Кино в истории Приморья

К 100-летию со дня освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов.

            1.

Кино появилось в Приморье ещё в дореволюционные годы. Первые кинотеатры зазывали зрителей на мелодрамы и комические ленты в крупных городах, в первую очередь во Владивостоке.

В период гражданской войны и интервенции (1918-1922) Приморье стало полигоном для идеологической интервенции США, которая заключалась в «мирном», «тихом» проникновении в Россию с целью идеологической обработки противника, подготовки и осуществления всех видов давления и враждебной деятельности, вплоть до военного вторжения. Учреждённый в 1917 году правительственный пропагандистский аппарат США,  Комитет общественной информации CPI (Си-пи-ай), широко использовал для этого деятелей культуры и искусства и создаваемую ими массовую продукцию. Пропаганда шла с экранов 17 тысяч кинотеатров, сотен театров, эстрад и т.п. Внешний (международный) пропагандистский отдел комитета занимался комплексным воздействием на зарубежную аудиторию путём использования печатных (газеты, официальные правительственные издания, брошюры, листовки и т.д.), наглядных (кинофильмы, фотографии, плакаты, карикатуры, значки, художественные выставки и т.д.) и устных (лекторы, «четырёхминутные ораторы», грамзаписи) средств информации и пропаганды.

Комитет Си-пи-ай не только идеологически обрабатывал граждан зарубежных стран в нужном Америке духе, манипулируя их общественным мнением, но и занимался их идеологическим воспитанием и просвещением в духе идей американизма. Международный отдел комитета особо настойчиво занимался Россией, его расторопные и неутомимые сотрудники были призваны «усердно потрудиться  на русской ниве», чтобы «овладеть сознанием русского народа» для утверждения влияния США в политике и экономике России. Был сочинён и представлен в госдепартамент доклад под «говорящим» названием «План американской деятельности по сохранению и укреплению морального состояния армии и гражданского населения в России».

В 1917 году Америка вступила в первую мировую войну, сочтя, что воюющие армии за три года бойни в Европе в достаточной степени измочалили и обессилили друг друга, чтобы Америка своим участием добилась установления своего господствующего положения в Европе. Но здесь у американцев «не срослось», так как самая многочисленная армия в Европе, русская, вышла из войны: «серая скотинка в солдатских шинелях» возвращалась на родину, чтобы бороться здесь за лучшую жизнь, за мир народам, за землю крестьянам, за фабрики рабочим. США шли на всё, чтобы вернуть русских солдат в европейские окопы. Главная цель интервенции в Россию заключалась именно в этом.

Американский экспедиционный корпус, высадившийся в  Сибири, за месяцы интервенции успел кроваво отметиться здесь своими массовыми убийствами русского населения. Часть этого корпуса в Приморье так массово не разбойничала, хотя вела себя нагло и по-хозяйски. Этому существуют сотни и тысячи свидетельств, от газетных материалов до сохранившихся в архивах жалоб, показаний, приговоров сельских сходов, следственных актов. А основной задачей интервентов в Приморье, которое они считали «подопечной территорией», стала идейно-пропагандистская и культурная обработка русского населения в духе преклонения перед военной мощью Америки, перед её техникой, экономикой, культурой. Для этого использовались все имеющиеся в распоряжении интервентов средства – газеты, журналы, брошюры на русском языке, граммофоны и пластинки для них, создание детских и юношеских организаций в духе американской идеологии (милитаристские скаутские отряды, ячейки «Христианского союза молодых людей», по-народному, «христомолы»). В сферу идеологических «услуг» американских интервентов «дикарям», «туземцам» подопечного им Приморья, входило и новейшее по тем временам средство пропаганды – кинематограф.

В годы первой мировой войны американская кинопромышленность значительно выросла. США становились мировым киномонополистом. К концу войны 90% фильмов, шедших на мировых экранах (около 1 000 названий в год), изготовлялись в Соединённых Штатах. Беспредельные и многообещающие пропагандистские достоинства кино широко использовались американскими идеологами и сворой журналистов для обслуживания политических интересов США. В условиях интервенции американские пропагандисты осваивали с помощью кинематографа территорию Приморья. Разъездные  кинопередвижки объезжали сёла с программами, в которые входили, кроме художественных, ленты пропагандистские, видовые, сельскохозяйственные, рекламные. Малограмотное и неграмотное население, не читавшее газет и книг, охотно посещало киносеансы, расширяя свои представления об окружающем мире. Американские пропагандисты называли это – «нести русскому обществу точные и верные сведения об Америке».

