Хозяйка пещеры
Предо мной старый снимок, пожелтевший от времени, но все равно несущий информацию и навеявший воспоминания об истории его создания.
А произошло это событие еще в далеком 1970 году. Тоннель , ведущий в пещеру в Новом Афоне был уже прорыт, но еще не было эстакад и железной дороги. Договорившись с Гиви Смыром – первооткрывателем пещеры мы (сотрудники ЦНИЛТЭ – Центральной научно исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям при ВЦСПС) в его сопровождении пробрались в самое сердце Ново Афонской пещеры, куда, кроме спелеологов, не ступала нога туриста.
Нас было четверо - Зураб Адзинба, спелеолог, Гиви Смыр - житель Нового Афона, Виктор Юшин - краевед и Владимир Левинтас - ваш покорный слуга в качестве фото и кинооператора.
Главной нашей задачей было отснять хороший материал по пещере для создания рекламного ролика и цветных фотографий (слайдов) для проспектов и буклетов.
Так, как электричество еще не было подведено к пещере, пришлось брать с собой пару аккумуляторов от мотоцикла для ламп освещения. Работа планировалась на 3-4 дня, поэтому взяли с собой палатку и спальники, запас продуктов и, конечно всю, необходимую кино – фото аппаратуру. Нагрузка была килограмм по 35 на каждого. Но, так как каждый из участников экспедиции был закаленным туристом, этот груз оказался нам по плечу.
Идем по дну пещеры по колено в глиняной жиже, подсвечивая себе фонарями. Мимоходом любуемся огромными сталактитами, вырастающими со дна пещеры, свисающими сталагмитами, порой соединяющимися с ними в причудливых формах. Гиви ведет нас к «Геликтитовому» залу, находящемуся гораздо выше остального дна пещеры. Там предстоят основные съемки, поскольку этот зал самый богатый натечными образованиями.
И вот он перед нами. С потолка свисают мириады искрящихся в свете фонарей геликтитов, сталагмиты и сталактиты, вырастающие, словно богатыри Нарты, из дна пещеры. Ищем место для базового лагеря. Находим подходящую площадку, ставим палатку около струящегося по дну зала ручейка с кристально чистой и вкусной водой.
Для работы с кинокамерой включаем через аккумулятор большой фонарь. Теперь в пещере светло и можно составить представление о съёмке, её сценарий, что мы сообща и делаем. Проголодались, ведь прошло уже часа 4 с тех пор, как мы вошли в пещеру. После завтрака, выпив по стакану пещерной воды, приступаем к съёмкам. Температура 14 градусов, но не холодно, За время подготовки привыкли…
Время в пещере летит незаметно. Глянули на часы, а уже 8 вечера, хотя и подустали изрядно, решили еще часик поработать. Этот «часик» вылился в три, и лишь в начале двенадцатого, слегка перекусив, залезли в спальные мешки и погасив фонари, заснули.
Проснулись бодрые, как никогда ранее. Воздух пещеры чистый и влажный. Разминка, завтрак и за дело. Съемка киноролика окончена, теперь, уже дома - монтаж. А сейчас надо снимать на фотокамеры для проспектов и буклетов. Здесь уже нужны вспышки.
Два дня ушли на эту работу, последние кадры мы сделали таким образом: Поставив фотокамеры на штатив и открыв затворы, Виктор Юшин и я пошли с фотовспышками освещать зал. Снимали на разные типы камер, вплоть до камеры, дающей объемное изображение.
Последние кадры сделаны. Собираем аппаратуру, наводим порядок и движемся к выходу, довольные проделанной работой и, конечно усталые до чертиков. Долго привыкаем к дневному свету, грузимся а свой «Уазик», прощаемся с Гиви Смыром и едем в Сухум. Вечером того же дня ко мне прилетает на своем мотоцикле – Виктор Юшин.
В руках бачок для проявки широкой пленки. "Смотри, что мы с тобой отсняли в пещере", вынимает еще мокрую пленку. А там – в центре кадра – летучая мышь… При съемке её мы и не видели. Вот это удача. Когда я проявил и свои пленки, та же «Хозяйка пещеры» бала и у меня…. Итогом нашей экспедиции стал видео фильм о пещере, показанный на одном из каналов ЦТ и проспект, изданный в издательстве «Физкультура и спорт» в Москве в 1972 году. А фотография «Хозяйка пещеры» занимает свое место в моем альбоме.
Свидетельство о публикации №222081701125