Дети неба

                «-Иначе и быть не может, если тот, кому дана сила, золото,
                воля менять судьбы государств и людей, не понимает, что
                у каждой из этих частей могущества есть обратная сторона,
                которую судьба неминуемо повернёт к человеку,
                если не принять мер предосторожности. У золота- унижение,
                злобная зависть, борьба за богатство во имя богатства;
                у силы- свирепая жестокость, насилие, убийство;
                У воли- упорство в применении силы и золота, тупая слепота
                -Какая же защита от этих злых сил?
                -Любовь, дочь моя. Если все три могучих рычага применяются
                с любовью и во имя любви к людям.»

                -И Ефремов «Таис Афинская»

Пролог

Царь Македонии Кассандр сидел в своём великолепном дворце, отдавая указы и распоряжения. После загадочной смерти Александра и распада его некогда великой империи, он стал новым царём Македонии. Тем временем брат Кассандра — великий философ Алексарх плыл на корабле на Халдику, где Кассандр предоставил ему кусок земли.

-Держим путь на Халкидики!- сказал Алексарх капитану судна и тут же обратился к своим помощникам -Заложим наш город около горы Афос, где когда- то один из царей повелел рыть канал. Будет этот город в 30 стадий окружности.
Отплыв от берега в море, философ посмотрел вперёд и подумал:

-Сегодня я изменю всю Ойкумену! Это будет моя величайшая работа! Моё имя прославится в веках!

 Алексарх хотел, чтобы новый город воплощал равенство и единство всех известных народов Ойкумены. Философ планировал отменить рабский труд и уравнять рабов и свободных граждан. А ещё философ начал создавать особый язык, который по его замыслу должен был объединить народы и показать, что они посвятили свою жизнь доброму служению людям. Никогда прежде во всей Ойкумене не приходилось видеть столь величественных городов, каким вскоре будет город неба!

1

345 г. до н. э. Афины
Ясное солнце освещало великолепные, искусно построенные дома и храмы знаменитого города Эллады. Нигде так не процветали культура и наука, как в Афинах, нигде больше с такой силой не кипела общественная жизнь. Поселение располагалось вокруг большого холма, на вершине которого находился знаменитый афинский Акрополь- крепость и обитель царя, где располагались величественные храмы, где жрецы проводили ритуалы жертвоприношения и возносили молитвы.

Рядом с Акрополем в центре располагался невысокий каменистый холм Пникс. Здесь и проводились знаменитые собрания афинского ареопага, где граждане голосовали за принятие законов и участвовали в политической жизни города. Афинская демократия процветала долгое время, особенно в век Перикла, когда были воздвигнуты значительнейшие памятники греческой архитектуры, а государственный бюджет уходил преимущественно на строительство зданий общественного значения. Свободно чувствовал себя афинский демос — наравне с состоятельными гражданами бедняки участвовали в обсуждении государственных дел, вели своё хозяйство.

Совсем скоро на холме Пникс должно было состоятся народное собрание. Не было дела почётнее и благороднее, чем участие в управлении делами полиса, поэтому афиняне старались активно участвовать в жизни общества и осуждали тех, кто был безразличен к общественной жизни.

Вот и знаменитый логограф Анатоликос тоже не оставался в стороне. Он был весьма сведущим в законе специалистом и был членом  партии диакриев, которую возглавлял   Пистистрат, который был известен как ярый приверженец демократии.  Вскоре у холма собрались политические деятели, пришло достаточно народа, и открылась повестка собрания.

В это время по улицам Афин проходил ещё один известный гражданин. Он был знаменитым купцом, имел большое состояние и часто проводил время в увеселениях. Этого человека в основном волновало его личное богатство и мало интересовало то, что происходит в Полисе и за его пределами. Никос- так звали этого купца- был замкнут и проводил время лишь с теми, кто был равен ему по уровню богатства. Он уважал только того, кто имел золото и полагал, что пока у него есть деньги и высокий статус, ему ничто не грозит, а деньги помогут уберечь от любых проблем.  Те же граждане, кто участвовал в народном собрании, не отличались большим богатством, но знали важность своего гражданского долга перед полисом. Ведь только потому, что каждый оставался неравнодушен к делам полиса, демократия смогла жить так долго. В то же время, несмотря на свою безучастность, Никос старался делать многое на благо торговли в Афинах, ведь если речь шла о преумножении своего состояния и возможности получить новые товары, то этот торговец всё- таки не мог оставаться в стороне.

И вот, Никос шёл по длинным улицам Афин, не обращая внимание ни на мимо идущих граждан, ни на рабов, что трудятся над дорогами или строят новые храмы и величественные постройки. Анатоликосу уже доводилось видеть таких людей и часто слышал, как им в спину кричали «идиотикус»- так жители полиса называли тех, кто жил обособленно и не участвовал в жизни общества. На этих людей бросали косые взгляды, стоило им показаться на улицах Афин. Но, похоже, Никоса с его друзьями это нисколько не волновало. Логограф сожалел, когда был не в состоянии донести до таких людей, как важно исполнять свой гражданский долг. Хотя, демократия и стала претерпевать кризис, народные собрания ещё имели силу, и многие граждане по прежнему продолжали в них участвовать, однако среди рабов и метеков, как называли иностранных граждан, тоже были люди, способные понять политическую ситуацию, но неспособные повлиять на эти процессы из- за поражения в политических правах и не всегда могли обратиться в суд за защитой, не имея достаточно денег. Вскоре народный сход подошёл к концу, и Анатоликос подошёл к своему другу, стоящему рядом с горой.

-Наверное, поэтому демократия и переживает кризис из- за тех, кто предпочитает жить своей жизнью, не задумываясь о жизни общества- предположил Анатоликос.

