8 вопросов и ответов о линейке игр ФИФА
1) ФИФА – аркада для 10-15 летних мальчиков. Профессиональные киберспортсмены – несчастные люди, если тратят время на это, пусть и зарабатывая небольшие деньги.
ФИФА (как и линейка НХЛ) может быть чем угодно – аркадой, прикольным досугом за пивком или хардкоровым баттлом без малейших гарантий. Зависит от того, какой уровень сложности выбрать и как вы настроите игру в нюансах. Максимальный уровень сложности точно не потянет психика 12-летнего ребёнка, у него просто объективно не развиты инстинкты реагирования на стрессовые ситуации и отсутствует их взрослый опыт. Поэтому, не верьте видеороликам на YouTube, где сборная России выигрывает чемпионат мира, а Спартак или ЦСКА бьют в финале Лиги Чемпионов Реал или Барселону. Я могу определить уже по отборам мяча и сопротивлению защитников, что это не хардовый уровень.
2) ФИФА – не аркада, а вполне достойный продукт, но создатели игры EA Sports привычно не реагируют процентов на 80 просьб и критики пользователей.
Ну, капитализм пока никто не отменял, и боссов любой версии ФИФА интересуют продажи игры. Это значит, максимальное внимание в каждой новой версии к онлайн-режимам (тот же Ultimate Team, где нужно платить немалые деньги за приобретение карточек с топ-игроками, чтобы потом успешно играть фэнтэзийным составом с соперниками по всей мировой сети). Это также значит, что ФИФА стремится удовлетворить запросы внушительного контента пользователей, которым нужен «футбольчик по приколу» – режим уличной игры, на пляже или комедийная тренировка «чисто попинать мячик». Никто не мешает вам разок заглянуть в эти аркадные разделы, посмеяться и выбрать серьёзные вещи для консерваторов – настоящий чемпионат страны по футболу, лицензированную Лигу Чемпионов или Кубок Мира, который легко создать в настройках. Здесь, сидя «за пивком», искусственный интеллект (ИИ) на хардовых настройках не обыграть, и всё без гарантий.
3) В ФИФА слишком многое решают рейтинги игроков.
А в реальном футболе – это не так? Самуэль Это`О разве не забивал десяток лёгких мячей за Анжи в пивной (для его уровня игры) российской лиге? И нет никакой разницы, кто у вас на острие – Месси, или Соболев? Разок в качестве эксперимента я включил в состав «Спартака» Неймара. Играть сразу стало легче – что под управлением компьютера, что с моим: когда Неймар получает мяч, это совершенно иной уровень атаки, а брак в действиях не превышает 5-7 процентов.
Конечно, эти настройки заточены под платный режим Ultimate Team. Но они не искажают суть реального футбола: Василий Кульков «сдержал» Диего Марадону в памятных матчах с Наполи в 1990-м только потому, что партнёры запороли пять созданных им чистых голевых моментов в Неаполе.
4) Серия ФИФА не развивается, как в 90-е и нулевые годы. Там каждая новая версия была праздником с предвкушением. Сейчас – стагнация, включая даже одни и те же лица на обложке: Месси, Рональду, Азар, Мбаппе.
Насчёт обложки согласен. Да поместите вы туда Дэйли Блинда из голландского Аякса, колоритнейший чувак! Или бельгийца Куртуа, он-то уж точно топ! Но игра должна быть легко узнаваемой, чтобы лучше продаваться. Здесь круг невелик: Месси – Рональду – а теперь, лет на 10, я подозреваю, Киллиан Мбаппе. Даже в НХЛ не могут совсем уж игнорировать «маркетинг узнаваемости», и Остин Мэттьюз или Александр Овечкин дважды попадают на обложки разных версий.
Что касается развития, то посмотрите эволюционный ролик истории линейки ФИФА с 1993 по 2022 годы. На самом деле, это очень круто: даже в начале 2000-х мало что предвещает нынешний продукт с движком Frostbite, появившийся с осени 2016-го. А игры 90-х похожи на прикольные мультики из детства, и дело не в графике и топорной физике, а полном отсутствии тактики с нюансами, свойственными подлинному футболу. Настольный футбол или стол «дыр-дыр» в барах – тоже игра, только принципы победы в ней иные: среагируй быстрее, вдарь посильнее.
Геймер 90-х и начала нулевых упадёт в обморок от избытка чувств, если доставить ему на машине времени любую версию ФИФА или НХЛ за последние 5 лет (2017-2022). Но ностальгия не опрокидывается логикой. В 1997-м мне было 25, красавица из соседнего дома была моложе, а ФИФА вызывала эмоции, которых нет сейчас, при всех тонких настройках новейших версий.
Только этот упрёк точно не к создателям игры.
5) ФИФА игнорирует российскую Премьер-Лигу. До 2010 года её в принципе не существовало для создателей (только сборная страны с неточными и часто заниженными скиллами игроков), а лицензированные арены прорисовали лишь к Мундиалю-2018. Это дискриминация.
И да, и нет. С оценкой ситуации до ФИФА-2010 (первая версия с русскими комментаторами и наличием РФПЛ) я согласен. Но после выхода в восьмёрку лучших на домашнем чемпионате мира российские чиновники вообразили, что мы вернулись в элиту мирового футбола, как в СССР и в короткий отрезок при Романцеве и Хиддинке. Права на лицензию РФПЛ в 2018-м были проданы как бы конкуренту ФИФА Pro Evolution Soccer (Япония), с худшей графикой и катастрофической нехваткой лицензий. Но они заплатили больше, а РФПЛ поступила по принципу «деньги важнее репутации». Близорукость российского менеджмента подчёркивает тот факт, что в тот же период японцы, терпящие убытки, были вынуждены уступить ФИФА лицензию на Лигу Чемпионов.
