Юрий Тубольцев. Зеркало мира

Интервью Юрия Тубольцева продюсерскому центру Мурка-Post, арт-медиа
Слова приходят из Пространства и автор — лишь проводник?

Автор — зеркало мира, тексты приходят из информационного поля — матрицы смыслов. Встань между двух зеркал и найдешь у себя миллион мыслей.
Юрий Тубольцев, писатель

Подробнее в новом интервью.
*******************
Юрий Тубольцев. Зеркало мира
— Юра, можете ли согласиться с тем, что подсознание может все?

— Подсознание из карлика делает верзилу.

— А что, если у игрушки есть сознание? — спросила девочка. — А что, если у девочки есть сознание? — подумала игрушка. - А что, если они поменяются местами? — задумался сказочник. И девочка на пять минут стала игрушкой, а игрушка на пять минут стала девочкой. — А что, если я — это она, а она — это я? — подумала девочка об игрушке. — Я — это она, а она — это я, — решила игрушка. И сказочник понял, что сказка удалась.

Я думаю, что человек — это микрокосмос и поэтому, конечно, человек — это все и, значит, подсознание может все. Единственный маяк на пути — не единственный. Творчество — это множество ориентиров на нашем жизненном пути, которые берутся из подсознания.

— В вашем случае, творчество — больше медитация или напряжение воли?

— До слов должно быть ощущение смысла! — сказал я попугаю. — Я и есть смысл, — ответил попугай.

Прежний особый путь ныне стал банальной путаницей. Я думаю, не стоит творчество классифицировать и подводить под теоретическую базу.

Индивидуальное сознание — это инструмент для проигрывания слов, поэтому мелодии текста всегда различны и неповторимы. Творчество должно быть естественным, идти не от усилий, а от вдохновения, на силе воле долго не продержишься, сила воли работает только на короткие дистанции. А если хочешь быть писателем, писать надо на энтузиазме, на позитивной, конструктивной, созидательной мотивации, чтобы творчество тебя социализировало, интегрировало и адаптировало в обществе в твоей настоящей роли, чтобы в творчестве быть собой, для этого не нужна сила воли, для этого надо быть лучшей версией себя и вести себя естественно, чтобы творчество было образом жизни.

— Многие говорят, что слова приходят из Пространства и автор — лишь проводник. Что думаете об этом?

— Автор — зеркало мира, тексты приходят из информационного поля — матрицы смыслов. Встань между двух зеркал и найдешь у себя миллион мыслей.

— То, что вокруг, я вижу, глядя внутрь себя, — говорило зеркало.
— То, что я вижу, глядя вокруг, это я, — говорило зеркало.

Не мир окружает сознание, а сознание окружает мир. Не слово в голове, а голова — в слове. Мир — это зеркало, а творчество — это зеркало мира. Душа — это множество зеркал, в которых ни одно отражение не точно. Чтобы стать писателем, надо увидеть в себе зеркало. Человек — это пробел, стоящий между двух зеркал. Однако как только человек становится между двух зеркал, они становятся кривыми.

У меня есть на эту тему двустрочие:

Во мне есть архетип ребенка и шута,
Но в зеркале я — сволота.

***

Творчество — это бесконечность параллельных зеркал.
Творчество — это и логика и чувства одновременно. И оцифрованное сознание нуждается в нежном касании.

Юрий Тубольцев. Зеркало мира
— Можно ли «написать» мир и счастье? «Запрограммировать» литературное произведение?

— Я считаю, что слово — не математика, у каждого своя реакция и свои чувства. Программировать слово невозможно, мы не роботы. Есть хорошая фраза Ф.И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».

Искусство кончается сразу же после первого редактирования и первой правки. Творить надо сразу, с первого раза на чистовик без изменения того, что само написалось. Творчество — это интуиция и подсознание, первые ассоциации самые правильные и самые лучшие. Те, кто правят написанное, — это ремесленники. Подлинным является только экспромт и импровизация, писать надо стихийно, через подсознание, от души, правдоподобно, так, чтобы потом ничего не менять, как написалось, так и правильно, так и лучше. Ремесленники химичат, халтурят, они меняют первоначальный замысел, подгоняя его под шаблоны. А писать надо нешаблонно, не по типичным сценариям, не стандартно, так, как на душу ляжет. Не должно быть матриц и трафаретов, все должно быть случайно, импульсно, под вдохновение, по инерции, по ходу потока сознания, по ходу речи.

— Сердце и разум в вашем случае — противоположные миры?

— Разбавьте мне Фрейда Марксом, без сахара! — сказал философ официанту.
— Маркса с Фрейдом можно только перетереть! — предложил официант.
— Ну, хорошо, на сколько это возможно, только без ересей! — согласился философ.
— Только пересядьте, пожалуйста, на стол! На стульях у нас не сидят! — сказал официант.
— Да, на стульях сидели в прошлом веке, я думал тряхнуть стариной! — объяснил философ.
— Ну и шутник! — засмеялся официант.

***

Фрейд, Дарвин и Маркс — это лебедь, рак и щука современности.
Что бы ты ни делал — в этом есть что-то от Фрейда, что-то от Маркса, что-то от Дарвина и что-то с бодуна. Неприличное поведение Дарвина в зоопарке Маркс объяснил по Фрейду.

