависимости (невнимание к себе так, что теряется само-идентификация).
Несмотря на то, что желание проявлять индивидуальность очень сильно, на этом уровне самооценка очень шаткая, остается очень важной потребность утвердиться в глазах общества. Поэтому важнее всего не потерять лицо перед обществом. Мотивы, которые движут человеком на этом уровне, – это выгода здесь и сейчас, ощущение причинно-следственных связей еще не выработано.
Главное убеждение данного уровня – только силой можно получить желаемое. На этом этапе человек, стремясь к цели, не испытывает ощущения совести, желает достичь цели любой ценой. Когда состояние хаоса перенасыщает человека, он начинает осознавать, что силой нельзя удержать доминирование, и происходит переход на следующий уровень.»
*Людей первых трёх уровней я отнёс к первой группе – людей «ПРИЗЕМЛЁННЫХ».
Я не читал Грейвза и не знал его трудов до 2019 года. Однако, моя интуиция меня не подвела. Я квалифицировал свойства людей так же, как профессор Грейвз с 3-го по 6-й уровень. («у умных мысли сходятся» Е.Р.)
«Синий, четвертый уровень – это проявление дисциплины и порядка, которое наступает после длительного периода бунтарства и хаоса предыдущего периода. Человек начитает ценить не сиюминутное желание, а правила и стабильность. Ценности этого уровня – порядок, нормы, осознание правильного и неправильного поведения, дисциплина, возникновение сильного чувства вины. Главный мотив здесь – моральное поведение и наличие абсолютной истины. В отличии от предыдущего уровня, на этом очень ценится иерархия. Главное убеждение – необходимость поддержания дисциплины».
*Людей этого уровня я назвал «ОТВЕТСТВЕННЫМИ» (Е.Р.).
«Переход на следующий уровень начинается в том случае, если человек задумывается об истинности и нужности установленных норм, понимает ограничение своих возможностей и желает выйти из шаблонности.
Оранжевый, пятый уровень – осознание, что прогресс и перемены – необходимые двигатели существования и самореализации. Доминантное убеждение оранжевого уровня в том, что результат и деньги – важны во всем. Обычно на этом уровне пребывают люди, которые и создают правила для предыдущего, также они управляют ресурсами (как человеческими, так и материальными) для достижения успеха. На этом уровне люди готовы идти против правил ради достижения цели, подавлять собственные чувства ради результата. Поведение на этом этапе отличается от агрессивности красного уровня тем, что человек рационально взвешивает свои шаги, готов откладывать сиюминутное удовольствие.
Для оранжевого уровня свойственно проявление здоровой конкуренции, соперничества и желания утвердить собственное превосходство. Поэтому ценится здесь превыше всего прагматизм и рационализация. Уровень нацелен на наполнение себя самого, удовлетворение своих потребностей. Когда человек насыщается на этом уровне преимущественно материальными благами, он продвигается далее и опять готов отдавать».
*Людей этого уровня я назвал «Целеустремлёнными». Этот уровень сознания людей я идентифицирую с «пассионариями» Гумилёва. (Е.Р.)
«Зеленый, шестой уровень проявляется в желании сделать мир лучше не только для себя, но и для окружения. На этой стадии больше ценятся взаимоотношения, мир во всем мире, сохранение экологии, и ради достижения этой цели человек опять готов отказаться от собственного комфорта. Поэтому на зеленом этапе преобладает духовность, тяга к партнерству во имя общего блага. Для человека на этом уровне статус и иерархия уже не имеют такого четкого и важного значения, как раньше, происходит переход от иерархического мышления до системного. Самый яркий пример этого этапа развития – это движение хиппи, их вера в пацифизм, важность дружеских отношений, подавление гордыни и эго».
*Людей этого уровня я назвал «Благодушными миротворцами».
Эти последовательные уровни – большей частью созидающие люди. Они создают и накапливают материальные, информационные и социальные богатства.
