ЛИФТ

(Написано на тему конкурса в Литературном сообществе "Хроники настроения")

Второй час слоняюсь по торговому центру –чуду современной архитектуры, недавно выстроенному на окраине нашего города. Я не шопоголик, заглянуть сюда заставила нужда: выбор подарка на свадьбу дочери близкой подруги, куда мы с мужем были приглашены в категорической форме. Отказ от посещения с юности ненавистного мне мероприятия не только не принимался, но даже не подлежал обсуждению. И вот я медленно передвигаюсь в толпе таких же бестолковых, как я, покупателей, которые сами не знают, что ищут, заглядывая по пути во все закутки лабиринта торгового зала. Душно, несмотря на работающие в полную мощь сплит системы, от обилия лиц рябит в глазах. Замечаю сбоку дверь в какой-то очередной салон и ныряю туда. Уфф… Как будто попала в оазис среди пустыни. В салоне прохладно, покупателей нет, и только два скучающих продавца, «наклеив» на лица доброжелательные улыбки, устремляются мне навстречу. Все стены небольшого помещения увешаны картинами самых разных жанров, от классицизма до современного авангарда. Мой взгляд почти сразу «цепляется» за средних размеров картину, от которой, кажется, исходит какое-то сияние и умиротворенность. Ничего особенного, кусочек соснового бора, наполненный солнечным светом и простором. Художник явно не обделен талантом, картина полна энергии и позитивного настроения. «Пейзаж с соснами, художник…, цена» гласит прикреплённая к скромной раме табличка. Я не знаток живописи, фамилия художника мне ни о чем не говорит, а вот цена вполне устраивает, ещё и на хороший букет цветов деньги останутся. Продавцы упаковывают картину  в несколько слоёв бумаги, запихивают в огромных размеров пакет и с теми же застывшими на лицах улыбками провожают меня к выходу.

Снова попав в снующую туда-сюда толпу, понимаю, что перед уходом мне необходимо немного передохнуть и выпить чашечку кофе. Сил на обратную дорогу почти не осталось. Обычно кафе, закусочные и прочие подобные заведения располагаются в торговых центрах на последних этажах. Тащиться с неудобной ношей по лестнице у меня нет никакого желания. Оглядываюсь в поисках лифте и замечаю в конце прохода, совсем рядом с салоном, откуда я только что вышла, какое-то странное сияние. Неужели лифт? Похоже на то. Только дверь какая-то совсем не современная – не автоматическая, а открывающаяся поворотом ручки. Дверь очень похожа на те, что я видела в домах дореволюционной постройки у нас городе, пока в них лифты не заменили современными. Дверь сияет, увитая гирляндами крошечных светильников, и издаёт мягкий щелкающий звук, открываясь и выпуская пассажиров или принимая их в своё сверкающее нутро. Внешний вид лифта не вызывает у меня сомнений в его назначении – мало ли, какие причуды посетили его создателя, в наше время трудно чем-то удивить. 

Я подошла к лифту. Дверь открылась, из кабины вышли несколько пассажиров, и я вошла. Кабина вполне современная, с зеркалом во всю  противоположную входу стену. Панель с четырьмя кнопками призывно мигала, переливаясь всеми цветами радуги. Почти не думая, я ткнула пальцем в верхнюю кнопку и прикрыла глаза, уставшие от изобилия ярких красок. Бесшумно закрылись внутренние двери и кабина двинулась.  Если бы не закрытые глаза и не усталость, я, возможно, заметила бы, что время подъёма на четвёртый этаж несколько затянулось, но в тот момент  не обратила на это внимания. Наконец, кабина остановилась, двери открылись, и я вышла, почти не глядя по сторонам. Створки дверей за моей спиной тихо щелкнули и закрылись. Послышался шум отъезжающей кабины. Только сейчас до моего сознания дошло: что-то не так. С удивлением огляделась. Помещение, где я очутилась, совсем не походило ни на лифтовый холл, ни на коридор, ведущий куда-либо. Комната площадью метров 20, в середине квадратная колонна, видимо, скрывающая шахту лифта, занимающая больше половины пространства. Серые, когда-то побеленные, а сейчас потемневшие от пыли стены. Широкие панорамные окна по всему периметру, стёкла такие грязные, кое-где в потёках побелки, что разглядеть сквозь них хотя бы кусочек неба было невозможно. На бетонном полу толстый слой пыли. Откуда пыль в этом почти наглухо закрытом помещении?  Я обошла колонну вокруг, постукивая по стенкам костяшками пальцев. Звук глухой, видно, стенки достаточно толстые. Ни зазоров, ни щелей.

- Так! – сказала я сама себе вслух. – Права была мама, повторяя, что «ты, Ленка, всегда найдёшь приключения на свою задницу».
Слова мамы всегда подкреплялись увесистыми шлепками по упомянутой части моего тела после того, как меня в очередной раз приводили домой добрые соседи, предварительно сняв с растущего во дворе дерева, пожарной лестницы на соседнем доме или вытащив из развалин приготовленного к сносу ангара.

Мамины уроки впрок не пошли, и вот результат. Что же теперь делать? Кричать и звать на помощь? Вряд ли кто-то услышит. Ждать, когда лифт привезёт сюда очередного пассажира и быстро нырнуть в кабину? Не вариант, потому что неизвестно, сколько ждать и куда лифт привезёт меня.
Не придумав ничего толкового, я достала из упаковки бумажный носовой платок и принялась тереть оконное стекло. С таким же успехом можно было бы пытаться проделать бумагой дыру в печной заслонке. И вдруг… Я даже не заметила, как это произошло.  Вдруг всё вокруг переменилось. Куда-то исчезла пыльная комната, и я осознала, что стою на плотной подстилке из хвои, вокруг меня высятся стволы сосен, уходящие кронами к самому небу, воздух, чистый и прозрачный, пропахший нагретой солнцем сосновой смолой, наполнил лёгкие до отказа.


