Андрей или алан Андар из рода Хамхой

Кумыкское село Эндрии основал  —  алан Андар из рода Хамхой.

Древние мифы являются не выдумками, а остатками воспоминаний о нашей более древней истории.
Показательно что  в отличии, ингушские нарты это реальные  герои, со своими известными могилами-склепами, курганами, храмами на территории Ингушетии.
1. Сказание «АНДАР  из рода Цикимбух увёз у СЕСКА СОЛСЯ  дочь.»
Эпос заканчивается тем что заключается торжественно родство. Зять Андар( Эндри) из дома Маг1о, переселился на плоскость, под старость построил аул  для своего младшего сына Гуни, назвав его Гуни, а сам пошёл дальше и образовал аул Андар или Эндери.
Материал интересен тем что поселения Эндре, Гуни в наши дни считаются кумыкскими,  чеченскими.. Не изучается аланская( ингушская значит кавказская) история, оккоки и Эхки-юрта, аккхи -акациры и тд).
Ингушский язык свидетельствует как могли звучать имена, и что означать;
«Андар - имя, четвёртый сын легендарного Маг1о прибывшего из  ( Шама, Египта) . В действительно топоним Шам в честь первого сына Нуха, находится в горной Ингушетии.
Андар - буквально «блокада, блокировка».
Андаркха - имя.
Яндаре - имя.
Гуне - эпитет Солнца
Гуно - предстатель Гуноевых.(лазутчик)».
Дореволюционный исследователь Ф.И. Горепекин пишите «Из рода их – Хамхой произошло 25 поколений, давших поселенцев в Чечню и на Кумыкскую плоскость, образовав там сел. Андре или Эндери…». Разумеется имелось ввиду в те времена это аланская земля для Андара…
«Кумыкская плоскость(чеченская плоскость),  владетели шамхалы Тарковские, конкретно Султан-Мут  побочный сын Андия-шамхала.
Кумыков   с Кумыкской плоскости еще в XIX веке  именовали «чеченцами».. Ранее Кумыкскую плоскость населяли ингушские общества, чье наименование «мичихич» сохранилось за переселенным на их земли новым населением . В результате жалоб и доносов шамхала российские войска в 1718 и через сто лет в 1817 году провели на «Кумыкской» плоскости этническую чистку против вейнахского (ингушского) населения
Кумыки разговаривают на своем родном кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских язык.  Неприязненные отношения между плоскостными чеченцами и лоамрой- горцами «чеченцами»  видимо с тех времён и сохраняются . Потто пишет о вооружённых столкновениях чеченцев с горцами лоамрой вейнахами, Дауев С и тд. В его теории это  борьба нахчийцев ( чеченцев) против вейнахов.»
Как заключение в истории данные селения считаются основаны кумыками, чеченцами… нет ни одного упоминания об ингушах(аланах), которые в данных местах проживали. Российская история сочинила антикавказскую ложь про ираноязычных алан, которых сменили хазары, а затем кумыки, чеченцы. Антикавказскую ложь поддерживают историки поздних народов.(кумыков, чеченцев).
PS
Эндирей (Эндери[5], Андреевская деревня, кум. Эндирей[6]) — село в Хасавюртовском районе Дагестана Россия. Один из крупнейших и древнейших населённых пунктов[7] на территории Кумыкской плоскости
Ногайцы называли Эндирей в XIV—XV веках «Гуенской крепостью» — Гуен Кала; гуены проживали, по данным разных источников, от Гумбета до Терека, в Эндирее[15].
В XVIII веке ; начале XIX века в Эндери располагался один из крупнейших невольничьих рынков Северо-Восточного Кавказа[31]. Рабы отсюда поставлялись в том числе в Персию и Турцию
Первоначальный Старый Эндирей, по данным Эвлии Челеби, располагался на Койсу, то есть Сулаке. Чуть позднее он же сообщает о расположении Эндирея на берегу реки Акташ, то есть на нынешнем месте
Считается что образован в честь русского или кумыка Андрея, Эндери
Гуни (чечен. Гуьна) — село в Веденском районе Чеченской республики
Ближайшими населенными пунктами к Гуни являются Сержен-Юрт на северо-западе Гуни
селение в республике Чечня (Веденский район), расположено в северо-восточной части района, северо-восточнее селения Ца-Ведено. Общество гунойцев считают себя потомками сирийского царя Саид-Али; одним из основателем селения был сын Саид – Али - Гундал. В 1591-1592 годах, после того как Берс-шейх стал распространять ислам, часть гунойцев (язычники-христиане) ушла за Терек к своим кровным братьям гунойцам и основали там селение Орза-Гала (Оьрза Г1ала), ныне ст.Червленская
Гуни — село в Казбековском районе Дагестана. Первое упоминание о селении Гуни датируется XIII веком. Основано предком по имени Газурилав. Существует две версии происхождения названия села. В тюрко-язычном племени слово «Гунн» — солнце, а «Гуни» — солнечная сторона. На аварском языке «КIуни» — красивый, маленький


