Миф пятый. Хлеб насущный

Миф пятый.

"Хлеб насущный".

Наблюдая на экранах мониторов переполненных автономных жилых модулей за гигантскими, мутными от грязи волнами цунами, захлестывавшими территории материков, все без исключения игиги испытывали только одно - чувство огромного облегчения по поводу того, что планета осталась целой. Ни у одного из наблюдавших за гибелью всего живого, там, на планете, не было и капли жалости ко всем тем существам, кого сейчас убивала разбушевавшаяся стихия.
 
Даже те из них, кто предупредил своих любимцев - детей полукровок (от самок лулу), о надвигающейся катастрофе, кто объяснил остававшимся, каким образом можно попытаться спастись при катаклизме, - видя размер бедствия, перестали надеяться на спасение кого либо из оставшихся там, внизу.

Что говорить о тех кто остался на планете, если даже судьбы пожертвовавших собой, ради спасения планеты, Нанауатцина и Текусицтекатля, как и десятков других, стартовавших в примитивных ракетах навстречу Сохмет, в призрачной надежде заставить автоматику яхты отклониться от гибельного для планеты курса, - никого из них не волновали.

Главное - они остались живы! И планета, единственное место в солнечной системе, где игиги могли хоть как то существовать без скафандров, осталась цела!

А погибших в волнах цунами жизнь, со временем, заменит новыми живыми существами. На месте огромных грязевых топей, через несколько сотен лет вырастут леса...

Природа сама залечит весь причиненный ей ущерб. Стоит только подождать. А после можно будет вновь начать строить внизу, на поверхности, замки и поместья, возводить города... Надо только подождать...


Ничего вечного в этой Вселенной никогда не было и не будет. Непрерывная эксплуатация модулей жизнеобеспечения в течении нескольких сотен лет, даже при проведении регулярных ремонтов, снижала возможности автономных систем.

Возросшая нагрузка по обеспечению пищей и воздушной смесью многократно выросшего за время после создания лулу населения игигов, даже с учетом потерь при бесконечной череде войн за главенство среди беглецов, привела к участившимся отказам систем.

И еще за несколько тысяч лет до катастрофы, игигам пришлось решать проблему обеспечения своего существования вне "Священных Небесных Коров" - модулей жизнеобеспечения.

В начале была найдена и полностью разукомплектована древняя станция наблюдения, находившаяся на Луне. Нашедшие станцию были далеко не первыми, кто начал снимать ее оборудование для своих модулей. Все сходились во мнении, что самым первым ее нашел еще Зу...

Находка некоторого, (весьма небольшого) количества оборудования помогла мало. Требовалось искать более кардинальное решение проблемы. В первую очередь проблемы обеспечения пищей.

Попытки использования местной растительности практически сразу привели к появлению болезней. Это было пугающе для расы, практически не знавшей проблем при очень длительном контакте с местными микроорганизмами. Коварство планеты проявилось в полной мере.

Еще более пугающим было то, что со временем основную часть заболеваний стали составлять, не поддающимися лечению даже для продвинутой медицины игигов, болезни крови.

Как оказалось, содержащееся в местной пище железо, более активное чем медь, являвшаяся основой голубых кровяных телец переносивших кислород к тканям организма, - гемоцианина, вытесняет ее из состава крови.

Стало понятно, что переход на местную пищу неизбежно приведет к гибели. Или, как вариант, к полной деградации до состояния диких приматов, взятых за основу при создании лулу.

Выхода, казалось, не было. Но нависшая угроза гибели подстегнула поиск решения проблемы. Некоторые из местных зерновых растений, как оказалось, содержали минимальное количество ядовитого для игигов железа. Кроме того, в составе этих растений содержались вещества фосфатин и фитин, образующие с ядовитым железом трудно растворимые соли. А при дополнительной переработке зерен - истирании в муку и будучи подвергнутыми ферментации бактерий закваски, образующихся в тесте, содержание железа падало до приемлимых игигам значений. Кроме того, в составе зерен данных растений содержалось повышенное содержание драгоценной для игигов меди.

Дикорастущие зерновые, к сожалению, не отличались ни урожайностью, ни стойкостью к изменениям климатических условий выращивания. А для обеспечения пропитания колонии игигов, в условиях низкой калорийности подобной пищи, зерна требовалось очень много.

Пришлось взяться за дело генетикам. Геном дикорастущей пшеницы был удвоен и утроен. В результате в первом варианте получились твердые, наиболее ценные в питательном отношении сорта, во втором - мягкие, более неприхотливые к условиям выращивания.

