Сцена23 - театральный салон как средство сближения

ТЕАТРАЛЬНЫЙ САЛОН "СЦЕНА23"
Как средство сближения и развития личности

Театральный Салон - необычное для наших дней «явление» в культурной жизни Столицы. Многим читателям в основном известно о салонах прошлого, настолько далекого, что неплохо вместе совершить небольшой экскурс в историю на эту тему.
 
Первым литературным салоном XVIII века, созданным по примеру французских традиций, руководил граф Иван Шувалов, меценат, основатель Московского Университета и Академии Художеств. В его гостиной собирались представители творческой интеллигенции того времени, в числе которых не раз бывал и Михаил Ломоносов – будущее светило российской науки.
 
В XIX веке посещение подобных светских раутов становится хорошим тоном, прежде всего, для образованных людей.

В гостях у Николая Карамзина молодой поэт Александр Пушкин впервые прочитал наброски к роману «Евгений Онегин». А Александр Грибоедов на приеме у княгини Евдокии Голицыной представил на суд взыскательной публики комедию «Горе от ума». И неслучайно, Александр Пушкин впоследствии посвятил хозяйке Салона, где всегда царила дружеская атмосфера, такие восторженные и искренние строки:

Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым...

На рубеже XIX-XX столетий особую популярность приобретает Салон Зинаиды Гиппиус, известного в те годы литератора, драматурга и критика. Здесь читали свои стихи прославленные поэты Серебряного века: Константин Бальмонт и Александр Блок, Николай Гумилев и Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Марина Цветаева, Андрей Белый и Дмитрий Мережковский.
 
Гостеприимная хозяйка сама проводила собеседования с молодыми поэтами и могла распознать талант даже у тех, кто ей лично откровенно не нравился, и каждому давала «путевку в жизнь».

Долгие годы такая форма свободного общения в творческой среде была фактически предана забвению...

Но совсем недавно в Москве появился новый проект - Театральный Салон «Сцена 23».
Это круг единомышленников, людей, влюбленных в искусство, где по примеру прежде знаменитых российских салонов можно не только увидеть и услышать, но и обсудить увиденное и услышанное в раскрепощенной обстановке. А его художественным руководителем стала историк-востоковед, актриса Вероника Вяткина, поставившая перед собой нелегкую задачу возрождения традиций прежних лет и сохранения культурного наследия.

Салон знакомит гостей с творчеством выдающихся художников, композиторов, писателей и поэтов. Встречи проходят в исторически значимых местах Москвы и Подмосковья. В старинных особняках с неповторимой архитектурой, создающей особый настрой у посетителей, устраиваются концерты и спектакли, обсуждаются новости культуры. Здесь говорят о живописи и музыке, литературе и театре, слушают лекции, и главное – открывают для себя мир настоящих и будущих «звезд» театральной сцены.
За короткий срок участниками мероприятий уже успели побывать и потомки творческих династий, и деятели искусства: режиссеры, артисты, писатели, сценаристы и продюсеры.

Вот что рассказывает о первых шагах своего «детища» его основатель - Вероника Вяткина:
«Создавая Театральный Салон, я определила для себя его цели, приоритеты и ценности. В быстро меняющемся мире я вижу свою роль и просветительскую миссию в формировании и развитии личности современного человека – прежде всего нравственного, образованного и мыслящего.
Одной из моих задач является открытие новых имен и поддержка талантливой молодежи, как это делал в свое время антрепренер и меценат Сергей Павлович Дягилев. В течение ряда лет он сумел создать целую плеяду великих музыкантов, артистов оперы и балета для представления на ежегодных «Русских сезонах» в Париже, которые вскоре стали неотъемлемой частью общеевропейской культуры.
Молодые таланты восхищали, поражали и даже иногда шокировали своей дерзостью и выразительностью сценических образов... А для выполнения этой задачи Дягилеву нужны были самые смелые хореографы, самые прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать костюмы и декорации, каких ещё не бывало.

Сейчас, к сожалению, многие молодые люди «проходят мимо... базовых основ». В то время как ценности мировой классики – именно тот фундамент, без которого любое дальнейшее развитие невозможно. Только на прочной базе мы можем смотреть в сторону будущего. Современное искусство, построенное без мирового опыта – пусто и не имеет перспективы, в этом я глубоко убеждена. Опираясь на вековые традиции, и одновременно делая поступательные шаги вперед, талантливые артисты создают необычные формы исполнения и эволюционные цепочки, и, в конце концов, открывают новые возможности для всего человечества и сближения различных культур.
 
Однако я не отрицаю эксперименты. Без них нет воздуха, и для создания разнообразных направлений в искусстве новаторство необходимо. Поэтому так важно дать дорогу молодым, способным идти на риск.