-Возможно, но демос ещё имеет силу- ответил его друг- мы помогаем народу осознать, как важно каждому участвовать в делах полиса!

-Но что мы будем делать с теми, кто живет лишь для себя?- отчаянно спросил логограф.

Его друг перевёл взгляд на граждан, уходящих с места народного схода, а затем пристально посмотрел на Анатоликоса:

-Быть может, именно сейчас, в кризис, эти люди поймут, что живут лишь для себя и для золота, тратят силы на ничтожные, низкие цели, в которых лишь эгоизм и корыстолюбие. Если они не осознают это, то в один прекрасный день все их богатства обратятся в прах и пепел, а сами они покинут этот мир никем, и история забудет их имена.

В это время Анатоликос вспомнил, как наращивает свою военную силу могущественная Римская республика, покоряющая одну страну за другой.

-Я надеюсь, народы Ойкумены однажды осознают эту истину, и тогда мы сможем стать единым целым! Хайре!- попрощался со своим другом Анатоликос.

Логограф шёл по улицам, погружённый в раздумья. Сказанное другом долгое время не отпускало его. Начинающий логограф и политик Греции даже не предполагал, что ожидает его впереди.

2

Демократия постепенно клонилась к упадку. Обострялись противоречия между земледельцами и богачами. Крестьяне уже не получали достаточной помощи, а казна города пустела. Каждый день Анатоликосу доводилось видеть страдания городской бедноты и угнетенных рабов. Хотя афинская демократия потерпела упадок ещё после поражения Афин в Пелопонесской войне, приведшей к распаду морского союза, многочисленным людским потерям и последующему олигархическому перевороту, она всё же была восстановлена в 404 г после капитуляции Афин, однако она уже не была такой сильной, как раньше. Анатоликос понимал, что вина тому- имущественное неравенство граждан. Крупные землевладельцы процветали, а ремесленники влачили существование в нищете и тяготились демократическими устоями, желая организовать очередной переворот.  Граждане, приходящие на народные сходы, делали это лишь ради жалования за посещение. Эти люди уже ничего не знали о политике и об общественных проблемах. В основном демос интересовали лишь свои проблемы, чем и пользовались демагоги. Эти ораторы умело манипулировали гражданами, надеясь получить их благорасположение ради личной выгоды и обогатиться за счёт казны. Всё меньше было толковых граждан, которые могли выбрать умных управителей, способных навести порядок.

-У нас нет шансов против демагогов! Народ не желает что- то менять!- говорил Анатоликос своим сторонникам на народных собраниях.

-Из- за такой черни и рушатся наши устои!- отвечали ему- Из- за простонародья, озабоченного лишь личным богатством и развлечениями!

Бывало, что некоторые демагоги, наслышанные об ораторском искусстве и деятельности Анатоликоса, хотели подкупить его, обещая ему богатства и почести, но логограф был непреклонен. Он поклялся, что будет верно служить народу и не станет помогать желающим пожить за чужой счёт. Демагогам оставалось лишь надеяться на подачки и пытаться избавится от более талантливых ораторов, сведущих в политике.

В свободное от собраний время Анатоликос продолжал защищать права афинских граждан. За свои двадцать лет работы он стал очень уважаемым специалистом и помог многим людям.  Он составлял для них позиции, с которыми потом обвиняемые самостоятельно защищали себя. Логограф мог гордится своим полезным делом, но понимал, что в условиях нынешней ситуации лишь немногие могут поучить такую помощь, так как не все граждане были одинаково свободны.

3

Тем временем Никос наслаждался роскошью в своём огромном доме с рабами, которые ухаживали за его имением и выполняли его прихоти. До него донеслась новость  об очередном выступлении демагогов: болтали, будто что богачи- хуже всякого иноземного захватчика. Эти глупости  от них можно было услышать чаще всего на народных собраниях, но торговца это мало волновало. Он по прежнему полагался на своё высокое положение и деньги. Многие богатые люди просто подкупали судьей, когда граждане требовали конфисковывать их богатые имения, то богатые просто подкупали судьей, дабы решение выносили в их пользу. Демагоги продолжали внушать бедным мысль о том, что богачи виноваты во всех бедах Афинского полиса, стремясь получить поддержку своих избирателей, поэтому часто можно было слышать от демоса требования конфискации.

Никосу тоже долгое время удавалось избежать потери своего богатого имения. Он как обычно уплывал в другие земли и устраивал торговлю своими товарами в других странах и имел с этого очень большую прибыль. Каждый из свободных граждан, имевших состояние, думал только лишь о собственном благополучии. Казалось бы, уже ничто не заставит такого гражданина переменить мысли и поступки , а все народы ойкумены и греческих полисов так и останутся разобщенными.

Так было до того дня, пока его путь не пересёкся с его давним другом на знаменитом греческом празднике Панафинеи, словно сама великая Афина желала воссоединить двух былых знакомых.

Панафинеи были главным государственным праздником Афин, на котором жители подносили дары своей богине. В этих празднествах особая роль отводилась знатокам искусства и жрецам, которые подносили дары Афине.

После факельного шествия и музыкальных представлений, с которых начинались Панафинеи, на второй день граждане принимали участие в торжественном шествии на Акрополь. Много даров несли афиняне, но самым главным подарком для покровительницы города был пеплос- особое нарядное платье, сотканное лучшими швеями Аттики, которое проносили в храм для облачения Афины. В первых рядах шли самые почитаемые граждане города, среди которых и был Анатоликос. Никос же нес ящики с дарами для богини. Солнце величественно стояло на Афинами, когда граждане стали подниматься на Акрополь. Анатоликос вместе с женой и сыном шли в первых рядах, держа одеяние для Афины. Он был счастлив, принмая участие в таком грандиозном торжестве со своей семьей.

