Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов - 4. 17

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============

                БАЛЛАДА ЖУКОВСКОГО " СВЕТЛАНА " И
                КРАСНАЯ СВЕЧКА.
                ==================================

          Старшая сестра Хадича учила урок по русской литературе,который был за-
дан ей и другим ученикам и ученицам класса,их учительницей по русскому языку и ли-
тературе,в школе,на дом. Было задано выучить балладу В.А. Жуковского - " СВЕТЛАНА". Я - маленький,6-летний малыш,повторял эту балладу и она мне очень понра
вилась. Я тоже решил выучить её наизусть.
Девушки,в крещенский вечерок,решили погадать на своих любимых женихов.Среди них,грустит и печалится Светлана. О её женихе,давно нет никаких вестей. Подруги уговаривают Светлану,чтобы она тоже погадала на своего жениха.
          Наконец,Светлана решается погадать на своего жениха,тоже.
Светлана входит в тёмную комнату. На столе,стоит зеркало,возле него горит свеча.
На столе ещё накрыт ужин на два человека. Светлана садится за стол,смотрит на свечу,потом на зеркало и ей становится жутко и страшно. Вдруг...неожиданно она
слышит,как скрипя,открывается дверь и сзади себя,она видит блестящие,чьи-то гла-
за.Вдруг раздался шёпот её жениха,- любимого и долгожданного.
Улыбаясь весело и бодро,он приглашает её сесть в сани,чтобы увезти к себе.
           Светлана ,с огромной радостью,соглашается. Они выходят на ночную,засне-
женную и очень тихую улицу и садятся в сани. Кони пускаются вскачь.
Ночная и снежная степь была ярко освещена луной.
           Огромный и чёрный ворон,зловеще каркая,низко летает над санями,своим хриплым карканьем,наводя тревогу,предвещая печаль.Вот,в ярко освещённой луной,
степи,Светлана замечает церковь. Её двери широко раскрыты: идёт панихида по умершему человеку. В церкви стоит гроб с покойником. Начинается сильная метель,ветер,снег валит клоками. Лршади давно оставили церковь,позади себя и бе-
гут вперёд,сильный ветер и снег,по ночной степи.
           Весёлый ,прежде -жених Светланы,сидит очень бледный и молчаливый,очень унылый.Светлана спрашивает его,почему он молчит,но она не полу-
чает на свой вопрос - ответа от него. Жених по-прежнему,молчит.
           Вскоре в степи,полностью,засыпанной снегом,впереди,замаячил огонёк.
Кони резво побежали ещё быстрее.Огонёк приближался,по мере того,как лошади при-
ближались к нему. Это была заснеженная хижина. Кони остановились,Светлана вылезла из саней...и вдруг,к жути своей,превеликой...увидела,что и кони,и повозка и жених её - исчезли,а она одна,в метельной,ночной степи стоит перед хижиной.Светлана открыла дверь хижины,которая открылась со-скрипом,вошла в хижину.Там стоял гроб с покойником,накрытый белой запоной.Перед иконой Спаса,стояла зажжённая свечка.Перепуганная Светлана вошла,помолилась Спасу,перекрестилась и тихо притаилась в уголке. Всё стало тихо.Метель улеглась.
Свечка тихо горела.
           Вдруг,неожиданно,на Светлану...спикировал белый голубь с светлыми глазами,а потом...Светлана заметила,что в гробу...мёртвый человек,вдруг неожиданно зашевелился. Потом,белая запона разорвалась и мёртвый человек был виден весь.Белый голубок подлетел к мертвецу и сел ему на грудь.
В ответ на это,мертвец...застонал,страшно заскрипел зубами и на Светлану засверкал грозными очами. Потом,снова упал в гроб и стал опять недвижим.
Светлана посмотрела на него и узнала в мертвеце...своего любимого жениха,ахнула
и проснулась.В её комнате,было уже светло.Наступило утро.Громко хлопал крыльями,петух,встречая новый день,своим кукареканьем. Светлану мучали страшные
и тяжёлые предчувствия,по -поводу своего сна и она очень волновалась о своём же-
нихе. В это самое утро,она услышала звон бубенцов и к ней,во двор приехали сани,запряжённые конями,которыми орудовал...жених Светланы.
