Инновации минувших эпох

Как Россия восстанавливала Императорский флот
после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг.

***
Крымская (Восточная) война 1853–1856 годов превратила Чёрное море в кладбище кораблей. По данным П. А. Мордовина с начала крымской войны и до заключения Парижского мира (март 1856 г.) из судового состава Черноморского флота было исключено 93 судна. Они были затоплены, сожжены, проданы или разобраны по ветхости. Среди этих судов: 16 боевых кораблей, 8 фрегатов, 8 пароходофрегатов, 5 корветов, 10 бригов, 12 шхун, тендеров и яхт, 10 малых пароходов, 20 транспортов, 4 лоцсудна. Погибли многие торговые суда. Самая большая потеря Черноморского флота была связана с затоплением собственных судов черноморскими матросами. После сражения 8 сентября 1854 года в устье реки Альма русским командованием было принято решение, чтобы преградить доступ неприятелю, пришедшему к крымским берегам с эскадрой, значительно превышавшей Императорский  флот численностью и силой паровых судов, затопить в Севастопольской бухте – 15 кораблей, 6 фрегатов, 8 пароходофрегатов, 4 корвета, 7 бригов, 9 шхун, тендеров и яхт, 3 малых парохода и 15 транспортов. После войны на Черном море уцелели лишь 12 небольших пароходов в разных портах Юга России, 22 небольших парусных судна и 37 гребных канонерских лодок.
Существенные потери в период войны понес и Балтийский флот. Из его судового состава было исключено 34 судна. В их числе 110-пушечной корабль «Император Александр I», фрегат «Диана», фрегат «Успех», корветы «Наварин» и «Львица», 19 гребных канонерских лодок, 3 трансборта, 4 брига, 2 тендера и одна яхта. К весне 1856 года Балтийский парусный флот насчитывал в своем составе (не считая разного рода мелких судов) 22 корабля (9 из них старые), 15 фрегатов (9 – старые), 2 корвета (1 – старый), 14 яхт, транспортов и лоцсудов, 126 гребных канонерских лодок.
Стремясь компенсировать потери военных лет, еще до официального завершения Крымской войны, в декабре 1855 года, Россия приступила к строительству на Балтике одновременно 14 винтовых корветов, каждый с машиной мощностью 200 л. с.; и 11 орудиями. Корветы строились в Петербурге. Изготовление 150-сильных машин для них было поручено Ижорским заводам.
В это же время началось строительство 6 линейных кораблей, первыми из которых стали 110-пушечный «Император Николай I» и 3 фрегата. Постройка кораблей велась в Петербурге, машины для них были изготовлены в Англии (2) и в России. Корпуса клиперов делали в Архангельске.
В завершающий год войны последний раз был перевооружен отечественный парусный флот. Через несколько лет он закончил свой век перевозкой из Финляндии в Кронштадт и Петербург русских войск, остававшихся там после окончания войны. Парусный фрегат «Кастор», постройки 1830 года, в составе отряда контр-адмирала Е. А.  Беренса был отправлен в Средиземное море. Последний парусный бриг Императорского флота «Филоктет», построенный в 1834 году, взял курс на  Константинополь, в распоряжение русского посланника..
В 1856 году император Александр II утвердил Штат флота. В соответствие с этим документом, рассчитанным на 20 лет, России было положено иметь:
– В Балтийском море: 18 винтовых кораблей, 12 фрегатов, 9 пароходофрегатов, 14 корветов, 100 канонерских лодок.
– В Чёрном море (по условиям Парижского мира – Б.Т.): 6 корветов, 9 транспортов и 4 парохода.
– В Белом море: 3 парохода, 2 транспорта.
– В Каспийском море: 14 пароходов, 10 шхун, 6 транспортов, 9 барж, 3 кусовые лодки.
– В Сибирской флотилии: 6 корветов, 6 клиперов, 5 пароходов, 1 шхуна, 2 транспорта.
Программа императора Александра II по обновлению военно-морского флота взяла успешный старт, несмотря на то что Россия испытывала в эти года острейший финансовый кризис. Свидетельством кризиса явилось значительное сокращение сметных расходов на нужды военного кораблестроения. Так смета 1856 года по сравнению со сметой 1855 года была сокращена на 7,5 млн руб., смета 1857 года, по сравнению со сметой предыдущего года, сократилась на 388.517 руб. Смета 1858 года, когда начались основные работы по модернизации флота, сократилась соответственно на 2.951.622 руб.
Несмотря на финансовые трудности, в конце 1850-начале 1860-х годов Балтийский флот пополнился 3 трёхдечными (трёхпалубными) кораблями, 7 фрегатами, 6 корветами, 7 клиперами и 3 морскими канонерскими лодками. В 1863 году были снаряжены 12 винтовых судов, назначавшиеся для отправки в американские порты Тихого и Атлантического океанов и действия в открытом море против неприятеля в случае объявления им войны. Параллельно строились и парусно-винтовые суда. В Николаевском адмиралтействе в октябре 1863 года был заложен парусно-винтовой 9-ти пушечный корвет «Львица».  Он был одним из двух девятипушечных корветов, заложенных в Николаеве после Крымской войны для доведения на Чёрном море количества корветов до 6, разрешённых условиями Парижского мирного договора.
