Отрывок 12 из повести Счастливый глобус

Как там у Пушкина? Опыт - «сын ошибок трудных». Каждая давалась непростой ценой. Доверие к человеку порой оборачивалось пережитым обманом. Ошибочный восторг сменялся  разочарованием, а неоценённая искренность вызывала желание застегнуться на все пуговицы. Приходилось учиться  держать удар, находить спасительное решение, инициировать компромисс.
Помогали педагоги. Их поведение, внутренняя культура становились образцами для подражания.
Людмила Геннадьевна Юдинцева вела уроки изобразительного искусства и черчения. Со стрижкой, как у Мирей Матье, сосредоточенная и строгая, она входила класс, чтобы учить нас видеть красоту мира и своеобразие полотен  мастеров кисти, в рисунке выражать настроение, создавать эскизы интерьеров, фантазировать и мечтать.
В альбомах для черчения, которые делали из тетрадок в двенадцать листов , мы кропотливо работали над шрифтами, скрупулёзно совершенствовали умение делать нажимы карандашами, неспешно создавали проекции деревянных деталей.
К каждому занятию учительница готовила огромный наглядный ряд. Плакаты, изготовленные Людмилой Геннадьевной, помогали действиям  юных чертёжников, то есть  предупреждали наши затруднения. Она предвидела, где ученик растеряется, в какой момент работы нуждается в помощи. Как ей это удавалось? Загадка!
Рассказ о последовательности действий циркулем и линейкой, короткая лекция сопровождались увлекательными экскурсами в историю живописи и архитектуры, доступным  искусствоведческим комментарием, выражением яркого впечатления от репродукции полотна, скульптуры, дизайна  помещения. И всякий раз был безупречный русский язык с разнообразной оценочной лексикой, с удивительной логикой изложения, с умелым  и запоминающимся цитированием.
Переделывать работы приходилось неоднократно. Людмила Геннадьевна спокойно говорила: «Корпеть над чертежом – вырабатывать привычку всё делать на совесть. И характер куётся, и рука крепнет».
Сказанное воспринималось как поддержка, как ниточка волшебного клубка жизненных секретов. Она учила трудиться не покладая рук, настойчиво, одержимо идти к необходимому результату, не жалея времени и не сдаваясь предательской усталости.
Мы учились импровизировать с цветом, работать с фломастерами, акварельными красками, восковыми мелками, пластилином, клеем и цветной бумагой.
В палитре воспоминаний навсегда остались удивительные кадры её добрых и духоподъёмных уроков, где деликатно обсуждались наши пейзажи и портреты, сюжетные композиции и открытки, где ценились неповторимые ребячьи суждения о произведениях искусства, о непростых судьбах художников.
Людмила Геннадьевна всё делала с опережением. Ещё не наступили 90-е, с методической стихией новых учебных предметов, факультативов, авторских программ, а уже  в конце 70-ых наша учительница решила вести кружок начертательной геометрии для будущих студентов технических вузов. Она на пальцах могла объяснить невероятно сложные вещи. Завораживало то, что становилось в её интерпретации элементарным на наших глазах. Учительница не пугала теоретическими дебрями ,а заставляла мозг напрягаться, наращивать интеллектуальные скорости, постигать новое с увлечением.
Любовь Павловна Жилина - директор девятнадцатой школы. Несколько раз она посещала наши уроки литературы. Сама словесница, с большим волнением следила за происходящим в классе, торопливо записывала в толстую тетрадку свои наблюдения.
От учителей слышала, что Любовь Павловна любила поэзию и музыку 19 века. Запомнила её очень скромным и уравновешенным человеком.
Свои деловые костюмы директор шила в московских ателье, по школе ходила на высоких каблуках. У Любови Павловны были красивые густые волосы цвета меди. Образ привлекательный и располагающий к общению.
Никогда не слышала её нотаций в адрес учеников, окриков или громкой тирады в коридоре. Голос у директора был тихий и ненатужный.
Невозможно этого деликатного человека представить выбивающей звания и награды, как не могу вообразить её стоящей под дверями кабинета с цветами и подарками для чиновника от образования.
За долгие годы учительства многое  довелось увидеть. Есть с чем сравнивать. Негодование вызывали шаги иных начальствующих особ, которые самолично везли в столицу свои наградные документы или требовали от учителей и завучей записаться на приём у секретаря.
Любовь Павловна могла без проволочек решать школьные вопросы , но самое главное – ей удалось собрать и сплотить вокруг себя команду талантливых педагогов.


Рецензии
Доброго дня Вам, Елена!

Да, сквозь пелену прошедших лет выступают в памяти образы тех людей, кто вложил когда-то душу в молодое поколение. Тех людей, что шли в школу с благородной целью - работая не покладая рук, привить своим подопечным самые лучшие качества. И не просто тупо зазубривать материал, а подходить к любым задачам творчески.
Как радовались некоторые, когда из школьного курса ушло черчение, апеллируя к возможностям компьютера, и как это аукнулось потом, когда подросло поколение, категорически не умеющее мыслить абстрактно, и не владеющее мелкой моторикой, чему так способствует черчение и письмо.
И, конечно, вольно или невольно, но вспоминаешь своего директора школы.
Тогда это была Величина! Не нынешний чиновник, часто занятый только тем, как бы содрать с родителей побольше денег или угодливо выслуживающийся перед "богатыми предками" нерадивых учеников.
Как сейчас помню, в моей школе ничего подобного не могло быть по определению.

И как жаль порой становится тех ушедших лет.

С самыми искренними пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   28.08.2022 16:20     Заявить о нарушении
Подписываюсь под каждым словом умного и талантливого Сергея, представителя поколения 70-ых. Нам есть с чем сравнивать нынешнюю школу. В советской школе учили на совесть и не гнались за наградами,за званиями, за стимулирующими выплатами.
Спасибо за отклик!!! Вам здоровья и благоденствия!

Елена Румянцева 2   29.08.2022 10:19   Заявить о нарушении