Время зимних бабочек

Зимние бабочки появляются в ноябре, а весной улетают в тёплые края. В неволе они умирают, превращаются в капельки воды. Совсем как Снегурочка из сказки. Как-то мама принесла от знакомых диск с этим фильмом. Владиславик в конце плакал навзрыд.

- Эх ты, рёва! - вздохнула мама. - Как же ты реальное горе переживёшь?

И с тех пор читала Владиславику сказки  со счастливым концом. А грустных мультиков и фильмов больше не показывала.

И вот теперь, в холодный декабрьский день Владиславик возвращался из детского садика. Мама крепко держала его за руку.

- Мам, может, мы возьмём банку и выйдем во двор? Я опять наловлю зимних бабочек, - Владиславик дёрнул мать за рукав бежевой дублёнки.

- И опять реветь станешь, когда они растают. Нет уж! И вообще тебе через год в школу. Пора бы запомнить, что никакие это не зимние бабочки, а снежинки. Замёрзшие капельки дождя.

- Так неинтересно, - надулся Владиславик.

- А гулять пойдём послезавтра. Сегодня у меня ночная смена. Первый раз в жизни буду работать в ночь. Так что нужно хорошенько  отдохнуть. Останешься один? Не будешь реветь? - мать бросила на Владиславика испытующий взгляд.

- Постараюсь.

Вообще-то Владиславик с ужасом думал о том, что останется один в квартире. Да ещё и в такой жуткий  час.  Когтистая ночь будет скрестись в оконное стекло. Под диваном станут перешёптываться шорохи. Углы увеличатся и потемнеют. Владиславик поёжился. Но ему не хотелось расстраивать маму. Она и без того нервничала. Боялась оставить Владиславика дома одного. Беспокоилась по поводу смены. Недавно она устроилась на вредное производство. Владиславик не до конца понимал, что значит вредное. 

У них в группе была девочка Каролина, которая грубила воспитательнице и делала всё наоборот. Скажет ей старший брат, девятнадцатилетний Никита, надеть шапочку, а она нарочно бросит её на пол. И так раз десять. "Какая же ты вредная, Лина!" - как-то сказал Никита. "Получается на маминой работе тоже всё делают на зло?"  - размышлял Владиславик.

Они  свернули на тихую, пустынную улицу Моховую. Владиславик жил там, сколько помнил себя. Их  красно-серая кирпичная пятиэтажка с башенками чем-то  напоминала сказочный  дворец.  Жили они около библиотеки. Владиславик всегда с завистью смотрел на старшеклассников, заходящих в обитель книг, пыльных чудес и старых сказок. Детсадовцев вроде него туда не записывали. Рано.

- Мама, а почему наша улица называется Моховой? У нас же нет мха.

- Может быть, когда эту улицу только построили, там был мох. А теперь климат изменился, и мох ушёл в страну Мшистую, - улыбнулась мама.

- А что такое климат?

Но скрипнула подъездная дверь, и вопрос Владиславика унесли в Белый край зимние бабочки. Охая и задыхаясь, Владиславик и мама поднялись  на четвёртый этаж. Долго и скучно мыли руки. После пили чай и ели хлеб с абрикосовым вареньем. Терпкую оранжевую сладость  присылала из деревни бабушка Зоя. Потом Владиславик смотрел мультики, а мама читала. Углы шевелились, но темнеть пока не решались. "Что же будет, когда я останусь один?" -  беспокоился Владиславик.

Поужинали макаронами с сыром. Пора было ложиться спать.

- Значит так. Вы с Кирюшей спите и ничего не бойтесь,- мама положила на постель плюшевого красно-синего клоуна. Его подарил Владиславику отец в свой прошлый приезд. - Спички не ищите. Я их надёжно спрятала. К окнам не подходите. О балконе даже не думайте. Телевизор на полную мощность не включайте. А то притащится тётя Аня с третьего этажа и начнёт нудить.

Владиславик и Кирюша молча слушали мамины указания. Вот сейчас она оденется, щёлкнет дверной замок, и они останутся одни. На растерзание шорохам и тёмным углам.