«Львица» была спущена на воду в июне 1865 года, а в следующем году  введена в строй в составе Черноморской флотилии. Строительство корвета велось под наблюдением корабельного мастера поручика Александрова. Корвет имел водоизмещение 795 т, полным — 885 т. Длина судна составляла 49,8 метра, ширина 9,4 метра, осадка — 4 метра. На корвете была установлена паровая машина мощностью 411 л.с. и один гребной винт. Экипаж судна состоял из 175 человек. Корвет развивал наибольшую скорость до 8,5 узлов. Первоначальное вооружение судна состояло из одной 36-фунтовой пушки № 1, восьми 36-фунтовых пушко-карронад и двух 10-фунтовых «единорогов». На 1873 год вооружение корвета составляли две 6-дюймовые пушки образца 1867 года и шесть 9-фунтовых пушек образца того же года, а к 1875 году — три 6-дюймовые и четыре 9-фунтовые пушки. Век судна оказался недолгим. В декабре 1879 года корвет «Львица» был выведен из боевого состава флота и сдан Николаевскому порту на хранение.
Одновременно с модернизацией морского флота совершенствовалась практика обучения будущих флотских офицеров.  В 1858 году была составлена первая практическая (учебная) эскадра из пяти винтовых кораблей. Затем ежегодно формировались такие эскадры из боевых судов Балтийского флота. Особое развитие практическая эскадра получила с появлением броненосных судов. Дальние плавания рассматривались как лучшая школа для кадетов Морского корпуса в практике морского дела. Во главе практических эскадр стояли опытные флотоводцы. Так, с 1864 по 1867 год эскадрой командовал контр-адмирал И. Ф. Лихачев, автор книги «Обзор практического плавания броненосных судов» (1864 год). На этой должности его сменил генерал-адмирал Г. И. Бутаков, основоположник тактики парового броненосного флота, зарекомендовавший себя заботливым наставником кадетов и молодых офицеров флота. Его инструкции и приказы по эскадре являлись, по воспоминаниям современников, исключительными по содержанию, глубине и широте высказанных в них мыслей. Собрание приказов адмирала Г. И. Бутакова на флоте называли «Библией моряка». В них были заложены основы военно-морского воспитания, которые в течение ряда десятилетий не утрачивали своей актуальности.
14 ноября 1870 года Александр II утвердил приложенную к всеподданейшему докладу морского министра программу действий по корабельному вопросу на Юге России:
«1) Броненосный флот в Чёрном море должен иметь до времени характер исключительно оборонительный.
2) Число оборонительных судов в Чёрном море должно быть определено теперь же, чтобы одновременно вызвать на юге России заводскую деятельность, приспособленную к броненосному судостроению.
3) За Николаевским портом исключительно оставить в настоящее время значение кораблестроительной верфи для Чёрного моря, и воспользоваться насколько возможно существующими там портовыми сооружениями, с приспособлением их к новому назначению. В новых же сооружениях обратить особое внимание на соблюдение всевозможной простоты и на отстранение всяких расходов, не вызываемых крайней необходимостью. В Севастополе отложить сооружение всяких казенных портовых построек до будущего времени и теперь действовать лишь при помощи средств мастерских Общества пароходства и торговли».
При императорах Александре III (1881—1894) и Николае II  (1894—1917) российское военно-морское руководство находилось под влиянием доктрины «морской мощи» американского адмирала-теоретика Альфреда Тайера Мэхэна (1840–1914). Согласно этой доктрине принцип установления «господства на море» с помощью морской силы рассматривался как определяющий в грядущих войнах и априори окупал все затраты на постройку современных боевых кораблей.  Эта доктрина определяла все усилия государства на укрепление военно-морского флота империи, не зависимо от состояния государственных финансов.
***
Кораблестроительная деятельность Морского министерства после Крымской войны первоначально была направлена на постройку винтовых судов, занявших тогда первое место во всех флотах по своему боевому значению. Но вскоре внимание министерства переключилось на сооружение броненосного флота. Колесные пароходофрегаты должны были, благодаря присущим им недостаткам, уступить свое боевое первенство военным судам с винтовым двигателем, заняв во всех флотах только второстепенное место подсобных судов. По мере старения они удалялись из судовых списков.
Жизнь и технический прогресс постоянно вносили свои коррективы в отечественное военное кораблестроение. Мировая практика военных действий на море выявила необходимость постоянной модернизации отечественного флота. Первым шагом в этом направлении стало исключение в 1862 году из списков морского ведомства парусных судов.
На смену малоэффективным парусникам пришли паровые военные боевые корабли со стальной броней. Корабли такого типа успешно проектировались и строились в Северной Америке и ряде передовых стран Европы. Корабельные инженеры стремились к тому, чтобы новые бронированные суда сохранили в себе все достоинства мореходного судна с его боевыми качествами. Судам нового типа предписывалось иметь высокую скорость передвижения, устойчивость, сильную артиллерию, способную пробивать самую толстую броню и в тоже время носить броню, которая выдерживала самых мощные снаряды.
В 1862 году в экспериментальном порядке деревянные фрегаты Балтийского флота «Петропавловск» и «Севастополь», постройки 1861 года, было решено обшить бронею. Это решение было продиктовано тем, что в начале 1860-х годов Россия ещё не имела ни технических, ни финансовых возможностей для того, чтобы перейти на строительство крупных военных бронекораблей с металлическим корпусом. Кроме того, подобная практика уже имела место и в ряде стран Запада. Так, например, в списках французского флота деревянные броненосные корабли оставались вплоть до конца XIX века.
Работы, связанные с обшивкой броней «Петропавловска» и «Севастополя», потребовали дополнительных материальных затрат. Корпус «Петропавловска», например, обошелся казне в 1.278.748 руб., машина – в 498.320 руб. Расходы на строительство и машину для «Севастополя» составили соответственно 1.669.356 руб. и 359.175 руб.