Для обеспечения продовольствием, пришлось увеличить поголовье занятых на работах лулу. Кроме "домашних" и "рудничных", занимавшихся непосредственно обслуживанием игигов и работой в рудниках и шахтах, дополнительно появилось большое количество "земледельческих", работавших на полях. Благо, что их пропитание вполне обеспечивали местные животные и дикорастущие растения.

Так что находившимся в жилых модулях, а попасть сюда старались всеми правдами (и не правдами), ни сколько не жалели всех тех, кто сюда попасть не смог. Им теперь достанется больше ресурсов для выживания...

И потянулись бесчисленные десятки оборотов планеты вокруг светила. Высыхали бездонные грязевые топи на поверхности; таяли, бывшие некогда полярными, ледники Европы и Северной Америки. Покрывалось новой почвой ставшее вечной мерзлотой ледяное крошево селевого потока, пришедшее в Сибирь из превратившегося в Ледовитый - северного океана...

Росли новые леса, покрывались безбрежным морем трав новые степи.

Ледники Антарктиды заняли теперь всю территорию материка, начав быстро увеличивать свою толщину.

Выжившие немногочисленные биороботы - люди, давно позабыв о бросивших их богах - игигах, понемногу восстанавливали свою популяцию. Плодились и множились. Обретя на короткое время полную свободу. Совершенно перестав боятся своих грозных создателей, лишь изредка, в легендах, вспоминая о их существовании.

И когда ресурсы жилых модулей подошли к опасной черте и игиги были вынуждены спуститься на поверхность планеты, их пришлось буквально отлавливать по девственным чащобам. И только с помощью жестоких наказаний принуждать к выполнению работ. Однако постоянная порча одичавшими лулу драгоценного теперь инвентаря быстро положила конец попыткам заставить их, как до катастрофы, выполнять все работы за игигов. Единственное, чего смогли добиться от них, это под страхом беспощадного истребления восстановить сбор сплавов и металлов с определенных территорий. Да и то, обучение простейшим манипуляциям с изготовлением необходимых сосудов и поискам ингредиентов отнимали много времени. Много даже для долгоживущих игигов.

Предполагая нечто подобное, незадолго перед спуском на поверхность планеты, опальный Энки сумел выторговать у Нинурту свои прежние угодья в Азии. Нинурту, опасаясь что Энки мог спрятать какую то часть вооружения перед капитуляцией, долго размышлял, прежде чем неохотно согласиться. Но, проанализировав изменения климата, все таки согласился вернуть Энки часть прежних владений, намереваясь и дальше держать своего противника в становившихся суровыми условиях полупустынь, быстро ставших образовываться на обширных территориях от западных отрогов Гималаев до берегов Красного и Средиземного морей.

Еще во время противостояния, из за сокращения числа сторонников, Энки, вслед за Нинурту, пришлось задействовать лулу в качестве операторов охранных систем, дежурных стрелков постовых лазеров и даже пилотов патрульных "небесных птиц". Все эти должности предполагали не только умение выполнять некоторые, весьма ограниченные манипуляции с оборудованием, (как при шахтных работах или выполнении сельхозработ). Нет! Лулу теперь приходилось не только анализировать поступающую информацию, но и быстро принимать самостоятельные решения. И они легко справлялись с возложенными на них обязанностями!

Более того, освоив достаточно большое количество иероглифов, (что просто необходимо при выполнении данных обязанностей), все лулу начинали проявлять безудержное любопытство! Жажда знаний этих существ тогда просто поразила Энки.

Заинтересовавшись феноменом, он даже выучил несколько модификаций "языка" этих существ, живших на подконтрольной ему территории.

В начале ему пришлось рисковать, находясь в условиях дикой природы с минимальной безопасностью для себя. Все для того, чтобы местные "говорящие мартышки" привыкли к его присутствию и перестали прятаться.

Приучив жителей не боятся себя, со временем он стал обучать любопытных людей выращиванию и переработке зерновых культур. Как дополнение к рациону, это действительно позволило не только избежать ранее довольно частых периодов голода, но и увеличить количество населения.

Мудрый Энки не только научил людей выращивать пшеницу и готовить из ее муки хлеб, он стал объяснять им основы знаний, - математики, строительства и календаря, он пригласил их селиться вместе с игигами, создавая совместные поселения, города...

Хитростью заставляя людей самим отказаться от прежнего образа жизни, переходя к тяжелому и малоэффективному оседлому труду хлебороба. Более того, при этом он и словом не обмолвился о том, что зерна всех злаковых культур, измельченные в муку становятся бедны железом, так необходимым каждому человеку. И, по своей сути, становятся просто вредны для человеческого организма.