АНДРЕ ИЗ РОДА ЦИКИМ-БУХ УВЕЗ У СЕСКА СОЛСА ДОЧЬ;Родоначальником ингушей-хамхинцев называют Мага. У него в числе нескольких сыновей был второй сын Андре. Этот Андре украл себе в жены дочь Сеска Солсы, проживавшего тогда на плоскости. Солса бросился на розыски своей дочери по Ассинскому ущелью. Там ему в очень узком месте преградил путь большой камень, а другого пути по руслу реки не было. Солса хотел свернуть в сторону этот камень, для чего уперся в этот камень теменем головы и руками со сложенными в кулак пальцами, но сдвинуть его не смог. Камень этот доселе лежит на том месте и на нем остались три вдавленности, отпечатки головы и пальцев Сеска Солсы.;И поневоле он направил свой путь через Тарскую долину по ущелью Гир-чоч. Из Тарской долины Солса проехал прямо в селение Эгикал и там узнал, чрез подручных людей, что дочь его пребывает в селении Салги. Солса потребовал выкуп за свою дочь. А если выкупа не дадут, то грозил расправиться оружием. Салгинцы согласились на выкуп и дали его скотом, по желанию Солса, столько, сколько на расстоянии от Ко-джар-догаче до Эгикала поместилось друг за другом идущих по дороге попеременно коров и быков. Когда выкуп этот был уплачен, то Солсу пригласили погостить в Салги. В то время была еще жива жена Мага. Она встретила Солсу в Мага-тэ. При этой встрече древняя старуха-сваха взяла за руку Солсу и обняла его, причем, несмотря на свою старость, с такою силой, что сломала ему плечо и пальцы. Солса не почувствовал этого сразу, и когда уехал из Мага-тэ, то дорогою объявил об этом своим провожатым.;Сеска Солса жил долго на плоскости и туда впоследствии упросил переселиться своего зятя Андре. Оставив своих сыновей в Салги, Андре долго кочевал со своими стадами на плоскости, а под старость построил аул для своего младшего сына Гуни, назвав его тоже Гуни, а сам пошел дальше и образовал аул Андре или Эндери.


Дореволюционный исследователь Ф.И. Горепекин писал: «Ингуши не есть отдельная ветвь чеченцев, а чеченцы есть разросшаяся ветвь ингушского корня… Название чеченцев заимствовано от другого народа. В то время как на ингушской почве все пока свежо и ясно, то чеченцы дополнили свою территорию народом, пришлым со всех сторон… Чеченцы получили свое родоначилие из Галгая и Нашаха, имели слишком большой простор для образования своих поселений. Район их заполнялся различным элементом, как, например, беглыми из Грузии, арабскими переселенцами, беглыми русскими солдатами и т.п. Вполне допустимо, что из числа многих проходивших орд тоже оставалась часть, как в виде пленников, как и вольных поселенцев. Таким образом, усваивая разнообразный пришлый элемент, имея разбросанные на большой площади обособленные свои поселения, навсегда разойдясь с родоначальниками – ингушами, чеченцы с течением времени изменили в своем языке лексическую сторону, звуковой состав и некоторые случаи грамматических правил. За свое долгое существование ингуши были известны под различными именами… например, ин, ан, биайна, саки, алароды, гелы, амазоны и др., а последние из них происшедшие и существующие теперь: галга, ангушт. Из рода их – Хамхой произошло 25 поколений, давших поселенцев в Чечню и на Кумыкскую плоскость, образовав там сел. Андре или Эндери… Многие из древних родов ингушей с отдаленных времен, отделившись от своих родных очагов, расселились на обширной территории Чечни и Кумыкской плоскости, сохраняя до сего времени связь в преданиях о происхождении от одного корня тождества имени первых своих родоначальников».