«Петропавловск» был спущен на воду 15 августа 1865 года, принят в казну в 1867 году. На испытаниях с рангоутом 1 августа 1867 года он развил мощность 2805 л.с. и достиг скорости всего 11,8 узлов. При проектном водоизмещении в 6040 т, (фактическом – 6010 т), на полном ходу шпироном поднимало большую волну, высота которой у клюзов достигала 5 футов. Неудовлетворительная скорость хода происходила оттого, что машина фрегата системы Модслея была построена по чертежам фрегата «Олег». Изготовленная в 1860 году, она далеко уступала в своем устройстве, размерах и силе более современным машинам.
«Севастополь» был принят в казну в 1865 году. В кампании 1865 года «Севастополь», вооруженный тридцатью 196-мм гладкоствольными пушками, совершил плавание по Балтийскому морю. Это был первый заграничный поход крупного русского броненосного корабля. В 1870-е годы оба фрегата входили в боевое ядро броненосной эскадры Балтийского флота. По инициативе начальника эскадры вице-адмирала Г. И. Бутакова на «Петропавловске» в кампанию 1873 года установили прожекторы, а в следующем году – первую в русском флоте противоминную батарею из десяти 87-мм нарезных пушек. «Петропавловск» после 10-летней службы в Балтийском море мог быть еще отправлен в Средиземное.
Русско-турецкая война 1877–1878 годов застала «Петропавловск» в Средиземном море, но участия в боевых действиях против турецкого флота фрегат не принимал. «Севастополь» был исключен из списков 11 октября 1886 года, а в мае следующего года продан на слом. «Петропавловск» числился в составе флота до 4 января 1892 года. Называвшиеся фрегатами «Севастополь» и «Петропавловск» фактически являлись первыми в русском флоте броненосными линейными кораблями. «Севастополь» и «Петропавловск» были единственными в русском флоте деревянными броненосными кораблями.
Желая не отставать от стран Запада, Россия решила в порядке эксперимента построить собственный военный корабль с броневой защитой – канонерскую лодку, получившую в дальнейшем незамысловатое название «Опыт». Проект железной канонерки с орудием, прикрытым броневым бруствером, был разработан корабельным инженером генерал-майором Степаном Ивановичем Чернявским (1804–1868) и представлен в апреле 1861 года в Кораблестроительный технический комитет. После утверждения проекта выяснилось, что многим старым кораблестроительным предприятиям выполнить сложный заказ оказалось не под силу. За реализацию проекта взялось мало кому известное тогда частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марка Львовича Макферсона, основанное в Санкт-Петербурге в 1856 году (позднее — Балтийский завод). Владельцы завода были настолько увлечены идеей создания бронированного судна, что уже в конце мая 1861 года (за месяц до заключения контракта с морским ведомством) предприятие приступило к работам. Они велись из английского и частично из русского металла. Контролировал постройку корабельный инженер прапорщик Х. В. Прохоров. Броневые плиты изготовляли Ижорский и Кронштадтский пароходный заводы. Стоимость контракта была определена в 41.250 руб., срок готовности – 21 августа 1861 года. 8 августа 1861 года состоялась церемония закладки лодки, а 27 сентября того же года бронированная лодка благополучно сошла на воду.
11 мая 1862 года канонерская лодка «Опыт» вошла в состав Гвардейского экипажа. На лодке была применена оригинальная система бронирования, часть её оборудования была выполнена на отечественных предприятиях, часть в Англии. Канонерка не стала настоящим боевым кораблем. По сути дела, она являлась подвижным продолжением Кронштадтских фордов. Но опыт постройки канонерки со столь символическим названием стал бесценным для отечественных военных кораблестроителей. Он помог в дальнейшем развернуть успешное строительство российского броненосного флота, вернувшего Россию в состав великих морских держав.
Первый российский броненосец – плавучая батарея «Первенец» был построен в Англии, частной лондонской фирмой Thames Iron Works. Его строительство, в котором, наряду с английскими специалистами, приняли участие командированные в «туманный Альбион» русские инженеры и мастера, стало для последних хорошей практической школой. «Первенец» был введен в эксплуатацию в августе 1863 года. Его экипаж составляли 18 офицеров и 414 матросов.  Проектное водоизмещение броненосца – 3277 т, нормальное 3622 т. Длина корабля – 220 фт (67,1 м), ширина 53 фт (16,16 м), осадка 15 фт (4,4 м). В качестве двигателей использовались одна паровая машина и два паровых котла мощностью 1067 и.л.с. В первоначальном варианте артиллерия «Первенца» состояла из 26 гладкоствольных орудий 196 мм/60-фн. Плавучая батарея развивала скорость хода до 8,5 узлов (15,75 км/ч).
Для закрепления навыков строительства броненосных кораблей, по чертежам «Первенца» (с незначительными изменениями) была построена плавучая батарея «Не тронь меня». Она строилась на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге по контракту с английским заводчиком Ч. Митчелом. Морское министерство обязалось устроить на Галерном острове эллинг со всеми необходимыми приспособлениями, склад для хранения материалов, мастерские с приводом станков от паровой машины, печи, горны, паровые подвижные краны, железные пути и газовое освещение.
В сооружении верфи и постройке батареи «Не тронь меня» участвовали русские инженеры и мастеровые. Наблюдающим за постройкой от Кораблестроительного технического комитета был назначен корабельный инженер А. X. Соболев. Паровая машина работы завода Хамфрейса (Англия, 1858 год) и четыре бывших в употреблении паровых котла были сняты с винтового корабля «Константин» 1837 года постройки, вскоре исключенного из списков судов Балтийского Флота.