- А теперь наденем это великолепное одеяние на нашу великую богиню и пусть примет она великий подарок!- сказал жрец, когда граждане начали входить в храм и преподносить дары. В первую очередь жрецы облачили статую Афины в новый пеплос. А уж после этого стали возлагать дары и приводить животных для жертвенных обрядов.

-Какой он красивый!- восхищённо сказала жена Анатоликоса- такой пеплос ещё никогда не ткали!

-В этом году служительницы Афины превзошли себя!- ответил её муж. Он получился лучше, чем я мог себе представить! Для нашей великой богини мудрости — всё самое лучшее!

Анатоликос ещё несколько минут постоял около статуи, наблюдая за процессией, а затем он вышел из храма, когда народ начал восхвалять Афину на всех ближайших улицах. Тем временем Никос тоже принёс Афине свои дары и вышел из храма.

Пока Анатоликос стоял на каменной площадке около храма, к нему подошёл тот самый знакомый, что когда- то сказал ему слова насчёт будущего Афин.

-Приветствую тебя, Анатоликос!- сказал его друг- да хранит тебя великая Афина!

-Сегодняшние празднества ещё никогда не были такими великолепными- сказал Анатоликос- разве ты был не в первых рядах, что несли новое одеяние для  богини?
-Я был сзади тебя. Как ваша семья, Анатоликос?- спросил его друг.

-Всё хорошо- сказал логограф и посмотрел на людей, радостно приветствующих друг друга и восхваляющих великую богиню. Несмотря на всеобщее ликование, Анатоликос с грустью предчувствовал, что, возможно, наверное, это будет последнее великолепное торжество истории полиса — настолько далеко зашёл кризис.

Его друг напомнил ему о словах, сказанных 20 лет назад и тот вспомнил:

-"Быть может, этот кризис- прекрасная возможность для этих граждан изменить себя…"- вспомнил логограф и в этот же момент увидел на площаде торговца,  о котором он так много слышал с момента его последнего пребывания в городе.

Анатоликос и Никос были очень известны в Афинах и очень сильно подружились, когда торговец узнал о талантах Анатоликоса, а он- об умении Никоса экономить и накапливать своё состояние, но никто из афинских граждан никогда не думал, что заставило этого человека стать равнодушным к жизни общества. Впрочем, в своё время он тоже успел сделать немало для развития торговли в Афинах, но потом, посчитав, что он имеет достаточно, чтобы себя обеспечить, он решил, что жизни других людей не так важны. Участие он принимал только когда речь шла о новых товарах или о помощи в ведении дел, за что другие знатные богачи его уважали. Однажды Никос уплыл на несколько месяцев на восток в поисках новых товаров, и Анатоликос с ним не виделся и надеялся что он вернётся как раз к великим Панафинеям. Многие были наслышаны о скверной репутации богатого торговца, но в этот день он всё же принимал участие в празднествах и благословлял богиню войны и мудрости.

Анатоликос подошёл к нему и бодро поприветствовал его. Стройный логограф всегда был бодр и был в хорошем расположении духа, несмотря ни на какие трудности.  Торговец явно не ожидал, что сегодня он увидется с одним из знаменитых логографов и политических деятелей  Афин.

-Приветствую тебя, друг! Рад видеть тебя на празднике нашей богини после своего долгого путешествия! Сколько же тут изменилось! - поприветствовал его Никос.

-Я очень рад видеть тебя здесь, Никос. Я знал, что ты не пропустишь эти празднества!- сказал Анатоликос, и тут же поинтересовался его длительным путешествием.

Никос долго и красочно описывал жизнь в восточных странах и то, какие товары он оттуда привез на своём корабле.  Тут он посмотрел в сторону рабов, что трудятся над укладкой дороги и несут важный груз в храм- если бы остальные трудились также усердно, то не призывали бы сейчас конфисковывать то, что богатые жители нажили таким трудом!

-Демагоги специально разжигают ненависть к богатым, чтобы получить поддержку демоса, а затем использовать свои полномочия из личной выгоды! Сейчас людей волнует лишь золото, а не служение во благо общества- сказал Анатоликос.  - Мы же стремимся улучшить жизнь людей и сделать их способными к пониманию происходящего. Только такие граждане смогут избавить полис от всех бедствий, что мы переживаем.
Никос бросил на Анатоликоса равнодушный взгляд.

-Я бы не был так уверен! Мое состояние полностью меня устраивает. Я могу пережить любые кризисы и бедствия. Я живу богатой и интересной жизнью, - он отпил вина из кубка.

-Богатство, безусловно даёт человеку великие возможности, но такие деньги могли бы и служить во благо общества. Люди, что живут лишь для себя и стремятся к личному обогащению, тратят свои силы на ничтожные цели и перестают думать о происходящем в жизни государства, предаются развлечениям и увеселениям, да запираются в своём мире. Может, твои сбережения и спасут тебя от кризиса, но они не спасут тебя от толпы, что выполняет волю демагогов и подражает им, стремясь дорваться до власти- продолжил логограф- Ведь изнанка роскошной жизни- это муки рабов и страдания простых жителей.

Тут торговец призадумался и посмотрел на величественную статую богини мудрости. Он никогда прежде не думал, как обстоит жизнь простых граждан.

-Но чего ты хочешь добиться, Анатоликос? Зачем ты помогаешь мне?- удивился торговец.

-Я говорю тебе эти наставления на тот случай, если ты хочешь избежать участи алчных богатеев, живущих лишь для себя и пребывающих в уверенности, что политические события их не затронут. Этих людей всегда презирали, а в конце своей жизни они всегда сожалели о сделанном, а их богатства обращались в прах и пепел.
Анатоликос улыбнулся своему другу.

- Сейчас Афины будут переживать трудные времена. Демос уже не спасти, но мы можем найти другое пристанище. Такое, где люди живут без страха и трудятся во благо общества. Когда- нибудь и эти люди к нам потянутся, когда придёт время. Прощай, Никос. Благословит тебя Афина!