«Наверное, это сон, - подумалось мне. – Так не бывает в действительности, даже в моих детских приключениях и фантазиях. Мне стало плохо от духоты в торговом центре, я потеряла сознание и…» Что «и», мне так и не пришло в голову, потому что ощущение реальности происходящего не отпускало ни на минуту.  Чтобы проверить, я пребольно ущипнула себя за руку и вскрикнула. Потом зажмурила и вновь открыла глаза – ничего не изменилось вокруг. Тот же сосновый бор как на картине, корни и хвоя под ногами. Наверху вяло переговариваются какие-то невидимые птички, из-под ног выскочила юркая ящерица и почти сразу исчезла в зарослях мха.

Я с удивлением отметила, что почти не чувствую усталости, ноги больше не гудели, а твёрдо ступали по упругому ковру из мха и опавшей хвои. Давно забытые ощущения пьянящей свободы и чистоты окружающего мира, вдруг вернулись и заполнили меня целиком. Господи, как же давно это было! Наши походы в лес за грибами со старшей сестрой, азарт поиска и радость от собранного «урожая», наши крики «ау!», если мы теряли друг друга из вида, ледяная вода из родника, которой так приятно было запивать взятую из дома провизию. Родители не разделяли нашего увлечения. Отец, выросший на побережье Азовского моря, леса не знал и не понимал. Мама тоже была к лесу равнодушна: на её родине росли по большей части дубовые дубравы, в тени которых было приятно отдыхать, но никаких грибов и других даров леса не водилось. Выйдя замуж, я совсем забросила походы в лес. Старшая сестра с мужем к тому времени жили в другом городе, за много километров от нас. Мой муж тоже не был фанатом грибной охоты или рыбалки, его страстью был футбол. Дачи у нас не было, общение с природой сводилось к редким посещениям дач друзей с неизменной баней и шашлыками, да комнатными цветами на подоконниках. Впрочем, с появлением у нас кота по имени Барон с цветами пришлось расстаться: мне надоело ежедневно убирать с пола черепки, рассыпанную землю, и пытаться реанимировать остатки растений, сброшенных увесистой котовой тушкой с облюбованных его величеством подоконников. Мои дети тоже выросли урбанистами, и лес не интересовал их ни в какой степени.

И вот теперь, благодаря фантастической случайности, я смогла вернуться и вспомнить. Я шла по лесу, любовалась открывавшимися видами, вдыхала живительный воздух и вспоминала, вспоминала… Я даже не думала, куда иду, полностью погрузившись в себя. Между тем сосновый бор сменился смешанным лесом с берёзами, елями и густым кустарником. Начинало смеркаться. В начале сентября дни не такие длинные как летом. Пора было определиться, в какую сторону идти, и по возможности выяснить, куда же я всё-таки попала. Но людей нигде не было. Ни один человек не встретился мне на пути. Это было понятно – никакие грибники или гуляющие не ходят в лес под конец дня. Пока совсем не стемнело, я стала искать тропинки. Где тропинки, там люди, а протоптанные ими дорожки куда-нибудь, да приведут.  Так и сделала. Выйдя из зарослей, почти сразу увидела неширокую, но хорошо утоптанную тропинку, которая, попетляв между деревьями, вывела меня на какое-то шоссе. Машин на нем было мало, но это уже не могло меня смутить. Увидев вдали очертания автобуса, я вышла на обочину и стала махать руками, привлекая внимание. Автобус приблизился, остановился и открыл двери. Ничему уже не удивляясь, я зашла в салон и села на ближайшее свободное место. Немногочисленные пассажиры автобуса дремали, опустив головы - видно, ехали с какой-нибудь рабочей смены. На меня никто не обратил внимания и платы за проезд не спросил. Через несколько километров я увидела за окном развилку и указатель с названием моего города. Я попросила водителя остановится, он молча кивнул и открыл двери.

Дальше я добралась до дома без проблем. На развилке останавливался автобус нужного мне маршрута, на неё я и доехала почти до самых дверей подъезда. Птицей взлетела на свой этаж, не рискнув воспользоваться лифтом. За дверью меня дожидался Барон, очень недовольный моим долгим отсутствием. Поговорив с котом и насыпав в его плошку корм, я освободила купленную картину от упаковки и как следует рассмотрела её. На картине ничего не изменилось, тот же сосновый бор, обилие воздуха и света. Пожалуй, я не буду дарить молодожёнам эту картину, оставлю её себе. Очень удачно она впишется в простенок напротив дивана. Буду любоваться ею и вспоминать своё приключение, а молодым подарю что-нибудь другое, поищу в торговых центрах, но только не в том, в котором была сегодня! Решив так, я поставила картину на стол и отправилась в кухню готовить ужин к приходу мужа с работы. Каким бы насыщенным не выдался день, а голодного мужа надо кормить.   

Я чистила овощи, а картина так и стояла у меня перед глазами. Сосны, солнечный свет… Господи, какая же я глупая! Как же я сразу не догадалась, что за волшебный лифт доставил меня в эту странную комнату! Пыль, грязные окна… Ведь это память! Моя память, где под толстым слоем пыли столько всего сокрыто давно забытого! Порой необходима встряска, толчок, чтобы вспомнить, а может быть, и подсказать что-то. Хорошее или плохое – поживём – увидим.

Всё-таки я схожу в этот торговый центр ещё раз! Мама, мамочка! Как ты была права...


Рецензии