И за всю "божественную" науку, за возможность всегда жить на одном определенном месте, хитрый Энки требовал такую малость - лишь десятую долю от всего урожая!

Мудрый Энки добился своего! Перед желанием узнавать новое люди не устояли. И очень быстро совместные поселения подконтрольных Энки игигов с людьми вновь стали процветать. Возбуждая зависть у Нинурту и всех остальных.

Пришлось Энки делиться своими секретами со всеми остальными.

Словно небывалые цветы, расцвели по миру центры земледелия. На территории современной Мексики под руководством мудрого Кецалькоатля, в Перуанских Андах - Виракочи, Эфиопии и Египта - Осириса. В Китае просвещением людей занялись "Небесные Гении", на территории Тибета - "Владыки мудрости"*...
Ученые игигов искали и находили все больше простых, доступных даже "мартышкам" технолгий для облегчения жизни игигов в суровых условиях жизни на негостеприимной Земле.

Так, команда Осириса, занимавшаяся культивированием ячменя, нашла способ вывода из организма игига излишнего углекислого газа, снижая зависимость от кислородных масок и повышая устойчивость организма к составу Земной атмосферы.

Секрет оказался в простом сбраживании местных, содержащих сахара, ягод и фруктов в слабоалкогольные напитки. Приобщив, уже ставшим привычным всем способом, человеческое население совместных городов к пиву и вину, Осирис добавил его в положенную игигам "десятину" урожая...

А знания... Что ж... Знания действительно передавались пытливым людям. В виде готовых истин, которые требовалось просто заучить. Глиняные таблички Шумеров полны этих "сакральных" знаний.

Многие знания люди буквально незаконно "добывали", подобно современным разведчикам в стане врага, при выполнении работ для игигов. Именно так появлялись целые пласты знания, к пониманию которого люди подходят только сейчас. В разнообразных сферах. Астрономии, физике, генетике... Знания детализированного, обрывочного, но при этом отчетливо составляющего некую целостную систему.*

Цивилизации земледельцев возникали в предгорьях тропиков и субтропиков. В местах, где наиболее богат своим разнообразием животный и растительный мир. Где, для того чтобы найти пропитание, охотнику и собирателю не нужно было затрачивать много усилий. Где привычная, питательная, а главное - разнообразная пища наиболее полно отвечала потребностям человеческого организма. Во всех этих местах люди массово стали переходить к оседлому земледелию.

Но, при всем цинизме "благодетелей" - учителей, совершенно не заботившихся о благополучии людей, преследовавших исключительно свои, глубоко корыстные цели, нельзя не признать, что если бы не использованный Энки "пряник" знаний, человечество до сих пор занималось бы охотой и собирательством.
 
Охотой с каменными топорами в руках. И, начавшееся сейчас глобальное потепление, волновало бы нас с вами только со стороны поиска новых охотничьих угодий...


"Энки и мироздание.

Отец богов Ану положил начало жизни на земле. Энки, сын богини Намму, ее упорядочил. До него землю покрывали непроходимые чащи и болота - не пройти, не проскакать. Не было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры.

Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по целине первые борозды и засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигр и Евфрат животворной влагой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берега их он засадил тростником и тем самым их укрепил, воды заполнил рыбьими стаями. А поскольку одному богу, как он ни мудр, трудно уследить за всем на земле, он, обходя края черноголовых, распределил обязанности между богами, каждому назначив следить за чем - либо одним....
......................................................

Энки обучил женщин сучить из шерсти овец нить и сплетать ее в ткань, поручив наблюдать за их трудом богине ткачества Утту.

Заметив, что люди усерднее ухаживают за тем, что принадлежит им, Энки провел между участками земледельцев межи, наметил границы между городами.

В стране между двумя реками не было металлов, необходимых для изготовления орудий труда и оружия, а так же любимых смертными мужами и женами украшений. Но Энки было известно, что золото, серебро и медь имеются в изобилии в стране Мелухха, куда можно добраться морем. Он показал путь в эту страну, где можно было обменять зерно и плоды садов на металлы.

Энки создал город Эриду, подняв в него пресные воды из подвластного ему подземного пресного океана.

Чтобы люди не были похожи на зверей, поедавших друг друга, Энки создал установления и записал их на скрижалях. Люди должны были их чтить, но он удержал скрижали у себя, чтобы люди не возвысились и не были как боги."

Мифы и легенды народов мира. Месопотамия.
Александр Иосифович Немировский, Людмила Станиславовна Ильинская.


* А. Скляров "Обитаемый остров Земля".


Рецензии