Ч. 2 Набег на Констанцу

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/08/16/1024

Авиация Черноморского флота продолжала налёты на Констанцу, а самолёты Дунайской флотилии бомбили порты на Дунае. Насколько эффективны были эти налёты, неизвестно, но потери самолётов были большими. Точные цифры потерь можно посмотреть  в http://proza.ru/2022/02/06/437.

Крейсеры «Червона Украина», «Красный Крым» и эсминец «Безупречный» занимались постановкой мин. Когда выходили из Севастополя, нагруженные минами, то моряки находились в напряжении: все хорошо понимали, чем грозит подрыв на вражеской мине.
 
После гибели портового буксира в Карантинной бухте все знали, что обычное траление, даже проведённое несколько раз, не позволяет обезвредить немецкие мины. Буксир подорвался там, где протралили многократно. Поэтому моряки успокоились, только выйдя в открытое море.

Но после минной постановки, когда подходили к Севастополю, увидели, что навстречу  крейсерам и эсминцу шёл буксир, который тянул за собой плавучий кран. В это время раздался взрыв, плавкран завалился на борт и затонул, а у буксира заклинило руль.

Четыре раненых и контуженых матроса доплыли до буксира, остальные девять человек экипажа погибли.

Примененные немцами мины неизвестного ранее типа держали всех в напряжении. Нужно было срочно разгадать секрет вражеского оружия.

Флотская разведка доложила командующему флотом, что ожидается набег шести румынских миноносцев и торпедных катеров для обстрела побережья Крыма. Вице-адмирал Октябрьский отправил к острову Змеиный для их поиска и уничтожения лидер «Харьков», эсминцы «Беспощадный» и «Смышленый».

Но никаких румынских миноносцев и торпедных катеров они не встретили и вернулись в Севастополь. Румыны в море не выходили.

Ещё в 1940 году нарком Кузнецов сделал суровый вывод по итогам боевой учёбы в 1940 году. Коротко говоря, по мнению наркома, Черноморский флот был не готов к войне.

Среди других перечисленных недостатков отмечались неудовлетворительная разведка, недостаточное знание театра, плохая организация ПВО.

В первые дни войны во время налётов на Севастополь не сбили ни одного самолёта, а флотская авиация с первого дня несла большие потери.

Нарком ВМФ потребовал произвести набег на Констанцу и уничтожить там нефтехранилища, портовые сооружения и железнодорожный вокзал. Командовать ударной корабельной группой назначили командира Отряда лёгких сил контр-адмирала Тихона Андреевича Новикова.

Тихон Андреевич после ареста в 1938 году находился в тюрьме НКВД. В августе 1939 года  его восстановили на службе.
 
Ударная корабельная группа состояла из лидеров «Москва» и «Харьков», а группа прикрытия – из крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышлёный».

По плану удар по Констанце предполагалось нанести с моря и с воздуха одновременно. Корабли с воздуха должны были прикрывать 19 самолётов. Но командование флотом не сумело организовать совместные действия кораблей и авиации.

Из 11 самолётов до цели долетели только семь через полтора часа после обстрела Констанцы кораблями. По сведениям, которые приводит Олег Каминский, не вернулись пять наших самолётов (http://proza.ru/2022/02/05/948)

Лидеры израсходовали 350 130-мм снарядов. Зафиксировали сильные пожары. Но цену за эти пожары заплатили непомерную. Командование Черноморским флотом знало о минном заграждении перед Констанцей.

О его границах румынские власти сообщали дважды – 7 июня 1940 года и 20 февраля 1941 года. Минное заграждение прикрывала с юга от Констанцы немецкая береговая батарея «Тирпиц» из трех 280-мм орудий. Это была самая мощная береговая батарея на румынском берегу во время Второй мировой войны.

Все три орудия в своё время предназначались для линкоров типа «Нассау» времен Первой мировой войны. Название батарея получила в честь немецкого гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица.

Батарея находилась под защитой зенитной артиллерии. Обслуживали батарею 700 немецких военнослужащих. За всё время войны она стреляла только один раз, в тот роковой для нас день, 26 июня 1941  года, израсходовав 39 снарядов.

К точке открытия огня, когда легли на боевой курс, корабли подошли с параванами-охранителями (подводными аппаратами для защиты от якорных мин). Скорость хода была выше, чем предусматривалось инструкцией по использованию параванов.

