Ещё немного о депутатах
Я уже писал об этом феномене в короткой заметке "Добрый, добрый барин депутат", но в преддверие предстоящих муниципальных выборов решил вернуться к этой проблеме. Но опять же кратко.
Существуют, помимо других, две ветви власти государственного управления. Законодательная - разработка законов и др. нормативных актов, исполнение которых должно обеспечить условия проживания в стране граждан, обозначенные в Конституции страны. Исполнительная - обеспечивает исполнение принятых законодательной властью законов, нормативных актов и т.п.. Законодательная власть - это депутаты всех уровней и сенаторы. Исполнительная власть - это госчиновника всех уровней, от глав муниципалитето до министров. Для контроля над тем, как чиновники исполняют законодательство создано множество надзорных госорганов: Роспотребнадзор, Росздравнадзора, Рособрнадзор и т.д. и т.п., включая следственный комитет. Помимо этих надзорных органов созданы всевозможные общественные организации: ОНФ, всевозможные наблюдательные советы, комиссии и т.д.. Причём все эти перечисленные госструктуры и общественные организации финансируются из госбюджета, то есть за счёт налогоплательщиков, за счёт тех самых граждан,, которые пишут обращения к депутатам.
По каким же вопросам обращаются граждане к депутатам? В подавляющем большинстве случаев это вопросы никак не связаны с непосредственной работой депутата, то есть с законотворчеством. Это в большинстве своём просьбы воздействовать на чиновников и заставить их выполнить то, что они, как исполнительная власть, должны выполнить в рамках принятых депутатами законов, но не выполняют. Если короче, то это просьбы помочь гражданам решить бытовые проблемы, из-за которых их жизнь далека от нормальной, человеческой.
Для примера, в качестве иллюстрации сказанного выше. В муниципалитете очень плохого качество вода течёт из крана, её не то что пить нельзя даже после кипячения, в ней бельё постирать нельзя - оно станет в цвет воды, коричневым. Граждане обращаются к чиновнику, получают отписки, а проблема не решеается. Граждане обращаются в соответствующие надзорные и контролирующие органы, те проводят проверки, составляют какие-либо предписания и вручают их тому же чиновнику, получают от него отписку, и на этом всё заканчивается, но проблема не решается. Самые отчаянные граждане обращаются даже в прокуратуру, та проводит проверку, выдаёт предписание, получает от чиновника отписку, и на этом всё заканчивается. И для граждан остается одна надежда - депутат! Направляют бедолаги к нему своё нижайшее обращение, депутат рассматривает его в установленный срок и направляет свой строгий депутатский запрос во все инстанции с требованием устранить проблему. Кстати, в новом регламенте депутаты увеличили для себя срок рассмотрения обращения граждан с 30- ти дней до 60-ти. После такого депутатского запроса маховик госмашины начинает со скрипом раскручиваться и проблема худо-бедно решается. А чаще всего депутат просто встречается с этим чиновником и в личной дружеской беседе договаривается с ним о решении этой проблемы с обещанием со своей стороны, в случае чего, своей личной депутатской поддержки во всех ситуациях и во всех службах и инстанциях. В конечном итоге чиновник и все проверяющие и надзорные органы отсчитываются о проделанной работе, чиновник и начальники получают премии, награды и звания за самоотверженный труд по решению проблемы и улучшению условий жизни граждан.
Я думаю, что многим эта картинка знакома. Естественные вопросы: зачем тратятся бюджетные средства на содержание "кучи" ничего не решающих надзорных и контролирующих госорганов?, почему чиновник не несёт никакой ответственности за своё бездействие или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей?, и целый ряд других вопросов - остаются вопросами риторическими. Почему же существует такая система, в которой гражданин всё время оказывается в положении униженно просящего? Кому такая система удобна и выгодна? А удобна и выгодна всем участникам такого процесса, кроме, разумеется, граждан. Ну а поскольку система с депутатскими запросами по обращениям граждан прописана депутатами в законодательстве, то и выгодна она прежде всего самим депутатам.