Лишившись не по своей воле российского чемпионата, линейка ФИФА сохраняет с 2019 по 2022 годы в списке доступных клубов в разделе «Остальной мир» Спартак, ЦСКА и Локомотив. Кстати, с лицензированными реальными аренами. Так было до нового пакета международных санкций.
6) В ФИФА дурацкая музыка и однообразные комментаторы.
Мне сложно предметно возражать на подобные упрёки. Скажем, саундтрек любой версии НХЛ мне неизменно ближе, это лучшие образцы сегодняшнего рока и харда. Но я понимаю, что с футболом гораздо лучше гармонируют рэп, латино и поп-рок. Это просто данность.
Что касается комментаторов, то в НХЛ они гораздо разнообразней, а в 22-й версии это вообще трио: сопереживатель, аналитик и женщина, рассказывающая о важных нюансах статистики в паузах матчей. Но надо понимать и моё восприятие: я бы предпочёл, чтобы любую версию ФИФА или НХЛ пожизненно комментировали Евгений Майоров и Юрий Розанов (иногда я так и поступаю: вырубаю комментарии, оставляя звуки матча с трибунами и комментирую в уме голосами мэтров репортажа).
Так что едва ли и этот упрёк о музыке и комментаторах нужно адресовать напрямую к создателям. Скажу честно, я попривык даже к голосам тандема Черданцев – Генич, потому что мало предсказуемый игровой процесс искупает ляпы заскриптованных голосов, равно как и средний уровень реплик с юмором.
7) Каждую осень EA Sports выпускает один и тот же продукт с косметическими изменениями, которые втюхивают нам как «новую версию игры». Платить за это почти 5 тысяч рублей – дороговато.
Создатели игры не раз честно произносили, что оптимальный срок появления новинки – раз в три года, а так можно выпускать патчи с изменениями составов в период трансферных окон мирового футбола. Но рынок диктует иные законы. Поэтому ФИФА развивается незаметно-эволюционно, но за 30 лет существования игры прогресс если не фантастический (это всё-таки прилагательное-эмоция), то явно ощутимый, а в игровом процессе, графике и настройках – колоссальный.
Человек устроен так, что с радостью вкушая блага технического прогресса (а это сумма интеллектуальных усилий совершенно незнакомых ему сотен людей), быстро привыкает к ним и пускается в приукрашенную ностальгию, проявляя чувство неблагодарности к настоящему. И даже к лучшему из настоящего.
Лично я предпочитаю 18-ю версию игры ФИФА всем иным только по одной причине – полноценный чемпионат России, где полезно обкатать базовые навыки перед Лигой Чемпионов и Кубком Мира, а также лицензированные стадионы, в том числе «Самара – Арена». Кто-то сделает иной выбор; важно то, что он реально существует.
8) ФИФА – бессмысленная трата времени для взрослых людей. Кроме того, игра искажает смыслы настоящего футбола.
Надеюсь, мы пока ещё живём при демократии – по крайней мере, в отношении прав распоряжаться свободным от дел и работы временем. С моей точки зрения, бессмысленная трата времени – не получасовой и всегда динамичный матч в ФИФА, а трёп в курилке на работе или болтология в мессенджерах соцсетей. Люди удивятся, если подсчитать, сколько слов и эмоций тратят в жизни на бессмысленные действия, о которых спустя месяц-другой не вспомнят уже ничего.
Что же касается «искажения смыслов», то я давно осознал: не всем даны таланты звёзд мирового футбола, но это не означает отсутствие интереса к игре. Подлинная любовь вообще мало зависит от взаимности. Мне вспоминается один из постоянных слушателей моей спортивной программы на радио, молодой человек с ограниченными возможностями по имени Илья. Он не пропускал ни одного эфира, и постигал жизнь во всей полноте: книги, фильмы, музыка, спорт. И в этом смысле, ФИФА или НХЛ, дарующие эффект сопричастности крупному событию, в котором ключевые решения принимаете именно вы – точно не худшее хобби.
Создатели ФИФА в принципе не ставят вопрос о конкуренции между футболом реальным и виртуальным. Это синтез общих усилий, направленных на развитие самой популярной игры в мире. Которая, как никогда прежде, сейчас ощущает дефицит подлинных личностей. Поэтому приготовьтесь к Киллиану Мбаппе на обложках версий примерно до 2030 года, а также к популярным карточкам игроков в ФИФА, чьи имена – Лев Яшин, Диего Марадона и последний романтик футбола Лео Месси, которому я буду привычно сопереживать в ноябре в Катаре.
PS о «бессмысленной трате времени» с ФИФА. Василий Березуцкий вспоминает в Сычёв-подкаст диалог с 7-летним сыном, который знает реальный состав середняка во Франции или Испании (с которым ЦСКА играть в Лиге Европы). Это всё благодаря ФИФА. Березуцкий говорит сыну про выигрыш ЦСКА Кубка УЕФА в 2005 году. Тот реагирует вяло, а время спустя вопит: ты был на обложке ФИФА-2010! А в игре у тебя реальное лицо!!!
Пусть так. Это тоже здоровое миссионерство спорта, которое не испортить даже ликом Мбаппе.
На фото: сравните графику ФИФА-94 и сегодня. Отличный повод призадуматься о подлинной природе ностальгии. :)
Свидетельство о публикации №222081600889