-И тебя, друг!- ответил ему Никос, сам удивившись его словам.
Логограф вернулся к своей семье, а торговец, посмотрев ему вслед, вдруг вспомнил, что за последние годы он ни испытал ни любви, ни настоящего счастья.

-Может, сейчас и правда настало время измениться?- подумал Никос и пошёл в сторону той самой величественной статуи Афины. Стал он молиться ей, чтобы она дала ему сил. Никогда ещё этот торговец не испытывал такого озарения, как в тот день.

4

Прошло несколько месяцев с того самого дня, как он впервые увиделся с тем самым великим юристом Афин, да только забыл он того совета, что однажды услышал, вновь отправившись на пышный симпосиум к своим друзьям. Мало что изменилось после великих Панафиней. И снова он стал надеятся на своё богатство, которое, как он полагал, позволит ему не стать жертвой кризиса демократии. Но однажды он услышал, как в Афинах произошло восстание, во время которого крестьяне разграбили богатое имение одного из его друзей. Он потерял всё.

- Богатства этих людей обращались в прах и пепел!- вспомнил Никос, выглянув из окна своего дома и увидев толпу людей, призывающих к справедливости и винящих богатых людей во всех бедах. Торговец решил, что пока его не постигла та же участь, нужно собрать свои богатства и спрятать в загородном доме, который у него был. Он приказал рабам собирать всю утварь и сокровища и перевести их. Торговец сел на своего груженного коня и поехал. Вскоре после прибытия, когда рабы перевезли ему часть богатства и спрятали, он узнал о том, что демос двинулся к его дому и начал туда вламываться. Часть богатства, что вывозили рабы, разграбили.

-Едва мы ушли оттуда, как народ ворвался и выломал двери! Некоторые опрокинули телеги, что мы везли- прибежал к нему один раб, запыхавшись.

-Люди бросали в нас камни и дрались за золото, что хранилось в вашем доме!- сказал другой раб. Они скалят зубы! Они ненавидят богатеев! Они хотят восстаний!

Вскоре Никос узнал и о других своих друзьях, что стали жертвами этого восстания. Кажется, кое над кем устроили расправу. Торговец был спокоен, что ему удалось спасти часть своего богатства и укрыть в безопасном месте. Ему вдруг стало жаль своих друзей, что не усвоили той истины, что однажды донёс до него логограф.

-У этих людей был шанс измениться, но они предпочли и дальше жить лишь для себя и ради увеселений. В итоге они всё потеряли!- с ужасом подумал Никос. Сев на клинию в своей комнате, он стал думать о том, куда ему переправиться.

Тем временем Анатоликос, сидя в своём доме, тоже услышал о проходящих восстаниях. Ему оставалось лишь только надеется на то, что Никос не забыл его совет, данный во время великих Панафиней. В последнее время данные события стали обычным явлением. Крестьяне и свободные граждане всё чаще винили богачей за происходящие в полисе беды. Богачи, как могли, откупались, спасая своё имущество от конфискации. Жители, ведомые демагогами, устраивали восстания и грабили богатые дома. Всё это только приближало конец некогда великого демократического строя. Единственное своё спасение Анатоликос видел на Кипре. Город Патос был знаменитым центром торговли медью и особым несгораемым фитилем для ламп. Славился этот остров и великим храмом Афродиты Анадиомемы, что находится рядом с тем самым местом, откуда однажды и возникла великая богиня. Жена Анатоликоса в своё время бывала на Кипре и посещала этот храм. Говорят, эта богиня помогала другим найти свой жизненный путь. С тех пор, как Анатоликос услышал об этом, он стал мечтать однажды посетить этот храм.

Сидя на своей кровати, когда его жена и сын спали, Анатоликос посмотрел в окно и увидел яркую звезду, мерцающую в тёмно- синем небе. Посмотрев на неё несколько секунд, он погрузился в сон. И увидел там то, чего никогда прежде ему не приходилось видеть. Ему удалось запомнить лишь храм на Кипре, да таинственных философов, говорящих о равенстве и единстве всех народов Ойкумены, а в самом конце он увидел величественные стены какого- то города, над которым ярко сияли звезды. Это сновидение поразило его как никогда прежде, и он хотел как можно скорее поделиться этим со своими друзьями.

На следующий день после завершения очередного народного схода, Анатоликос вышел на рыночную площадь, где обычно и торговал Никос. Купив себе ячменного хлеба и оливок, логограф сразу же направился к прилавку торговца. 

-Здравствуй, Анатоликос! Рад тебя видеть!

- Я так рад, что тебе удалось пережить эту смуту! Не забыл моего совета!

-На самом деле- промолвил торговец- эти пышные симпосиумы моих друзей совсем выбили из моей головы то, что ты мне однажды сказал. Только однажды, когда один  мой друг потерял своё состояние в этой смуте, я вспомнил о твоих словах. Я приказал рабам вывезти своё богатство за пределы города. Пока они будут в сохранности.

И тут же в ответ Анатоликос поделился с торговцем своим чудесным сном.

-И ты уверен, что наше место на Кипре?- с удивлением спросил торговец.

- Во всяком случае мы должны посетить это священное место! А после Афродита укажет нам путь!- гордо сказал Анатоликос- посмотрев в небо.

-Ты говорил, что видел каких- то философов....

-Да, они говорили невероятные вещи о неком великом городе, где люди живут без страха, в мире и согласии. Сам не знаю, где он находится…- смутился логограф- Но что бы это ни было, мои знания и твои богатства будут служить на благо общества и всей Ойкумены!

Торговца очень заинтересовала эта идея, и вскоре он согласился поехать на Кипр со своим новым другом.