Ремонт паровой машины производил петербургский завод Карла Берда. Батарея была вооружена стальными 203-мм нарезными орудиями, что потребовало от строителей оставить больше места для отката и обслуживания орудий. Исходя из этого соображения уклон бортов начинался не от ватерлинии, а от батарейной палубы. Была усилена толщина брони и тиковой подкладки отвесной части бортов и ниже ватерлинии. Строительство батареи «Не тронь меня» обошлось казне довольно дорого. Корпус корабля – в 923.501 руб., механизм, снятый с винтового корабля «Константин» – в 257.920 руб. Но затраты стоили того.
Участвовать в боевых действиях плавучим батареям «Первенец» и «Не тронь меня» не пришлось. Однако строительство этих кораблей, их многолетняя служба на Балтике значительно усилила оборону морских подступов к Кронштадту и Петербургу.
Март 1863 год в истории императорского флота был ознаменован разработкой и началом реализации «Мониторной кораблестроительной программы», которая стала важным шагом на пути построения отечественного броненосного флота. В связи с тем, что первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны.
Во исполнение этой программы было принято решение построить 11 броненосных башенных лодок (мониторов) – одну двухбашенную («Смерч») и 10 однобашенных («Латник», «Броненосец», «Ураган», «Тифон», «Лава», «Перун», «Стрелец», «Единорог», «Колдун», «Вещун»). Мониторами (от англ. Monitor «наблюдатель, контролёр») было принято называть класс низкобортных броненосный кораблей с мощным артиллерийским вооружением, преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения наземных объектов противника.
Первыми мониторы стали применять американцы во время Гражданской войны 1861–1865 годов, причем как северяне, так и конфедераты. Знакомство русских моряков, побывавших в это время в Америке, с конструкцией и областью применения мониторов, натолкнуло офицеров Императорского флота на мысль о необходимости использования американского опыта, на чем и была основана отечественная мониторная программа.
Программа создания отечественных первенцев броненосного флота привела к увеличению расходов на судостроение до 7,9 млн руб., включая чрезвычайный кредит в размере 3,6 млн руб. Благодаря этим средствам флот получил не только 11 мониторов, но и 13 бронированных паромов и броненосную батарею «Кремль». Броненосная плавучая батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль» был построен вскоре после спуска на воду первых российских броненосных судов подобного типа «Первенец» и «Не тронь меня». «Кремль» был заложен 1 декабря 1864 года на верфи Невского литейного и механического завода П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики в Петербурге. Строительством корабля руководил Н. Е. Потапов. 14 марта 1865 года броненосная батарея была спущена на воду. Паровая машина была установлена со списанного фрегата «Илья Муромец». В 1867 году «Кремль» вступил в строй боевых кораблей.
Одновременно с реализацией «Мониторной кораблестроительной программы» Морское министерство посчитало необходимым строительство более совершенных кораблей. 9 марта 1864 года было принято решение о строительстве еще восьми броненосных судов. Из них два (будущие «Князь Пожарский» и «Минин») — «8-пушечные в 600 нарицательных сил», четыре (будущие броненосные башенные фрегаты типа «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Спиридов») — «4-пушечные в 350 сил» и два (будущие мониторы типа «Русалка») — «4-пушечные лодки в 220 сил».
Изначально броненосные суда (4-пушечные в 350 сил) планировалось вооружить орудиями в закрытой батарее. Но уже в августе 1864 года принято решение, в связи с предназначением этих кораблей для обороны Кронштадта, вооружить каждый из них шестью орудиями в трех башнях и увеличить мощность машин до 400 нарицательных сил (около 1800 индикаторных). Корабли было решено строить по «улучшенному чертежу плавучих батарей». В отличие от кораблей мониторной программы, при строительстве которых широко использовались импортные материалы и оборудование, новые корабли должны были строиться исключительно из отечественных материалов.
Добившись определенных успехов в строительстве прибрежного оборонительного флота, 9 марта 1864 года Морское министерство приняло решение начать строительство на отечественных верфях и из своих материалов второй серии из 8 броненосных кораблей, отличавшихся большой боевой мощью и повышенной мореходностью. Было решено построить фрегат по типу проекта английского инженера Рида. Прототипом был английский броненосный фрегат «Bellerophon», заложенный в 1863 году и спущенный на воду в апреле 1865 года. В русском проекте для увеличения скорости увеличено до 5,58 отношение длины к ширине.
Корпус строился по бракетной системе, почти по всей длине предусматривалось двойное дно. Чтобы гребной винт не мешал плаванию под парусами, он, как и на деревянных фрегатах, предусматривался подъемным. Контракт на постройку первого корабля был заключен 21 октября 1864 года с подрядчиком К. Митчеллом.
18 ноября 1864 года на Галерном острове началось строительство первого «железного броненосного судна большого ранга» по несколько измененному проекту. Водоизмещение возросло до 4137 т. Мощность с 450 н.л.с. в проекте возросла до 600 н.л.с. по факту. Восемь 300-фунтовых (229-мм) орудий были размещены в закрытой батарее. Спуск назначался не позднее августа 1866 года, а окончательное приготовление к службе – к июню 1867 года. 29 мая 1865 года «8-пушечный броненосный корвет» был зачислен в списки флота и стал наименоваться «Пожарский». 4 июля 1866 года название корабля уточнили: «Князь Пожарский». 8 ноября того же года корвет стал именоваться броненосным фрегатом. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер штабс-капитан А. Ф. Соболев.