Но люди последнего качества – плохие воспитатели. Их дети растут сибаритами и прожигателями жизни. Поэтому, когда им достаётся власть, то хозяйство семей ( а также фирм, городов, стран, империй приходит в упадок).
Таких людей я назвал «ЭГОИСТИЧНЫМИ ГЕДОНИСТАМИ». Деятельность этого последнего типа людей иногда настолько разрушительна, что потомки вынуждены становиться «приземлёнными», так как их отцы не дают им образования, воспитания и материальных средств. При этом цикл совершенствования людей в ограниченной замкнутой среде замыкается.
Профессор Грейвз же рассматривает дальнейшее, непрерывное совершенствование людей, при сохранении ими всех благ. Давайте рассмотрим его дальнейшие рассуждения. (Е.Р.)
«Желтый, седьмой уровень – интегральный уровень. Человек, достигший этого этапа развития, обычно выходит из шаблонности предыдущих типов мышления, а также может легко переключаться и вести разговор на ценностном уровне предыдущих ступеней. Это яркое проявление гибкости мышления, принятие разнообразия мира без оценочных суждений. Для человека на этом этапе важнее всего возможность самореализации, ощущение миссии, а не статус в обществе.
Убеждения желтого уровня – холистическое восприятие всех уровней, ощущение собственной самодостаточности и свободы выбора. Люди на этом уровне обладают сильной внутренней мотивацией, не зависят от окружающих взглядов.
Бирюзовый или индиго, восьмой уровень – холистический, осознание единства мира и важности каждого человека как части сложной системы, его уникальности. Люди на этом этапе мыслят и действуют в глобальных масштабах ради общего блага, а не собственной выгоды».
Мне кажется, что профессор Грейвз, описывая 7 и 8 уровни приближается к отображению идеального человека высшего социального устройства (утопического или хилиазмского. Хилиазм — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле». (Е.Р.)
«Коралловый, девятый уровень – самый неопределенный и мало проявленный этап развития человечества. Сюда ученые относят Иисуса, Будду, пророков, которые оказали сильное влияние на развитие всей спиральной системы и продвинули ценности в мировоззренческой системе большинства людей.
Несмотря на, казалось бы, органический переход человека из уровня на уровень, главный парадокс спиральной динамики Грейвза состоит в том, что общее понимание представители разных уровней найти не могут. Обычно психоэмоциональная трансформация личности во время перехода осуществляется настолько глубоко, что она отказывается принимать правду и ценности предыдущего уровня, доказывая истинность и важность текущего. Поэтому получается, что у каждого своя правда. Понимание и гибкость в общении появляется только на седьмом уровне, когда человек перестает быть детерминирован иерархией.
Динамика Грейвза: применение в жизни
Сейчас спиральная теория Грейвза с ее описанием динамики развития общества несомненно пожинает свои плоды: эксперты из разных областей управления, консультирования и образования активно внедряют знания и допущения Грейвза и его учеников в жизнь на разных общественных уровнях. Система динамики особенно популярна среди НЛП-консультантов (нейролингвистическое программирование), которые помогают бизнесу выйти на новый уровень развития, сформулировать основополагающие ценности, образ жизни и миссию нового образца.
Как показывает многолетний опыт – каждый человек проходит те же стадии развития и самореализации в обществе, поэтому, понимая принципы работы функционирования спиральной динамики Грейвза, можно находить способы построения диалога с человеком, определять векторы его развития, а также его роль и место в обществе в целом. (Т.е. понять суть данного человека. Е.Р.) И, естественно, понимание системы Грейвза помогает человеку лучше понять самого себя, так что это знание полезно в любом случае».
Ссылка: ...4brain.ru/blog/graves-spiral-dynamics/
Как видим, дорогие читатели, что профессор Грейвз и социологические (психологические) научные круги США не оставили эту проблему без внимания и финансирования. Возможно, что для просвещенных англоязычных жителей, «тайные знания» со временем откроют все свои секреты.
Свидетельство о публикации №222081501230