М. Магомедов о петроизации Семендера
ПРЕДЫСТОРИЯ. КАЙТАГ И АУАР
Историк,востоковед-медиевист,исламовед Бартольд В.В. писал,что кайтагцы прежде говорили на монгольском языке. Историк Омельян Притцак утверждал, что Qaytag/ Qaylan - один из монгольских этимонов на Кавказе. Уцмийство кайтагское и Нуцальство ауарское - родня и традиционные союзники, поэтому вовсе не случайно иранское обозначение хонов как "хонзан" к северу от Дербента со временем отразилось в горах Дагестана в виде общества "Хунз" и "Хунзах", а также гидронима "Хизан Ор" (на старых советских картах "Хнзан Ор"; "оёр" в монг. языках "русло реки"). Уцмийству кайтагскому подчинялась местная персоязычная иудейская община горских евреев и огузоязычные терекеменцы. Горские евреи в Дагестане изначально входили только во владения кайтагских правителей. Представителем Римского Папы в Золотой Орде был кайтагец- Антуан Солпан. Близкое генетическое родство кайтагцев и кавк. ауаров показывает и генетика.Процветанию Кайтага положил конец Тамерлан, подвергший это гос.образование Дагестана чудовищному разорению и почти поголовному истреблению из за самоотверженной поддержки кайтагцев золотоордынского хана Тохтамыша. Отрядами Тамерлана тогда был убит и Нуцалхан ауарский, непричастный к поддержке Тохтамыша.
VRKANIG DAHAESTAN И ЕГО СЕМЕНДЕР
Археолог,доктор ист. наук Мурад Магомедов считал остатки старых крупных валунов в районе Анжи-арка (в районе совр. Махачкалы) остатками Семендера. При этом из за расистских антикавказских настроений, популярных среди Тенглик-сепаратистского актива, ни в одной протенгликовской он-лайн библиотеке имени Мурада Магомедова вы не найдёте. Без разницы что он писал,когда и о чём писал.
Мурад Магомедов подвергал критике политику дагестанского рукводства за невежественное низкопоклонство перед архитекторами политики "уравнения в провале". Кроме того, его слава вызывала зависть у части дагестанских учёных и археологов. Многим известны его натянутые отношения с другими представителями учёного мира. Некоторые метили на его место как более "продвинутые".Одна из них,напр.,фантазийный "археолог" Гмыря, приписавшая торкам Прикаспийскую Гуннию, центром которой на самом деле был Кайтаг (Джидан/Шандан).Кайтаг как и соседний Табасаран - плодородные места,известные замечательными фруктовыми садами и способностю мобилизовать качественные воинские контингенты. Это земли с богатым историческим прошлым,и именно Кайтагу, а не "полове" и мухоморам из Прииртышья, принадлежали равнинные земли вплоть до Анжи включительно,по крайней мере до нашествия Тимура. В чём могут вообще разбираться такие как Гмыря? Она точно такой же сайт "Кумыкский мир" и газета Йолдаш, непонятно с какой целью трудоустроенная в ДНЦ РАН,который и до неё патриотизмом не отличался. Гмыря - типичный абдулатиповский кадровый персонаж. Подобные оказались в Vrkanig Dahaestan не ввиду их научной ценности, и даже не по рождению или принадлежности к Северо-Восточному Кавказу,тем не менее считают,что они что-то больше знают или умеют чем местные. Дагестан, вероятно, воспринимается таким контингентом как глуповатое и послушное барановодство,не имеющее должного уровня образования и культуры, поэтому 'отсталые окраины" надо "учить" их собственной истории.
Дагестанское руководство и власти г.Махачкалы пытались любым путём "омолодить" дату основания на территории нынешней Махачкалы крепостного сооружения и при этом приписать его Петру. Тогда как сам Пётр I при осмотре территории нынешнего города лицезрел остатки прежних фортификаций. Никакого отношения Анжи (Махачкала) к Петру I и его "Московии" не имеет.
Семендер - иранское по-происхождению слово и считается, что означает "крайняя дверь". Насколько нам известно SAMANDER с языка пашто переводится как "море". В любом случае, это не кипчачий и не тюркский город.
Вот что пишет Мурад Магомедов:
"Полным историческим невежеством можно объяснить ежегодные юбилейные тожества, отмечаемые в Махачкале в честь Петра и его походов.А факт существования здесь обширного древнего города, известного не только на Кавказе, но и далеко за его пределами полностью игнорируется.А ведь сведения о Семендере сохранились не только в многочисленных письменных истчниках и местных хрониках, но и находят конкретные археологические подтверждения.А разве они могут иметь значение в обществе, где предавать забвению историю, и оплёвывать прошлое стало модно."
И далее..."Таким образом,город, "расположенный в четырёх днях пути (120 км) от Дербента и неподалеку от озера Акгёль, полностью соответствует сведениям источников о местоположении Семендера. На подступах оборонительных стен происходили ожесточённые и продолжавшиеся более 100 лет арабо-хазарские войны, в которых активное участие принимали и местные народы.Здесь нередко решались судьбы народов Кавказа и Юго-Вост.Европы. Ценой огромных жертв и невероятных услий отстаивали наши далёкие предки Семендер и Прикаспий в целом. Символично, что здесь, на остатках города эпохи Кавказской Албании, сложилась столица Хазарского государства, которой суждено было стать современной столицей Дагестана- под названием Махачкала".