Изменения и усовершенствования в ходе постройки задержали спуск на целый год – до 31 августа 1867 года. К началу 1867 года была составлена новая спецификация, учитывающая все изменения, вносившиеся при постройке. В ходе достройки усилили бронирование за счет введения дополнительного листового и профильного железа между тиковой прокладкой. Вместо задерживавшихся изготовлением новых 229-мм нарезных орудий, учитывая предстоящее крейсерское назначение корабля, установили восемь 203-мм в каземате и два 152-мм в оконечностях на поворотных платформах. Водоизмещение корабля достигло 4505 т, номинальная мощность – 600 н.л.с., индикаторная – 2835 и.л.с. В результате, превосходства скорости над английскими броненосными фрегатами русский корабль не получил. Его прототип «Bellerophon» при мощности механизмов 6520 и.л.с. ходил до 14 узлов против 10,8 нашего фрегата. Русским инженерам-кораблестроителям было над чем работать.
«Князь Пожарский» строился из русского железа, машина в 600 сил с одним винтом и котлы были изготовлены на заводе Берда. Ижорские заводы изготовили броневые плиты толщиной в 4,5 дюймов на каземате и в 4 дюйма на поясе по ватерлинии, на тиковой подкладке в два ряда и с внутренней железной рубашкой из углового железа. Стоимость корпуса фрегата –1.035.479 руб., машины – 384.140 руб.
В 1869 – 1871 годах фрегат посылался для пробных плаваний в Балтийское море, однако не обнаруживал хороших мореходных качеств, вследствие чего был передан для испытаний под наблюдением контр-адмирала А. А. Попова. Последний, подвергнув фрегат новому всестороннему испытанию в море, нашел, что недостатки его заключаются не в чертежах и конструкции судна, а в «неправильности размещения некоторых тяжестей и в «несоответственности» рангоута. Было высказано мнение, что при небольших, второстепенных переделках внутри корпуса, фрегат сделается хорошим морским боевым судном. Действительно, произведенные переделки дали столь удовлетворительные результаты, что летом 1873 года он был отправлен в Средиземное море для практического плавания и для станционной службы. Фрегат «Князь Пожарский» стал, таким образом, первым русским броненосцем, высланным из Кронштадта далее пределов Балтийского моря.
Осенью 1875 года фрегат благополучно возвратился в Кронштадт, где был подвергнут значительным исправлениям по корпусу и механизмам. Корпус был обшит в подводной части деревом с цинковыми листами. Машина перебрана и переделана. Вместо шести старых установлены восемь новых котлов, вместо одной трубы две – постоянная и подъемная. Вооружение: восемь 203-мм, восемь 152-мм и 87-мм, несколько 16-мм и 44-мм скорострельных. Осенью 1877 года под парами на пробном испытании при мощности механизмов в 2214 л.с. фрегат развил 11,9 узла, т. е. на один узел больше против испытаний в 1872 года. В это же время сделаны приспособления для действия шпиронными, откидными и буксируемыми минами. В 1878 году фрегат второй раз ушел в Средиземное море.
Водоизмещение корабля составляло 4505 т, мощность номинальная – 600 н.л.с., индикаторная – 2835 и.л.с. Длина между перпендикулярами – 265 футов. Наибольшая ширина – 49 футов, углубление носом по чертежу – 17 футов 10 дюймов, кормой – 22 фута 1 дюйм. Стоимость корпуса 1.035.479 руб., машины – 384.140руб.
В апреле 1880 года «Князь Пожарский» ушел на Дальний Восток в четырехлетнее плавание. К этому времени из старой артиллерии остались лишь две 203-мм, две 152-мм и четыре 87-мм пушки. Взамен снятых было добавлено две 64-мм пушки Барановского, две 47-мм и пять 37-мм револьверных пушек Гочкиса, два надводных торпедных аппарата. В 1887 году на корабле заменены котлы. В 1893 году и в начале XX века предлагалось несколько проектов капитальной модернизации корабля, но осуществлены они не были. С 1897 года крейсер находился в составе Отряда судов морского корпуса и почти каждый год совершал летом практические плавания. Официально же он стал именоваться учебным только с 24 марта 1906 года. В 1909 году переведен в блокшив и в 1911 году исключен из списков флота.
По типу «Князя Пожарского» планировалась постройка второго мореходного казематного броненосца – «Минин». Первоначально его именовали броненосным корветом, затем фрегатом. 30 ноября 1864 года был заключен контракт с владельцами Невского судостроительного и механического завода П. Ф. Семянниковым и В. А. Полетикой, и в августе 1865 года началась постройка. Сроки готовности корабля для установки механизмов были определены – зима 1866 года, а для сдачи – лето 1868 года. 29 мая 1865 года новый корабль, получивший название «Минин», зачислили в списки флота. Как и «Князь Пожарский», он назывался сначала броненосным корветом, затем фрегатом. Первым изменением в проекте стало увеличение мощности машин с 450 до 600 н.л.с. и усиление бронирования и артиллерийского вооружения.