В русском отделении комитета CPI во Владивостоке был создан специальный киноотдел, который получил через Харбин два внушительных транспорта с кинооборудованием и кинолентами. Американские киноленты были уже снабжены русскими названиями. В отчёте конгрессу США русского отделения комитета CPI отмечалось: «Во Владивосток, центр восточносибирской киноторговли, Комитет послал несколько вагонов оборудования, включая кинокамеры, кинопроекторы, моноплановые фонари, моторы, машины для тиражирования фильмов, реостаты, экраны и т.д. Это позволило создать нашу лабораторию с полным набором киноаппаратуры и большим списком кинокартин. В результате чего Комитет мог уверенно, не сомневаясь в качестве будущей работы, отправиться в продолжительное плавание». /Ibid. P. 278/.
   
Владивостокская газета «Голос Приморья» неоднократно сообщала о сотрудничестве русской администрации Приморья с работниками  Американского бюро печати в деле обслуживания населения американским кинематографом. В марте 1919 года газета сообщает в обстоятельной заметке под названием «Кинематограф и сельское хозяйство» о «постановлениях агрономических совещаний Никольск-Уссурийского уезда: 1) усилить состав картин на сельскохозяйственные темы; 2) увеличить ассигнования на кинематографические чтения; 3) вынести признательность Американскому комитету общественного осведомления за оказанную им ценную для возрождающейся России услугу» /Голос Приморья (Владивосток), 1919, 28 марта. С. 4./
Новониколаевская «Русская речь» подтверждала: «Американцы в деревнях и сёлах Никольск-Уссурийского уезда для крестьян показывают специальные картины о разных отраслях промышленности в Америке, сельском хозяйстве, горном деле и т.д. Картины охотно посещаются крестьянами. В Михайловке показываемые картины посетило 500 человек». /Русская речь (Новониколаевск). 1919. 6 мая. С. 3./
 
Работая на местах, пропагандисты из АБП широко пользовались услугами русских общественно-экономических и культурных организаций и действовали совместно с американскими неофициальными миссиями – Красным Крестом и ХСМЛ, а также с консулами и агентами военной и разведывательной служб. Все они охотно предоставляли свои помещения для демонстрации фильмов и содействовали в реализации торговых договоров и доставке кинооборудования и т.д. Одним из ориентиров, имеющим для них первостепенное значение, была русская деревня и крестьянство. Для привлечения массового зрителя пропагандистские кинопрограммы присоединялись в качестве обязательных к лентам художественным. Американские художественные фильмы идеализировали жизнь богатой буржуазной верхушки и проповедовали прописные истины буржуазной морали. Приключенческие фильмы, исторические «полотна», сентиментальные «сказки» со счастливым концом, драмы и комедии широко представлялись русскому зрителю. Американский кинематограф неизбежно производил в умах зрителей тот идеологический эффект, при котором зритель смотрел и видел окружающий мир глазами американских пропагандистов. Доступное и доходчивое, массовое и демократическое по своей природе, как показал опыт АБП по работе в России, кино становилось искусным оружием для манипулирования общественным сознанием.

В европейской части России попытки американцев внедрить в общественную жизнь свою сеть кинопроката ещё в годы гражданской войны, были скоро пресечены из-за антирусской, антисоветской, милитаристской  направленности их пропагандистских  программ. Однако опыт их воздействия на общественное сознание был принят к сведению, и в августе 1919 года Ленин подписал Декрет о национализации кинопроизводства и кинопроката в Советской России. Ныне день 27 августа считается Днём кино.

        2.

За сотню лет отечественный кинематограф прошёл большой путь и превратился в значительную по объёму отрасль производства. Большое количество киноустановок, больших и малых киностудий, громадный сектор кинопоказа через сеть ТВ пропустили через себя великое число кинофильмов. В системе кинопроката регулярно публиковались каталоги – служебные издания для работников кинофикации и кинопроката. В них аннотировались фильмы действующего и активного фондов, давались краткие сведения о создателях и актёрах-исполнителях. Это помогало в организации работы по продвижению фильма к зрителям.

Для кинозрителей Приморья особый интерес представляли фильмы, связанные тематически с Приморским краем, отражающие его жизнь. Эти ленты прошли по всем экранам страны и были с интересом приняты зрителями. Можно вспомнить такие фильмы, как «Берег спасения», «Внимание, цунами!», «Далеко от Москвы», «Дерсу Узала» (односерийный 1961 года и двухсерийный 1975 года, который снял Акира Куросава), «По следу властелина», «Поезд идёт на восток», «Пржевальский», «Путина» и другие.

