Трость Ганса Гаана

Предметом особой гордости многих асов Люфтваффе была так называемая «Победная трость» («Abschussstock»). Обычно трость из какого-нибудь подходящего дерева собственноручно делали сами летчики. Затем они вырезали на трости кольца по количеству одержанных ими воздушных побед. А по мере повышения своего статуса, некоторые асы заказывали у лучших мастеров профессионально изготовленные красивые трости.      

Именно такую щёгольскую трость мне довелось подержать в своих руках. Это была довольно массивная трость с круглым металлическим набалдашником и цепочкой для руки, искусно сделанная из какой-то крепкой древесины. Трость была густо усеяна прикрепленными к ней небольшими металлическими кокардами, обозначавших национальность сбитых самолетов противника. Принадлежала трость знаменитому асу Гансу Гаану. Скажу честно, у меня к нему особое отношение.

Дело в том, что Ганс Гаан был первым немецким летчиком, о котором я узнал в середине 60-х годов, будучи ещё школьником. Причём летчиком, одержавшим более 100 воздушных побед. Это произвело на меня колоссальное впечатление. Впрочем, это и не удивительно. Ведь тогда у нас в стране все были уверены в том, что больше всего сбитых самолетов на счету имели советские асы Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. А тут вдруг какой-то Ганс Гаан, который превзошел наших трижды Героев! Разумеется, в то время сведений о вражеских летчиках, в том числе о Гаане, было крайне мало. К тому же в нашей литературе на тему асов Люфтваффе всегда было множество откровенного вранья и надуманных легенд. Немало глупостей написали и о Гаане, но я не буду здесь их повторять. Лучше, пользуясь возможностью, я расскажу настоящую историю Ганса Гаана, имевшего шутливое прозвище «Асси» («Assi»), и мои личные воспоминания, связанные с ним.   

Итак, кто же такой был этот вражеский ас?

Родился Ганс Гаан (Hans Hahn) 14 апреля 1914 года в Тюрингии. Служить в вооруженных силах он стал с 1934 года. Сначала он служил простым пехотинцем, однако уже в следующем году 21-летний Ганс перешел в авиацию.

Отличный спортсмен, внешне он был крепышом, с лицом атлета. За свои незаурядные способности, он был даже включен в состав сборной Германии по пятиборью для участия в Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Однако из-за досадной болезни Гансу пришлось пропустить Олимпиаду.

Зато его военная карьера уверенно шла в гору. Сначала он служил пилотом в истребительной эскадре «Хорст Вессель», затем — инструктором в школе летчиков-истребителей Вернойхен, позже он снова был пилотом, но уже в штабе JG.3.

Вскоре после начала второй мировой войны, в октябре 1939 года Гаан перешел на службу в JG.2 «Richthofen», а в декабре того же года стал командиром 4-го отряда этой эскадры.

Свою первую воздушную победу «Асси» одержал 14 мая 1940 года над Францией, а 20-ю победу – 23 сентября 1940 года, за что на следующий же день обер-лейтенант Гаан был награжден Рыцарским крестом.       
   
Вскоре 29 октября 1940 года капитан Ганс Гаан стал командиром 3-й группы 2-й истребительной эскадры «Рихтгофен», в составе которой прославился в боях над Ла-Маншем как один из наиболее результативных летчиков. После 40-й воздушной победы «Асси» 14 августа 1941 года был увенчан Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Всего на Западном фронте он сбил 66 французских и английских истребителей, в том числе 53 «Спитфайра».

1 ноября 1942 года Гаан был назначен командиром 2-й группы 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» (II./JG.54 «Grunherz») и направлен на Восточный фронт. Там за довольно небольшой период времени ему удалось одержать 42 победы над «Сталинскими соколами», доведя свой общий счет до 108 сбитых самолетов. Однако на 560 боевом вылете его постигла неудача, и он попал в плен.

Произошло это 21 февраля 1943 года в районе Демянска, где в то время шли ожесточенные бои. Довольно жарко было и в небе. Я не буду подробно распространяться на эту тему, лишь коротко отмечу, что по данным Оперативной сводки советской 6-й воздушной армии, безвозвратные потери в течение дня составили 11 самолетов, в том числе 9 истребителей (4 «Киттихаука», 3 ЛаГГ-3, 1 Ла-5 и 1 Як-7). Кроме того, произвели вынужденные посадки на своей территории 3 истребителя (2 Ла-5 и 1 «Киттихаук»).

В свою очередь, наши летчики доложили о 13 уничтоженных самолетах противника (12 Ме-109 и 1 ФВ-190). Правда, фактически немцы потеряли всего один «Мессер», за штурвалом которого и был герой моего рассказа майор Гаан. В причинах несоответствий между победными заявками советских летчиков и действительными потерями противника, на этот раз я разбираться не буду. Я лишь уточню подробности воздушного боя, в котором был сбит Ганс Гаан.

