Дрезденский картонаж Елочные игрушки из картона
С приближением Нового года и Рождества мы начинаем задумываться о новых елочных игрушках. Есть такая традиция во многих семьях: к Новому году – новая елочная игрушка. Оправдание затрат - старые бьются.
А есть такие, которые не бьются? Обидно же, если ваша киса решит поиграть, опрокинет елку на пол и драгоценные стеклянные игрушки побьются!
Конечно, есть – имитирующие стекло, пластиковые, деревянные, бумажные, из фольги… А еще есть дрезденский картонаж.
Дрезденский картонаж точно не разобьется. Это – общее название игрушек из картона с конгревным (объемным тиснением) и старинных картонных елочных украшений. Они наверняка есть и у вас, только, возможно, вы не знали, что эта симпатичная простенькая рыбка, этот цыпленок, доставшийся от прабабушки, выкинуть который рука не поднимается – дрезденский картонаж.
И хорошо, что не выкинули. Если ваша игрушка произведена до 1966 г. – это редкий антиквариат, его можно продать за дорого. А еще это – память, история – вашей семьи и нашей страны. Вот так глобально.
Почему «картонаж»? Почему «дрезденский»?
Картонаж – это старинное название изделий из картона и полузабытого ремесла – изготовления коробочек, игрушек, папок из толстого картона (от 1 мм). По инструментальному оснащению ремесло претерпело, конечно, изменения, но объем ручного труда по-прежнему велик.
Дрезденский картонаж – это общее название для елочных украшений, сделанных из картона. Германия – европейский первопроходец в полиграфии. Первыми книги начали печатать китайцы (6 век), подхватили идею европейцы (печать с деревянных резных форм), а автором первого печатного станка со сменными литерами стал ювелир Иоганн Гутенберг (1440 г.).
А цветная печать в широких масштабах стала возможной благодаря изобретению немца, актера-любителя, Алоизия Зенефельдера в Богемии в 1796 году.
ГДР и во времена СССР была единственным производителем высококачественных печатных станков на весь Варшавский договор.
Не удивительно, что именно в Германии начался выпуск красочных елочных украшений из картона.
Это сейчас «глянцевый журнал», красочная книга, буклет – норма. А в 19 веке полноцветная печать была редкостью. Стеклянные елочные украшения раскрашивались вручную, а это дорого.
Немцы придумали следующее. Запечатывали бумагу, приклеивали ее на толстый картон и продавали в листах. Оставалось выдавить (или вырезать) головку сказочного персонажа, куколки, приклеить ее к картонному «телу», одеть в остатки ткани, кружева… вуаля, игрушка готова. А можно было просто подвесить красивую картонку на елку.
А еще немцы придумали делать из толстого картона объемные фигурки. Как? Брали лист картона толщиной 1 мм, приклеивали к нему лист тончайшей серебряной или золотой фольги, распаривали картон при температуре 130 гр и тиснили на нем объемную фигуру (конгревное тиснение). Далее части фигуры склеиваются, вклеивается петелька, и елочная игрушка готова!
Порывшись в интернете, я нашла на удивление мало статей о новогоднем картонаже, включая мою собственную.
Но кто ищет, тот всегда найдет. И мне повезло – я выискала небольшую работу «Рождественское чудо из картона» автор-составитель: Л.Л. Крайнов-Рытов. В книге много фотографий, описан процесс изготовления, история картонных елочных игрушек.
Вначале игрушки собирались из нескольких деталей, получались настоящие бумажные скульптуры.
Например - «Тетерев», смонтирован из восьми отдельно отштампованных частей (деталей). Имеет сложный, близкий к натуральному окрас (яркие краски: коричневая, зеленая, красная). Глаза из двухцветного стекла. С любой точки зрения он представляет собой уменьшенную бумажную «копию» («макет») оригинала, т.е. натуралистичный артефакт».
Позднее, с распространением картонажей в Европе, России, игрушки упростились. Они стали «полуобъемными», склеенными из 2 частей, правда, с хорошим подъемом.
Картонажи можно было купить в магазине игрушек, заказать листы с деталями по почте. Вот такое трогательный фрагмент с упоминанием дрезденского картонажа:
«Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала, по секрету, от Мюра и Мерелиза картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики...»
Тэффи «Валя»
Полуобъемные фигурки нужно было выдавить из листа и склеить, вдев веревочку.
В России и в дальнейшем в СССР делали полуобъемные фигурки, вначале повторяя немецкие.
После «разрешения» новогодней елки в 1935 г. стали появляться картонажи с советской тематикой.
Картонажи упрощались и дальше – объем становился меньше, некоторые игрушки состояли из одной детали.
