Встречи с великими музыкантами
Мне кажется, даже короткий перечень личностей, с которыми мне довелось беседовать, может впечатлить коллег-музыкантов: А. Хачатурян, Э. Гилельс, С. Рихтер, В. Клиберн, В. Крайнев, Н. Луганский, Д. Мацуев, поэты – Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев.
Начну с С. Т. Рихтера. В музыкальной школе в Симферополе, где я учился, нам говорили, что С. Рихтер чуть ли не лучший пианист мира (во время железного занавеса фамилии В. Горовица и Артура Рубинштейна мы не слыхали). Как же я был счастлив, когда, будучи в Москве в 1958 году, мне удалось побывать на двух его концертах! Он играл в Малом зале института имени Гнесиных (Большого еще не было) для студентов-заочников. В программе – произведения Ф. Шуберта.
Прекрасно помню, как он быстро вышел на сцену, сел за рояль, нервно потирал руки и, случайно взглянув в зал, увидел Е. Ф. Гнесину. Она еще преподавала, несмотря на свои преклонные годы, хотя её возили в кресле на колёсах. К слову скажу, что она была в комиссии, слушала нас, когда наш курс поступал, и даже присутствовала на открытии нового замечательного общежития в 1963 году, которого она долго добивалась. Так вот, увидя Е. Ф. Гнесину, Рихтер мгновенно сошел со сцены, подошел к ней и почтительно поцеловал ей руку. Это произвело приятное впечатление. Забегая вперед, добавлю, что, когда Рихтер готовился к гастролям в Америку, ему не хватало по времени домашних занятий, и он занимался по ночам. Елена Фабиановна разрешила ему заниматься в нашем зале. Часто, уходя в 10–11 часов вечера, можно было увидеть, как Святослав Теофилович перед закрытием института устремлялся в наш зал, чтобы заниматься до утра.
Вернёмся в зал. Первые же звуки сонаты Ф. Шуберта a-moll меня поразили. Унисоны в подвижном темпе звучали идеально ровно, рисунок побочной партии на форте звучал мощно, но удивительно выверенно по силе звука. Затем прозвучали сонаты c-moll и гениальная B-dur, все шесть музыкальных моментов и на бис марш. Удивительно, что вся эта программа запомнилась мне на многие десятилетия. Давно замечено, что наиболее сильные впечатления врезаются в память надолго. Конечно, поскольку долгое время такого исполнения не слышал, я находился под сильнейшим впечатлением.
А через несколько дней он давал концерт в БЗК (Ф. Шуберт, Ф. Лист). Видимо, Шуберта он решил обыграть, как новый репертуар. Удивительно, что мне и тут повезло. Билетов на концерт не было, но какой-то старичок, увидя мой неприкаянный вид, подошел и предложил мне пойти по его абонементу. Ему оторвали талончик, я, зная место, пошел в зал, а мой благодетель удалился. Меня поразило, что сонаты Шуберта были исполнены с поразительной точностью в нюансах и темпах, как в прошлый раз («значит, убеждён», – сказала моя тетя, которой я все подробно рассказал по приезде в Симферополь).
И вот, спустя много лет, уже живя и работая во Владимире, часто посещая многие московские концерты, мне довелось довольно долго пообщаться со Святославом Теофиловичем. Произошло это следующим образом. В Малом зале Московской Консерватории проходил фестиваль музыки Д. Шостаковича. По дороге на концерт у меня в руках была книга о А. Б. Гольденвейзере, которую я читал в метро. Там было помещено письмо А. Гольденвейзера С. Рихтеру. В начале он поздравлял пианиста с наградой (Рихтеру присвоили Ленинскую премию), а затем пишет об исполнении пианистом Аппассионаты Л. Бетховена и делает ему маленькие замечания. В примечаниях помещён и ответ Рихтера (месяца через два!)