В январе 1865 года Кораблестроительный технический комитет  предложил превратить его из казематного в башенный с установкой башен К. Кольза. Новый проект, разработанный к 1867 году, предусматривал установку двух башен Кольза диаметром по 7,6 м, толщиной брони в 152 мм с четырьмя 229-мм, а позднее столькими же 280-мм нарезными орудиями. Еще два орудия располагались за носовым броневым траверзом. Толщина брони по ватерлинии предполагалась сначала 152 мм, затем – даже до 178 мм. Для удобства обслуживания парусов и шлюпок над верхней палубой по всей длине оборудовался переходной мостик, соединявший носовую и кормовую надстройки. Механическая установка в 800 н.л.с. (около 4000 и.л.с.) должна была обеспечить скорость 14 узлов. Корпус удлинялся на 7,3 м за счет вставки по миделю, водоизмещение возросло до 5740 т. Столь основательное изменение проекта чуть ли не на год задержало постройку корабля. В октябре 1866 года подписали новый контракт. Спуск на воду назначался не позднее августа 1868 года, а окончание постройки – к июлю 1869 года. Вместо 229-мм пушек было предложено установить 381-мм, потом 280-мм. Затем снова изменили конструкцию корпуса, толщину брони и состав металла.
В результате спуск состоялся только 22 октября 1869 года, после чего приступили к установке башен. Чертежи возили к К. Кользу для консультаций. Но 7 сентября 1870 года построенный по проекту К. Кольза броненосец «Captain» перевернулся во время шквала и погиб почти со всем экипажем и автором проекта. В связи с этим работы на «Минине» были остановлены. Лишь в 1874 году по указанию императора Александра II было решено перестроить броненосец «Минин» (по предложению А. А. Попова) в океанский рангоутный крейсер с сильной артиллерией по образцу «Генерал-Адмирала»;. Предстояло снять обе башни, переделать надводную часть корпуса для устройства на верхней палубе особых выступов для четырех 8-дюймовых нарезных орудий, подводную часть корпуса обшить деревянной настилкой с цинковыми наружными листами, уменьшить кормовой свес подзора и заменить балансирный руль обыкновенным. Экономия в весе корпуса использовалась для установки полного фрегатского рангоута и переделки прежней машины обычной системы с нарицательной мощностью в 800 сил на более мощную в 900 н.л.с. с тремя цилиндрами и 12 котлами, а также для увеличения запасов топлива. Проектное водоизмещение достигло 5.740 т, длина по ватерлинии – 69,8 м, ширина наибольшая – 14,9 м, углубление кормой – 7,2 м.
В ноябре 1874 года был заключен контракт с Балтийским заводом на переделку корпуса и изготовленной ранее паровой машины с увеличением мощности до 6000 и.л.с. Кроме башен, разбиралась надводная часть корабля – около 700 т железа, кардинально менялось общее расположение, снималась броня. Так как корпус «Минина» по размерам получался больше «Генерал-Адмирала», то в начале 1875 года разработали проект перевооружения: четыре 203-мм пушки в 30 калибров на спонсонах, двенадцать 152-мм длиной в 28 калибров по бортам на верхней палубе, с круговым обстрелом по всему горизонту, к ним добавили четыре 87-мм пушки и две 44-мм пушки капитана Энгстрема. Разработан был и вариант вооружения в случае использования корабля для береговой обороны: предполагалась установка 280-мм орудий. В 1880-е годы вместо двух 44-мм Энгстрема установлены две десантные пушки конструкции П. П. Барановского, восемь 47-мм и четыре 37-мм револьверные пушки. Корпус обшили деревом и цинковыми листами. Был увеличен запас топлива до 800 т, но сохранен полный фрегатский рангоут.
По окончании переделок крейсер в 1878 году был переведен в Кронштадт для установки брони, машин, мин Уайтхеда, шпиронных шестовых и буксируемых мин. На ходовых испытаниях осенью 1878 года корабль развил скорость в 14,5 узла. В отчете по морскому ведомству отмечалось, что такой результат «делал честь как составителям чертежей корпуса фрегата, так и Балтийскому заводу, изготовившему машину, наибольшую по силе в нашем флоте». Это была еще и первая в русском флоте вертикальная машина, в два раза более мощная, чем на «Князе Пожарском». Одним из первых «Минин» получил надводные торпедные аппараты. Новой была и разработанная по инициативе С. О. Макарова водоотливная система с магистральной трубой. В целом постройка и «достройка» «Минина» заняла около 14 лет. 1 ноября 1878 года фрегат вышел в свое первое заграничное плавание, в ходе которого показал отличные мореходные качества под парусами. Стоимость корабля составила 2.944.096 руб., при этом стоимость машины составляла 27 % общей стоимости судна.
В 1880 –1881 годах фрегат совершил плавание на Дальний Восток. «Минин» был первым русским броненосным кораблем, появившимся в Тихом океане. Это произвело сильное впечатление на потенциальных противников России. В Англии после этого приняли решение послать в Тихий океан несколько броненосных кораблей.
В 1887 году во время модернизации крейсера на Франко-Русском заводе на нем были установлены первые на Императорском флоте водотрубные котлы Бельвиля, заменившие менее эффективные огнетрубные. В октябре 1891 года «Минин» совершил поход в Брест-над-Бугом, а в мае 1892 года – последнее заграничное плавание. С тех пор корабль не покидал Балтики.