В год столетия со дня окончания гражданской войны на Дальнем Востоке, хочется привлечь особое внимание зрителей к некоторым фильмам, повествующим о событиях 1918 – 1922 годов в нашем крае и на Дальнем Востоке. Фильмы эти сняты в различных жанрах: ленты остросюжетные приключенческие, биографические, мелодрамы, эпические повествования. Порой у зрителей при их просмотре возникает особый  «эффект присутствия», благодаря тому, что отдельные эпизоды этих лент снимались на натуре, во Владивостоке, в приморской тайге, в местах, где мы живём. В съёмках некоторых лент были задействованы приморские артисты, и массовки набирались из местных жителей.

Ныне, через сто лет после событий, не осталось уже живых их участников, но фильмы, с разной степенью достоверности, оживляют этих людей и это  время.
 
Кратко напомним содержание некоторых их этих лент.

«Владивосток, год 1918»
        В 1982 году, к 60-летию освобождения Приморья от интервентов и белогвардейцев, киностудия им. М.Горького выпустила фильм о первом председателе Владивостокского Совдепа, о семи месяцах Советской власти на Дальнем Востоке до того, как интервенты с белогвардейцами организовали переворот и захватили власть в Приморье на долгие 1552 дня. 24-летний председатель Совдепа Константин Суханов вёл с ними  неравную борьбу, прежде чем был убит. Подкупы, поджоги, убийства, шантаж – ни перед чем не останавливаются враги России. Сложные взаимоотношения с друзьями и с врагами легли в основу сюжета этого фильма по сценарию Павла Демидова, снятого режиссёром Эдуардом Гавриковым. Песни для фильма на слова М.Матусовского написал композитор В.Баснер. Роль Суханова исполнил В.Бочкарёв, роль его жены – М.Левтова. В других ролях снимались известные киноактёры М.Жигалов, А.Ростоцкий, О.Науменко, А.Мартынов, А.Лазарев, Л.Марков, А.Вокач и другие.

         «Волочаевские дни»
Эта лента была снята на «Ленфильме» ещё в далёком 1937 году братьями Васильевыми, когда выход её был отдалён от действительных событий всего лишь на 15 лет. Жанр историко-революционного фильма требовал от создателей достоверности в изображении людей и событий. Лента рассказывала о героизме, проявленном бойцами народно-революционной армии при разгроме японских интервентов и остатков белогвардейщины на Дальнем Востоке в годы гражданской войны. Тему киноленты подсказали М.И.Ульянова и П.П.Постышев в воспоминаниях о боях с интервентами на Дальнем Востоке. Режиссёры, готовясь к съёмкам, прошли дорогами своих будущих героев, воскрешая «…штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни…». С момента выхода фильм постоянно находился в прокате и пользовался успехом у зрителей. В 1967 году лента была восстановлена на «Мосфильме» и снова вошла в активный оборот в прокате. Газета «Вечерняя Москва» писала о картине: «Фильм «Волочаевские дни» не только рассказывает о героическом прошлом, он учит смотреть в будущее».
Музыку к фильму написал Д.Шостакович, роли исполняли В.Мясникова (Маша), Н.Дорохин (Андрей), Л.Свердлин (полковник Усижима) и другие.

        «Даурия»
Фильм снят режиссёром В.Трегубовичем по сценарию Ю.Клепикова. В основе фильма – популярный роман К.Седых о судьбах забайкальских казаков, жителей казачьего посёлка Мунгаловского,  накануне первой мировой войны и в годы революции и гражданской войны. Через эти судьбы показывается, как рушатся вековые устои, как происходит расслоение масс, в результате которого одни идут воевать за революцию, другие – против неё. В центре истории – молодой казак Роман Улыбин. «Сначала этот беззаботный сорвиголова занят только одним: выйдет за него замуж любимая девушки или её отдадут за купеческого сына. Но постепенно… он начинает связывать свои личные беды с раздумьями о социальной несправедливости. Так он становится верным бойцом революции, красным командиром…». Режиссёр В.Трегубович говорил, что это не просто длинный двухсерийный фильм. У каждой из серий свой жанр: одна – лирико-драматическая повесть, другая – остросюжетная приключенческая лента.
В фильме снимались В.Соломин (Роман Улыбин), В.Шукшин (Василий), Е.Копелян (Елисей Каргин), В.Павлов (Никифор), М.Кокшёнов (Федот) и другие. Фильм вышел в прокат в 1971 году, через 50 лет после описанных событий.