Зайдя в зал (место у меня было в последних рядах), я вдруг увидел где-то в ряду четвертом свободное место и быстро прошел туда (концерт уже начинался). Выступал знаменитый квартет имени Бородина. Они исполняли, разумеется, Д. Шостаковича. Я был приятно удивлен, увидя перед собой сидящих С. Рихтера и его супругу Н. Дорлиак, а рядом с собой Л. Наумова, ученика и бывшего ассистента Г. Г. Нейгауза. В антракте мои соседи остались на своих местах и не спеша переговаривались, причём Рихтер при разговоре оборачивался к ним назад. Вначале они обсуждали способы похудания, причём Святослав Теофилович при рассказе о ком-то, кто голодал, меланхолично заметил: «А потом он опять растолстеет, когда начнет нормально есть». Потом он сказал, что с возрастом начинает слышать выше настоящего звучания: «На днях слышу по радио концерт Грига – почему си минор? (Известно, что этот концерт в ля миноре). Затем осуждал перенасыщенные программы некоторых симфонических концертов. «Слушатели не могут по-настоящему переварить столько музыки», – возмущался он.
И вот в один из моментов, когда возникла пауза, а Рихтер был в полуобороте к нам, я неожиданно решился: «Странные бывают совпадения, Святослав Теофилович, когда я ехал сюда, я читал письмо к Вам А. Гольденвейзера и Ваш ответ ему, и вот я оказался рядом с Вами» – промолвил я. Он заинтересованно повернулся ко мне: «А что, эти письма опубликованы?» «Да, вот посмотрите», – и я протянул ему книгу, открыв её на нужном месте. Святослав Теофилович взял у меня книгу, затем надел очки и стал внимательно читать. «Помнишь, он еще был недоволен, что ты не поставил дату», – вставила Нина Львовна. Ответ Рихтера заканчивался так: «Совершенно с Вами согласен, Александр Борисович, но не всегда домашние заготовки совпадают с исполнением на сцене такого глубоко романтического сочинения, каким я считаю «Аппассионату». Всегда ваш, С. Рихтер. «Такое впечатление, что ответ сочинялся всей кафедрой Генриха Густавовича», – заметил я. Все слышали о непростых отношениях двух выдающихся профессоров. Рихтер понимающе улыбнулся, а я добавил: «здесь упоминается, что Гольденвейзер славился на всю Москву своим потрясающим умением «читки с листа». – «Наверно», – убеждённо сказал Рихтер, – «Я вспоминаю, что, когда я участвовал во Всесоюзном конкурсе, мне нужно было разыграться, а мой пианист опаздывал. А. Б. предложил мне свои услуги и сам мне проаккомпанировал концерт Чайковского. «Но ведь и Святослав Теофилович всегда этим славился», – добавил я. «Мне рассказывала Нина Бейлина (известная скрипачка), что вы потрясающе читали даже по рукописям». «Ну ведь это было когда-то! – улыбнулся Рихтер. – А вы музыкант? «Да, я окончил институт имени Гнесиных у В. Ю. Тиличеева. Он вас боготворил и часто повторял: «Слушайте Рихтера!» К сожалению, он уже ушел из жизни». «Да, а что случилось?» (Я знал, что они были знакомы, ибо оба были учениками Нейгауза). «Он утонул в Прибалтике, несчастный случай», – добавил я. «А-а, да, да», – печально промолвил Святослав Теофилович. «А ведь я из города Владимира», – продолжал я. – «Вы недавно у нас были, планируете еще к нам приехать? Ведь в нашей филармонии замечательный «Стейнвей». «Да, я помню, но, знаете, я не очень люблю планировать свои гастрольные поездки. Чаще всего, это бывает спонтанно». Тут на сцену вышел объявляющий программу, и Нина Львовна неожиданно громко зааплодировала, думая, что это исполнитель. Рихтер, засмеявшись, толкнул её в плечо. Мне понравилось его почти мальчишеское поведение.
