Соперница
Скрипка пела, смолкала, потом снова пела, иногда одолевая такие высоты человеческой страсти, что было удивительно, как, повествуя о ней, она до сих пор не сорвала свой дивный голос. Скрипка было его любимым инструментом, а Верочка – любимой женщиной. Одну он любил за то, что умела петь, другую – за то, что умела слушать.
Музыкантом Сергей был зачат, рожден и обучен, и когда не играл, ему ничего другого не оставалось, как сопоставлять басы и аккорды или, на худой конец, задумываться о том, отчего фальшивит чужое пианино. Поначалу отец-офицер прочил его в военный оркестр (и заработок постоянный, и звездочки на погоны), но, видно, чему быть, того не миновать. Не стал Сергей военным музыкантом, играл «на гражданке». А позже, отчаявшись получить в больших оркестрах главные партии, стал он в тихом уездном городке главным «фортепьянным доктором», обучая заново «говорить» тех, кто потерял свой голос от простуды или от старости, и даже тех, у кого этого голоса не было и в помине.
Он, конечно же, сочувствовал своим скрипичным и клавишным подопечным, сопереживал им. В порыве нежности все норовил погладить по лаковому боку пианино или, будто невзначай, потереться щекой о глянцевость скрипки. Причина сочувствия была ему самому до конца непонятной, а попытка объяснить ее сводилась к одному: сколько же человечество накопило на пути своем страсти, слабости, слез, невысказанных чувств и взвалило все это на нежные плечи сих поющих и звучащих?..
Верочка была «последышем» старого вдовца, от одиночества и бесприютности некогда прибившегося к изрядно пьющей молодухе Насте. Каких-либо семейных и прочих удач от этой странноватой пары никто и никогда не ожидал. Быт их был сир и убог, отношения из нарочито-вежливых переходили в скандал. И листать бы им свои смутные жизненные страницы доколе Бог послал, ан, нет, они исхитрились и произвели на свет божий прелестное дитя, нареченное тут же Верочкой.
Да уж, странная вещь – природа! И травят ее, и так и эдак пытают ее, а она иной раз такое преподнесет!..
– Откуда взялось что? – недоумевали соседи. – Отец, что гриб старый, по возрасту не в отцы ей, а в деды годится. Мать тоже ничем особым не блещет, кроме страстного желания выпить все, что пьется. И вот это чудо с широко раскрытыми в мохнатых ресницах глазами!..» Этому могло быть только одно объяснение: сама природа решила воспротивиться всем напастям, что уготовила ей непутевая пара, встрепенуться и отстоять самое себя.
Верочка ничего не понимала ни в «диезах», ни в «бемолях», но она как раз была тем благодарным слушателем, для которого хотелось играть и играть. Иногда, вдруг, забывшись, Верочка позволяла себе короткое «ох!» или «ах!», но чаще всего сидела молча и отрешенно, вслед за «ля» и «ми» перебирая свою бурную, не всегда понятную даже ей самой, жизнь.
В свои тридцать с небольшим Верочка уже трижды побывала замужем. И все ее мужья были неплохие ребята. Просто с первым было негде жить, и сварливая свекровь, в конце концов, развела их, торжествуя победу; второй покалечился на автомобиле и сам отпустил ее на все четыре стороны; а третий, который в свое время претендовал быть вторым, долго упрекал ее за несоблюдение очередности, и они разошлись.
Верочка воспринимала все довольно терпеливо и ни о чем не жалела. Она, пожалуй, была даже рада всем этим нелепым расставаниям, потому что оберегала и жалела их, своих вольных и невольных избранников. Изначально было понятно, что всем им хотелось иметь рядом кого-нибудь попроще и повеселей, да она и сама не противилась стать попроще и повеселей, но, по несчастью, природа, наспех довершая свое случайное творение, не вручила ей ни веселости, ни простоты.
Их свидания с Сергеем были долгими, нежными и почти бессловесными. Он ласкал глянцевую кожу ее тела, вопрошающе заглядывал в глаза и полушепотом произносил одну и ту же фразу: «Какая ты!» В этих словах было все, но все-таки главным для Верочки в них было то, что она на этой земле не случайна, что она есть и будет, и кому-то очень нужна.