Недавно Борис Эйфман в Большом Театре представил балетную премьеру «Чайки». Его спектакль о том, как сложен и порой трагичен путь у молодых талантливых людей, но непонятых и непризнанных. Это важнейший месседж нашему обществу!
А сколько еще таких примеров среди музыкантов, артистов, художников прошлого и настоящего...
Ван Гог мог творить лишь благодаря брату, помогающему приобрести самое ценное для художника - холсты и краски. Хотя выдающийся живописец так и не продал ни одной картины при жизни…
Общепризнанный гений, композитор Чайковский создавал свои бессмертные произведения при поддержке графини Надежды Фон Мекк. А ее потомок- Денис Фон Мекк- и сегодня, спустя столетия, посещает наш Салон. Все возращается на круги своя...
Благотворительность и поддержка в разных видах во все времена необходима. В этом и состоит моя цель». Просвещение и помощь тем, кто, делает первые шаги в искусстве, тем, кто свободно мыслит и стремится к новым открытиям».


Художественный руководитель Салона, как эксперт и меценат, открывает дорогу молодым талантам в полном смысле этого слова.

Сотрудничество с ГИТИСом, московскими театрами и галереями позволяет выявлять и предоставлять поддержку начинающим артистам, художникам, музыкантам, певцам в самом начале их творческого пути.
Так, выпускница Консерватории Анастасия Кузнецова создает совместный творческий проект с уже состоявшейся актрисой Еленой Захаровой, который будет представлен в новом сезоне.
Запущена специальная программа «Сцена 23» на YouTube канале, где деятели культуры размышляют вместе с Вероникой Вяткиной о путях развития искусства, рассказывают о восходящих «звездах» и обсуждают премьеры.

Однако проведение уникальных концертов и открытие молодых дарований далеко не единственное направление Театрального Салона.

Никого не оставили равнодушными мероприятия в апреле-мае этого года: лекции искусствоведа мирового уровня Елены Борзовой о великих живописцах, проходящие на Воздвиженке, выступления пианистки, признанной звезды, Басинии Шульман в Архангельском и известных артистов балета, певцов, музыкантов в Доме музее П.И. Чайковского.
В сентябре участники вновь встретятся с Еленой Леонидовной, на этот раз в Пушкинском Музее изобразительных искусств - на выставке, посвященной коллекции Морозовых. А в октябре любителей живописи ждет «послевкусие» - интереснейшая лекция в Аудиториуме на эту тему.

Но основным видом деятельности Салона является, безусловно, постановка спектаклей.
23 сентября на сцене театра «Модерн» состоится премьера по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» - симбиоз итальянской комедии дель Арте и буффонады в сочетании с новыми элементами современного театра.
Режиссер-постановщик и идейный вдохновитель - Екатерина Колганова.
Несмотря на то, что пьеса была создана почти 200 лет назад, она актуальна и сейчас. При этом, комедийные образы Вадима Колганова, Максим Евсеева, Вероники Вяткиной, Натальи Давыдовой, Елены Шичкиной, Алексея Власова, Георгия Фетисова и Ильи Быкова очень точно передают дух эпохи площадного итальянского театра.
Роскошные костюмы и декорации Татьяны Ильиной и Елены Барковой погружают в историческую атмосферу и вызывают ощущение праздника. Зажигательные танцы поставлены молодым талантливым балетмейстером Викторией Ортман.
«Комедия положений» позволит отвлечься от повседневных забот, посмеяться от души и забыть обо всем.

За таким форматом мероприятий большое будущее, так как даже среди самой взыскательной публики, которая интересуется подобного рода культурными проектами, есть люди, желающие перейти на новый уровень общения, возможности обсуждения и взаимодействия с организаторами, деятелями искусства, медийными лицами, участниками и гостями ТС «Сцена23».

Лидия Гладышевская, прозаик, драматург,
Член Национальной Ассоциации драматургов

Для журнала «Театрал»


Рецензии
Дорогая Лидия,

С интересом ознакомился с этим замечательным эссе (статьей, на самом деле!). У вас - непринужденный, но затягивающий стиль, который рельефно показывает преимущества Салона 23 против простого похода в театр. Скажите, а за вход надо платить? И если надо - то сколько? Просто у меня в Москве есть знакомые, которые могут заинтересоваться.
.
.
“Первым литературным салоном XVIII века, созданным по примеру французских традиций, руководил граф Иван Шувалов, меценат, основатель Московского Университета и Академии Художеств. В его гостиной собирались представители творческой интеллигенции того времени, в числе которых не раз бывал и Михаил Ломоносов – будущее светило российской науки.”