Забавно, что в конце антракта к нам подошли две девушки с билетами (я ведь сидел не на своем месте), но, увидев Рихтера, разговаривающего со мной, шарахнулись в сторону, не смея нас потревожить. После концерта Святослав Теофилович встал и стоял несколько отрешенно, понимая, что многие, вероятно, глазеют на него. К нему подошла виолончелистка Н. Гутман. «Здравствуйте», — просто сказала она. Они обнялись. Когда я проходил мимо них, он негромко сказал: «Привет владимирцам!», – и тепло улыбнулся.
С А. И. Хачатуряном мне пришлось близко общаться совсем недолго, но эта встреча была связана с его музыкой, поэтому хорошо запомнилась. Обычно во второй половине дня в диспетчерской студентам давали талончики для самостоятельных занятий. И в этот раз, давая мне талончик, служащая добавила: «До двух часов там занимается А. Хачатурян, так что ты осторожней, он бывает довольно сердитым». В начале третьего я робко приоткрыл дверь - в классе сидел композитор и человек восемь студентов. Я решил подождать. Через некоторое время я опять заглянул в класс.
Арам Ильич заметил меня и довольно громко крикнул: «Заходи, я сейчас закончу, чего тебе в коридоре стоять!» Я с удовольствием вошел и сел недалеко от студентов. Композитор рассказывал историю создания знаменитого «Танца с саблями». «Вначале я нашел характерный ритм», – Арам Ильич наиграл его. «И вдруг случайно мизинцем задел верхний звук. Этот диссонанс мне неожиданно понравился, он оживил гармонию и стал началом оригинальной мелодии – Хачатурян исполнил весь эпизод. «Никогда не надо пренебрегать случайностями, – добавил композитор, – иногда они попадают в десятку». И, обращаясь ко мне, добавил шутливо: «К роялю, молодой человек, мы отняли у вас 10 минут. «А вы знаете, моя сокурсница Лиана Петросян учит Ваш фортепианный концерт» – с удовольствием сообщил я ему. «Как ты сказал, Петросян? – улыбнулся Арам Ильич, – ей и положено исполнять армянскую музыку», – засмеялся композитор, и вся компания удалилась из класса. Встречаясь с ним неоднократно в коридоре института, я после этого случая всегда с ним почтительно здоровался, и он всякий раз улыбался мне, как старому знакомому. Должен добавить, что моя сокурсница Лиана Петросян, став позже профессором Л. О. Тихоновой, много лет проработала на кафедре Музыкального образования в нашем университете (ВлГУ) и, к сожалению, ушла из жизни в 2013 году.
Музыканты старшего поколения, помнившие Вана Клиберна, вспоминая конкурс им. П. И. Чайковского, не могут не вспомнить о том, какое это было необычное время. Страна оттаивала от мрачной сталинской зимы, знаменитое слово «оттепель», которое ввёл в обиход И. Эренбург, и которое существует до сих пор – как нельзя лучше характеризовало то время. Время бежало быстро, каждый год происходило что-то весьма существенное. 1956 год – исторический XX съезд КПСС, доклад Н. С. Хрущева, разоблачивший сталинские репрессии, введено устойчивое сочетание «культ личности». 1957 год – Международный фестиваль молодежи и студентов. В Москву хлынули тысячи молодых иностранцев, хотя границы еще не были открыты. И, наконец, апрель 1958 года – первый Международный конкурс имени П. И. Чайковского. А позже начали приезжать великие музыканты – Артур Рубинштейн, А.-Б. Микеланжели, Театр Ла Скала и т. д.