На счет сердца и разума есть такая фраза из философии: Нет ничего в разуме, чего не было бы в сердце. (Локк). Но есть и противоположная фраза: Нет ничего в разуме, чего не было бы в сердце, кроме самого разума. (Лейбниц). Я на этот счет придерживаюсь точки зрения, что все действительное имеет сердце и чувства, а все, что имеет сердце и чувства, то действительно, но и, одновременно, согласен с фразой Гегеля, что все действительное разумно, а все разумное — действительно. Сердце — это второй разум, а разум — это второе сердце.

— Склонны ли вы к анализу своих мыслей и поступков? Или вы человек импульса?

— Жизнь — не математика, поэтому любой трезвый расчет должен быть немножко нетрезвым. Вообще, у всех людей мысль опережает внутреннего цензора. Часто надо долго думать, чтобы понять, что ты сказал. Я стараюсь вдумываться в свои мысли и поступать осознанно. Но, к сожалению, осознанность приходит намного позже, чем сама мысль, поэтому поступки любого человека импульсивны. Все зависит от привычек и от типичных сценариев и обычаев. Я стараюсь действовать в рамках общепризнанной культуры, но не массовой культуры, чтобы избегать банальных шаблонов и стереотипов, черных ценностей и антикультуры, лженорм и псевдостандартов, стараюсь избегать дурных примеров и вредных советов. Человек обычно подражает кому-то, или друзьям, или книгам, или фильмам. Надо найти себе правильные ориентиры, чтобы подражать достойным образцам. Все зависит от окружения, от среды. Я ищу себе правильную среду. Твоя цель ставит тебя на твое место. Я стараюсь выбирать себе достойные цели в жизни.


— Говорят, доброму человеку бывает стыдно и перед собакой… Знакомо ли вам это ощущение — стыд за несправедливость, за моральное уродство, за чужую боль?..

На эту тему у меня есть рассказ:

Всех надо кормить

Она была помешана на кошках.
— Ты будешь кошек кормить? — спросила она меня.
— Буду!
— Ну так корми! Ты только говоришь.
— А нечем…
Чтобы кормить кошек, она продала свою последнюю одежду, а я не хотел оставаться без одежды. Я смотрел на нее и думал, как же она ради кошек все продала, а она смотрела на ворону, которая сейчас набросилась на кошку и кошка убежала.
— Странно, обычно кошки гоняют ворон, а тут все наоборот, — сказал я, чтоб сменить тему. Мне почему—то было стыдно сейчас, что я не не способен ради кошек все продать.
— Ворон тоже надо кормить, вороны умные, но кошки интереснее, — сказала она.
— А я видел, один мужик недавно голубей кормил, — сказал я.
— Животные такие же, как и люди! — сказала она.
К нам подошла большая собака с хозяином.
— А я собак боюсь, — сказал я.
— Животные — это наше зеркало, если ты боишься собак, значит в тебе самом есть агрессия, — сказала она.
— Да нет, я просто боюсь собак, на всякий случай, — сказал я.
— Собак тоже надо кормить, — сказала она.
— Всех надо кормить, — сказал я.
Я ее вдруг увидел снизу и почувствовал, что мне гораздо легче стоять. Я вдруг почувствовал в себе какую—то неземную пластику. А потом я испугался и стал понимать, что превратился в кота, чтоб она, наконец, обратила на меня внимание.
Она обратила и даже предложила поесть мне, но я отказался, мне этого было слишком мало. А возможность любви необратимо исчезла, потому что вновь в человека я превратиться не мог.

Я всегда чувствую свою вину перед животными. Мне кажется, что я виноват, что животные — не до конца люди. Я чувствую на себе ответственность за то, что животные мне представляются неполноценными людьми. Мне стыдно перед животными. Мне кажется, что это я виноват, что животные — не люди.

— Мир несовершенен? Мир прекрасен? Можно ли творить свой собственный мир — с помощью творчества или фантазии. И нужно ли?

— Да, настоящие писатели живут в чернильницах. Что бы ты ни делал — ты занимаешься творчеством. Все формы созидания можно свести к творчеству. Творчество — это колесо истории. Творчество — это семя, всход которого — личность.

***

Жил был человек, который всю жизнь смотрел только в зеркало. Это был самый счастливый человек в мире, но однажды зеркало разбилось. Тогда он закрыл глаза и стал жить, смотря внутрь себя. Его внутренний мир стал зеркалом внешнего мира. И так было до тех пор, пока он однажды не открыл глаза и… произошло чудо. Весь внешний мир стал его зеркалом.

— Если есть только две крайности — про вас можно сказать, что вы витаете в облаках или твердо стоите на земле?

— Я не рационалист, но и не иррационалист. Все творческие люди не от мира сего. Я считаю, что надо стоять на двух ногах, одна нога – это рационализм, а другая нога — это интуиция.

— Ваше персональное волшебство — для этого мира?..

— Я согласен с фразой Достоевского: Красота спасет мир. Творчество спасет мир. В любом из возможных миров должны быть одни и те же общие для всех жителей этих миров моральные законы, единые для всех существ и всех миров. Не знаю, является ли наш мир наилучшим из возможных миров, но мы, писатели, улучшаем его творчеством.
(с) Анастасия Мурзич (Интервью с Юрием Тубольцевым)


Рецензии