В 1893–1894 годах высказывались предложения снять с «Минина» громоздкий рангоут и установить более мощную и экономичную паровую машину (8000 л.с.) с тем, чтобы вернуть ему роль быстроходного (16,5 узлов) океанского крейсера, с дальностью плавания до 3260 миль при прежнем запасе угля. Однако эти планы не осуществились. «Минин» был капитально перестроен в специальный учебный корабль. На нем установили паровую машину двойного расширения мощностью 4000 л.с. с черноморского парохода «Опыт» (бывшая царская яхта «Ливадия»), парусный рангоут заменили легкими мачтами, оборудовали новые жилые помещения за счет уменьшения запаса топлива. Из прежней артиллерии в 1900 году остались лишь четыре 203-мм пушки длиной в 30 калибров и две десантные 64-мм пушки П. П. Барановского. Остальные при переоборудовании в учебный артиллерийский корабль заменили шестью 152-мм длиной в 45 калибров и шестью 75, восемью 47 и четырьмя 37-мм пушками, а также четырьмя пулеметами.
В 1900 году крейсер был зачислен в учебно-артиллерийский отряд. В 1906 году «Минин» перечислен в класс учебных судов. В 1907–1909 годах он входил в состав Отряда Морского корпуса. Осенью 1908 года в Кронштадте начались работы по переоборудованию старого крейсера в минный транспорт. 29 января 1909 года «Минин» зачислили в класс транспортов, 2 марта переименовали в «Ладогу» и перечислили из 1-го во 2-й ранг. Затем по инициативе командования Балтийского флота было принято решение о переоборудовании корабля в минный заградитель. 23 октября 1909 года «Ладога» перечислена в класс заградителей и затем вошла в состав Отряда заградителей. Во время реконструкции вся артиллерия минного заградителя была демонтирована и на него установили четыре 47-мм пушки. Минные трюма были переоборудованы для размещения 1000 мин заграждения. Корабль принял активное участие в минных постановках в начале Первой мировой войны, но 2 августа 1915 года заградитель погиб на мине у острова Эре.
***
Изучив недостатки первых мониторов типа «Смерч», проектировщики пришли к мысли о необходимости создания башенных кораблей с более высоким надводным бортом и улучшенными ходовыми качествами. Такими кораблями стали броненосные фрегаты типа «Адмирал Грейг» (проект Е-3) — первые мореходные башенные броненосцы Российского флота. Чертежи нового ко¬рабля типа «Адмирал Грейг» Корабельный технический комитет разработал в 1864 году.
Первый корабль проекта Е-3 (будущий «Адмирал Грейг») поручили строить казенной верфи Невского адмиралтейства. Подготовительные работы были начаты 20 апреля 1865 года, строительство — 20 августа 1865 года. Второй фрегат (будущий «Адмирал Лазарев») строил завод Карра и Макферсона, с которым 12/24 мая 1865 года был заключен контракт и утверждены окончательные построечные чертежи. Этому же заводу заказали и машины для обеих кораблей. Два других фрегата – «Адмирал Спи¬ридов» и «Адмирал Чичагов» — строились на заводе на частном заводе Семянникова и Полетики. Эти же заводы, совместно с заводом Берда, из-готавливали башенные установки.
Официальная закладка «Адмирала Грейга» состоялась 28 апреля 1866 года, «Адмирала Лазарева» – 17 мая 1867 года. Первоначально постройка первого фрегата шла довольно быстро. Однако опоздания в изготовлении кованых штевней и другие неурядицы казенной постройки задержали спуск корабля на воду.
Первым 9 сентября 1867 года на воду сошел «Адмирал Лазарев» (осадка с полозьями кормой 2,74, носом 1,52 м, стрелка перегиба 4,76 мм). «Адмирал Грейг» был спущен 18 октября 1868 года (осадка с полозьями с кормой 3,2, носом 2,29 м).
Корабли представляли собой трехбашенные двухвинтовые мониторы. Полное их водоизмещение достигало 3881 т, длина по ватерлинии — 77,65 м, ширина — 13,11 м, осадка — 5,56 м. Орудия главного калибра устанавливались в трех башнях системы английского изобретателя К. Ф. Кольза. Помимо механического привода башни имели в качестве дублирующего ручной привод. Изначально корабли, кроме основной, не имели никакой вспомогательной артиллерии. В 1878 году каждый из них оснастили четырьмя 87-мм пушками образца 1867 года и одной 44-мм скорострельной пушкой Энгстрема. Броненосные фрегаты отличались высоким весом бортового залпа.
Корабли были оснащены двумя горизонтальными двухцилиндровыми паровыми машинами прямого действия системы Гомфрейса. На испытаниях машины достигли мощности 2004–2031 л.с. Машины питалась паром при давлении 1,76 атм от пяти огнетрубных котлов коробчатого типа. Машины приводили в действие трехлопастные винты диаметром 4,57 м. Емкость угольных ям составляла 260 т. Это обеспечивало дальность плавания 9-узловым ходом 1200–1500 миль. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость хода «Адмирала Грейга» составляла 9,54 узлов, «Адмирала Лазарева» — 10,4 узлов.
Для своего времени корабли были хорошо механизированы. Паровые приводы имели башни, вентиляторы, центробежный и пожарный насосы, брашпиль. Изначально планировалась установка развитого парусного вооружения, но еще в ходе строительства для уменьшения перегрузки оно было сильно уменьшено и в окончательном виде представляло собой три мачты с косыми парусами, с очень ограниченными целями — уменьшение бортовой качки и возможность спуститься по ветру в случае повреждения машин.
Броня поставлялась с адмиралтейских Ижорских заводов и Камского медеплавильного и железоделательного завода. Корабли имели сплошной броневой пояс по ватерлинии, прикрывавший весь борт от верхней палубы и уходивший ниже ватерлинии. Броневой пояс набирался из трех рядов броневых плит, располагавшихся заподлицо с обшивкой корпуса, для чего корпус в районе броневого пояса имел специальный уступ. Толщина пояса составляла 140 мм в середине корабля и утончалась до 114 мм в носу и 102 мм в корме. Нижний (подводный) ряд плит бронепояса имел чуть меньшую толщину — 128-мм в центральной части корпуса.