-Быть может, великая богиня приведет нас к этому городу?- подумал юрист- но сейчас главное добраться до Кипра. Хайре!

Анатоликос ушёл с рыночной площади, когда к торговцу стали подходить новые покупатели, прибывшие из других полисов. Теперь Никос точно был уверен в том, что ключ к разгадке таинственного послания, что увидел его друг, находится на Кипре. Спустя несколько дней Анатоликос и Никос вместе распорядились нанять большой корабль до острова. Собрав свои вещи и богатства, они вскоре ступили на палубу. Погрузив на борт оставшуюся часть своего имущества, Никос также взял с собой рабов, которые когда- то ухаживали за его имением.

Через несколько минут корабль отплыл в море, Анатоликос подошёл к корме корабля и прощально посмотрел на афинский акрополь и храм Афины.

-Значит, теперь мы держим путь на Кипр?- спросила его жена.

- Да. Это единственное надёжное место- сказал Анатолиос, когда большой корабль уже отплыл в море- мы больше не вернёмся в Афины. Большинство полисов сейчас разорены войной.

- Что ты надеешься найти на Кипре?

- Я надеюсь первым делом уединиться в храме Афродиты Амбологеры. Некоторые мои сторонники тоже рассчитывают покинуть Афины и уплыть на мирные острова.

- И ты надеешься, что они помогут Элладе расцвести?

-Найдутся разумные люди, готовые послушать их- сказал Анатолиос, наклонившись к стенке корабля- некоторые из моих товарищей также собираются уплыть на Кипр, чтобы восстановить свои силы там.

5

Анатоликос ненадолго отошёл от своей жены и направился к своему другу Никосу, который стоял на середине корабля и хотел спуститься вниз.

-Мы с тобой всё правильно сделали- сказал Анатолиос- сейчас в городе поднимется очередное восстание против богатых. Хорошо, что ты здесь.

-Мне едва удалось спастись, когда эти простолюдины ворвались в моё имение. Только часть моего богатства удалось вывести, остальное разграбили. Некоторые мои слуги погибли- рассказал ему Никос о восстании.

-Демос больше ничего не смыслит в политике как прежде. Теперь, похоже, будет время олигархии. А за олигархией придёт и тирания.- мрачно констатировал ситуацию в Афинах логограф.

На корабле играла музыка, моряки исполняли для этих путешественников различные песни, какие только знала Эллада. Некоторые люди пускались в пляс. Пели про жизнь и про неспокойствие в мире, так как на востоке наращивала свои силы могущественная Римская республика со своими многотысячными армиями, не знавшими пощады. 

Наконец, настал момент, когда показался Кипр. Анатоликос бывал здесь однажды и посещал храм Афродиты Амбологеры. Он верил, что она поможет ему встретить спутницу жизни на своём пути, и ожидания не подвели его! Он всем сердцем надеялся однажды попасть на этот остров, где жило столько добрых людей, поклоняющихся Афродите. У Анатоликоса было несколько друзей, что жили в окрестностях Патоса и рассчитывал обосноваться там со своей семьёй.

Обосновавшись на острове, он со своей прекрасной женой отправился по священной дороге в святилище Амбологеры. Когда- то он узнал об этом месте от своей жены, некогда бывавшей на Кипре и после её рассказа много думал о том, как бы попасть в этот храм. Богиня Амбологера была также известна как отвращающая старость.  Этот храм посещали многие любимцы богини- жёны и мужи, где им открывались тайны бытия.
 
-Это место для тех, кто желает служить Афродите- сказала ему жена.

-Пара вошла в храм, который поразил их своей красотой. В первый день своего пребывания Анатолиос узнал, что у Амбологеры есть два лика- Лик Афродиты Пандемос, или Земной и лик Урании- богини неба.

Он понимал, что великая богиня, как говорили жрецы, неспособна отвратить телесную старость даже великого атлета олимпийца или знаменитого полководца, который готов воевать день и ночь.

-Все в мире подчиняется законам времени- сказала им жрица храма- Великая мать не может одолеть старость тела. Но она способна вам дать два пути: сгореть дотла в служении Афродите или перенести это пламя на тех, кого вы любите, служа Урании. Путь Урании- это путь для духовно развитых людей. Для тех, кто готов помогать людям и приумножать красоту этого мира- добавила жрица.

Анатоликос и его жена подошли к жертвеннику Урании, положили туда свои дары. Жена отдала богине золотое кольцо, которое когда- то подарил ей муж. Анатоликос тоже принёс свои пожертвования.

-Этот путь определённо для вас!- сказала им жрица.

После своего возвращения домой логограф лёг спать и стал задумываться об этом неведомом ему доселе пути Урании и помощи людям. Он погрузился в сон и тут же увидел тот самый великий город, в котором стояла статуя Афродиты Урании, будто манившая его к себе. Вокруг этой статуи он увидел людей, кланящихся ей.
Этот сон он любил рассказывать своей жене, сыну и своему другу Никосу, который тоже смог обрести себя на Кипре и восстановить своё состояние. Он смог продать несколько украшений и ценных вещей, что ему удалось спасти и снова начать торговать. Во время их спокойной жизни на Кипре он заработал неплохую репутацию, помогая людям и делая им добро. Больше его никто не думал называть идиотикусом. Он многое сделал на благо жителей Кипра, помогал развивать торговлю, а благодаря его пожертвованиям, на острове появилось множество величественных храмов. Были и торговцы, которые иногда обращались к нему за советом в трудной ситуации, и он рассказал им, как смог восстановить своё состояние.

