Притчи Агады. Справедливость и Милосердие

Согласно мидрашам Творец (будь то Б-г или Первопринцип, Логос ли Вселенский или местной всего лишь галактики или их группы... не суть) по Шестиднева Творения создал аксиоматику из нескольких понятий, определивших житие и бытие землян и и всего живого из неживого (абиогенезного)

Среди этих понятий были Суд и судебный процесс с приговором по Справедливости

Но спрогнозировав да экстраполировав, Творец понял =  людству с его греховностью по Справедливости не выжить ... и проект "Люди на земле" (в версии опытных образцов в виде адамитов!) быстро заглохнет почти на корню (ведь уже первенец адамитов - Каин был киллером и братоубийцей и участником инцеста)

Поэтому Творец добавил в процессуальный свой Кодекс Судного дня (лично для каждого подсудимого и общий для всех в Конце Времен) понятие Милосердия ...

И кажется он погорячился...  и кажется это зря

Притча Агады об этом сюжете :

"...Сотворил Бог вселенную и подумал — как руководить Своим творением;
одним строгим правосудием — миру грозит разрушение;
одним милосердием — земля в грехах потонет.
“Соединю, — решил Господь, — правосудие с милосердием.
И то, устоит ли?”

***
Мидраши к главе Берейшит:

Что предшествовало сотворению Вселенной

До того, как сотворить Вселенную, Ашем ввел семь понятий, жизненно важных для функционирования мира.
(Точка зрения, принятая в ъэтом тексте, принадлежит Раши. По его мнению, еще до Творения Ашем замыслил семь вещей, но воплотил их позднее. Например, Геином был воплощен на второй день Творения, Ган Эден — на третий и т.д.)

Вот эти понятия:
1. Тора.
2. Тешува (Раскаяние).
3. Ган Эден.
4. Геином.
5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).
6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм).
7. Имя Машиаха

Теперь объясним, почему эти семь понятий настолько жизненно важны для человечества, что их надо было замыслить прежде самого Творения.

Мир был создан с единственной целью — чтобы изучать Тору и выполнять ее повеления.
Тешува была задумана для того, чтобы поддерживать существование мира. Мир без тешувы неизбежно погиб бы перед лицом суда Ашема.
• Ган Эден замыслен был с тем, чтобы воздать награду праведникам.
• Геином был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников.
• Небесный Трон Славы был задуман прежде Вселенной, чтобы явить миру Славу Ашема.
• Место, в котором Шехине предстояло обитать постоянно — Бейт Амикдаш. Идея Бейт Амикдаша была замыслена как условие Творения.

 Конечная цель человечества — дожить до дней Машиаха. Поэтому имя Машиаха надо было создать раньше, чем мир начал свое существование.


Рецензии