Все хорошо, прекрасная Маркиза...

   Клава никогда не жаловалась, если у нее в семье было что-то плохо. Но она никогда и не хвасталась, если у нее в семье было все хорошо. А в начале у нее, и правда, все было очень хорошо. Хороший, работящий, добрый муж. Здоровые и умненькие дети, сын и дочка. Только живи и радуйся. А Клава и радовалась, но только тихо так, про себя.
   Муж Клавы хорошо зарабатывал, и они даже купили подержанную машину и ездили на ней всей семьей на дачу в Подмосковье. Какое это было счастье для всей семьи. Дети ходили с отцом на рыбалку, а Клава ждала их всех дома. Однажды к ним на участок приблудилась кошка. Они так и назвали ее – Приблуда. Кошка была трехцветная и вскоре родила трех котят – одного котенка беленького, одного рыженького, а одного черненького. Котят быстро разобрали, а Приблуда осталась жить у них. Они потом и в Москву ее с собой взяли, и она долго у них жила.
   Беда пришла, откуда и не ждали. Муж Клавы стал выпивать. Сначала он приходил домой с работы немного навеселе, а потом чем дальше, тем больше. Трезвым его семья уже почти и не видела. Мужа Клавы выгнали с работы, и они стали жить на одну Клавину зарплату.
   - Да гони ты в шею этого нахлебника, - советовали Клаве все ее родные. – Проку от него никакого, только корми его.
   - Как же я его выгоню ? – отвечала Клава.- Он мой муж и отец моих детей.
   Как-то очень быстро притащилась нужда. Клава каждый день решала главную задачу – чем кормить детей и пьющего мужа ? Денег катастрофически не хватало. Сама Клава часто обходилась горбушкой черного хлеба и стаканом горячей воды. Заварки в доме не было тоже.
   Муж Клавы продал машину, а деньги пропил. Потом он продал участок, и эти деньги тоже пропил.
   Клава никогда не хвасталась, если у нее в семье все было хорошо. Но она и никогда не жаловалась, если в ее семье было плохо. Только однажды, когда стало совсем невмоготу и дети реально голодали, она пошла в храм к батюшке на исповедь. Деньгами батюшка помочь не мог, а очень помог продуктами и своими молитвами. Семья перестала голодать, а муж Клавы вдруг ни с того, ни с сего совсем перестал пить. Как он сам потом рассказывал, ему стал по ночам сниться очень грозный старичок с большой дубиной в руках. Сначала старичок просто грозил этой дубиной мужу Клавы, а потом стал его этой дубиной бить. То по спине его треснет, а то и по голове. И сильно так, от души. Муж Клавы даже спать стал бояться и пить совсем перестал.
   - Да это, не иначе, сам Николай Чудотворец его дубиной угостил, - сказал Клаве батюшка, когда она рассказала ему про сон своего мужа.
   Муж Клавы устроился на работу, стал приносить зарплату. Семья потихоньку оживала. Дети уже заканчивали школу, когда опять, как гром среди ясного неба, прогремела беда. Муж Клавы загулял. Да так, что решил бросить семью, жену и детей, и уйти к своей любовнице навсегда. Как Клава его просила, как она умоляла его не делать этого. На коленях перед ним стояла. Но он все-равно ушел.
   - Так, – строго сказал Клаве батюшка, когда она прибежала к нему вся в слезах, - сегодня плачем, а завтра живем. Жизнь в любом случае продолжается.
   Да, жизнь продолжалась своим чередом. Сын Клавы выучился, стал строителем, женился и живет со своей семьей в Москве. У него все хорошо. Дочка Клавы неудачно вышла замуж, родила сына и развелась. Не заладилось у них там что-то.
   - Мам, - говорила дочка Клаве, - это только ты у нас одна такая терпеливая, что могла терпеть так долго пьющего мужа рядом с собой.
   Клава взяла внука, сына дочки, к себе. А дочка ее вскоре второй раз вышла замуж и уехала с мужем в другой город.
   Внук Игорек Клаву очень радовал. Умный, послушный, добрый. Игорек поступил в медицинский институт на бюджет. Клава уверена, что он будет хорошим врачом.
   Однажды в самом начале лета Клаве позвонил ее сын из Москвы и сказал :
   - Мам, собирай чемодан. Я купил тебе путевку в хороший санаторий в Крыму. Ты же на море никогда не была. Поезжай, отдохни, подлечись.
   Клава с радостью согласилась.
   Когда она загорелая, отдохнувшая и счастливая вернулась домой и еще даже не успела до конца разобрать свой чемодан, к ней в дверь позвонила совсем незнакомая женщина.
   - Иди, забирай своего бывшего, - сказала она. – У меня больше сил нет. Живот с ним надорвала тягать его туда, сюда. У него сын и дочь есть. Вот пусть они с ним и валандаются. Инсульт его разбил. Не ходит он и не разговаривает. В инвалидной коляске сидит как овощ. Я там его внизу у подъезда оставила. Что хочешь с ним, то и делай. А мне он больше не нужен.
   Женщина развернулась и ушла.
   С трудом, с помощью соседей затащили инвалидную коляску на третий этаж. Клава взвалила больного бывшего мужа на свои плечи, а по-другому она и не могла. Родные советовали Клаве сдать тяжело болящего мужа в приют, напоминая , как много горя он ей принес. А Клава ничего плохого про бывшего мужа и не вспоминала. А вспоминала только хорошее. Да и как же она его бросит ? Он ей муж, хоть и бывший, и он отец ее детей.
   Жизнь Клавы закружилась вокруг больного человека. Накормить, помыть, переодеть, постирать, приготовить, сбегать в магазин, в аптеку. Иногда, уже к вечеру, она вспоминала и никак не могла вспомнить, а сама-то она сегодня хоть раз поела ?
   Как-то Клава бежала домой из аптеки, когда ее окликнула соседка по подъезду.
   - Клавдия, как дела-то у тебя ? Вид усталый, плохо выглядишь.
   - Да нет, все, вроде бы, нормально, - ответила ей Клава.
   - Да у тебя всегда, как не спросишь, все хорошо, да нормально. Как в той песне : «Все хорошо, прекрасная Маркиза…».
   - Да, - согласилась Клава, как смогла улыбнулась и добавила, - все хорошо, все хорошо…
   

   


Рецензии