Чем эта система удобна и выгодна депутатам? Функция депутата - законотворчество. Но беда в том, что приходится депутату периодически отчитываться о результатах своей работы, да ещё и давать обещания электорату в ходе своей предвыборной самоагитации. Но что будет, если он станет отчитываться перед избирателями только о том, что он сделал в законотворческом процессе, за какие законы голосовал? Что он сможет сказать такого, чтобы избиратель проголосовал за него ещё раз? Это бы выглядело примерно так: это я поддержал повышение пенсионного возраста, это "благодаря" моему личному участию в разработке и принятии законов происходит постоянный рост цен, поскольку государство не вмешивается на законодательном уровне в якобы рыночное ценообразование на товары массового потребления, это "благодаря" моему личному участию в разработке и принятии законов ежегодно в обязательном порядке происходит увеличение стоимости электроэнергии и повышаются все виды тарифов ЖКХ... Ну и т.д. и т.п.. Такая картинка ни депудату, ни партии, в которой он числится, не нужна! И тогда была придумана система депутатского запроса, то есть депутаты возложили на себя ещё и функцию контроля над тем, как чиновники исполняют принятые ими законы. И теперь депутат отчитывается не о том, как принятые им законы повлияли на жизнь людей, а о том, сколько обращений граждан к нему поступило и как он самоотверженно и героически решал бытовые проблемы граждан в борьбе с чиновничьей бюрократизмом и беспределом, и говорит о том, что это только "благодаря" его личному вмешательству были решены бытовые по своей сути проблемы, и обещает и в дальнейшем лично участвовать в решении всех бытовых проблем граждан. И люди, проблема с водой у которых была решена только после вмешательства депутата, забыв о том, что уровень жизни их, постоянно снижающийся, определяется законами, за которые этот депутат голосовал, пойдут и проголосуют за него, в надежде на то, что он и дальше будет решать все их бытовые проблемы, что он и дальше будет бороться с ненавистными им чиновниками. А депутат, переизбравшись, останется в своём доходном депутатской кресле, поспособствует, как и обещал, сохранению доходного кресла для того же чиновника и руководителей надзорных и контролирующих госорганов.
Получается, что система обращений граждан к депутатам, удобна и выгодна прежде всего самим депутатам, и ими же сами разработана и прописана в законодательстве для себя любимых. Недавнее внесение изменений в регламент рассмотрения депутатами обращений к ним граждан, говорит о том, что никаких изменений в социальном внутреннем устройстве страны в ближайшее время не предвидится. Да и вообще, пока депутаты живут в своём мире, отделённом от мира граждан на законодательном уровне, никаких изменений во внутренней социально-экономической политике не предвидится.
Менее месяца осталось до муниципальных выборов. Что обещают кандидаты в муниципальные депутаты? Решение бытовых проблем! К примеру - построить, или отремонтировать дорогу. Но дорога - это задача исполнительной власти, то есть чиновника, а не депутата. А вот про то, что он, к примеру, будет голосовать за повышения тарифов ЖКХ, депутат ни перед выборами, ни после них, никому из избирателей не скажет. А граждане? А что граждане? Граждане будут судачить, что это государство подняло тарифы, а о том, что государство это не абстракция, а конкретные физические лица с именами и фамилиями, и их депутат вчастности, мало кто задумается.
P.S. Не так давно, кстати, в госдуму едва не просочилась инициатива о снижении депутатских зарплат. Предвыборный популизм одной из партий, и не более. Разумеется, такая инициатива была депутатами высмеена и в зародыше своём отвергнута. Для справки: средняя зарплата депутата госдумы в районе 450000 рублей. Но это уже другая тема, о которой я кратко сказал в статейке "Коррупция в законе".
Свидетельство о публикации №222081500945