Верочка непременно хотела быть счастливой. Только она не знала, каким оно бывает, это счастье. Счастье, думалось ей, это когда тебе покойно и уютно, и когда ты начинаешь завидовать сама себе. А еще когда важно, что ты скажешь и как посмотришь, и без этого, а значит и без тебя, жизнь для кого-то может превратиться в мертвенную пустыню.
Его, Сергея, прежние отношения с женщинами также не были безмятежными, но во всех случаях ранее победительницей выходила лишь одна особа – его маленькая хмельная скрипка…
Верочка очень беспокоилась, когда он пропадал на неделю, а то и на две. Пока они тесно не знались, она слышала, что он болен и у него стыдная болезнь – запои, но то, что они случаются так часто и так надолго, не могла и предположить. Но когда по утрам Верочка заставала его разбитого и нелепо-кающегося, она готова была простить ему все на свете. А вот он… На ее предложение пойти к врачу Сергей вдруг заявлял, что не в том беда, что он немного навеселе и не слишком презентабелен на вид, а в том, что его больше не любит маленькая своенравная скрипка.
– Она не хотела открыться мне…Она фальшивит и глушит звук…
И тогда Верочка поняла, что в романе с музыкантом она – третья лишняя, что та, вторая, начинает капризничать и показывать свой нрав, когда она, третья, пытается привести в порядок его метущуюся душу и естество. Та, вторая, как злая ведьма в сговоре с алкоголем - кощеем, пытается его приворожить и обобрать, забрать навсегда и не отдавать больше никому.
–Ах, вот в чем дело! – думала Верочка. – Вот в чем сладостность этих божественных звуков и переливов! Это одна загубленная душа перекликается со второй, третьей или даже десятой…»
И тут она вспомнила, как странно вела себя скрипка, когда они с Сергеем оставались вдвоем и несказанно были рады друг другу. То она, покоящаяся в футляре, вдруг начинала издавать какие-то странные, утробные звоны, то внезапно откуда-то падала, то мешалась под рукой.
«Скрипка – мое продолжение! – как мантру, повторял любимый Верочкин музыкант.
«Ах, нет, мой милый, дорогой! – хотела возразить ему Верочка. – Это она, скрипка, пытается сделать тебя своим продолжением, вырвав из твоей плоти, чтобы обернуть тебя звуком, нотой, пусть самой красивой и пронзительной, но неживой!»
В ту субботу он сказал Верочке, что скрипка «вернулась» и они снова большие друзья. Он весь вечер ласкал ее маленькое послушное тельце, наполняя округу елейными звуками, то печалясь, то веселясь, и будто боялся, что она заскучает и снова уйдет в себя.
–Ты послушай, нет, ты послушай! – то и дело обращался он к Верочке, уютно угнездившейся в низеньком кресле.
Верочка слушала, и ей действительно нравилось, как он сегодня играл. Она даже подумала о том, что зря затеяла это соревнование, делящее их на вторую и третью, и вся эта история с ревностью на самом деле может оказаться плодом ее собственной досужей фантазии. И, может быть, на самом деле у певуньи-скрипки совсем другое предназначение: разъять, расщепить на составляющие чужую всеобъемлющую страсть, оставив в ней лишь самое светлое, созидательное, как раз то, что поможет определить в жизни главное и продлить саму эту жизнь как можно на дольше.
…В больницу Сергея отвезли в понедельник на «скорой» с сердечным приступом, а умер он уже в четверг, не приходя в сознание. Как он умер, Верочка не заметила. Она держала в руке его еле теплую, вялую руку и старалась не показывать своего отчаяния, когда ей вдруг объяснили, что показывать это отчаяние уже больше некому.
Через месяц после похорон Верочка отнесла скрипку в музыкальную школу – пусть дети играют, инструмент-то, в общем, неплохой. А в самом начале следующей весны на местном кладбище, рядом с Сережиной могилой, она посадила стройную рябинку и американский клен, которые уже по осени начали дружно перебирать ветвями под аккомпанемент беспокойных ветров. Правда, в этой музыке стихий Верочка частенько угадывала донельзя знакомые, щемящие звуки, но, не находя объяснения, откуда они здесь, списывала все на счет своего буйного воображения.
Свидетельство о публикации №222081501786
Александр Шурховецкий 31.12.2022 22:44 Заявить о нарушении