Как только за мамой закрылась дверь, Владиславик зажмурился и стал представлять Злату. Они дружили с самого рождения. Скоро у Златы будет день рождения, и Владиславика пригласят в её квартирку на девятом этаже. Он подарит  ей куклу с зелёными волосами. Такие продаются в супермаркете недалеко от их дома.

- Владиславик, мне страшно, - начал капризничать клоун Кирюша. - Давай вскипятим чайник и выпьем какао.

- Нельзя, - нахмурился Владиславик. - Мама спички спрятала и газ перекрыла. Давай спать.

- Не могу спать. Мне страшно. Слышишь, за стеной кто-то мебель двигает? - клоун готов был расплакаться.

- Горе мне с тобой! Такой ты рёва, - невольно подражая маминым интонациям, вдохнул Владиславик. Он сел на постели и обнял плюшевого дурачка.

- Давай хоть телевизор посмотрим. Не могу слышать перешёптывания теней. Я их очень боюсь.

- Нельзя. Помнишь, что мама сказала? Никакого телевизора. А то тётя Аня с третьего этажа рассердится.

- Давай хотя бы зимних бабочек впустим. Они будут летать по комнате и нас веселить, - не желал сдаваться Кирюша.

- Нельзя. Давай спать. А то я рассержусь, - и Владиславик демонстративно отвернулся к стене.

Шипели углы, переговоривались шорохи, скреблась в окно костлявая зимняя ночь. Да ещё и обиженный Кирюша надрывно вздыхал. И почему-то звенело стекло. Как будто кто-то стучал в окно. Или... В балконную дверь?

- Владик, там кто-то на балконе. Хочет, чтобы его пустили. Он замёрз, - затянул новую песню Кирюша.

Нехотя Владиславик встал с постели и подошёл к балкону. Там жила коробка из-под телевизора, и томился до поздней весны  ярко-зелёный самокат.

За стеклом волновался, дрожал от холода  кто-то высокий, заснеженный, тёмный.

- Пусти меня. Пусти, - говорил он.

 Владиславик потом и сам не мог понять, почему ослушался маму и открыл балкон. Каким образом он, осторожный и благоразумный, позволил незнакомцу войти в комнату? Загадка, загадка.  Может быть, это сделал непослушный клоун Кирюша? Или же незваный гость применил какой-нибудь магический приём?

Некоторое время Владиславик молча смотрел на пришедшего из балконного мрака. В голубоватом свете ночника лицо его казалось бледным и очень молодым. Незнакомец напоминал Никиту, брата Каролины. Зимние бабочки таяли на его тёмных прямых волосах. В руках бледный держал сумочку с чем-то тяжёлым, хрупким, прямоугольным.

- Ты один? - незнакомец испуганно огляделся.

- Да, мама на смене. Она на производстве, где все всё делают на вред. Давайте  балкон закроем, а то холодно. Вам повезло, что мама его  не стала заклеивать. Зимы теперь тёплые, - так, без умолку болтая, Владиславик закрыл дребезжаще-звонкую дверь и уселся на постель. Обнял притомившегося Кирюшу и сказал клоуну, что всё в порядке, бояться нечего.

- Вы кто такой? - Владиславик с недоумением смотрел на странного гостя.

- Я - сын Зимы. Мы с ней поссорились, вот и пришлось на балконе вашем прятаться от её гнева.

- Значит зимние бабочки - ваши сёстры? - Владиславик открыл рот от удивления.

 - Ну да, - сын Зимы закрыл глаза. Он выглядел до невозможности усталым.

- А вы не растаете? В комнате тепло, - испугался Владиславик.

- Нет, тают только слабаки и особы женского пола, - заметил Зимник.

