Мода и мировоззрение

 Есть такое почти забытое слово - про женщину говорят – простоволосая. От этого прилагательного есть глагол – опростоволоситься – он довольно часто употребляется. Его значение – осрамиться, сделать глупый или неприличный поступок. Раньше для женщины быть простоволосой – означало появиться на людях без платка или шляпки на голове.

Поскольку являюсь дилетантом во многих областях науки и искусства, то указанную в заголовке тему буду раскрывать на примете шляп, то есть головных уборов. И не думайте, что это мелко и несолидно – всё как раз наоборот. Проходит несколько лет, изменяются фасоны юбок, покрой штанов, шарфики, бантики – за модой трудно уследить. Фасоны шляпок тоже меняются, но сам принцип – носить их, или не носить – зависит от мировоззрения и меняется только с его изменением. В этой части одежды мода и мировоззрение неразделимы.

 Будем рассматривать мировоззрение, присущее либеральной идеологии, с одной стороны, и традиционной христианской – с другой. Сама идеология – это уже наука, формулирующая идеи, но о них в обыденной жизни никто и не думает. Однако, в обществе присутствует соответствующее мировоззрение, которое проникает в сознание человека и влияет на его жизнь и поведение. И вот это мировоззрение формирует моду, которая ощущается людьми на чувственно-эмоциональном уровне. И которой необходимо следовать, чтобы нормально чувствовать себя в обществе -
«…Я и к моде попала в плен –
Чтобы юбочка - выше колен,
Чтобы быть  мне во всей красе,
Чтобы выглядеть так, как все…»


В христианском обществе женщине принято заплетать волосы и покрывать их платком, чтобы не соблазнять без надобности мужчин, не вызывать у них сексуальное возбуждение. У мужчин головной убор имел иное значение – это показатель статуса (корона для короля, шляпа для дворянина, кепка для рабочего…). Мужчина должен был снимать шапку в церкви и перед более статусным человеком, женщина не снимала платок или чепец даже дома перед мужем (только в интимной ситуации). Спала в платке (чепчике). Без головного убора с распущенными волосами ходили только гулящие, доступные женщины. Вот они – простоволосые, и им подобной, по мнению христианского общества, становилась любая женщина, не надевшая головной убор.

В 1956-м году нам в Советском Союзе показали шведско-французский кинофильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли. Фильм снят по повести А. Куприна «Олеся». В повести действие происходит в конце 19-го века в Полесье, в фильме – в середине 20-го в Швеции. Героиня Марины Влади – колдунья, ведьма, язычница - не христианка. Почти весь фильм она бегает по лесу простоволосая, с распущенными, не завитыми и не уложенными белокурыми волосами. Только тогда, когда она решилась ради своего возлюбленного пойти в церковь, она накинула на волосы платок.

К чему всё это рассказывается? К тому, что фильм принёс в нашу страну моду на причёску «колдунья». Девчонки распустили косы, раскинули волосы по плечам и  некоторые даже осветлили волосы перекисью водорода. Про шляпки и платочки все забыли. Дальше – больше. С запада вторглась мода хиппи, стиль гранж, потёртые и дырявые джинсы, неопрятность в одежде и распущенность в поведении. Свобода.

Свободу в Европе провозглашала либеральная идеология, сформировавшаяся после эпохи Просвещения и буржуазных революций. Бог в Европе к тому времени уже «умер» - почему и произошло то, что произошло. Христианство вроде бы ещё существовало, но католичество превратилось в общественную организацию, а потом уже стал господствовать протестантизм, освободивший религию от всего «лишнего», мешающего людям «свободно общаться с Богом». Возродилось язычество. Традиционные ценности были объявлены отсталостью мышления и помехой свободе – ну а к чему это привело, мы сейчас видим.