В то время не было такого огромное количество музыкальных конкурсов и Вэна Клайберна знали все, называя его по-русски – Ван Клиберн. И просто Ваня! Я в это время заканчивал музыкальное училище, но по радио (ТВ тогда было большой редкостью) мы все вместе с педагогами слушали и заключительный концерт, и сольные выступления лауреатов. В то время СССР и США серьезно соревновались на мировой сцене (первый спутник, впоследствии полёт Ю. Гагарина). Поэтому победившего на конкурсе Вэна встречали в США как героя, как наших «челюскинцев». Не случайны слова лауреата: «Возможно, мое имя забудут через какое-то время, но в истории музыки останется тот факт, что на Первом конкурсе имени русского композитора П. Чайковского победил американец». Его удивительная трактовка концертов П. Чайковского и С. Рахманинова, пьес Ф. Листа и Ф. Шопена покорила неслыханной нам свободой интерпретации, оригинальностью, совмещенной с его личным обаянием высокого, симпатичного юноши. Известный пианист Григорий Динор, бывший у нас председателем экзаменационной комиссии и живший в одном доме с Рихтером, рассказывал нам, что, когда Клиберн должен был посетить нашего пианиста, студенты консерватории на каждую ступеньку вплоть до этажа положили розы! А одна девушка, которой он поцеловал руку (он вручала ему цветы) не мыла руку целую неделю! Наши критики писали, что такого ажиотажа не было никогда раньше на гастролях знаменитого иностранного исполнителя.;
Поступил я в институт имени Гнесиных летом 1958 года, уже после конкурса, но В. Клиберн приезжал на гастроли в СССР в 1960, 1962 годах. Его концерты постоянно транслировались по ТВ и радио, продавалось огромное количество его записей на грампластинках. Помнится, я с удовольствием учил произведения, исполняемые им – ноктюрн Ф. Листа, 3 баллада Ф. Шопена, и др. Прошли десятилетия, появились новые музыкальные кумиры – В. Ашкенази, В. Крайнев, Д. Мацуев. Клиберн, как мы слышали, почти перестал концертировать, молодое поколение уже его плохо знает. Но вот, через много лет, когда я был в гостях у своего сына Игоря (многократного лауреата международных конкурсов), работающего в Кеннеди-центре в Вашингтоне, как-то утром, завтракая, мы услышали анонс выступления В. Клиберна именно в Кеннеди-центре. «Игорь!», – обалдело сказал я. «Все в порядке, папа, ты его послушаешь!», – понимающе ответил сын. Следует сказать, что Кеннеди-центр представляет собой грандиозный дворец, вроде нашего Дворца съездов в Кремле, может быть, еще больше. Под одной крышей там расположены концертный зал, оперный театр, камерный зал, джаз-клуб, и т. д. Игорь в день концерта играл в оперном оркестре, он провел меня в концертный зал, и вскоре я нашел свободное место.
И вот я уже сижу в зале. Появление Клиберна на сцене было встречено бурной овацией и он, не дожидаясь окончания аплодисментов, сел за рояль и взял первые мощные аккорды. Многие начали вставать с мест, а некоторые даже подпевать — это был гимн страны в его фортепианной обработке. В 1-м отделении звучали произведения И. Брамса и К. Дебюсси, во втором – Шопена. Игра его отличалась той же непосредственностью и свободой, как и в прежние годы. И вот, после его выступления, сделав несколько фотоснимков, я решился крикнуть по-английски. «Вэн, я из Москвы!» Он всплеснул руками, заулыбался и наклонился ко мне, пожимая руки, а я поблагодарил его за великолепный концерт.
Уже в артистической мы продолжили нашу беседу, и я рассказал 70-летнему Клиберну, что в России его любят и помнят по-прежнему, дают его записи по ТВ, что он в 1958 году раскрыл для нас новые горизонты пианизма. Конечно, ему было очень приятно, и он всё время повторял: «О, Москва! Это одно из лучших воспоминаний моей жизни!» В артистической было довольно много народу (там присутствовала даже первая леди). Мы сфотографировались с В. Клиберном на память, и фото до сих пор хранится в моём семейном архиве.
На фото: автор с Вэном Клайберном после концерта в Кеннеди-Центре в Вашингтоне, 26 февраля 2004 года
Свидетельство о публикации №222081700568