Искусство снега

Питер Хёг «Смилла и её чувство снега». Рекомендация книги. 
«Искусство снега».
 
                Снег – это севера сны,
                Белые прочные сети.
                Снег – это звук тишины,
                Падающий на рассвете…
                Е. Зуева.

          Он бывает рыхлый и падающий, нетронутый и мокрый, сыпучий и пушистый, колючий и липкий, слепящий и скрипучий, грязный и сверкающий, вязкий и мелкий, густой и сухой, свежий и прошлогодний, плотный и ранний, летящий и мёрзлый и… белый… Как описать такое банальное и знакомое явление как снег? Банальное ли? Знакомое ли? Вы уверены, что знаете всё о снеге и снежинках? Как рождаются снежинки, где они живут, но главное – как понять их суть? Вопрос непростой, но он стоит того, чтобы отправиться в заманчивое путешествие, чтобы отыскать свой собственный снег.
          Героиня романа скандинавского писателя Питера Хёга Смилла Ясперсен – датчанка родом из Гренландии, учёный-гляциолог, обладает глубоким пониманием снега и льда. Она умеет читать снег, слушать его, разгадывать снежные загадки, понимать, куда и по какому виду снега идут те или иные следы, знает, из какого снега можно строить жилище, а из какого – нет… Она может пройти по самому тонкому льду, не утонув, она прочтёт этот вездесущий снег, отыщет правду, «не свалившись» в бездну северного моря. Всем человеческим чувствам Смилла предпочитает снег… Эта девушка угрюма, одинока, депрессивна, сложно сходится с людьми и порой не умеет выстраивать с ними адекватные отношения. Такой трудный характер не помешал ей найти в своём сердце уголок для дружбы с маленьким мальчиком-эскимосом Исайей, который вначале романа упал с крыши. А дальше на арену действий выходит снег. Остались ли следы на заснеженной крыше, а если нет, то почему? Смилла как знаток снега понимает – это убийство… Девушка отправляется в опасный путь поиска виновных, а в помощь ей – вездесущий снег.
          Сразу признаюсь честно, со скандинавской литературой у меня почему-то отношения не складываются. Какую бы книгу я не взяла, эмоционально она в меня не попадает. Слишком сух язык, слишком нудное повествование, слишком мало разнообразия слов и смыслов. Роман Питера Хёга должен был хоть как-то реабилитировать эти холодные книжки в моих глазах. Прочесть эту книгу я решила по двум причинам: во-первых, на одной из книжных ярмарок я поучаствовала в телемосте с автором уже всем известной  Смиллы, и Хёг заинтересовал, сумев рассказать о книге так, что мне захотелось её прочесть; а во-вторых, я сибирячка и ещё тот любитель снега. Многие книгочеи меня отговаривали, предлагали посмотреть одноимённый фильм, снятый по мотивам романа. Но я всегда предпочитаю книгу фильму. И вот я взяла в руки роман, и потянулись долгие вечера за чтением этой непростой для меня книжки. Можно ли её рекомендовать? Безусловно, читать книгу стоит, но с оговорками… Если читатель будет предупреждён о нюансах этого литературного произведения, он не будет разочарован, и восприятие романа не станет сложным.
          Что же это за нюансы? Как я и предполагала, книга оказалась по своему повествованию сухой и холодной, а местами даже ледяной. Так не хватило мне в ней теплоты и живости языка. Стиль автора – медленное течение смысла, короткие и резкие предложения как движения робота, много действий типа «я встала, оделась, позавтракала, на завтрак яичница» и прочее… не хватает внутренних рассуждений. Этот нюанс, как говорится, можно «переболеть», когда втягиваешься в чтение – ощущение сухости и нудности слога исчезает. Сюжетная завязка интригующая, развязка неожиданная и несколько разочаровывает (не стану раскрывать всех тонкостей сюжета, кому интересно –тот прочтёт), а середина романа и захватывающая, и немного тяжёлая по восприятию. Плюсы романа – героиня, в которую сразу влюбляешься, она же потом и раздражает: самобытная, мрачная, да ещё и интроверт – её сущность очень хорошо прописана автором; много полезной и интересной информации о снеге; детективная составляющая романа как минимум достойна внимания; удивительные внутренние монологи самокопания главной героини. Из минусов можно выделить следующее: автор слишком перегружает читателя ненужной теоретической информацией (если вы ничего не знали о датском судоходном бизнесе, то после прочтения вы будете знать всё), дёрганный и рваный стиль повествования и, как следствие, немного тяжеловатое восприятие.