Броня пояса имела «слоеную» конструкцию — в центральной части корабля она состояла из 114-мм внешних бронеплит, 203-мм тиковых брусьев с железными угольниками между ними, 24,5-мм железных листов и 229-мм тиковой подкладки под броню, за которой располагалась 14,3-мм обшивка корпуса. По тогдашним представлениям такая конструкция обеспечивала равную сопротивляемость с монолитной броней, но при этом была более технологичной (изготовление толстых броневых плит в то время только налаживалось). Орудийные башни были защищены броней толщиной 165-мм (лоб), 152-мм (борт) и 140-мм (тыл), боевая рубка 127 мм броней. Корабли имели броневую палубу толщиной 25,4-мм, набиравшуюся из двух слоев брони толщиной 15,9-мм и 9,5-мм. Между ними помещался слой толстого сукна или толстого войлока.
Во время морских испытаний «Адмирал Лазарев» показал скорость 10,4 узла (19,3 км/ч) при 2004 и.л.с. (1494 кВт). Вице-адмирал А. А. Попов признал мореходность «Адмирала Лазарева» «превосходной». Официально корабль вступил в строй в 1872 году. Стоимость постройки корпуса с главными механизмами составила 1.289.300 руб.
На ходовых испытаниях в октябре 1871 года «Адмирал Грейг» показал скорость 9, 54 узла при 2031 и.л.с.
На момент начала строительства корабли классифицировались как броненосные батареи. 8 ноября 1866 года они были причислены к броненосным фрегатам. Экипаж кораблей состоял из 12 офицеров и 260 унтер-офицеров и матросов. Броненосные фрегаты добросовестно служили в составе Балтийского флота до 1907 года.
Постройка и служба броненосных фрегатов стала важным этапом в развитии отечественного судостроения и флота. Это был первый опыт проектирования и постройки крупной серии больших броненосных кораблей на отечественных верфях, из отечественных материалов. Они служили не только надежной защитой берегов Балтики, но и многие годы являлись кузницей кадров российского флота.
Для выполнения столь крупной и перспективной программы Морское министерство мобилизовало все наличные кораблестроительные мощности — казенные заводы, частные заводы и верфи, иностранные компании.
***
Вторая половина XIX века стала для отечественного Военно-морского флота одним из наиболее важнейших периодов развития. Это было, прежде всего, время перехода от парусного к паровому, броненосному флоту. Но не только техническим переворотом ограничивались нововведения. Проводимые в рассматриваемый период преобразования затронули практически все основные сферы флотской жизни: систему комплектования личным составом, систему подготовки офицерских кадров и другие. И наиболее важными из этих реформ, оказавшим, несомненно, значительное влияние на другие преобразования, стало реформирование системы управления Военно-морским флотом. Начатый несколько раньше других реформ, этот процесс зачастую выступал примером в деле проведения иных преобразований, служил определенным залогом их успеха.
Литература:
1. Акимов П. П. История развития судовых энергетических установок. Л., 1966. 188 с.
2. Амирханов Л. И. Артиллерия российских мониторов. Морское оружие. СПб.: Изд. «Гангут», 1998. 32 с.
3. Белавенец П. И. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. СПб: Т-во Р. Голике и А. Вильборгъ, 1910. 280 с.
4. Бережной С. С. Броненосные и линейные корабли. Канонерские лодки. Справочник. М.: Воениздат, 1997. 312 с.
5. Бочаров А. Броненосные фрегаты «Минин» и «Пожарский». СПб., 1999. 98 с.
6. Брандт А. Очерк истории паровой машины и применения паровых двигателей в России. СПб, 1892. 405 с.
7. Кротков А. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. СПб, 1893. 529 с.
8. Кулаков В. М. К критике теории морской силы А. Т. Мэхэна // Морской сборник. 1947 № 11.
9. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота. Сост. Конкевич Л. Г. СПб, 1874.
10. Левин С.Ф. Воссоздание русского флота после восточной войны (морские реформы 50-70-х годов XIX в.) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 1996. Сер. 2. Вып. 4.
11. Мельников Р.М . Башенные броненосные фрегаты: Боевые корабли мира. СПб.: Галея Принт, 2002. 72 с.
12. Мордовин П. Русское военное судостроение в течение последних 25-ти лет, 1855-1880. СПб., 1881. 115 с.
13. Мордовин П. Новейшие английские броненосцы. СПб., 1884. 138 с.
14. Несоленый С. В. Полуброненосные фрегаты «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский» (1869–1918). СПб.: АНО «ИСТФЛОТ», 2011. 76 с.
15. Окунев М. М. Теория и практика кораблестроения: руководство для изучения корабельной архитектуры, составлено по поручению Морского ученого комитета М. М. Окуневым. В 3 вып. СПб.: Морской ученый ком., 1865–1873.
16. Подсобляев Е. Ф. Создание теории господства на море // Военно-исторический журнал. 2006. № 2. С.59–62.
17. Шершов А.П. К истории военного кораблестроения. М.: Военмориздат, 1952. 360 с.
18. Широкорад А. Б.  Энциклопедия отечественной артиллерии. Минск: «Харвест», 2000. 1188 с.
19. Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Леера Г. А. СПб.: тип. В. Безобразова и К;., 1883-1895.


Рецензии