Отрывок 12 из повести Счастливый глобус
Помогали педагоги. Их поведение, внутренняя культура становились образцами для подражания.
Людмила Геннадьевна Юдинцева вела уроки изобразительного искусства и черчения. Со стрижкой, как у Мирей Матье, сосредоточенная и строгая, она входила класс, чтобы учить нас видеть красоту мира и своеобразие полотен мастеров кисти, в рисунке выражать настроение, создавать эскизы интерьеров, фантазировать и мечтать.
В альбомах для черчения, которые делали из тетрадок в двенадцать листов , мы кропотливо работали над шрифтами, скрупулёзно совершенствовали умение делать нажимы карандашами, неспешно создавали проекции деревянных деталей.
К каждому занятию учительница готовила огромный наглядный ряд. Плакаты, изготовленные Людмилой Геннадьевной, помогали действиям юных чертёжников, то есть предупреждали наши затруднения. Она предвидела, где ученик растеряется, в какой момент работы нуждается в помощи. Как ей это удавалось? Загадка!
Рассказ о последовательности действий циркулем и линейкой, короткая лекция сопровождались увлекательными экскурсами в историю живописи и архитектуры, доступным искусствоведческим комментарием, выражением яркого впечатления от репродукции полотна, скульптуры, дизайна помещения. И всякий раз был безупречный русский язык с разнообразной оценочной лексикой, с удивительной логикой изложения, с умелым и запоминающимся цитированием.
Переделывать работы приходилось неоднократно. Людмила Геннадьевна спокойно говорила: «Корпеть над чертежом – вырабатывать привычку всё делать на совесть. И характер куётся, и рука крепнет».
Сказанное воспринималось как поддержка, как ниточка волшебного клубка жизненных секретов. Она учила трудиться не покладая рук, настойчиво, одержимо идти к необходимому результату, не жалея времени и не сдаваясь предательской усталости.
Мы учились импровизировать с цветом, работать с фломастерами, акварельными красками, восковыми мелками, пластилином, клеем и цветной бумагой.
В палитре воспоминаний навсегда остались удивительные кадры её добрых и духоподъёмных уроков, где деликатно обсуждались наши пейзажи и портреты, сюжетные композиции и открытки, где ценились неповторимые ребячьи суждения о произведениях искусства, о непростых судьбах художников.
Людмила Геннадьевна всё делала с опережением. Ещё не наступили 90-е, с методической стихией новых учебных предметов, факультативов, авторских программ, а уже в конце 70-ых наша учительница решила вести кружок начертательной геометрии для будущих студентов технических вузов. Она на пальцах могла объяснить невероятно сложные вещи. Завораживало то, что становилось в её интерпретации элементарным на наших глазах. Учительница не пугала теоретическими дебрями ,а заставляла мозг напрягаться, наращивать интеллектуальные скорости, постигать новое с увлечением.
Любовь Павловна Жилина - директор девятнадцатой школы. Несколько раз она посещала наши уроки литературы. Сама словесница, с большим волнением следила за происходящим в классе, торопливо записывала в толстую тетрадку свои наблюдения.
От учителей слышала, что Любовь Павловна любила поэзию и музыку 19 века. Запомнила её очень скромным и уравновешенным человеком.
Свои деловые костюмы директор шила в московских ателье, по школе ходила на высоких каблуках. У Любови Павловны были красивые густые волосы цвета меди. Образ привлекательный и располагающий к общению.
Никогда не слышала её нотаций в адрес учеников, окриков или громкой тирады в коридоре. Голос у директора был тихий и ненатужный.
Невозможно этого деликатного человека представить выбивающей звания и награды, как не могу вообразить её стоящей под дверями кабинета с цветами и подарками для чиновника от образования.
За долгие годы учительства многое довелось увидеть. Есть с чем сравнивать. Негодование вызывали шаги иных начальствующих особ, которые самолично везли в столицу свои наградные документы или требовали от учителей и завучей записаться на приём у секретаря.
Любовь Павловна могла без проволочек решать школьные вопросы , но самое главное – ей удалось собрать и сплотить вокруг себя команду талантливых педагогов.
Свидетельство о публикации №222081700617
Да, сквозь пелену прошедших лет выступают в памяти образы тех людей, кто вложил когда-то душу в молодое поколение. Тех людей, что шли в школу с благородной целью - работая не покладая рук, привить своим подопечным самые лучшие качества. И не просто тупо зазубривать материал, а подходить к любым задачам творчески.
Как радовались некоторые, когда из школьного курса ушло черчение, апеллируя к возможностям компьютера, и как это аукнулось потом, когда подросло поколение, категорически не умеющее мыслить абстрактно, и не владеющее мелкой моторикой, чему так способствует черчение и письмо.
И, конечно, вольно или невольно, но вспоминаешь своего директора школы.
Тогда это была Величина! Не нынешний чиновник, часто занятый только тем, как бы содрать с родителей побольше денег или угодливо выслуживающийся перед "богатыми предками" нерадивых учеников.
Как сейчас помню, в моей школе ничего подобного не могло быть по определению.
И как жаль порой становится тех ушедших лет.
С самыми искренними пожеланиями,
Сергей Макаров Юс 28.08.2022 16:20 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!!! Вам здоровья и благоденствия!
Елена Румянцева 2 29.08.2022 10:19 Заявить о нарушении