Транжира и скупердяй


Рассказ

Семья это очень сложный сбалансированный организм, настраиваемая и отлаживаемая система. Надо чтобы один дополнял другого во взаимодействии, хотя  это совсем не обязательно, потому что в иных семьях при внимательном рассмотрении видно, что они по-другому  организованы, сбалансированы. Там другие механизмы задействованы. Но во многих жизнеспособных семьях есть прочный баланс, который  помогает им вместе жить. Муж энергичный, подвижный. Жена подчиняющаяся, спокойная, рассудительная.  Муж умный,  рассудительный, неторопливый. Жена эмоциональная, порывистая, увлекающаяся. И так далее и тому подобному. Надо, чтобы внутри семьи была своя система сдержек и противовесов.
Недавно я обратил внимание на то, что  у нас в семье давно сложились свои роли. Жена легко тратит деньги, а я сдержанно отношусь к тратам и рассудительно экономлю деньги.  Приходит недавно к нам на дачу таджик Руслан и предлагает сделать необходимый нам ремонт,  поднять повыше баню и заменить в ней  фундамент для того, чтобы подпол проветривался и полы в бане не гнили. Жена  характерно машет рукой, роняя ее сверху вниз и говорит: «А давай! Давай баню перестроим и поднимем фундамент, заменим полы». Я смотрю на баню и думаю, неторопливо считаю средства, подсчитываю, во сколько это нам обойдется. Понимаю, что нужны немалые деньги, чтобы новую баню построить и приличные, чтобы баню под новый фундамент подвести. Понимаю, что только тронь старую постройку, одно потянет за собой другое, там подгнило, здесь ушло, в чем-то когда-то строители просчитались и  где-то, что-то  не сходится.  Вследствие чего  придется так или иначе новую баню строить. А зачем нам новая баня, если эта еще хороша. И я прошу его заменить полы в предбаннике. И они начинают работать, меняют полы, обновляют предбанник.  На следующий год снова приходит наш таджик, которого мы позвали, чтобы веранду у бани поправить и полы заменить. Он слушает нас и   говорит, что баню нужно новую строить.  И жена с ним соглашается, действительно надо строить, полы на веранде провалились, в одном месте шатаются, потому что основательно подгнили, в другом месте доска сломалась и пол провалился. Я смотрю на баню и вижу, что она еще хорошая, и внутри мне все в ней нравится. И я таджику говорю: «Нет, давай полы на веранде заменим и пока все». На этом и порешили. Отремонтировали они нам веранду, поменяли полы. И так у нас с женой и идет. Она подходит ко всему фундаментально и основательно. Я ко всему подхожу в раздумьях, осторожно с сомнениями.
Однажды она приходит и говорит: «Шубу хочу новую купить». Я у нее спрашиваю: «Зачем тебе новая шуба? Ты еще и в старой походишь. Она вполне себе  пушистая и даже симпатичная. И ты в ней смотришься основательно, богато». На этом и разошлись. Через несколько дней она мне говорит: «Я шубу купила. Пойдем, покажу». Делать нечего, пошел смотреть. Она радостная такая и говорит мне: «Смотри, какая она красивая. И легкая… Возьми в руки… Старая, знаешь какая тяжелая».  Стоит с шубой такая счастливая, улыбается. Я шубу взял в руки, действительно легкая, как пушинка. И понял я, что не все в жизни понимаю.  Ничего ей не сказал и, сознавая ее правоту,  пошел свои дела делать.
Пришло время и она говорит мне: «Надо крышу на даче менять и окна современные вставить и балкон такой, что на него выйти страшно, потому что обрушиться может». Я сам крышу эту не раз ремонтировал, нашел огрехи строителей, где неловкие гвозди крышу подточили  и течи образовались.  Сам балкон  чинил, меняя старые доски на новые древесиной из лиственницы. Окна покупали дешевые продувные, чтобы дом в строительные быстрее поставить и не так дорого. Некоторые окна подгнивать в отдельных местах стали. Я их ремонтировал и думал, что вот сам старею и дом со мной будет стареть. Говорил ей, делать нечего не будем, а дети пусть, как хотят. Жена возражала, мы мол, должный дачу детям в хорошем состоянии оставить. Они с сыном поехали в фирму. Им там насчитали хорошую сумму. Вернулись и говорят: «Дорого… Но фирма гарантию  дает на свою работу». Зачем мне гарантия, если качество окажется несостоятельное? Потом судись с ними. Мне хорошая работа нужна.  Я посмотрел на калькуляцию и  понял, что с этой фирмой  буду банкрот.  В долги придется залезть и потом не рассчитаешься.  Нашел сам мастеров, купили материал, нанял прораба и начались хлопоты. Уложились в меньшую сумму, что в фирме нам насчитали. И крыша современная получилась и окна новые и балкон сделали с ограждением  из нержавейки.
И так мы живем, она с размахом, я с расчетом. Если ей чего купить хочется, она все равно купит.  Сама зарабатывает достаточно, чтобы обновки покупать. А на крупные покупки я деньги , собираю, коплю. 
Недавно звонит мне дружок Серега. Мы с ним поболтали о том, о сем.  и я ему говорю, ты знаешь, я заметил, что у нас с Галиной разные жизненные амплуа. Она транжира, а я скупердяй. И все ему со смехом рассказываю. Он говорит: «У нас то же самое. Я транжира, а Татьяна у меня скупердяй. Кто-то обязательно в семье должен быть должен быть скупердяем. И тогда я под этим прицелом  начал все знакомые семьи досконально рассматривать и изучать. И действительно такая закономерность проглядывается, что один транжира, а другой скупердяй. Но не всегда так. У одних моих знакомых и он, и она, оба,  транжиры. И они все время в долгах живут, взаймы берут, кредиты. Одним словом, живут не по средствам. Еще одна семья скромно живут. Они оба скупердяи. И семья их, можно сказать,  нежизнеспособная. То есть они экономят больше, чем нужно. Могут больше тратить, чем себе позволяют. Это разумно конечно, но тяжеловато и для жизни тупиково.
Понемногу, постепенно я пришел к мысли о том, что семья должна быть во всем сбалансирована. В ней один должен быть скрягой, а другой транжирой. В семье эти роли могут перераспределяться и один из скряги переходить в транжиры в зависимости от обстоятельств. Хорошо еще, когда в каждом из членов семьи есть и скупердяй и транжира. Тогда они вместе рассчитывают и принимают решения.  И во всем остальном в семье должен быть баланс и должны быть свои системы сдержек и противовесов. Лучше всего живут, конечно, те, у кого он скупердяй, а они транжира. У меня есть такие знакомые. Она у него карточку банковскую взяла, чтобы покупки для семьи делать. А у него телефон с банковским приложением и с почтовыми сообщениями о тратах. Она ходит по магазинам деньги тратит, а у него на телефон все время сообщения о тратах приходят. Он ходит и звенит. Только иногда на телефон смотрит, сколько денег ушло и сколько осталось. И по его лицу видно, что он переживает, но сделать ничего не может. Жена для него и для детей старается.   


Рецензии