Анатоликос тоже не оставался в стороне и активно помогал гражданам в защите своей позиции на судах. В Афинах он был знаменит не меньше этих философов, что призывали людей в новый мир, поэтому многим переселенцам на Кипре он был прекрасно знаком.  На симпосионах Анатоликос много общался с философами и говорил о своих переживаниях и о падении некогда великого демократического строя Афин. Большинство философов разделало его мнение.  А спустя несколько лет своей жизни на Кипре, он стал свидетелем такого события, какого ещё не знала Ойкумена.

6

Однажды на остров приплыл таинственный философ со своими двумя помощниками. Прибыв на главную площадь города, они взяли какие- то свитки и стали зачитывать. Об их появлении сразу узнали сразу, и пришельцев окружила толпа горожан.
Философ читал речь на греческом. В ней он рассказывал об учении стоиков и об их идеях равенства и братства между народами ойкумены. Он упомянул про некий Уранополис- город неба, названный в честь Афродиты Урании. Философ Алексарх провозгласил равенство между рабами и свободными гражданами, а также предложил создать особый универсальный язык для общения, который он назвал ураническим. Этот язык включал в себя корни из восточных языков и окончания- из западных. Грамматику оставили как в греческом. Алексарх пробовал писать на нём письма разным правителям, но никто не смог прочитать их. Поэтому до сих пор философы, проповедающие идеи Алексарха решили использовали греческий.

Анатоликос и его жена с сыном с особым вниманием следили за речью гостя. Некоторые из бывших сторонников оппозиционной партии Афин тоже переплыли на Кипр и слушали речь философа с неподдельным интересом. Туника у философа была голубого и синего цветов- это были традиционные одежды жителей Уранополиса. Философов этих послал сам Алексарх. Философ также много рассказывал о школе стоиков, которую построили в Уранополисе, чтобы они там могли проповедовать свои учения.
Логограф со своей семьёй и некоторые  его друзья, состоявшие в одной из  партий Афин, решили перебраться в этот легендарный город. Они с женой пришли в храм и ещё раз помолились Афродите Амбологере, что помогла донести до них эту чудесную весть. Слава Амбологере! Слава Афродите Урании!

Через несколько дней он с женой собрали все свои вещи и сели на корабль, идущий в Адалийский залив. Никос решил пока не торопиться с поездкой. Он подумал ещё остаться на острове и завершить свои неоконченные дела. Анатоликос сказал, что обязательно пошлёт ему весточку о своей поездке.

Солнце высоко светило в небе. Небо было чистым как никогда прежде! Уранополис с голубыми стенами и невысокими домами величественно сиял при свете. Кипарисы и платаны украшали улицы и площади. На самой главной площади возвышалось круглое бело- голубое здание Совета неба- высшего органа управления, где заседали философы и высший советник.

Вскоре корабль подошёл к пристани, и супруги сошли на берег. Вместе с их кораблём стали причаливать те, что везли новых жителей Уранополиса и будущих служителей Афродиты Урании.

-Наконец- то мы здесь!- воскликнул Анатоликос- вот оно, сердце нового мира!
Он со своей женой и сыном двинулся к воротам Урании, открывающих вход в город. Сами эти ворота были отделаны также необычно, как и сам город. Ворота украшали изображения солнца, луны и звездного неба, которым тоже поклонялись, как младшим божествам. А прямо над головами входящих ярко желтыми буквами было написано «Уранополис».

Люди в городе ходили, в основном голубых и синих туниках. Здесь было куда спокойнее, чем в других полисах. Между тем все проявляли активную деятельность: стража охраняла вход и следила за порядком, кто- то из детей неба( Алексарх решил ввести такое название в отношении всех граждан, подчёркивающее их связь с Уранией), участвовал в народных собраниях, кто- то помогал в строительстве и освоении города. Никто не сидел без дела.

На входе Анатоликоса с женой встретил философ, который показывал новоприбывшим город.

Кто- то из жителей поприветствовал их непонятными словами:

«Ясувада, филмажел!»- сказал им прохожий.

 Философ объяснил им, что это значит «привет, друг» на ураническом.

 Они вместе двинулись по большой улице, усаженной кипарисами, где стояли небольшие белые и голубые домики. По улице ходила стража в тёмно- синих и красных одеждах, вооружённая копьями и мечами. Вскоре философ показал им храм Афродиты Урании,  который был примерно таким же, что и на Кипре. После этого они пошли к храмам остальных божеств Уранополиса- солнца, луны и звездного неба.

В храме солнца дети неба молились за плодородие своей земли и благополучие в новом дне. В храм ночи приходили жители, которых беспокоили кошмары и переживания. Наконец в храме звездного неба, который находился рядом с храмом ночи, дети неба загадывали желания и молились за воссоединение и благополучие всей ойкумены. Когда они смотрели на звезды на круглом куполе храма, это придавало им сил на великие свершения. Анатолиос со своей женой оставили пожертвования и написали свой желания на свитках, которые потом унесли, чтобы перенести написанное на стену желаний. Этот храм был ровно таким, каким однажды логограф  увидел в своём сне!

-А теперь перейдём к сердцу нашего города- зданию совета неба!- сказал философ.

Совет неба был главным органом власти Уранополиса, где принимались все законы. Возглавлял этот совет сам Алексарх. Здание Совета находилось в самом центре города на площаде Урании, где стояли скульптуры всех божеств города. Само это здание было также необычно. Идеально круглые стены окружали по бокам колонны коринфского стиля. Наверху перед входом в здание возвышалась фреска, изображающая Афродиту Уранию и философов совета неба, служивших городу. На вершине круглой крыши располагалась величественная статуя Афродиты Урании в окружении небольших скульптур, символизирующих её служителей. Надписи в городе делались преимущественно на ураническом, но для упрощения пользовались и греческим.
В верхней части города располагалась школа Урании, где жителей неба обучали ураническому языку и где изучались труды стоиков.

Вскоре философ и его гости вернулись в жилой квартал и зашли в местную гостиницу. 
-Гейлиане, друзья- сказал философ и добавил то же самое на ураническом.