Нас, откровенно говоря, мало беспокоят в этом плане "судьба Кавказа и Юго-Вост. Европы",потому что мы с первых же дней в этой войне были бы на стороне халифатских армий. Огосударствленный "наджас" вообще не в наших интересах.Эти мигранты из Прииртышья были никто, чтобы протягивать свои когтистые лапы к Северо-Вост. Кавказу. Да и не пытались халифатские арабы забрать себе территории к северу от Дербента, закрепившись на новых рубежах,так как неизменно возвращались в Дербент. Арабы воспринимали все фортификационные сооружения Сасанидов в Дагестане- принадлежащие им по праву победителей. Тукюе хо-са однако облюбовали их для себя, так как сами ничего толком строить не умели,а здесь получили готовое. Семендер- до хазар явл. иран. пограничным укреплением. Иранцы при его строительстве отлавливали и переселяли савир как бродячих собак, после краха Сасанидов просачивание в Верканский Дагестан значительно упростилось. Арабы,как Сасаниды не желали видеть несогласованного с ними накопления кочевников вблизи от Дербента. Не собирались они вовсе штурмовать Европу,что это вообще за чушь в устах серьёзного автора!
По мнению М.Магомедова, хазары, наблюдая как халифатские арабы штурмуют Семендер не могли себе позволить такую роскошь иметь бывший форпост Сасанидов в качестве столицы и перенесли её далеко в Итиль.
Кроме того, как считает М.Магомедов, возник новый Семендер, с которым он идентифицирует Шелковское городище (Чечня). Далее он описывает это городище и информирует, что в настоящее время территория городища используется под пашню."Для её орошения произведен и разрез вала с южной стороны городища...В середине VIII в. жизнь в новом Семендере, как и на других хазарских городах и поселениях Прикаспийского Дагестана, прекращается. Не сумев закрепиться на Тереке, хазары под давлением арабов и в особенности Мервана в 737 г. вынуждены были перенести резиденцию каганов на Волгу, сначала в Аль-Бейда, а затем в Итиль. С этого времени в Юго-Вост. Европу перемещается основная масса населения Хазарии. Совершивший путешествие в волжскую Булгарию Ахмед ибн Фадлан отмечает здесь беленджерцев, переселившихся,очевидно, из Прикаспия".
Практика наличия нескольких столиц зафиксирована и у чингисхановских монголов- летняя и зимняя ставки, вспомогательные и пр.
Указанный район Махачкалы (на Анжи-арка, где царизмом была построена гауптвахта, казарма, а затем всё это превратилось в тюрьму и колонию для заключённых) интересен тем, что на самой вершине холма-недоступного для посетителей- открывается живописный вид на берег Верканского моря и на часть самого города. И нигде больше в Махачкале нет такой захватывающей дух панорамы прибрежной части города и это совсем не одно и то же, что, напр., смотреть на город с окна многоэтажки.
ДВЕРЬ НАД МОРЕМ "СТРАНЫ ВОЛКОВ"
С вершины Анжи-Арка вниз ведёт крутая железная лестница проходящая по отёсанным могучим валунам. Единственно в этот районе Махачкалы нет и комаров, летом также прохладнее чем в других частях города. Вершина холма,видимо,является ориентиром для перелётных птиц,потому, что на зимовку они всякий раз пролетают точно над этим местом,как будто в небесах проложена железная дорога. Сасанидский Иран знал где строить фортификационные сооружения. Это один из наиболее комфортных районов Махачкалы, если не самый комфортный. С высоты той самой железной лестницы, глядя в сторону моря и города все обычно сразу замирают, потому что до выхода на площадку с которой вниз круто спускается лестница никто не ожидает, что там такая панорама. Видно как внизу набегают волны на камни, проносятся чайки. Интересно, что снизу и с города, стоящих на этой лестничной площадке не видно. Ты видешь всех и всё,а тебя самого не разглядеть.Место, на наш взгляд, уникальное, одно из тех, которые шокируют своей неожиданной красотой. Никто до выхода на площадку и не подозревает, что он встретится с чем-то подобным. Первое, что приходит в голову-так это мысль о портале в другой мир. Такие раздумья нередко порождали у некоторых неудержимые позывы к суициду и когда об очередном самоубийстве узнавали, то никто этому вообще не удивлялся, просто говорили, что не надо было долго оставаться на этой площадке, потому что там к такому финалу реально многих тянет.
Когда мы в предыдущих статьях писали, что христианский крест - на самом деле древневрейская (доарамейская) литтера "тав"- концовка алфавита, то это самая железная массивная дверь за которой такие же площадка с крутой лестницей, ведущей вниз..., то всё это словно и есть та самая буква, символизирующая завершение всего того, что ты уже оставил позади и замер словно перед порталом в другой мир,где тебя ждёт нечто величественное и словами трудно выразимое. Распятие Христа на горе под ивритским названием "череп" как бы в реальности всё это ни выглядело, для нас ассоциируется с этим странным ощущением зависания над бездной перед порталом в иное измерение, когда рождается ощущение, что кто-то зовёт к себе и смерти вообще нет. Только внизу не просто крутой обрыв, а плещущее море, разбивающееся на остриях огромных чёрных валунов.
Этимология semender как "крайняя дверь" осязаемо заметна в Махачкале/Анжи только там, хотя почему-то в афганском samander всё же просто "море" или для них, географически далёких от моря именно морская стихия и была символом "последней двери"?
16.08. 2022
Свидетельство о публикации №222081500609