СемьЯ Продолжение 2

И она окунулась в работу с головой. В школе, кроме уроков, организовала театральный кружок, уходила с работы одной из последних. Дома тоже крутилась как белка в колесе. У неё был большой птичий двор, и подходила пора забивать птицу на мясо. «Вот и снова проблема: кто птицам головы рубить будет? Не самой же этим делом заниматься!?» На помощь пришёл сосед.

Однажды Ирина пригласила подруг щипать гусей на перо. Перо у этой птицы тугое, без рук останешься, пока ощиплешь, если хитростей определённых не знаешь. Но подругам было не впервой обрабатывать птицу, поэтому дело у них шло споро. Да и осенний денёк выдался погожим. Тёмные тучи, что тяжело нависали ещё вчера над посёлком, рассеялись, и выглянуло ласковое солнышко.

- Вот и бабье лето наступило! – радовалась Елена
- В жизни-то бывает что ли бабье лето-то? А то, поди-ка, после пятидесяти у баб одни хмурые дни идут косяком? – задалась вопросом Татьяна, искоса глянув на Ирину.
- Ну, что уж ты так? – возмутилась Елена. – Неужели в этом возрасте жизнь заканчивается? А, Ир? Ты чего молчишь?
- В каждом возрасте есть свои прелести. Главное, чтоб не быть одинокой, - ответила Ирина.
        - Одинокой! А дети куда делись? Навезут внуков – только поворачивайся! Некогда будет скучать, - Татьяна решила перевести разговор в более безопасное русло.
Но Елена продолжала разговор на свой лад:
- Ирина, Витька тебе деньги-то оставил или все на сторону отнёс?
- Зачем ты так, Лена! Деньги были и на сберегательной книжке, и на карточке, - Ирине хотелось защитить мужа от нападок подруги, - а во время похорон сколько добрых людей мне помогли! Удивительно! Знали, что оба мы зарабатываем неплохо, а несли и несли мне деньги. А теперь я оружие сдала на продажу, ещё кое-что продаю. Так что ребятам смогу помочь. А мне ничего не надо. Заработаю себе.
- Вот ты всегда такая! Купила бы себе обновки, глядь, и подцепила бы какого–нибудь ухажёра. Вот и началось бы бабье лето! – как ни в чём продолжала Елена.
- Кто про что, а вшивый - про баню! – одёрнула Лену Татьяна, которой не по душе была излишняя прямота и беспардонность подруги.
- Точно! Лена, все у меня есть, а ухажёр мне не нужен, - Ирина поставила в разговоре точку.

Поминки на сорок дней справляли дома. Ирине помогали во всём соседи. Не зря говорят, что хорошие соседи – лучшая родня. Ирина в очередной раз убедилась в правоте этой народной мудрости. Маша, соседка, взялась готовить основные блюда. Её муж таскал и расставлял в большой комнате Ирининого дома столы и скамейки. Его мать руководила процессом, так как лучше неё никто не знал положенных в этом случае обычаев. Снова приехал брат Виктора. На сей раз он был не один: с ним прибыла его жена, которая сразу же ушла к соседям, чтоб помогать Маше. Особенно была рада Ирина сыновьям. Валерий приехал с женой. Свою маленькую дочку Наталку они оставили на Марининых родителей.

Народу на поминках было достаточно много, но все прошло хорошо. Потом близкие родные сходили на могилку и в церковь, сполна отдав дань покойному.
Провожая Павла с женой домой, Ирина нагрузила их одеждой Виктора: все куртки, костюмы и рубашки достались младшему брату.