Баллада эта закончилась прекрасно,весёлой свадьбой Светланы и её жениха.
          Мне - маленькому, 6-летнему малышу,тоже захотелось погадать,как гадала
тётя Света из баллады. У меня,несмотря,что я был малыш,тоже была маленькая невеста- дочь наших соседей,Лорочка Хлыбова. Ей было 5-лет и я тоже хотел погадать на неё,любит-ли она меня,или нет? Но у меня не было свечки.
          У нашей мамы- Блюмы Моисеевны Зофман-Садыковой,как у всех врачей,были две пачки-коробки лечебных свечек. Раз их называют свечками,- значит они тоже могут гореть и светить.Так рассудил я- 6-малыш.
Одна коробка называлась " CВЕЧИ ЛЕЧЕБНЫЕ- НЕО-АНУЗОЛ ". Цвет этих свечек был сине-зелёный (цвет морской волны).
Вторая коробка называлась " СВЕЧИ ЛЕЧЕБНЫЕ - БЕЛЛАДОННОВЫЕ" .Цвет этих свечек был белый с желтоватым оттенком.Я взял одну свечку сине-зелёную,другую -белую с жёлтоватым оттенком и стал из зажигать. Но они не зажигались,а только плавились
         Как я ни бился,как ни старался,никак не мог зажечь эти свечки.
Видя мои усилия,старшая моя сестра Хадича рассмеялась и объяснила мне:
- Братик! Эти свечки у тебя никогда не зажгутся,потому,что они лечебные и ими лечатся.У них даже фитилька -нет.Так,что понапрасну, не мучайся. Я тебе куплю настоящую свечку,которая горит и сделана специально для освещения.
- Как у тёти Светы,которая гадала? - спросил я.
- Да!- обещала мне сестра Хадича.
Я с огромным нетерпением,стал ждать,когда она купит мне свечку.Ждать пришлось
недолго: в новогодние дни 1956 года,Хадича купила мне обещанное.
- Вот,братик,я купила тебе обещанную свечку восковую! Как у тёти Светы,которая гадала на своего жениха! Ты долго ждал! Вот она- свечка восковая!
          И вытащила из кармана своего ,тёмно-розового (в ёлочку),зимнего пальто
с тёмно-коричневым,цигейковым воротником,- маленькую,узкую,цвета томатного сока,жирноватую на ощупь,палочку,с бугорком,наверху. Палочка эта имела вид "колонны",сверху которой находился также красный бугорок.
         Я совсем не представлял свечку такой: палочка,да и только!
Сестра Хадича взяла желтовато-розоватую ,тонкую,металлическую пепельницу с гравировкой,которая изображала курительную трубку. И поставила пепельницу,на край лозового,плетёного стола. Затем,она зажгла спичку,поднесла огонёк снизу красной палочки-свечки и  приклеила её в центре пепельницы.
         Потом,Хадича зажгла вторую спичку и поднесла её кверху красной свечки,к бугорку,который был наверху.Он растаял и красная свечка зажглась.
В месте,где был бугорок,был тонкий чёрный крючок фитилька,на котором,оказался золотой треугольничек огонька,окружённый ореолом тонких,золотых,как иголочки-лучиков.Красная свечка уже горела самостоятельно.
        Вдруг,свечка стала капать розовыми,горячими каплями,которые сразу-же застывали и становились красными наростами которые потихоньку,накапливались на теле свечки. Мне показалось,что свечка плачет и мне стало её очень жалко,да так,что я и сам,навзрыд,заплакал.
- Братик,почему,ты плачешь? - испугалась сестра Хадича.
- Свечку жалко! Она плачет,поэтому и я заплакал тоже!- сказал я Хадиче.
- Свечка неживая,она плакать не может!- засмеялась сестра Хадича.- Ладно. Я потушу её!
Она дунула на волшебную,красную палочку-свечку и загасила её.Золотой треугольничек огонька, сразу-же потух.Сестра Хадича поспешила в гости ,к своей
подруге- Аде Кириленко,а также посмотреть у неё телевизор. У Адки Кириленко,у одной только,был маленький телевизор с линзами и с водой,у других людей не было в Марганце,телевизоров. Сестра Хадича хотела посмотреть первую передачу по телевизору,которая называется КВН (Клуб Весёлых и Находчивых). Её вели молодые
дикторы: Саша Масляков и Света Жильцова.
        Папа лег спать в комнате-зале,а мама уснула в моей,маленькой комнате.
