Ангелы Святого Августина

(из литературного ддневника)

В эпоху блаженного Августина ангелов представляли бескрылыми юношами, которые могут
мгновенно явиться и столь же мгновенно растаять в воздухе. Современное представление об
ангелах отталкивается от образов греческой или римской богини победы – Ники или Виктории.
Были даже святилища Виктории в здании римского сената. На протяжении всего Средневековья
изображения этой античной богини красовались в Риме на триумфальных арках.

Постепенно  крылатый образ неземного существа стал отождествляться с созданиями, которых
у христиан называют  ''ангелами''. Ангелы же святого Августина по большей части заимствованы
из неоплатонической философии – они привязаны к различным историям о мистических
посланцах Ветхого и Нового Заветов. С помощью ангелов и их падших собратьев, демонов,
воплощались отношения между вечностью и земным, бренным и преходящим. 

Ангелы любят нас и жалеют, чтобы мы поклонялись правильному Господу. Так говорит Августин
в своём труде «О граде Божьем». Он убеждён, что ангелы не совечны Богу, но долго ли
пребывали в небесном блаженстве, пока некоторые из них не последовали за Люцифером в его
падении, Августин сказать не может. Хотя ему ведомо, что добрые и злые ангелы по сути своей
одинаковы, как и то, что добрые ангелы блаженны, а злые нечестивы.

Те ангелы, которые отпали от Господа, злоупотребили свободой воли. Изначально же ни один
из ангелов не был сотворён злым. Добрые ангелы нередко творят чудеса с дозволения Господа
и по его распоряжению. Об этом рассуждает Августин в «Граде Божьем», утверждая, что до
самого Судного Дня падшие ангелы будут носиться туда-сюда в земной атмосфере и подстраивать
злосчастья. Наказание в аду ждёт их только после второго пришествия.
         
Один из  учёных задаётся не столько философским или богословским, сколько историческим
вопросом: «Почему стало невозможно верить в ангелов? В эпоху, когда литературоведение,
физика, астрономия, психология…  да чуть ли не все науки порождают огромное множество
понятий, которые выходят за рамки конкретного и поддающегося осязаемой  проверке, почему
в ангелов труднее поверить, чем в герменевтический круг, кварки, антивещество или неврозы?

Возможно, мы утратили способность читать религиозные тексты так, как это следует делать».
Автор приведённой выше цитаты заостряет наше внимание на следующем: если (по утверждению
людей, настроенных антирелигиозно и атеистически)  ''Бог умер'', то в этом виноват не Августин.
В поздней античности уважение к классикам сменилось уважением к  Священному Писанию.
Августин содействовал формированию христианского мышления. Его Бог всегда оставался жив.

(использована специальная богословская литература)
______________________________

15 августа 2022 года


Рецензии