Этот язык вначале показался Анатоликосу неблагозвучным, хотя дети неба испытывали подлинное удовлетворение, говоря на нём. В Уранополисе жило множество народов со стран запада и востока, каждый из которых принёс в город неба свою часть культуры. Все они теперь были под защитой Афродиты Урании.

-Видимо, этот язык призван показать, что объединяет народы!- поразмыслив решил Анатоликос - нужно просто понять его природу. Когда- то давно люди говорили на одном языке, но потом что- то заставило народы разделиться. Возможно, стоит поговорить этом со стоиками- подумал логограф и ушёл на кровать отдохнуть после долгого путешествия. На следующий день Анатоликос планировал взять несколько уроков уранического и начать работать. Во сне он снова увидел звёзды и те самые стены этого величественного города, ставшего центром объединения народов Ойкумены.

Рядом со зданием Совета неба находилась место для народного схода, где люди стремились выразить единое и полезное мнение. Они не были похожи на афинский демос и прекрасно разбирались в политической ситуации. Они не голосовали наобум и среди них не было демагогов, использующих деньги, дабы подкупить народ и добиться благорасположения. Вместе с народом были управители, которые оценивали  свободный выбор простых граждан и помогали воздержаться от неразумных решений. Управителей этих готовили в специальной школе.  После народного схода Совет неба получал информацию о положении дел и интересах демоса и принимал законы. Помимо этого философы занимались разными отраслями жизни общества. В первые дни основания Уранополиса Алексарх решил как можно скорее организовать вооружённые силы, способные следить за порядком и отражать нападения. Уранополис спасало его положение на море, так как войску необходимо было высаживаться сразу после причала. В самом же городе преступность была сведена к минимуму, и страже не приходилось так часто проводить патрулирование или кого- то задерживать. Основная её работа заключалась в отражении нападений.

7

Вскоре Анатоликос стал помогать Совету неба.

Через несколько дней своего обучения ураническому языку и изучения стоицизма Анатоликос стал участвовать в народных сходах, помогая прийти к соглашению и принять наилучшее решение для всех После этого Совет неба издавал законы, в которых выражалась воля граждан. Всё это напоминало Анатоликосу о некогда великом демократическом строе Афин, когда граждане осознавали важность своего долга и участвовали в голосовании, дабы сделать что- то полезное на благо полиса. Управление армией и флотом осуществлялось стратегами, как  и в других известных полисах. Только эта армия использовалась исключительно для защиты города неба, а не для завоеваний и порабощений, как большинство армий других государств, которые стремились к приумножению своего величия и богатства. Но какими бы могущественными они не были, рано или поздно всем им пришлось бы повторить судьбу Македонской империи. 

Однажды Анатоликосу довелось пообщаться со стратегом Аргосом, что командовал армией Уранополиса. Стратег узнал о его прибыти спустя два дня. Он видел Анатоликуса на одном из народных сходов.

- Когда мы только основали Уранополис на Халдике, строительство шло полным ходом, и мы уже были готовы начать формировать вооружённые силы- говорил стратег- но новый македонский царь признал Алексарха безумцем, и нам пришлось искать новое пристанище. Через несколько дней после переноса строительства Алексарх распорядился назначить коллегию стратегов. Меня выбрали главным- закончил Аргос.
Первым же делом после этого коллегия стратегов утвердила форму нового образца. Солдаты были облачены в бело синие доспехи, а на их щитах было изображено золотое солнце- символ Уранополиса. Будучи полководцем, Аргос не раз видел ужасы войны при штурме городов и был наслышан  о сожжении Персеполиса. Глядя на эти ужасы, стратег задумывался, почему всё происходит так, а не иначе, почему полисы живут раздробленно? Но однажды он узнал про Уранополис и сразу понял, что здесь он будет обращать свою силу не на разрушения, а на защиту того, за что действительно стоит сражаться. Стоики говорили, что сила должна применятся во имя любви к людям. Теперь и стратег придерживался этому принципу.

Анатоликос и стратег посмотрели с крепостной стены на пристань, возле которой стояло несколько военных кораблей.

-Наша армия сейчас не такая большая, как в других полисах, но мы стремимся её укреплять. Хотя, на наш город ещё не совершались масштабные нападения. Но если нам случится встретится с захватчиками, дети неба будут доблестно защищать наш Уранополис- город, избравший путь Афродиты Урании, где каждый живет без страха и служит на благо общества!- с гордостью произнёс Аргос.

Вскоре Анатоликос попрощался со стратегом и двинулся к площади Урании. Стража города неба в своих бело- синих одеяниях величественно стояла на воротах. Он двинулся к центру, где стоял Совет неба. Солнце величественно сияло в голубом небе. Только здесь, в Уранополисе, под защитой Афродиты Урании, логограф смог найти своё место и верно служить народу. Его сын вскоре поступил в местную школу стоицизма для изучения идей Алексарха и уранического языка. За время, проведенное на Кипре, он уже успел показать себя как логограф и хорошо разбирался в законах. Но сейчас он прервался в своей работе на время обучения в школе Уранополиса.
Вскоре после изучения уранического и идей Алексарха Анатоликос решил изучить труд людей города. Он вышел к земельным участкам, где жители вспахивали поля и сажали урожай. Эти участки были расположены на окраине города. Когда рабы и свободные богатые и бедные граждане были уравнены, больше никто не мог использовать своё богатство в корыстных целях. Значимость гражданина определялась по его труду и по уровню его духовного развития. Каждому гражданину выплачивалось достаточно, чтобы он мог себя прокормить. Те, кто имел больше других, должны были отдать большую часть своего состояния на нужды города. Их собственность также становилась собственностью Уранополиса. Они по прежнему вели свои хозяйства, и их труд, благодаря этому, хорошо оплачивался. Также Анатоликос обратил внимание на то, что в городе неба для каждого гражданина создавались все необходимые условия для самореализации. В Уранополисе на благо общества трудилось много известных ремесленников со всех уголков Окумены. Каждый из граждан был где- то задействован.