Буржуазные революции сбросили не только короны с голов королей, но и широкополые шляпы с перьями с голов дворянства. Уничтожены сословия, разрушены барьеры между людьми разного происхождения. Свободные горожане и крестьяне уже не обязаны были снимать головные уборы перед знатью. Тут кончается этикет и начинается мода. Хожу в чём хочу… и большей частью мужчины вообще перестали носить головные уборы, одевая разве что в холод и непогоду. Буржуа ещё долго носили цилиндры и котелки, при встречах не снимая их, а только приподнимая в знак пприветствия. Свободные протестантские женщины постепенно тоже стали простоволосыми, правда, в церковь всё ещё ходили в платочках. У нас сейчас та же ситуация – наши православные женщины в храме покрываются платками, а выходят на улицу, и их снимают. Почему? Потому что их мировоззрение двоится – они одновременно и христиане и язычники. Так уж получилось, что безбожное коммунистическое общество вернуло народ в доправославные времена, где были ведьмы и колдуньи, а увлечение язычеством привело к моде на маникюр, педикюр, макияж и татуаж.

Революционный романтизм нового буржуазного общества, свободного от условностей, изменил моду, во многом упростив покрой и орнаментализацию одежды. Одним из символов свободы стали не прикрытые головным убором развевающиеся на ветру волосы. Наш преподаватель истории искусства так и говорил: «Видите на портрете развевающиеся волосы – значит, эта живопись относится к эпохе романтизма».

Связь мировоззрения, присущего определённому обществу, и шляп (или их отсутствия) – совершенно не учитывается в современных художественных фильмах, снятых на исторические темы. Ну, невозможно было при совершенно христианском, европейском феодализме - знатному воину мчаться на коне без головного убора, так же как и барышням бегать по городу простоволосыми. И пусть художник по костюмам тщательно соблюдал фасон юбок и камзолов, но без соответствующих времени головных уборов, фильм искажает историческую правду. Люди выглядели иначе, у них было другое мировоззрение, не такое, как сейчас, они были не такие свободные.

Однако, вернёмся в послевоенный Советский Союз, мода и мировоззрение которого автору наиболее знакомы. В последние восемь лет своей жизни Иосиф Сталин пытался вернуть страну в привычный ему дореволюционный облик, соответствующий консервативному мировоззрению.  В архитектуре это сталинский ампир, в школах была введена гимназическая форма – платья и передники для девочек, брюки, гимнастёрка, подпоясанная ремнём, и фуражка для мальчиков. Фуражку надо было снимать перед учителями на улице, а войдя в школу оставлять её на вешалке. Мода была такая – в городе мужчины зимой и летом ходили в костюмах с рубашкой и галстуком, и в шляпах, фетровых, меховых или соломенных. Женщины – в юбках, прикрывающих колени, тоже в пиджаках и со шляпками на голове. В сельской местности женщины носили платки, а мужчины – кепки. Поскольку помимо русских было много татар, особенно в городах, где они обычно работали дворниками, в моду вошли тюбетейки, но только не на службе. Всё это соответствовало консервативному мировоззрению, основанному на традиционных ценностях.

Как уже отмечалось, прорыв буржуазного либерального мировоззрения с запада произошёл после смерти Сталина. Все почувствовали, что можно быть свободными. Свободными от чего? От необязательного труда по уходу за одеждой и от сковывающего низменные страсти целомудрия. Можно не заплетать косы, носить женские брюки, позволяющие двигаться более свободно, ходить с непокрытой головой, носить обтягивающие, или наоборот бесформенные трикотажные футболки вместо блузок и рубашек, требующих тщательного отглаживания. Носить джинсы – рабочую одежду, спортивную одежду, позволяющую двигаться более раскованно. Можно показать мальчикам грудь в декольте и свои ножки из под коротенькой юбочки, а затем пупочки и прочее - всё дальше от целомудрия.

Сейчас в стране нет единого для всех мировоззрения, как нет и идеологии. Часть общества стремится к консерватизму и традиционным ценностям, и одевается соответственно. Другая часть по-детски радуется «свободе» обнажаться до неприличия, подражать язычеству в раскрасе тела. А что с головными уборами? Носим спортивные бейсболки и вязанные шапочки унисекс. Даже зимние шапки у всех одинаковы – ушанки. Хотя пока ещё придерживаемся разделения на мужчин и женщин. Офисные и конторские работники и сейчас ходят в костюмах – но без шляп. Президенты, премьеры, главы всевозможных обществ и союзов – все с непокрытыми головами и развевающимися волосами. Свобода! Только английская королева всегда в шляпке, но это ещё этикет, а не мода.
 


Рецензии