Засулакская Кумыкия
На территории Северного Дагестана между реками Терек и Сулак имелось три феодальных владения: Эндиреевское, Аксаевское и Костековское. В исторической литературе Кумыкская плоскость получила название Засулакская Кумыкия. Так, Н. Ф. Дубровин, а вслед за ним Н. Семенов и П.И. Ковалевский писали: «Эта кумыцкая земля граничит на севере южным рукавом дельты Терека, с востока – западным берегом Аграханского залива, с юга р. Сулаком и подошвою Андийского хребта, известного под именем Салатавских и Ауховских гор, и с запада Аксаем, землями Чечни и Тереком. Эта равнина имеет наклон с юго-запада на северо-восток. По ней протекают реки Аксай, Яман-Су, Ярык-Су и Акташ». П. Гаврилов писал: «По народным преданиям, сын шамхала Тарковского Султан-Мут – от которого ведут свою родословную все существующие ныне кумыкские фамилии Кумыкского округа – получив во второй половине ХVI столетия удел из владения шамхалов и поселившись в нынешнем Кумыкском округе, управлял населением этого округа». Согласно имеющимся данным, Султан-Мут захватил «земли между реками Сулаком и Тереком с нижней частью Мичикича и Салатавского округа до горы Керхи, что на границе Гумбета». На востоке его владение омывалось водами Каспия. «Со смертью Султан-Мута владения его перешли к двум его сыновьям - Айдемиру и Казаналипу, - писал Н. Семенов. – Внуки и правнуки их, получившие в свои уделы земли, лежавшие вдали от Эндирея, покинули резиденцию своих отцов и переселились - одни в Яхсай (Аксай - М.-П. А.), другие в Костек и Кази-юрт». «Представителями княжеского рода Султан-Мута на Кумыкской плоскости являются одиннадцать фамилий: Казаналиповы, Темировы, Айдемировы, Муртузали-Аджиевы, Каплановы, Хамзаевы, Уцмиевы, Эльдаровы, Махтиевы, Алибековы и Арсланбековы», - сообщает Н. Семенов. Поселившись на Кумыкской плоскости в качестве полноправных владетелей ее, потомки шамхалов Тарковских внесли многие аристократические тенденции сперва в жизнь, а потом и в правовые обычаи народа. Сами они представили собой первое, высшее сословие населения.


Аланы Этаги, Этагай пришедши из Галгаевских обществ со своими братьями и фамильными родственниками,  владельцы  земли от реки Аргуна до р. Камбилеевки, основатели поселении Этаги, Алхазурово, Гойты и тд

ИСТОЧНИК XIX В. («ФАМИЛЬНАЯ ХРОНИКА» ТЕЙПА АГИШПАТОЙ) ОБ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ МАЛОЙ ЧЕЧНИ В СВЕТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНГУШЕТИИ, ЧЕЧНИ И АВАРСКОГО НУЦАЛЬСТВА


Данный источник свидетельствует что аланы - ингушские общества галгай, (орстхой, нашхой ) граничили с дагестанским нуцалом по реке АРГУН

Ал-Масуди (сср.Х в.) сообщал о боль­шом царстве Серир в горах Дагестана. Царство Серир граничит с царством ала­нов. Между царем Ссрира и царем аланов заключен договор и они взаимно отдали друг за друга своих сестер. Возможно, название города Ссрираллан — отголосок древних связей между Даге­станом и Аланией


Труд армянского историка Фомы Ме-цопского охватывает период с конца XIV в. до середины XV в. В этом труде в связи с походом золотоордынских войск в За­кавказье в 1386 г. упомянуты «врата Аланские (дважды) и Дербентские». 

Ингушские предки аланы граничили с сасенами, чачанами;
Франц Альтхайм в «Истории гуннов» (Altheim F. Geschichte der Hunnen) пишет: *Все еще необъяснимые — сасай сасаны ( чачаны) после аланов и албанцев*.

Чеченский историк Х. Хизриев (1979, c.43-45) установил, что этноним сасан, представляющий собой вариант слова цацан // чачан, встречается в монгольских и иранских летописях XIII века.*
Гораздо более древнее упоминание о народе с таким именем обнаруживается в книге каталонского ученого, профессора Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Здесь на странице 499 приведена выдержка из «Книги о законах стран» сирийского философа, богослова и поэта II века н. э. Бардесана.

*Одна из глав последней работы (мы имеем также ее греческий пересказ у Евсевия Кесарийского, см. § 3.6.b) перечисляет народы, населяющие пределы ойкумены……   Достигнув современной южной России, автор упоминает, с запада на восток, Верхнюю Сарматию, Скифию, области к северу от Понта, «область аланов» (atr; ;-Al;n;y;,  Eus. сассай; "во всей Алании"), албанов и неких сасай.* 

В отрывке сказано, что восточнее Черного моря (Понта) располагаются «область ала­нов» и албаны. На данной территории аланы некогда занимали обширные земли рядом с Азовским морем, а также в горах Западного и Центрального Кавказа. Кавказская же Албания, частично включала в себя восточную оконечность Кавказских гор (современный Дагестан).


Тюркские народы называют чеченцев — «сасаны», кабардинцы — «шашаны», осетины — «сасан» (чеченец — сасайнаг), аварцы — «чачанал», лакцы — «чачан».


Рецензии
Это цитата"Показательно что в отличии, ингушские нарты это реальные герои, со своими известными могилами-склепами, курганами, храмами на территории Ингушетии."
скажите,а на территории Чечни есть такие храмы7 Если есть,то не нарушает ли это выделенность ингушской значительности?
в этом плане я уже получил ответ в вашей же статье из цитаты Горепекина

Геннадий Палеолог   17.08.2022 14:18     Заявить о нарушении
На территории современной Чечни сохранились топонимы с названиями храмов( Гал-ерда) которые были на этих местах, но это ингушская вейнахская история.

Галл Гелиа   17.08.2022 19:57   Заявить о нарушении
Так я и думал

Геннадий Палеолог   18.08.2022 05:22   Заявить о нарушении