Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 8

  Boris Gotman, Ph.D


  Продолжение, предыдущая часть –  http://proza.ru/2022/08/16/999

  Далее судьба «прецизионного секстанта Коутиньо», как он сам назвал его, сложилась достаточно успешно.

  Командование ВМФ Португалии, получившее от изобретателя права на разработку, заключило контракт с престижной немецкой фирмой C. Plath на производство прецизионного секстанта.
 
  В 1929 году капитан Виттенман облетел весь мир на Цеппелине, используя секстант Коутиньо.
 
  После этого успеха прецизионный секстант Коутиньо стал хитом Берлинского авиасалона 1930 года.

  Он использовался многими крупными авиакомпаниями мира на протяжении десятилетий.

  Авиационные секстанты были дополнены устройством для усреднения значений шести или восьми прицелов, взятых подряд, чтобы усреднять небольшие ошибки в выравнивании прицела и компенсировать быстрое движение самолета.

  Прицелом в этом контексте в навигации понимается наведение секстанта на навигационное светило, приведение его изображения к линии искусственного (или морского, если такая возможность есть) горизонта и считывание высоты светила.
 
  Без такого секстанта не было бы дальних полётов, не было бы воздушных экспедиций на полюсы.
 
  Секстант осваивается и в космосе. Приведу отрывки из статьи   Дугласа Г. Адлера, доктора медицинских наук, писателя, исследователя и педагога.

  Доктор Адлер является соавтором новой книги о высадке на Луну, с акцентом на то, как проект НАСА «Аполлон» был изображен в средствах массовой информации.

  Несколько лет назад Дуг Адлер в своей статье «История секстанта Аполлона», дав ей подзаголовок: «Как инструмент из эпохи Великих географических открытий нашел применение в космической эре», впервые рассказал, что «…в течение десятилетия программа «Аполлон» (в дополнение к высадке людей на Луну шесть раз!) произвела невероятное множество технических прорывов и достижений.

  Но многие не знают, что в дополнение к армии сотрудников НАСА, которые работали над миссиями, в дополнение к поистине чудесному компьютеру Аpollo Guidance Computer (AGC) и всемирной сети станций слежения, помогавшим астронавтам добраться до Луны и вернуться с неё, на борту было смонтировано и работало устройство, пришедшее из древности, чтобы помочь с навигацией: секстант».

  Далее Дуг Адлер пишет: «С практической точки зрения секстанты не требуют питания, работают независимо от других навигационных систем и как таковые могут использоваться в качестве отказоустойчивых в случае сбоя электроэнергии и/или связи. Секстант Apollo играл именно эту роль, работая с AGC и часто функционируя как навигационное средство. Наземный персонал дополнил результаты своих рассчётов результатами, полученными с помощью секстанта, в качестве дополнительной резервной копии… Секстант Аполлона использовался на орбите Земли и Луны, а также во время пути между Землей и Луной. Он играл различную роль на каждом из этих этапов: на орбите вокруг Земли или Луны секстант можно было использовать для рассчёта высоты и положения космического аппарата, в то время как при транзите между Землей и Луной он использовался для рассчёта положения и скорости космического аппарата, что имело решающее значение для коррекции курса, чтобы достичь Луны и точно вывести космический корабль на нужную лунную орбиту».
 
  Приведу также мнение сотрудника НАСА, Джеффа Куитни:
 
  «Пилотируемые миссии на Луну или даже Марс будут занимать годы, поэтому будущим астронавтам, направляющимся в эти пункты назначения, было бы разумно взять с собой секстант, учитывая точность, простоту использования и ценность такого устройства в дополнение к любой другой новой технологии. Иногда старые способы действительно являются лучшими».
 
  Секстанту не требуется электроэнергия (в отличие от других форм современной навигации) или что-либо, зависящее от управляемых человеком сигналов (таких как спутники GPS). Помешать его работе нельзя радиосигналами, нельзя и засечь его работу. По этим причинам он считается в высшей степени практичным резервным навигационным инструментом.
 
  На случай отказа бортовых компьютеров и потери связи с Землей астронавтов учат пользоваться секстантами. Главная проблема — разработка оптимальной методики наблюдения. Ведь при работе с секстантом необходимо зафиксировать направление на относительно неподвижные объекты, а с учетом вращения корабля сделать это достаточно сложно.
 
  Теперь несколько слов о курсовом брокере, или корректоре курса -  изобретении  Сакадура Кабрала, и можно будет вернуться к стартующей «Лузитании» и её очень непростому экипажу.

  На иллюстрации фотографии по теме заметки с пояснительными подписями.
   
  Продолжение следует: http://proza.ru/2022/08/22/1196


Рецензии
Очень интересно, особенно то, что изобретенный так давно относительно простой прибор, и сегодня можно успешно использовать за его простоту, отказоустойчивость и независимость.

Слышали ли Вы что-либо о Хеди Ламарр? Необыкновенно красивая женщина, голливудская успешная актриса и талантливый инженер, по-моему даже и самоучка.
Работая много лет с женщинами и для них, я обратила внимание, что, как правило, очень успешные в политике, науке, специальности женщины, или очень некрасивые, или с каким-то другим недостатком.Ущербные, короче.
Но тут, красавица. Оказывается ее изобретение для того времени было просто гениальным, без него бы сегодня было невозможно пользоваться GPS, WiFi, мобильниками и спутниками.

Спасибо за интересный рассказ.

Спасибо за Ваши нелегкие архивные изыскания для нас, читателей.

С уважением

Елена

Елена Ахмедова   19.11.2022 21:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Помню, как знакомил Вас с Хеди Ламарр. С уважением, Борис

Борис Готман   20.11.2022 14:08   Заявить о нарушении
А я забыла, извините, но прочитала недавно в Фейсбуке.

Елена Ахмедова   20.11.2022 21:59   Заявить о нарушении
Спасибо, почитаю.
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   21.11.2022 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.