        «И на Тихом океане…»
        Этот цветной широкоэкранный фильм «Мосфильм» выпустил в прокат в 1973 году, через 50 лет после освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов. Режиссёр Юрий Чулюкин снял его по мотивам партизанских повестей Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69» и других. Это история о том, как ушедшие в тайгу партизанить мужики при участии подпольного большевистского центра задерживают в тайге и захватывают бронепоезд белых, который вёз во Владивосток уцелевшие в жестоких боях с красными артиллерийские соединения. Эта артиллерия должна была помочь белым с интервентами удержаться у власти. В роли Никиты Вершинина – В.Авдюшко, в роли большевика Пеклеванова – А.Кузнецов, в роли Прасковьи – Л.Соколова. Звучит песня О.Фельцмана на слова Р.Рождественского.


        «Казачья застава»
Эта лента снята на Свердловской киностудии через 60 лет после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке. Киноактёры Бронислав Брондуков (Алексей Бутов) и Яна Друзь (Марья) исполнили в нём главные роли.
«Амурский казак Алексей Бутов, прошедший дорогами первой мировой войны, а вместе с солдатами Красной Армии – войны гражданской, возвратился в родную станицу. Жена Марья, которой сообщили о его смерти, поверила в гибель Алексея и вышла за его фронтового друга Якова замуж.
Станичники, уважавшие Алексея за храбрость, честность и справедливость, выбрали его своим вожаком.
Бутов организовал восстановление в селе сторожевой пограничной вышки и возглавил борьбу за окончательное становление Советов на восточных рубежах страны».

        «Пароль не нужен»
Киностудия им. М.Горького, 1967, 2 серии, широкий экран.
Сценарий Юлиана Семёнова по своему роману.
Николай Губенко в роли Блюхера, Михаил Фёдоров в роли Постышева, Родион Нахапетов в роли Всеволода Владимирова и Максима Исаева, Василий Лановой в роли Чена, Ася Вознесенская в роли Сашеньки и другие. Песни Тихона Хренникова на слова Евгения Шатуновского.
1921 год.
Разгром колчаковской армии и мощное партизанское движение заставили Англию, Францию и США эвакуировать свои войска из Сибири и с Дальнего Востока, а Японию – отвести армию в Приморье. Здесь сконцентрировались остатки белой армии, которые решили продолжать борьбу с Советами при поддержке японских интервентов. В 1920 году была создана Дальневосточная республика (ДВР) – своего рода буферное государство, основной задачей которого было оттянуть войну молодой Советской республики с Японией. 26 мая 1921 года при помощи Японии был совершён контрреволюционный переворот, и на Дальнем Востоке было создано «новое русское правительство». Большевики ушли в подполье. Безоружная и голодная армия ДВР противостояла японским и белогвардейским войскам, вооружённым Америкой. В этих условиях благодаря умелой организации и тактике, под руководством Блюхера и Постышева, войска ДВР успешно выполнили свою задачу. Дальний Восток был освобождён от врагов.
«Что сообщает силу и интерес этой двухсерийной ленте – это пафос документальности, – писал рецензент журнала «Спутник кинозрителя» – … Василий Блюхер. Эта роль, сыгранная Н.Губенко, – главное событие фильма… Характер Блюхера держит всю картину, перед нами первый опыт создания в кино образа этого удивительного человека, начало прекрасное».
Премия за лучшее исполнение мужской роли в фильме разделена между актёрами Н.Губенко и Р.Нахапетовым.

«Исаев. Пароль не нужен»
Эта экранизация знаменитого романа Ю.Семёнова была выпущена для телевизионного экрана через 40 лет после первой экранизации. Многосерийный сериал «Исаев» состоял из двух восьмисерийных ТВ фильмов – «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен». Фильм был снят киностудией «Дед Мороз» по заказу ООО ЦП и телеканала «Россия», в киноконцерне «Мосфильм» в 2009 году. Снял фильм известный режиссёр С.Урсуляк (сериалы «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон»), по сценарию, написанному А.Поярковым по материалам Ю.Семёнова и его повести «Нежность».
В ролях – Даниил Страхов (Исаев), а также Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Юрий Соломин, В.Ильин, А.Мезенцев, Н.Губенко и другие.