Я хорошо запомнила рыбу, склеенную из двух частей. Мне очень хотелось посмотреть, что там внутри. Я ее разодрала… Внутри оказалась пустота, а мне влетело за порчу антиквариата.
Помню цыпленка, крокодильчика. В 70-е годы у меня появилась россыпь корабликов, состоящих из одной детали.
Не так давно выпуск этих очаровательных украшений возобновился. Повторяются старые, любимые формы, стала ярче окраска, появились новые изделия.
В принципе, картонажи можно делать самостоятельно, кустарным способом.
В поисках информации для этой статьи, я наткнулась на описание мелкотиражного производства объемных картонажей.
«Большой ассортимент елочных игрушек, имеющих блестящую плоскую поверхность с двусторонним изображением, изготовляют из металлизированного картона.
Для изготовления металлизированной елочной игрушки нужны следующие материалы: картон (бурый древесный, прессшпан и др.); алюминиевая фольга толщиной 7,5 микронов (ГОСТ 618—50); картофельный крахмал; клей (костный, мездровый или галлерта); бесцветный нитролак; растворители (спирт этиловый, ОСТ 278 НКПП, бутилацетат, ацетон, растворитель АКР).
Технологический процесс изготовления металлизированной елочной игрушки включает следующие операции:
1) ковку (расплющивание) алюминиевой фольги при помощи молотка в специальном шаблоне, с доведением толщины фольги до 2,5—3 mикрohob и размеров отдельного листка — до 13,5 х 13,5 см;
2) наклеивание обработанной алюминиевой фольги на листы картона крахмальным или столярным клеем;
3) сушку подвешенных листов картона, оклеенных фольгой (при комнатной температуре — в течение 48—72 часов);
4) протирку листов металлизированного картона и нарезку ножницами полос и пластин нужных размеров;
5) горячую штамповку полос и пластин картона на ручных винтовых прессах и вырубку половинок;
6) склеивание фигуры из двух половинок (двух сторон) мездровым клеем или галлертой;
7) вклеивание нитки внутрь фигуры;
8 ) окрашивание игрушки.
Игрушку окрашивают при помощи аэрографа нитролаком, разбавленным до требуемой рабочей вязкости и окрашенным анилиновым спирторастворимым красителем в нужный цвет».
Облегчить себе жизнь можно, купив готовый металлизированный картон. Можно заказать конгревное клише и сам процесс конгрева в переплетной мастерской или типографии. Это не так дорого, как кажется. Именно так тиснят кожу. Точно так же и картон кустарным способом.
Картонаж – это дешевые украшения, по сравнению со стеклянными, расписанными вручную. Конечно, до наших времен старинные игрушки дошли поцарапанными, поблекшими. Но сколько в них очарования и тепла!
Предлагаю полюбоваться и вспомнить золотое детство.
Может быть, у вас есть картонные елочные украшения? Делитесь фотографиями!
А что еще мы знаем «дрезденское»?
Дрезденский кружевной фарфор.
«Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми».
Дрезденский рождественский штоллен.
«Традиционная немецкая рождественская выпечка из сочного, тяжёлого дрожжевого сдобного теста, в классическом рецепте это обильно посыпанный сахарной пудрой кекс с высоким содержанием пряностей, изюма, орехов и цукатов. Его овальная форма символизирует спелёнутого младенца Христа. Штоллен, как ремесленное пекарное изделие, имеет в Германии самую долгую традицию, уходящую корнями, по одной из версий, в саксонский Наумбург XIV века».
А еще… держитесь крепче, дамы – дрезденский зеленый бриллиант.
«Дрезденский зелёный бриллиант — грушевидный алмаз естественного яблочно-зелёного цвета. Единственный крупный (41 карат) образец бриллианта данной разновидности. Своим уникальным цветом обязан природной радиоактивности. С XVIII века хранится в дрезденской сокровищнице Грюнес Гевёльбе».
Старинный город Дрезден (Восточная Германия) сильно пострадал во время Второй Мировой войны, бережно восстановлен. Но если бы он погиб, память о нем донесли бы дрезденские картонажи, кружевной фарфор, рождественский штоллен, распространившиеся за прошедшие столетия по всему миру.
Благодарю вас за прочтение!
В статье использованы материалы
https://bellezza-storia.livejournal.com/329107.html
https://cont.ws/@proctotanya/821194
https://tiina.livejournal.com/6127258.html
http://www.toys.manticora.ru/forum/index.php?topic=143.0
https://prioklib.ru/wp-content/uploads/files/kartonaz.pdf
https://fur-tree-toys.livejournal.com/166785.html много старинных фото
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Свидетельство о публикации №222081601143