Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 18. 08

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============

                ТРИ ТОПОЛЬКА.
                =============

              Это случилось жарким летом,1956 года. Родители наши были на работе.
Мы с сестрой Хадичой,- были дома. Мы играли в детский биллиард,послушали патефон.
На нашей улице Советской,вырубили целый ряд остролистных,американских клёнов.
Остался лишь тот кривоствольный,в форме рогатки,клён,с которого,свалился несча-
стный мальчик и угодивший в кипящий,смоляной,гудроновый кипяток и сварившийся
заживо.Только чуть ниже,ближе к нашему дому,посадили в круглых лунках - три моло-
деньких тополька. В центре,-был посажен очень красивый серебристый тополёк.
Ствол у него был - голубовато-зеленоватый,а листья по своей форме,напоминали лис-
тья татарского клёна и по своей форме,напоминали кисть человеческой руки с расто-
пыренными пальцами. Одна сторона листа была совершенно белого цвета и на ощупь бы-
ла,как-будто сделанная из белой замши,а другая сторона листа-была тёмно-зелёная,
блестящая,словно лакированная. Этот сорт тополя,назывался- СЕРЕБРИСТЫМ.Тополёк этот был немного выше,чем два других тополька,-товарищи и друзья его,которые были
посажены справа и слева,по его бокам. Эти топольки,по сравнению с серебристым,смотрелись более проще и неказистее. Они были сорта- ПИРАМИДАЛЬНЫЕ.
             Стволы у них - были светло-бурого цвета,а листья в форме ромбика,оливково-зелёные,сверху -темнее,снизу-светлее.
Мы с сестрой Хадичой,взяли шефство над серебристым топольком. Мы его обкапывали,
поливали и всегда любовались им. Пирамидальные топольки -своей неказистостью,как-бы подчёркивали красоту серебристого тополька.
             Для его поливки,мы с сестрой Хадичой,использовали две воронки: одна
воронка была большая,салатового цвета,другая воронка была более маленькая,белого
цвета.В этот описываемый мной,уже далёкий день,мы с сестрой Хадичой,были совершенно одни. Мы слушали патефон. Пели: Клавдия Шульженко,Гелена Великанова,Владимир Трошин,Утёсов,Ружена Сикора,Русланова,Обухова,Бейбутов и другие певцы и певицы. Потом,мы с старшей сестрой Хадичой,поиграв в свои игры,начинали заниматься вышиванием. Вышивке - мы оба уделяли очень много времени. Мы вышили КОТЁНКА с сиреневым бантом,на белом фоне,ОРНАМЕНТЫ - на белом и чёрном фоне,БОРДОВЫЕ РОЗЫ С ЗЕЛЁНЫМИ ЛИСТЬЯМИ на чёрном фоне, РОЗОВЫЕ РОЗЫ С ЗЕЛЁНЫМИ ЛИСТЬЯМИ на белом фоне,ПОПУГАЙ,-на чёрном фоне,ПЕТУХ на чёрном фоне,БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ на синем фоне, РАЗНЫЕ РОЗЫ на зелёном фоне,ДВОРЕЦ С ФОНТАНОМ-
-на зелёном фоне,ВОРОНА И ЛИСИЦА - на белом фоне,БЕЛОЧКА-на белом фоне и много других вышивок.
              На обед,пришёл домой,наш папа - Рагиб Румович Садыков. Он после работы своей,в ДТС,заглянул в Дом Пионеров,к директрисе- тёте Зое Обиход и она,прекрасно зная,что мы с сестрой Хадичой,увлекаемся вышиванием,дала папе нашему для нас - очень много мотков цветного мулине. Особенно много мулине было
болотного цвета.Этот болотный цвет мулине,- нам очень нравился.
              Хадича его назвала - грязно-зелёный цвет. Я тоже давал названия разным цветам мулине,также по своей фантазии и ассоциации: золотисто-коричневые мулине,я называл- ИГОРЕВСКИМ,тёмно-зелёные мулине - КОТИКОВОЕ, голубовато-зеленоватое мулине - ЭЛЕКТРИК и так далее. Мы вышивали вышивки и слушали патефон.Голоса певцов и певиц,знакомые мелодии и даже вид пластинок с круглыми,
бумажными наклейками- разноцветными и очень красивыми,- вдохновляли нас ,на сильное желание вышивать.
              Я как сейчас,вижу ,мысленным своим взором,-эти старые пластинки.
Ярко-голубая наклейка-этикетка и я слышу музыку и приятное,женское,серебристое
пение из кинофильма - СТРЕКОЗА. Светло-оранжевая наклейка с золотыми буквами и
вот уже,я слышу - мужское пение и военную песню: ГДЕ-ЖЕ ВЫ ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?
И вот так много разных мелодий песен,в сочетании круглых,цветных наклеек в середине патефонных пластинок. Это мне запомнилось на всю жизнь.
              Я очень гордился,что имею дома патефон,а мои ровесники-сверстники
мальчишки,и знакомые и незнакомые - патефона не имеют. Я умеючи орудовал над своим патефоном: умел крутить ручку (заводить патефон),ставить новую иголку в
серебристого цвета,никелированную мембрану,или в пластмассовый,чёрно-вишнёвый
адаптер. Я умел регулировать и громкость патефона.
              А потом,сестра Хадича,вслух,прочитала мне книгу писателя Носова -
- ПРЫГОДЫ НЭЖЗНАЙКЫ,ТА ЙОГО ТОВАРЫШЫВ ( на украинском языке).
Читая потом эту книжку ,самостоятельно,я очень ясно представлял себе героев этой
книги: Знайку,Незнайку,Гунька,лекаря и т.д.
В этот день,папа пришёл домой из ДТС,и принёс на обед - арбуз.
Мама отсутствовала. Она сутки дежурила в больнице,на работе. Мы до отвала,наелись татарским,национальным блюдом (кулламой),в обед. А потом - закуси
ли арбузом. Внутри,арбуз оказался малиново-красным,спелым,очень сладким и вкус-
ным.
А теперь,я хочу дать читателям -рецепт этого очень вкусного блюда,национального
татарского,которое называется -КУЛЛАМА ( БИШ-БАРМАК): это очень вкусное и сытное блюдо готовится так: Вы берёте очень огромную и глубокую тарелку.
На разделочной доске,Вы очень тонко раскатываете тесто. Для теста,Вы берёте 2 сырых ,куриных яйца,соль- половина чайной ложки,1-стакан белой,пшеничной муки и
раскатываете тонко тесто. Тесто разрезаете на большие квадраты,посыпаете мукой,чтобы они не прилеплялись к доске.
              Потом отвариваете говяжье мясо,можно и небольшим количеством жира,
на разделочной доске для овощей,очищенные и вымытые 4 луковицы,мелко надо нарезать на мелкие кубики и поместить к мясу,которое варится в бульоне,добавить
туда пол-чайной ложки соли,пол-чайной ложки молотого,чёрного перца,добавляете
шесть очищенных и вымытых картошек и варите. Когда картошка сварится,её надо вытащить,нарезать тоже тонкими и большими квадратами и потом поместить в тарелку. Потом,когда мясо сварилось,его нарезают тонкими, большими квадратами и
положить в тарелку с картошкой. Потом,в этом бульоне - надо отварить тесто,которое Вы нарезали крупными квадратами. Как только тесто сварилось,Вы добавляете его в тарелку,к мясу и картошке и всё перемешиваете,заливаете сверху
-бульоном,с молотым,чёрным перцем и варёным луком,мелко нарезанным.Можете сверху
положить свежий лук репчатый,кольцами и нарезанные -свежие помидоры и отварную,
нарезанную кружочками,морковь.Куллама готова! Приятного аппетита!
              Помню,мы тогда наелись так плотно,что могли еле дыхнуть.Естественно в этом случае,мы легли отдыхать.Я лёг на старом диване,покрытом тёмно-зелёным бархатом. Мы все легли и сразу-же моментально усну
ли. Когда я проснулся,я с превеликой жутью,заметил...что тёмно-зелёный бархат на
котором,я спал,почему-то мокрый. То-ли описался,то-ли вспотел!
               Знаю одно,что никогда в своей жизни,я не был никогда писуном,никогда не обсикивал свою постель по ночам,как другие малыши.
Вернее всего,- это был пот.
Я с самого раннего детства,был очень дисциплинированным мальчиком,очень воспитан
ным,поэтому не мог сделать ничего иного,как громко заплакать. Заплакал навзрыд.
               Мой плач разбудил папу и сестру Хадичу. Они,в великой сумятице,
бросились ко-мне и спросили: - Что случилось?
- Папа,а бархат не останется навсегда,мокрым? А бархат высохнет?-спросил я,продолжая ещё всхлипывать.