        «Поговорим, брат…»   
        Производство киностудии «Беларусьфильм»  при участии к/с «Мосфильм», 1978, 2 серии, цветной, широкоэкранный.
Режиссёр – Ю.Чулюкин (снявший также фильмы «Неподдающиеся», «Девчата», Королевская регата», «И на Тихом океане», «Родины солдат»).
Музыка, тексты песен и исполнение – Александра Градского.
В ролях – Ю.Григорьев (Митька), А.Голобородько (Пётр), а также А.Кочетков, И.Малышева, Л.Смирнова и др.
1922 год. Дальний Восток. 
В партизанский отряд Туманова прибывает из Владивостока член подпольного обкома Пётр Кокорин. Он ставит перед партизанами сложную задачу – захватить у белогвардейцев вагоны с оружием и, вооружив остальные отряды, отбить Жуковку, чтобы поддержать наступление Красной Армии. В отряде Пётр встречает своего младшего брата Митьку, который совсем не похож на сдержанного, серьёзного Петра. Его любят за смелость и находчивость, за способность выходить из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Когда первая часть задания была выполнена, Митька отправился на связь с другим отрядом, чтобы договориться о дальнейших совместных действиях, но неожиданно нарвался на засаду. Ему удалось уйти. Тогда же он узнал, что среди партизан – предатель. Им оказался японский шпион, скрывающийся под маской доброго дедушки Пака. Отряду удалось вовремя эвакуироваться из лагеря, уже окружённого врагами. Но, спасая семью одного из партизан, погибает Пётр, а тяжело раненого Митьку нашла в лесу медсестра Вера. Жуковка была освобождена, путь народоармейцам был открыт.
Фильм снят по мотивам рассказа Александра Фадеева «Особый коммунистический» и его воспоминаниям, посвящённым гражданской войне, – рассказывает режиссёр Юрий Чулюкин, – был создан сценарий этого фильма, который по жанру должен стать героическим вестерном. Может возникнуть вопрос: почему гражданская война? Гражданская война и Великая Отечественная война полны материалов подобного рода, когда проявляются самые высочайшие качества человеческого характера. Я уверен, что страницы истории этих двух великих войн ещё долго будут питать наше искусство».
Так началась борьба, в которой раскрылись мужество, героизм и стойкость дальневосточных партизан, сражавшихся с врагом в Приморье в 1922 году.

«Сергей Лазо»   
«Молдова-фильм», 1967, широкий экран.
В фильме режиссёра А.Гордона по сценарию Г.Маларчука главную роль исполнил Р.Адомайтис, в роли Ольги – А.Завьялова.
О жизни и революционной деятельности героя гражданской войны Сергея Лазо, руководителя партизанским силами на Дальнем Востоке в период борьбы с японскими интервентами. Будучи арестован, он отказался ценой предательства купить себе жизнь и трагически погиб, брошенный врагами в паровозную топку.
«…Как же хорошо, что молдавские кинематографисты рассказали о Сергее Лазо, о его жизни, безраздельно отданной революции, в фильме, который увидят миллионы. Патетически-страстный, взволнованный рассказ их то блещет светом души, яркими порывами сердца молодого, умного, блестящего Лазо, словно созданного для светской жизни дворянина, наследника богатейших молдавских помещиков, то бросает нас в пучину жесточайших испытаний, добровольно, по велению совести и чести принятых на себя этим удивительным, непоколебимым и бесстрашным человеком». Так написала о фильме искусствовед Н.Толченова в обозрении «Спутник кинозрителя».
  Об исполнителе роли Лазо Р. Адомайтисе  «Советский экран» отозвался так: «Героическую личность и революционный подвиг Лазо он как бы рассматривает изнутри. Он отыскивает внутренние истоки поразительного мужества и цельности этого революционера по убеждению. Истоки характера, истоки нравственные. И сцены открытого драматического темперамента, где Лазо оказывается лицом к лицу с опасностью, врагом, смертью, и моменты самоуглубления и размышления (фильм построен как цепь воспоминаний героя перед казнью) спаяны у Адомайтиса с единством настроения».
-----

        Использованная литература:
   - Привалова Е.А. В союзе с белогвардейской прессой: Американское бюро печати в Советской России (1917-1920 годы).  М.: Изд-во МГУ, 1990.
   - Аннотированный каталог фильмов действующего фонда. Вып. 1-2. Советские художественные полнометражные фильмы.  М.: ВО «Союзинформкино» Госкино СССР, 1986.
   - Каталог советских художественных фильмов активного фонда Госкино РСФСР (вып.1). М.: Госкино РСФСР, 1988.
   - Каталог советских художественных фильмов активного фонда Российской Федерации (вып. 2). Части 1 и 2.  М.: Госкино РСФСР, 1988. 


Рецензии
как хочется в Приморье ......
прошло ровно 40 лет
... теперь только воспоминания остались

Олег Устинов   12.09.2023 06:48     Заявить о нарушении