Как питались подводники Кригсмарине
Именно в это время я узнал кормы питания личного состава экипажей подводных лодок в 70-е года прошлого века в советском военно-морском флоте.
Во время нахождения лодки на базе питание офицеров, мичманов, старшин и матросов осуществляется на пищеблоке береговой базы из расчета 1,5 рубля на человека в сутки. На завтрак обычно бывает кофе или какао, белый хлеб с маслом, сгущенное молоко. Обед состоит из трех блюд – суп или борщ, мясное блюдо и на третье компот из сухофруктов. На ужин два блюда – мясное с гарниром и чай.
Совсем по-другому организовано было питание во время выхода в море, даже кратковременного. На завтрак кофе или какао, белый хлеб с маслом, обязательно сыр, может быть копченая колбаса. На обед салат, первое блюдо, второе мясное блюдо, компот из консервированных банок. На ужин для закуски применялись деликатесные продукты – сосиски, копченая рыба, язык и другие. Далее мясное блюдо с гарниром и чай. Был еще вечерний чай опять же с деликатесными продуктами. Прием 80 грамм сухого вина офицерам или 180 грамм сока личному составу входил в дневное меню, но многие офицеры предпочитали взять с собой бутылку сухого вина домой. Домой уносили офицеры и маленькие, в 15 граммов шоколадки. Так же всем членам экипажа выдавалась вобла (таранька) по желанию – ежедневно или сразу несколько штук по возращению из плавания. Женатые офицера после плавания приносили домой сухое вино, в те годы бывшее большим дефицитом, для домашнего стола по поводу возвращения отца, шоколадки детям, а с воблой можно в выходной и пивка выпить, в том числе разливного. Общая суммарная стоимость морского автономного пайка составляла 3,5 рубля на человека в сутки.
Примерно также питались экипажи атомных подводных лодок. Питанию подводников уделялось особое внимание даже в голодные военные годы, так же как и военным летчикам на фронте.
А как же питались немецкие подводники, которые играли огромную роль в войне на море, пытаясь организовать блокаду Британских островов как в Первую, так и во Вторую мировую войны. Вот об этом и поговорим далее.
Сбалансированное питание экипажей подводных лодок имело первостепенное значение для командования Кригсмарине. Продовольственный паек подводных лодок был одним из лучших во всех вооруженных силах Третьего рейха. Необходимо было приложить усилия, чтобы питание было здоровым и разнообразным. Добиться этого было непросто. Трудности были не только с доставкой, но, наверное, больше всего были... технические трудности.
О вкусах членов экипажа конструкторы немецких подводных лодок не подумали. На этапе проектирования и строительства не предусмотрели многое – не хватало места для хранения продуктов и даже помещений, которые были бы достаточно просторными и оборудованными для приготовления пищи. В результате экипажи были вынуждены постоянно импровизировать.
Подводные лодки VIIC, составлявшие костяк германского подводного флота на протяжении всей войны, имели камбуз в корме корабля. В распоряжении повара была двухконфорочная электрическая плита, маленькая духовка, крохотный холодильник, кладовая и эмалированная раковина. По воспоминаниям члена экипажа одной из подводных лодок, места для хранения продуктов было так мало, что провиант везде «забивался»: «Копченый окорок, толстые колбасы и другие мясные продукты помещались между торпедными аппаратами, хлеб подвешивался в сетях под потолок салона». Очень хорошо это изображено в знаменитом немецкой фильме 1980 года «Das Boot», когда лодка выходила в поход из базы во французской Ля Рошеле. Как питается личный состав в отсеках, видно на заставке. У офицеров была небольшая кают-компания во втором отсеке, в которой с трудом размещалось шесть офицеров, из которых двум постоянно приходилось вставать, чтобы пропустить членов экипажа.
Не лучше дела обстояли и на подводных лодках IXC примерно в полтора больших по водоизмещению, чем субмарины 7-й серии. Такая субмарина, отправившаяся в трехмесячное плавание, взяла на борт 12 583 килограмма еды и питья:
- 224 кг сырого и вареного мяса (рекомендуемое место хранения: холодильник),
- 108 кг колбас,
- 2180,5 кг мясных консервов,
- 151,5 кг копченой и соленой рыбы,
- 1750 кг картофеля (рекомендуемое место хранения: носовой и кормовой отсеки и ящики в центральном посту),
- 1555 кг прочих овощей (рекомендуемое хранение: носовое отделение и холодильная камера),
- 416 кг (13 ящиков) лимонов (рекомендуемое место хранения: носовой отсек),
- 300 кг свежих фруктов,
- 270 кг (10 коробок) свежих яиц (рекомендуемое место хранения: носовой отсек),
- 456 кг свежего хлеба (рекомендуемое хранение: носовой, кормовой отсеки и электромоторный отсек),
- 660 кг консервов,
- 50 кг сливочного масла,
- 50 кг свежего сыра,
- 65 кг консервированного сыра,
- 60 кг натурального и заменителя кофе,
- 3 кг чая,
- 784 кг (8 ящиков) сухого молока.
Богатый ассортимент продукции позволил коку проявить свой талант. Так чем питались подводные лодки во время боевого патрулирования?
Завтрак обычно состоял из какао, молочного супа, вареных яиц и сладких крекеров с маслом или джемом. Во время шестинедельного плавания подводной лодки U-518 на обед и ужин список подаваемых блюд выглядел так:
1-й день. Обед: суп, отварной картофель, печень, свежие фрукты.
Ужин: кровяная колбаса, мясная закуска, хлеб, масло, кофе.
День 7-й Обед: жареная колбаса, картофель, подливка, капуста, свежие фрукты.
Ужин: салат из селедки, вареная свиная и говяжья колбаса, хлеб, масло, кофе.
14-й день Обед: суп, шпинат с яйцом, картофель, салат из маринованных фруктов.
Ужин: ветчина, редис, хлеб, масло, консервированный сок шиповника.
21-й день. Обед: суп, отварная ветчина с лапшой, соус, соусный пудинг.
Ужин: бульон с вермишелью, мясное ассорти, хлеб, масло, консервированный яблочный сок.
28-й день Обед: картофельный салат, омлет, консервированный компот.
Ужин: макароны с ветчиной, томатный соус, консервированный сок шиповника.
35-й день Обед: суп, мясо с луком, картофель, соус, овощи, тыквенный соус.
Ужин: ветчина, вареные яйца, хлеб, масло, какао.
День 42-й Обед: тушеная фасоль с говядиной и свининой.
Ужин: «Бигос в вине» (т.е. то, что осталось у повара в последний день путешествия).
Очевидно, что на начальном этапе похода подводникам практически не на что было жаловаться. Однако со временем еда становилась все более однообразной и в основном основывалась на содержимом консервных банок.
Как бы то ни было, в вопросе питания подводники считали себя счастливыми. И это правильно. Даже в эпоху острой нехватки продовольствия командование Кригсмарине не переставало отдавать предпочтение экипажам «волчьих стай», столь эффективно топивших конвои союзников.
Свидетельство о публикации №222081500434