Мне спать не хотелось.Мне было очень скучно,но недаром,старшая сестра Хадича научила меня читать и писать печатными буквами. Я - 6-летний малыш,взял учебник
сестры Хадичи- ХРЕСТОМАТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и стал самостоятельно читать пьесу
Н.В.Гоголя - РЕВИЗОР,потом прочитал трёхтомник А.С.Пушкина и с огромным наслаждением,перечитал ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА,МЕТЕЛЬ,БАРЫШНЮ-КРЕСТЬЯНКУ,ГРОБОВЩИКА,РУСАЛОК,ВУРДАЛАКА, МАРКО ЯКУБОВИЧА,БАНАПАРТА И ЧЕРНОГОРЦЕВ,ФЕОДОРА И ЕЛЕНУ и т.д. Потом,мне надоело читать.
        Ночная мгла сгущалась. Ветер яростно гудел,а на стене,через стёкла окна,со-стороны улицы Советской,когда зажглись уличные фонари,отпечатались на жёлтом,световом квадрате,увеличенные тени ветвей деревьев,которые двигались от ветра,то вправо,то влево и каждый листочек на них -бесконечно трепетал.
Это было,как в театре теней.
Я тихо сидел на детском,своём стульчике и скучал.
И вдруг,я вспомнил... о волшебной,красной палочке,восковой свечке. И как я мог забыть про это?
Я взял пепельницу с приклеенной на ней,в центре,красной свечкой и поставил также,на край лозового,плетёного стола. Потом,взял спички,зажёг мгновенно,свечку. И всё это провернул без помощи папы,мамы - сам.
          Снова засветился золотой треугольничек огонька с окружающим его ореолом тонких,золотых,как иголочки, -  лучиков.Огонёк свечки сидел на тонком,чёрном крючочке фитилька.
          Я смотрел на зажжённую,мною,волшебную,красную,восковую палочку-свечку,
как зачарованный и не мог отвести от неё своего взгляда.
И куда только улетучились тоска,скука и грусть?
Моя безмолвная и тихая " подружка ",свечка восковая,цвета томатного сока,меня развлекла и прогнала прочь скуку,грусть,тоску и печаль.
Вместе со-свечкой,я совсем не чувствовал себя одиноким. Свечка опять стала пыхтеть и лить свои горячие,розовые капли-" слёзы ",которые твердели,краснели,скапливались на основном,"палочко-видном " теле свечки.
Но мне,уже не было жалко,так,как в первый раз. Я зачарованно глядел на золотой треугольничек огонька,с его ореолом многочисленных,золотых игл-лучиков и моя душа наполнялась тихой радостью.
         В это самое время,когда совсем стемнело и ночь накрыла наш городок Марганец,своим тёмно-синим,в золотых звёздах,- одеялом,пришла домой,моя сестра
Хадича. Она посмотрела передачу КВН у своей подруги -Ады Кириленко и ей очень
понравилась передача.Папа и мама - тоже проснулись.
Мы все поужинали,а потом,-легли спать.
         Утром,после завтрака,я взял пепельницу с красной,восковой,волшебной па-
лочкой-свечкой и перешёл в комнату - залу. Я поставил пепельницу на край стола и
снова зажёг красную свечку. При дневном свете,огонёк свечки - стал тёмно-оранжевого цвета. Понемногу,красная свечка оплывала.
         Я не отрываясь,смотрел на красную свечку и наблюдал,как она постепенно
догорает.Свечка становилась ростом- всё меньше и меньше.
Вскоре от красной,восковой свечки - остался только лишь бесформенный,красный комок воска,в центре которого,бился,трепетал и дёргался на чёрном крючочке фитилька,огонёк,который был уже похож на тёмно-оранжевого мотылька,который отчаянно боролся за свою маленькую жизнь,боясь захлебнуться в красной,восковой
массе.
Но вдруг,фитилёк,внезапно наклоняется в левую сторону и огонёк-оранжевый мотылёк
неожиданно,как последний герой,делает вздох и тонет в жидком,горячем,красном,и
жидком воске и потухает,словно " погибает".
           Красная,восковая,волшебная палочка-свечка уже совсем догорела полностью,оставив после себя ,только красный,бесформенный ,восковой комок и чёрный,тонкий крючочек фитилька,наполовину утонувший в восковой,красной массе.
Это и было всем тем,что осталось от подарка мне,подаренного мне- моей сестрой Хадичой - догоревшей полностью,красной ,восковой палочки-свечки!

            
                ( Продолжение следует).


               


Рецензии