Иногда Анатоликоса и его жену приглашали на симпосионы, где он общался с философами и политическими деятелями города. После обучения ураническому и философии стоиков ему была поставлена задача изучать общественное мнение и присутствовать на народных сходах, на которых были представители Совета неба. На народных сходах решались самые важные для государства вопросы. В основном они касались улучшения качества жизни для разных народов из западных и восточных стран. Среди граждан Уранополиса сложно было найти тех, кто уклонялся от участия в политике и общественной жизни. Стоики говорили, что только политикус может решать самые важные задачи для государства, поэтому философы организовали план по повышению политической грамотности для вновь прибывших. Анатоликос делал заключения на законопроект о том, насколько его принятие будет полезно для общества. После этого закон передавался в Совет неба, где философы его принимали.
После завершения народного схода, выборов и принятия законов Анатоликос любил уходить в храм одного из четырёх божеств Уранополиса. Особенно ему нравился храм солнца. Это было круглое здание с отверствием, через которое проходил солнечный свет. В этом храме Анатоликос молился за благополучие народов и за процветание города. Однажды Совет неба пригласил его к себе, чтобы выразить свою благодарность  за вклад в развитие государства и укрепление дружбы народов Уранополиса.

-Благодаря вам мы быстрее продвигаемся к нашей великой цели- сказал один из философов.

-Идеи Алексарха узнаёт все больше людей, благодаря вам и вашим сторонникам на Кипре.

-Но я думаю, что нам нет смысла оставаться в одном месте- сказал логограф- в Ойкумене преобладает идеология силы, и пока не так много правителей готовы принять наши идеи. Римская республика делается могущественней день ото дня, но и на западе есть чему опасаться. Если их армии двинутся на нас, то уничтожат последнее, единственное пристанище детей неба. Нужно организовать поиски новых островов, куда бы мы могли перебраться в случае нападения.

-Наши стратеги уже изучают , где можно основать новые города- сказал философ. Есть несколько островов рядом с Кипром. Да и сам Кипр может оказать нам поддержку.

-Некоторые из наших моряков поплыли на более далёкие земли, к краю ойкумены. Несколько месяцев назад они отправились в плавание. Будем ждать вестей.

8

После встречи с философами и старшим советником Алексархом Анатолиусу дали задание вернуться на Кипр пропагандировать идеи Алексарха. Вскоре эти идеи стали на Кипре довольно популярными, и всё больше людей хотели попасть на островок мира. Анатоликос владел ураническим уже значительно лучше, и он всё чаще принимал участие в распространении идеи всеобщего равенства и братства народов Ойкумены. Его давний друг Никос, восстановивший своё богатство на Кипре и ставший известным своей щедростью и помощью другим народам, тоже изъявил желание обосноваться в новом городе, и внёс очень большую часть своего богатства на его строительство и укрепление обороны, дабы защититься от иностранных завоевателей. В Уранополисе Никос даже встретил свою любовь, когда ему выпала честь встать под защиту Афродиты Урании.

Однажды они встретились на акрополе, и поскакали на вершину святой горы, откуда открывался великолепный вид на Уранополис. Анатоликосу к тому времени исполнилось 66 лет, а его сын уже был одним из философов в Совете Неба. Друзья видели, как город разростался и как укреплялась его армия. Анатоликос, который уже давно дослужился до помощника верховного советника, показал Никосу своё излюбленное место на острове. Когда он стал личным помощником Алексарха, Уранополис  переживал период небывалого расцвета. Всё больше людей желали встать под защиту великой Афродиты Урании, всё больше людей в Элладе узнавали про этот легендарный город неба. Говорят, что нигде на землях Ойкумены не сыщешь такого города, где живут такие грамотные и образованные люди, способные изменить мир. Никосу уранический давался первое время тяжело. Наверное, причина была в том, в том, что некогда Никос был алчным человеком, и, хотя сумел стать иным, всю глубину этого священного языка его душа постигала с трудом.

Поднявшись на величественный акрополь и дождавшись своего верного друга, Анатоликос посмотрел в сторону пристани, куда сплывали корабли со всей Эллады. Последователи Алексарха привозили на остров ящики с дарами, чтобы преподнести их великому делу. Вскоре в город вернулась экспедиция, посланная Алексархом, и прозвучала новость о том, что где- то на краю Ойкумены найдены неизведанные земли, где уже начинают основываться новые поселения, в которые можно уплыть, если Уранополис будет захвачен.

-Люди способны творить чудеса, если они стремятся улучшить мир вместо того, чтобы грезить только о богатстве  и жить лишь для себя! Когда- то в молодости я тоже так думал, пока однажды наши пути не пересеклись и ты не показал мне, как можно изменить общество!- сказал Никос, посмотрев в сторону кораблей- Только жаль, что на нашей земле остаются варвары, желающие только завоёвывать и убивать и не желающие внимать нашей философии- торговец уже отчаялся от мысли, что этот мирный остров может не выдержать существования.

-Наши труды не пропадут даром, мой друг и однажды мы все станем единым целым!- радостно сказал ему Анатоликос- Урания будет нами гордится!

-Что ж, тогда нам остаётся продолжать дело нашего великого Алексарха- сказал Никос.

С этими словами логограф и торговец дружно съехали вниз с акрополя и поскакали прямо на центральную площадь, где в Совете неба уже должно было начаться заседание. А дети неба всё повторяли:

-Слава Афродите Урании, что взяла нас под свою защиту! Слава Алексарху! Слава Уранополису!


Рецензии