          Это не первый роман Питера Хёга, который я прочла. Ранее я познакомилась с его «Тишиной» и прочла «Женщину и обезьяну». У всех произведений автора есть общая тенденция, и заключается она в ощущении, что это творчество коллективное, как будто над книгой трудятся несколько человек. Подозрение, что Хёг гонится за объёмом, поэтому впихивает в книги много и разное. Вот ты, вроде, читаешь, и уже в середине книги, и как бы дело идёт к завершению, а впереди ещё половина романа. Задумываешься: «А что же там?» Автор пытается презентовать читателю свой личный интеллект – это у него не всегда получается, но есть и удачные попытки.
          Этот скандинавский детектив очень атмосферный, леденящий, особо впечатлительных может заморозить с самой первой страницы. Для меня главным героем этой книги является не Смилла, не погибший мальчик, и даже не Гренландия, а этот многоликий и нескончаемый снег. Для меня Смилла здесь всего лишь проводник, который показывает и даже дарит читателю такой снег, о существовании которого он даже не подозревает. В этом главная героиня чем-то похожа на меня.
          Когда-то я тоже открыла снег для человека, который никогда о нём не знал. Случилось как-то мне оказаться во Вьетнаме. Там я познакомилась с незрячим мальчиком Бао. Он щупал следы горячего солнца на залитых солнечными пятнами перилах и не знал, что такое снег. Мои рассказы ребёнку о снеге не помогли ему понять, что это за странная такая субстанция. Тогда я купила огромную пачку мороженого и вывалила это холодное лакомство прямо в его маленькие ручки. Бао долго мял в руках этот липкий прототип снега, пока тот не растаял. Зато мальчик теперь в курсе, что где-то есть страны, в которых под ногами лежит мороженое…
          Книга Питера Хёга «Смилла и её чувство снега», безусловно, стоит читательского внимания. Как сделать так, чтобы начав, читатель не бросил знакомство с романом? Во-первых, рекомендую учесть нюансы, о которых я написала, а во-вторых, я бы посоветовала издателям некий рекламный ход – сделать страницы книги хрустящими как снег, чтобы приблизить её владельцев к этой холодной атмосфере. Глядишь, может, и процесс чтения пойдёт с интересом. Конечно, если книга захватывающая, то никакие заманухи не нужны.
          Что мы знаем о снеге? Снег – это хлопья, кружащие в небе на Рождество; это сугробы, в которых вязнут автомобили, лыжники и дети на санках; это тишина, затаившаяся в лесу; это бумажные снежинки, которые вырезают малыши в детском саду; это серебро, разместившееся на висках пожилых людей; снег – это первооснова нашей Вселенной… В языке эскимосов существует около 100 слов для обозначения снега, чтобы описать эту вечную дорогу жизни, радость от его начала и грусть таяния первоосновы. Снег такой похожий и такой разный. Где-то он первый и только-только покрывает землю, а где-то уже заканчивает своё существование, убегая потоками луж в никуда. Где-то по снегу бежит быстрый олень, а его следы заметают всё новые и новые снежинки. У кого-то снега в избытке, а у кого-то – в недостатке. За снежными хлопьями можно отправиться в северные страны. Можно посетить японский музей снежинок, где вам расскажут об уникальности каждой снежинки, об их происхождении, звучании и внешнем виде. В конце концов, можно сунуть руку в морозильную камеру и ощутить этот пресловутый снег. Я предлагаю иной выход – прочтите роман «Смилла и её чувство снега». Именно в нём вы найдёте свой собственный неповторимый снег…
          У каждого из нас своё чувство снега. Умение его понимать – 


Рецензии
Работа мастера. Я хочу посмотреть кино, а не книгу. Через эти "встала, оделась, позавтракала" мне не продраться. Вдруг в кино будет про главное - про снег, а не датское судоходство.
Вы передали запах и настроение снега. Сибиряку это приятно.
Спасибо.

Антоша Абрамов   16.01.2023 18:01     Заявить о нарушении
У нас в Сибири нынче со снегом как-то не густо...
Спасибо, что вникли в мой и не только мой снег

Евгения Зуева   16.01.2023 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.