          
                ЮНЫЙ ЭНТОМОЛОГ.
                ===============

                Наконец,когда моей старшей сестре Хадиче исполнилось 16 лет,папа - Рагиб Румович Садыков и мама- Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова - разрешили ей
поехать самостоятельно поехать в город Днепропетровск,навестить бабушку-Шифру Исааковну Гимельфарб и всех родственников.
                Это было самое первое,самостоятельное путешествие,в жизни моей старшей сестры Хадичи.Долго,Хадича там не гостила,а по своему возвращению,стала раздавать нам всем подарки. Сначала она вытащила бабушкины ,еврейские подарки-
- шалахмонесы ( сладости),для всех нас.
                От себя,Хадича подарила мне книжку Льва Стекольникова " НЕОБЫКНО
ВЕННЫЙ МАХАОН " - о дневных и ночных бабочках. Подарила она мне и сачок для ловли дневных и ночных бабочек. Сачок выглядел в виде палки,наверху её была проволока согнутая в форме - кольца и на ней была ярко-розовая,весёлого цвета,
марля,которая была обшита со-стороны кольцеобразной проволоки и заканчивалась в виде треугольника. Прочитав эту прекрасную книжку,которая мне стала - прекрасным
пособием и учебником по энтомологии,- науке о насекомых,я узнал очень много о дневных и ночных бабочках и стал мечтать,что,когда я вырасту,то стану учёным -энтомологом. Я научился разводить бабочек дома из гусениц.
               Сачком,ловить бабочек,намного было легче,чем их ловить руками.
Я ловил также и жуков,и стрекоз,и кузнечиков,и пауков и других,разных насекомых.
Я всегда удивлялся,наблюдая жизнь различных насекомых,которые умело могли спасаться от своих врагов и использовали МИМИКРИЮ,притворяясь злыми осами,или использовали цветовую МИМИКРИЮ и были ,будучи -зелёными,совершенно незаметными на фоне зелёной травы,или серыми,на фоне - серого камня.


                ( Продолжение следует).


Рецензии