Поэтому потеряли три из четырёх параванов. Командир ударной группы капитан 2 ранга Михаил Фёдорович Романов приказал лидерам увеличить ход до 28 узлов, чтобы затруднить противнику пристрелку, хотя немцы давно хорошо пристрелялись к этому участку моря.

Первыми же залпами немцы накрыли «Москву». Лидеры стали производить на минном заграждении противоартиллерийский зигзаг с постановкой дымовой завесы. В это время «Москва» подорвалась на мине. Лидер разломился на две части и через пять минут затонул.

С юга подходили два румынских эсминца, которые открыли огонь по кораблям. Неизвестная подводная лодка атаковала двумя торпедами «Харьков», но промахнулась. Её атаковал глубинными бомбами эсминец «Сообразительный» и потопил.

По документам установлено, что единственная румынская подводная лодка в тот день в море не выходила.

Перед носовой частью «Сообразительного» взорвалась мина от защитного устройства эсминца. Из-за гидроудара при взрыве мины появились перебои в работе машины «Ворошилова».

Чтобы спасти второй корабль, Романов принял решение не спасать тех матросов и офицеров из экипажа «Москвы», которые плавали в воде, а уходить. К тому времени на «Харькове» остался в рабочем состоянии только один котёл и лидер имел скорость 6 узлов.

Из-под обстрела вышли в 5 часов 55 минут. В 7 часов утра в охранение «Харькова» и «Ворошилова» подошёл эсминец «Сообразительный».  В полдень прибыл эсминец «Смышлёный». С помощью эсминцев отбились от воздушных атак и дошли до Севастополя.

Практически, обстрел Констанцы не оказал влияния на ход военных действий, только дал работы румынским пожарным и строителям.

Румынские катера подобрали из воды 69 членов экипажа, в том числе и командира лидера «Москва» капитан-лейтенанта Александра Борисовича Тухова. Сколько человек было на лидере, установить не удалось. По штату должно быть 250 человек, но эти цифры всегда неточные.

Пленных провели по улицам Констанцы. Городские жители, заполнившие тротуары, плевали в моряков, швыряли в них гнилыми фруктами и помидорами.

Александр Борисович Тухов сумел бежать из лагеря для военнопленных, присоединился к партизанскому отряду и погиб в бою перед приходом наших войск. Судьба остальных моряков мне неизвестна.

В районе Констанцы находилась в боевом патрулировании подводная лодка Щ-206, которой командовал капитан-лейтенант Сидор Алексеевич Каракай. Экипаж лодки - 46 человек. Подводная лодка вышла в море к мысу Шаблер (позиция № 4) . Последняя связь с ней была 28 июня.

Время и место её гибели неизвестно. Существует версия (имеются и другие), что эта лодка атаковала «Сообразительный», и он её потопил. Командира подводной лодки о проводившейся операции в известность не ставили.

По воспоминаниям бывшего флагманского штурмана отряда капитан-лейтенанта Бориса Фёдоровича Петрова, он, сделав на карте прокладку, доложил Новикову, что  стрелять нужно на курсе отхода, иначе им придётся маневрировать на минном поле.

Адмирал Игорь Владимирович Касатонов писал, что по его сведениям командующий эскадрой контр-адмирал Лев Анатольевич Владимирский предлагал обстреливать Констанцу из 180-мм орудий крейсера «Красный Кавказ», т.е. с большей дальности (румыны объявили, что минное заграждение поставлено на 170 кабельтовых от берега, но флотская разведка докладывала, что на 110 – 120 кабельтовых).

Вице-адмирал Октябрьский отверг оба предложения, потому что в противном случае пришлось бы передокладывать наркому новый план операции, а этого ему не хотелось.
 
Нарком Кузнецов по поводу потери «Москвы» высказался кратко: «На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтебаки. Но этот успех достался нам дорогой ценой. Минная опасность оказалась значительно большей, чем  мы ожидали».

Продолжение http://proza.ru/2022/08/19/1209

На фотографии: лидер "Москва"


Рецензии
Несомненно мужество моряков, проявляемое ими даже и при не лучшем командовании высшего руководства.
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   17.09.2022 14:02     Заявить о нарушении
Вся война была построена на мужестве рядовых и офицеров, прикрывавших ошибки высшего командования.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   17.09.2022 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.