- Ого! Мне за всю оставшуюся жизнь этого не износить, - довольно говорил он, похлопывая руками по собранным баулам.
- Паша, я, может, ещё чего забыла? Напомни! Что хочешь, бери на память о брате, - говорила ему Ирина.
- У нас с ним, вроде, и размер ноги был одинаковый…- озабоченно сказал тот, почёсывая за ухом.
И в его машину были отгружены все сапоги, ботинки и туфли Виктора. Только галоши одиноко остались стоять на крылечке дома. Но Ирина была рада тому, что много мужниных вещей уходило из дома: меньше напоминаний!
- И вы, ребята, возьмите себе на память об отце что-нибудь, - обратилась Ирина к сыновьям.
- Мы и так его не забудем, - ответил Виталий. - А у меня теперь и машина его. Так что я батю каждый день буду вспоминать.
- Мам, а можно я отцовы ремни себе возьму? Знаю, что у него их дюжина: любил он хорошие ремни. И я люблю. Или они тоже дяде Паше достались?
- Он про них забыл, думаю, - Ирина грустно улыбнулась. – Бери, конечно!
- Для Наталки что ли ремни-то готовишь? Я тебе покажу! Не тронь крестницу! – пытался развеселить всех Виталий.
Ирина встала с дивана и вскоре принесла целую связку ремней, которые, как змеи, свесились в её руке. А ещё Ирина принесла два конверта и отдала их сыновьям.
- Каждому по пятьсот тысяч… Я рада вам помочь, - тихо сказала она. – Я оставила себе те деньги, которые Виталий выручил, продав свою машину. На памятник отцу и мне на черный день хватит.
- Мам, там же мало! – возмутился Валерий. – Виталька нам ещё денег дал. Маринке на шубу…
- Он сказал, что это подарок мне от всех вас, - Марина смущённо потупила глаза.
- Виталий поступил правильно. Пусть шубка тебя греет, Мариночка, - Ирина обняла сноху. – Вы завтра машину-то оформите. Алексей Николаевич обещал вам помочь. С утра поезжайте.

Валерий с братом утром уехали в районный центр, чтобы переоформить отцовскую машину на Виталия, а Ирина с Мариной занялись готовкой. Было решено поставить тесто, чтоб угостить молодёжь пирогами с яблоками и капустой. Женщины работали и говорили. Разговор в основном крутился вокруг Ирининой внучки Наталки, которой едва исполнился годик, но она была подвижным и смышленым ребёнком – отрадой родителей и бабушек – дедушек. Марина рассказывала забавные случаи из жизни малышки, а Ирину интересовало всё, что касается внучки: что ест, как спит, во что играть любит, занимается ли Валерий с дочкой.