- Ну хорошо. А то я уже начал нервничать. И Кирюша тоже, - Владиславик кивнул на красно-синего клоуна. - Я однажды наловил целую банку зимних бабочек, но они умерли. Мама говорит, что им в тепло нельзя. Они от этого пропадают. Так жалко! Вот бы существовали такие бабочки, которые могут в банке прожить хотя бы до весны. Я бы их кормил сахаром и солью. Они едят всё белое и рассыпчатое.    Мы с мамой вдвоём живём. А папа в Краснодаре. У него  жена тётя Галя и недавно дочка родилась. Её Аглаей назвали. Странное имя. Мама летом меня к ним отпустит. Краснодар означает красные подарки, да? Мне папа как-то привёз конфеты в алой коробке. И этого клоуна. Так что называется город правильно. Я в сентябре в школу пойду. Наверное, там интересно.  А в августе  к бабушке в деревню поеду. Она вкусное варенье варит. Из абрикосов.  Давайте поиграем в города. Всё равно не спится.

 - Ну ладно, давай, - без особого энтузиазма согласился Зимник.

Поиграли в города, после кидали жёлтый кубик на картонке, помогали Элли добраться до Изумрудного царства. Эту игру подарили маме, когда ей исполнялось десять лет. Мама обращалась с игрушками бережно, и поле выглядело почти, как новенькое. Владиславик показал сыну Зимы машинки, солдатиков, познакомил с клоуном Кирюшей, плюшевой лягушкой Женей и пухлогубым утёнком Даком. 

- Дак - по-английски утка. Так мама говорит, - пояснил Владиславик.

Загрузился, скрипя и вздыхая, старенький  компьютер, и они несколько раз сыграли в любимую стрелялку Владиславика. А потом сын Зимы уснул. Владиславик еле слышно, чтобы не разбудить гостя, перешёптывался с Кирюшей, Даком и врединой Женькой.  Лягушка утверждала, что зря он пускает кого ни попадя в дом и грозилась рассказать обо всём матери.

- Прекрати, Женька. Не будь занудой, - бубнил добродушный Дак. - С ним интереснее. Лучше одним что ли сидеть и вздрагивать от каждого шороха?


- Только попробуй наябедничать! Я тогда тебя отнесу во двор и оставлю на скамейке до весны, - от возмущения Владиславик забыл, что нужно говорить тихо.

Голос его разбудил сына Зимы. Он вздрогнул и стал дико озираться по сторонам.

 - Сколько времени, пацан? - голос Зимника был хриплым, больным.

- Половина седьмого. Скоро светать начнёт.

- А мамка твоя во сколько возвращается  со смены?

- Сказала, что придёт в начале восьмого, разбудит, в садик отведёт и будет спать до  полудня.

- Ну тогда мне пора.

- Вы уйдёте в Страну зимних бабочек? - с завистью поглядел на гостя Владиславик.

- Ну да. Только на этот раз через дверь, а не через балкон. Никому про меня не говори. Даже мамке. Если никому ничего не скажешь, я тебе через месяц принесу банку зимних  бабочек, которые не тают. Это мои братья. Будут жить у тебя в банке даже в июле. Усёк?

- Конечно. Возвращайтесь поскорее. С бабочками. Сейчас я вас выпущу.

Без незнакомца квартира стала пустой, скучной и жутковатой. Опять обнаглели углы, вновь начали перешёптываться шорохи. Но Владиславик слишком устал, чтобы бояться.Он вытянулся на постели и уснул. Погрузился в дряблую дремоту и клоун Кирюша.

***

- Ну ты соня-засоня, - смеялась мать. -  Вставай! Пора в садик.

Потом было утро, полное зимних бабочек, ворчание воспитательницы Варвары Анатольевны, капризы Каролины, драка хулиганов Ваньки и Петьки, дневной сон, занятия, подгоревшие сырники на полдник.

На обратном пути мать ругала Владиславика за то, что он не слушался и выходил на балкон.

- Да не был я там!  Спроси у Кирюши и Дака, - возмущался Владиславик.

- А следы тогда откуда? Да ещё такие здоровые. Как будто взрослый   наследил, - не верила мама.

У подъезда они столкнулись с  соседкой  тётей Евой. Владиславику всегда нравилась эта белокожая рыжеволосая женщина, пахнущая леденцами. Он засмотрелся на её серенькую шубку и блестящие розовые ногти.