Я все это помню из мемуаров и другой литературы современников тех событий! Возрождение такого способа развлечения, проведения времени, но также передачи культурного наследия - это прекрасная идея, которая должна получить признание и быть поддержана!

“Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым…”

Что может быть лучше Пушкина? Вот, не читаешь его лет двадцать, и потом возвращаешься, и говоришь - да! Человек умел владеть словом…!

“Вот что рассказывает о первых шагах своего «детища» его основатель - Вероника Вяткина:
«Создавая Театральный Салон, я определила для себя его цели, приоритеты и ценности. В быстро меняющемся мире я вижу свою роль и просветительскую миссию в формировании и развитии личности современного человека – прежде всего нравственного, образованного и мыслящего.”

Как можно с этим не согласиться? Побольше бы таких людей. Но здесь, знаете ли, должна быть ВЕРА в то, что у вас это получится. А когда ты проживаешь жизнь, и в ней так много не случилось, и не сложилось, то хочется уползти в ракушку, и сидеть там. Слава смелым, трудолюбивым, и верящим, что можно тут сказать.

“Ван Гог мог творить лишь благодаря брату, помогающему приобрести самое ценное для художника - холсты и краски. Хотя выдающийся живописец так и не продал ни одной картины при жизни…”

Мне всегда было очень обидно за него. Какой смысл был во всей твоей жизни, если ты не увидел своей славы, и умер в нищете? Вот как это понять, скажите мне? Человеку был дан талант, он его воплотил в жизнь, но не получил ничего, кроме депрессии и отрезанных частей тела. А потом ДРУГИЕ нажились на его картинах. Где тут справедливость?

“23 сентября на сцене театра «Модерн» состоится премьера по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» - симбиоз итальянской комедии дель Арте и буффонады в сочетании с новыми элементами современного театра.”
.
Я помню этот спектакль лет 30 назад, и там Труффальдино Избегамо играл Караченцов!
Наверное, теперь они придумают что-то еще, более современное и интересное.

Спасибо! Очень адекватная и грамотная статья, которая дает возможность понять, что такое Салон 23, и привлечь внимание к проекту.

С уважением,

Джеймс Келлспелл   16.08.2022 19:17     Заявить о нарушении
Дорогой Джеймс,
Благодарю, что познакомились с этой стороной моего творчества и за прекрасный отзыв.
Билеты на ближайшие мероприятия ваши московские друзья могут купить на сайте www.scena23.

Я помню отличный мюзикл, где Труффальдино играл гениальный Райкин, а пел за него Боярский. Его часто показывают. С удовольствием каждый раз смотрю.

А в спектакле "Слуга двух господ" на сцене Модерн играет заслуженный артист России Вадим Колганов.
Очень интересный многогранный актер из Театра Школа Современный Пьесы и милый, добрый человек, с хорошим чувством юмора.
Я с ним знакома, показывала ему свою пьесу "Последний из Удэге", он очень мне помог в работе своими профессиональными советами.
Буду на премьере "Слуги" как почетный гость.
С уважением,
Лидия

Лидия Гладышевская   16.08.2022 23:22   Заявить о нарушении
Лидия,

Про сайт понял.

Ах, все-таки Труффальдино играл Райкин, а не Караченцов. Перепутали.

Вадим Колганов - это все уже новые люди, я уже никого из них не знаю - новое поколение.

Но это очень хорошо, что вы будете почётным гостем - вы это так заслуживаете!

Я сегодня прочитал "Маша и Медведь", очень смеялся, но не успел доделать рецу :) Так что встречаемся завтра!

С уважением,

Джеймс Келлспелл   18.08.2022 04:45   Заявить о нарушении
Конечно, Райкин, Только это не я, а Вы перепутали. Я-то этот фильмец каждый год смотрю, а Вы подзабыли... Вообще, я фанат Константина Райкина, он, на мой взгляд, даже гораздо многограннее своего великого отца. Я пересмотрела все спектакли в "Сатириконе", те, что он поставил, и те, где сам играет в главной роли. Ему нет равных сейчас. В молодости его воспринимали. как некрасивого, смешного, прыгающего мальчика, а он вырос в глубокого артиста, и очень умного талантливого режиссера.

Лидия Гладышевская   18.08.2022 22:00   Заявить о нарушении
Да! НАКОНЕЦ-ТО!!!

Труффальдино Избегамо играл КОНСТАНТИН РАЙКИН... Я полностью с вами согласен что касаемо Райкина. Вот, теперь я все вспомнил. Спасибо!

Джеймс Келлспелл   21.08.2022 18:02   Заявить о нарушении