- Ещё полгодика, и на работу выйду, - решительно сказала Марина. – Пойду в поликлинику на приём. Буду работать в две смены: с 8.00 до 13.00 и с 13.00 до 18.00.
- А Наталка как же? Неужели в ясли поведёте? Сразу болеть начнёт. И будешь всё время на больничных сидеть! И тебя, и ребёнка жалко, - Ирина с сожалением покачала головой.
- Нет! В ясли жалко её отдавать. Мама будет к нам приходить и нянчить внучку. Родители мои недалеко от нас живут, всего две остановки на автобусе или маршрутке. А я всё какие-то деньги в дом принесу. А то Валерка один крутится: и дежурит, и от подработок не отказывается.
- Это всё так! – согласилась с Мариной Ирина.
- Пока молодые, так много хочется! Хорошо, что в квартире всё есть. Я всё вас добрым словом поминаю: хорошо, что взяли не однокомнатную квартиру. Платить, так уж за большую площадь, - делилась Марина своими мыслями со свекровью.
- Конечно, хорошо! Только деньжищи-то какие надо отваливать. Это ещё отец жив был. А теперь я какая вам помощница? – Ирина тяжело вздохнула.
- Какая помощница? А вчера кто нам денег дал? – голос молодой женщины звучал деловито и довольно.
- Так это отцовы…
- Могла бы и не дать: свою жизнь надо устраивать, - со знанием дела сказала Марина.
Ирина только полотенцем махнула в сторону снохи;
- О чём ты, Маришенька? О чём?..
Братья вернулись домой ближе к вечеру: женщины уж все глаза проглядели, ожидая их. А на столе уже пироги остывали. Виталий ставил машину в гараж, а Валерий вошёл в дом с огромной спортивной сумкой: в такой спортсмены свою форму носят. Он поставил сумку перед матерью.
- Валера, что это? – удивилась Ирина. – Я первый раз эту сумку вижу.
- У отца в багажнике машины лежала. Я думал, ты знаешь…
- Ну, что там? Подарки от Деда Мороза? - весело спросил вошедший в дом Виталий.
Валера расстегнул замок сумки, и все увидели там детские вещи.
- Для внучки батя старался, - довольно протянул Валерий.
- Нет, - сказала Марина, вытаскивая детские комбинезоны разного размера, куртки, зимнюю и осеннюю, свитерочки, шапки. – Это мальчиковые…
Ирина опустила голову. Она сразу поняла, в чём дело. Сыновья, недоумённо переглядываясь, смотрели на мать. Молчание затягивалось.
- Мам, это кому? – не вытерпел младший сын.
- Хотела я промолчать, да, знать, не судьба…Эти вещи ваш отец купил для своего сына Егора.
- Какого Егора? – ошалел от новости Валерий.
- Мам, ты о чём? Какого сына?  Ты не заговариваешься, случаем? – Виталий ничего не понимал и обеспокоенно смотрел на мать.
Молодёжь во все глаза глядела на поникшую и враз постаревшую женщину, не веря своим ушам.
- Я об этом узнала вскоре после похорон. Оказывается, ваш отец жил на две семьи. В райцентре у него живёт любимая (при этом Ирина закашлялась), любимая женщина, которая родила ему два года назад сына. Мне отец ничего не говорил, хотя домой приезжал всегда поздно и очень поздно, стал молчаливее, чем обычно. Я всё списывала на работу и усталость. А оказалось, он меня обманывал, - Ирина говорила, ни на кого не глядя. – Он меня обманывал. И вас обманывал. Ваш отец просто не успел отдать эти вещи по назначению.
- А ведь я слышал об этом краем уха, - встрепенулся Валерий, и все посмотрели на него. – Слышал кое-что, но не верил, поэтому никому ничего не сказал.
- Хорошо, что не сказал, - резко перебила его Ирина. – Если бы я узнала об измене, я не знаю, что сделала бы. Наверное, я ушла бы от него. Вернее, я попросила бы его уйти. Думаю, долго уговаривать его не пришлось бы…
Ирина горько усмехнулась.
- Смотрите, тут, в сумке ещё и игрушка лежит – медведь, - Марина подала игрушку мужу.
- Он странный какой-то, - Валерий повертел медведя, - распоротый и зашитый. А внутри… Ну-ка, дайте мне ножницы! Я прооперирую этого лесного жителя.
- Он ещё шутить может, - криво усмехнулся Виталий, обычно более весёлый, чем брат.
Валера взял ножницы и ловко распорол нитки, которыми был зашит медведь. Все с нетерпением уставились на брюшко игрушки и обомлели: она была набита деньгами.
- Ни фига себе Миша! – больше у Виталия не было слов.
Ирина молчала. Она уже ничему не удивлялась.
- Тут их много, денег-то… Это кому же они предназначались? – задумчиво спросила Марина. И сама же нашла ответ. – Это ведь отец для младшего сына спрятал деньги! Это его деньги, Егора этого.
- Ну, уж нет! – почти крикнула Ирина. – Ваш отец выставлял меня круглой дурой несколько лет. Посмешищем сделал! Молодая ему приглянулась! Представляю, что за моей спиной люди говорили! Хорошо, не знала я этого, а то с ума сошла бы. Я ведь всю жизнь ему верила, а он мне сердце растоптал и в душу плюнул. Но не в этом дело. Ему и вас мало было. На стороне ребёнка завёл!

Ирина замолчала. Её горло пересохло. Она встала с дивана, налила себе воды в стакан и выпила залпом. Молодёжь молча следила за ней. Ирина снова села на прежнее место, обвела всех взглядом и твёрдо произнесла:
- Высыпайте деньги на стол, считайте и делите пополам! Это деньги моих детей! - она выделила голосом слово «моих». – Я всё сказала.
- Прям как индеец, - пытался пошутить Виталька, но тут уж Валерий так поддел его под рёбра, что тот, охнув, замолчал.
Марина вытряхнула на стол купюры и начала считать про себя. Пересчитав их, она медленно повернулась к мужу и дрожащим голосом сказала:
- Я никогда в руках миллион не держала… Валера, Виталька, мама…Тут целый миллион. Представляете? – Марина прокашлялась. – Каждому по пятьсот тысяч. Валер, мы можем целый миллион завтра же за квартиру внести. Я сейчас с ума сойду…

Ирина подошла к столу, взяла деньги и решительно отдала каждому из сыновей.
- А Оксане он, думаю, отсыпал в своё время побольше, чем мне. Забирайте, вносите в банк и доложите мне о том, сколько там у вас осталось.

 Она помолчала немного, а потом, грустно улыбнувшись, продолжила:
- Может, ещё один отцов тайник найдём, всю ипотеку вашу погасим. А сейчас давайте обедать. Пироги давно остыли.


Рецензии