Никола Промзинский

НИКОЛА ПРОМЗИНСКИЙ

В 2017 году мне довелось посетить выставку «Эпоха Митрополита Макария», проходившую в корпусе Бенуа Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. На выставке, помимо исторических документов и свидетельств Новгородского и Московского периодов правления этого знаменитого , прославленного в лике святых архиерея, было  представлено церковное искусство той поры. При переходе из одного зала в другой, я был встречен двумя грозными привратниками - деревянными резными скульптурами известного в народе с древних воемён Святителя Николая Мирликийского с мечом в правой руке и храмом - в левой. Подпись возле одной статуи гласила: Никола Можайский. Вторая скульптура являла аналогичный по иконографии образ святителя Николая. Известное изображение святителя единственно в своём роде, но далеко не единственно по наименованию. Помимо знаменитого Николы Можайского известны подобные ему образы Николы Радовицкого, Николы Мценского, Николы Арзамасского, Николы Чебоксарского и другие, где святитель. Николай изображён с мечом и храмом. Однако время явления можайского образа  достоверно не известно. По-видимому, к эпохе митрополита. Макария относится время изготовления резных скульптур, в целом, не характерных для православной молитвенной практики. Но  именно к периоду Московского правления святителя. Макария относится явление чудотворного образа Николы Промзинского, о чем пойдет речь ниже.
Благочестивый и грозный царь Иоанн Васильевич, как известно, предпринимал несколько походов на Казань.  Территория, по которой двигалось русское войско страдала от набегов кочевых племён. Это были не только казанские, но и кубанские, и ногайские татары.
Чтобы обеспечить себе надёжные тылы, царские воеводы оставляли на своём пути стрелецкие заставы, именуемые городищами. Такое городище представляло собой огороженное частоколом укрепление, где размещённый отряд стрельцов нёс патрульно-постовую службу. Сейчас подобное поселение назвали бы блок-постом, с той лишь разницей, что стрельцы зачастую несли свою службу вместе с семьями, и таким образом городище скорее напоминало казачий курень.
В 1552 году и было основано Промзино-Городище, о событиях в котором пойдет наш рассказ. Как известно из истории, год 1552 был годом удачного похода Царя Иоанна Грозного - Казань пала, но своих позиций в Поволжье кочевники сдавать не собирались. Неожиданно появившись на правом берегу реки Суры, несметная татарская орда приготовилась предать огню и мечу расположенное на противоположном берегу стрелецкое поселение. Стрельцы с семьями стали готовиться к последнему бою и смерти - прерываемые рыданиями молитвы не смолкали день и ночь. Однако, по непонятной причине, татары медлили с нападением. Наконец, стрельцы не выдержали - в стан неприятеля был направлен парламентёр, который возвратился с поразительной вестью: находящиеся в стане татары все до одного ослепли. Причиной этого, как рассказал стрельцу татарский мурза,  было чудесное и грозное явление светолепного старца, стоящего на вершине возвышающейся у Промзина горы. Огнеподобный старец в митре, с мечом и храмом в руках преграждал кочевникам переправу через реку, а сопровождавший его юноша-копьеносец на белом коне готов был поражать татар, как Ветхозаветный ангел Ассирийское войско. От страха и ужаса татары лишились зрения. В описании наблюдательного татарина стрелец-переговорщик моментально узнал Святителя Николая и Великомученика Георгия Победоносца, которым усердно молились стрелецкие жёны и дети. Переговоры закончились просьбой татар вывести их из этого гиблого для них места в обмен на обещание более не тревожить Промзино набегами. Русский воин выполнил просьбу раскаявшихся в своём намерении захватчиков. При обращении в противоположную от намеченной было добычи сторону к татарским разбойникам чудесным образом вернулось зрение. Проводив их некое расстояние, стрелец-парламентёр с радостной вестью вернулся в крепость. Изумленные насельники городища попросили стрельца показать им чудесное место явления Небесных Заступников. По дороге к горе, лошадь ехавшего впереди воина неожиданно упала на колени. Так повторялось 3 раза, пока воин, соскочив с коня, не догадался обследовать дорогу. Тут же выяснилось, что возле самых передних копыт стрелецкой лошади на земле лежит икона святителя Николая в том виде, как он явился татарам - в митре, с кривым татарским мечом в правой руке и с русским храмом - в левой.
Так повествует предание, дошедшее до нас из глубины веков. Гора чудесного явления, ранее именовавшаяся Белой, получила название Никольской. А самыми почитаемыми Небесными Заступниками тех мест, помогающими всем, с верой к ним притекающим, были и остались Святитель Николай, Святой Георгий Победоносец и Икона Божьей Матери, именуемая Казанской.

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

.16.08.2022


Рецензии