Слово о Законе и Благодати

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона
Иуд;и бо при св;шти законн;и д;лааху свое оправдание, християни же при благод;тьн;им солнци свое спасение зиждють. Яко иудеиство ст;немь и закономъ оправдаашеся, а не спасаашеся, хрьстиани же истиною и благодатию не оправдаються, нъ спасаються.
Въ иуд;ихъ бо оправдание, въ христианыихъ же спасение. Яко оправдание въ семь мир; есть, а спасение въ будуідиимъ в;ц;. Иуд;и бо о земленыих веселяахуся, христиани же о сущиихъ на небес;хъ. И тоже оправдание иуд;иско скупо б; зависти ради, не бо ся простирааше въ ины языкы, нъ токмо въ Иудеи единои б;. Христианыихъ же спасение благо и щедро простираяся на вся края земленыа
Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев – оправдание, у христиан же – спасение. И поскольку оправдание – в этом мире, а спасение – в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах.
И к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные.
Глум и насилье терпели тогда христиане,
в рабстве рожденные гнали свободных сынов,
тех и других омрачали раздоры и распри.
От Благодати свободной сие не укрылось,
как иудеи, рабы по Закону и крови,
на христианские чада ее нападают,
и возопила она перед истинным Богом:
Боже, отринь иудеев с их темным Законом,
в пыль их рассей. Ибо общего меж иудейством
и христианством, меж тенью и истиной - нет!
Крова лишилась рабыня Агарь с ее сыном,
а Исаак Аврааму наследником стал,
в пыль иудеи рассеяны были по странам,
а христиане наследовать Господу стали.
Как отошел свет луны при сияющем солнце,
так и Закон потускнел пред святой Благодатью.
Стужу ночную ликующий день расточил.
Землю холодную теплое солнце согрело.
И человечество больше не гнется в Законе,
а в Благодати свободно растет...Иудеи
перед свечою Закона себя утверждали,
а христиане спасение зиждут при солнце.
Не утверждается истиной и Благодатью
мир христианский, а только спасается ими.
Ибо, когда иудеи себя утверждали
старым Законом и тенью, - они не спасались.
Где иудеи, там самость себя утверждает,
где христиане, там души спасение зиждут.
Самость себя утверждает в мгновенье бегущем,
только спасение зиждется в веке грядущем.
Ибо в земном иудеи всегда процветали,
а христиане в небесном себя обретали.
Самость - душа иудейства, и в оные годы
не простиралась она на иные народы.
Щедро и благо спасение у христиан
и досягает великое множество стран
Из Слова о законе и благодати митрополита Илариона
Перевод Ю.П. Кузнецова.
http://www.rd.rusk.ru/00/rd1/rd1_15.htm
Слово О законе и благодати - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051г.
О ЗАКОН;, МОИС;ОМЪ ДАН;;МЪ, И О БЛАГОД;ТИ И ИСТИН;, ИСУСОМЪ ХРИСТОМЪ БЫВШИИ[1] И КАКО ЗАКОНЪ ОТИДЕ, БЛАГОД;ТЬ ЖЕ И ИСТИНА ВСЮ ЗЕМЛЮ ИСПОЛНИ, И В;РА ВЪ ВСЯ ЯЗЫКЫ ПРОСТРЕСЯ И ДО НАШЕГО ЯЗЫКА РУСКАГО, И ПОХВАЛА КАГАНУ[2] НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ, ОТ НЕГОЖЕ КРЕЩЕНИ БЫХОМЪ, И МОЛИТВА КЪ БОГУ ОТ ВСЕА ЗЕМЛЯ НАШЕА
О Законе, через Моисея данном,
и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной,
и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили,
и вера на все народы распространилась,
и до нашего народа русского (дошла).
И похвала князю нашему Владимиру,
которым мы крещены были.
И молитва к Богу от всей земли нашей
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868


Рецензии