- Ох, Валька, чего я тебе расскажу, - защебетала она. - Я такой ужас ночью пережила. Ты не представляешь. Поехали мы с мужем в гости к друзьям. А у меня как всегда голова заболела. Вечная история. Ну я и вернулась домой пораньше. Захожу в квартиру, а посреди комнаты какой-то парень стоит в чёрной куртке. Совсем пацан. Лет восемнадцать-девятнадцать, не больше.  А в руке наш ноутбук. Ну ты меня знаешь. Я заорала, в глазах потемнело. Когда пришла в себя, никого уже не было. Только дверь балконная ходуном ходит. Ноутбук наш и карточку зарплатную унёс, гад.


- А у нас на балконе на снегу кто-то наследил. Я думала, Владиславик без спросу вышел. Но следы-то здоровые. Неужели...

- Значит этот вор у вас на балконе сидел. Владик, ты кого-то видел? - Ева смотрела на него с интересом.

- Не знаю, я всю ночь проспал, - буркнул Владиславик.


- Куда же он делся, вор этот? - развела руками Ева. Может быть, как-то вниз спустился с четвёртого этажа? У них ведь сноровка. Ну я в полицию заявление отнесла. Скорее всего, поймают гада этого.

***

Как только мать отправлялась в ночную, Владиславик, Кирюша и Дак садились у балконной двери и начинали ждать. Женька отпускала язвительные замечания.  Владиславик и его друзья  надеялись, что вот-вот в дребезжащую дверь постучит сын Зимы. Только противная лягушка относилась ко всему скептически. 


Проходили дни, прошелестел манерный кривляка Новый год, пробежали   бледные каникулярные деньки, а сын Зимы не появлялся. Хмурясь, протащился бородатый старец по имени Февраль.

 "Скоро весна. Сын Зимы, наверное, не придёт. И не принесёт мне бабочек-долгожителей. Неужели он меня обманул?" - спрашивал Владиславик у  плюшевых друзей. Но они лишь пожимали синтепоновыми плечами.  Владиславик несколько раз  спрашивал о сыне Зимы у белокрылых бабочек, но те, испуганные, улетали.  Конечно же, Владиславику и в голову не пришло связать сбивчивый рассказ тёти Евы с появлением странного гостя. Он был слишком мал и всё ещё верил в чудеса.

***

Однажды, на уроке английского языка, Владиславик рассказал мне о странном случае, который произошёл с ним три года  назад.

- Как вы думаете, сын Зимы, когда-нибудь придёт ко мне?

- Конечно же, придёт, - у меня не хватило духу разбить сказочный мир малыша.

- А, мне кажется, он соврал, - нахмурился Владиславик. - Если бы я хоть на столечко верил сыну Зимы, разве стал бы вам рассказывать? А теперь уже всё равно, всё равно, всё равно.

И Владиславик  расплакался. Не  сразу, далеко не сразу мне удалось успокоить его.

Конец

Имена и фамилии изменены


Рецензии
Редко кому удается остаться на всю жизнь в сказочном мире детства. Переход в реальную жизнь неизбежен. У кого-то этот переход проходит легко и незаметно, а у кого-то очень жестко.
Мальчика в рассказе сберег его Ангел-Хранитель. Именно Он своими крылышками закрыл ребенка от страшной трагедии, до которой был всего один шаг, или даже меньше...
А переход у ребенка все-таки состоялся. И какое счастье, что рядом с ним оказался человек, который погладит ласково по голове, обнимет, успокоит и скажет самые нужные в этот нелегкий момент жизни слова...

Благодарю Вас, дорогая Елизавета. Я целый день ходила под впечатлением Вашего рассказа !

Лариса Гладких   27.07.2023 08:29     Заявить о нарушении
Лариса, огромное спасибо за такой вдумчивый, интересный отзыв. Именно это я и хотела показать в рассказе. От всей души желаю вам вдохновения и счастливых дней!

Елизавета Герасимова 3   27.07.2023 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.