Прежде всего поясню, что согласно многим нашим источникам, победу над Гааном одержал летчик 169-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Павел Гражданинов. Конечно, в мемуарной и прочей литературе есть различные описания того боя, причём зачастую с весьма сомнительными подробностями и явными фантазиями некоторых авторов. Лично я мало доверяю подобной беллетристике и предпочитаю исключительно документальные источники.

К счастью, в «Журнале боевых действий» советского 169-го истребительного авиаполка есть довольно подробные описания вылетов и боев. В слегка откорректированном виде текст донесения за 21 февраля 1943 года выглядит примерно так:

«В 10 часов 55 минут 6 самолетов Ла-5 (лётные пары: Числов — Кудряшов, Гражданинов — Давыдов, Баландин — Воробьев) вылетели на прикрытие наших войск. В районе деревни Засово (юго-восточнее Старой Руссы) на высоте 2.500 метров, встретили 8 Ме-109, вступили в бой. В процессе боя подошло ещё 4 Ме-109. Итого было 10-12 самолетов противника. В результате воздушного боя сбили 6 самолетов противника. Старший лейтенант Числов сбил 1 Ме-109, который упал в 3-5 км юго-восточнее Засово. Старший сержант Давыдов сбил 2 Ме-109, которые упали 5 км восточнее и севернее Засово. Старший лейтенант Гражданинов сбил 3 Ме-109, которые упали 4-6 км южнее деревни Вольное. У самолета Числова пробита правая плоскость, требует замены. Младший лейтенант Баландин был зажжен в воздушном бою, выбросился с парашютом и приземлился на своей территории. Лейтенант Воробьев подбитый сел на своей территории, сам невредим, о состоянии самолета неизвестно. Старший сержант Кудряшов в воздушном бою был подбит – подбит мотор, пробит маслобак, руль поворота, произвел вынужденную посадку в районе Заборовье, летчик невредим, самолет требует ремонта силами части. Во время боя израсходовано 502 снаряда ШВАК».

Справедливости ради, следует привести и данные противника о результатах этого боя. Правда, на этот счёт есть лишь краткая информация, согласно которой немецкие летчики сбили 4 русских истребителя Ла-5. По одному из них сбили обер-фельдфебель Генрих Веферс и майор Ганс Гаан, два «Лавочкина» сбил обер-лейтенант Макс Штотц. В принципе, это сходится с количеством сбитых или подбитых наших самолетов. 

Вернусь, однако, к судьбе «Асси». Как мы уже убедились, в «Журнале боевых действий» 169-го авиаполка, не сказано о том, что Гаана сбил именно Гражданинов. Вероятно, основанием для такого утверждения стала элементарная арифметика, так как по докладу Гражданинова, в этом бою он сбил аж три вражеских «Мессера». Хотя, победителем Гаана мог быть и Давыдов, который, как мы знаем, отчитался об уничтожении двух Ме-109. Во всяком случае, пушечная очередь одного из двух советских истребителей (пары Гражданинов — Давыдов), атаковавших самолет Гаана, действительно угодила в его «Мессер».

Как вспоминал сам Гаан, он ощутил сильный удар в мотор, после чего весь его самолет задрожал и остановился винт. Дотянуть до своих Гаан уже не мог, так как находился слишком низко над землей, практически над кронами деревьев. Он лишь успел связаться со своим ведомым обер-лейтенантом Штотцем и сообщить ему, что идёт на вынужденную посадку.

Спустя несколько секунд неуправляемый «Мессершмитт» плюхнулся на фюзеляж прямо в середину проходящей маршевой колонны, убив и покалечив при этом нескольких несчастных красноармейцев. Только благодаря тому, что рядом оказался какой-то видный советский генерал с палочкой, «фашистского стервятника» не растерзали на месте, а взяли в плен.

Отмечу, что Гаан оказался первым командиром истребительной группы (по нашему – полка) Люфтваффе, угодившим в плен на Восточном фронте. Действительно, случай был особенный, поэтому, неудивительно, что в различных советских штабах его допрашивали много раз, прежде чем отправить в лагерь военнопленных.   

Тем временем, победителей Гаана ждала печальная судьба: 5 марта 1943 года командир звена старший лейтенант Павел Гражданинов и его ведомый старший сержант Александр Давыдов не вернулись из очередного воздушного боя. Посмертно обоих летчиков удостоили высоких наград — Давыдова наградили орденом Красного Знамени, его другу Гражданинову даже присвоили звание Героя Советского Союза.

А для Гаана потянулись долгие годы плена. Лишь в конце 1949 года сильно похудевший Ганс Гаан вернулся на родину. Свои воспоминания о тяжелых испытаниях в плену он описал в книге «Я говорю правду» («Ich spreche die Wahrheit»).

Последние годы своей жизни он провел в живописном австрийском Тироле, проживая в двухэтажном особняке. «Асси» был успешным бизнесменом, вёл активный образ жизни, по мере возможности занимался спортом, а по праздникам любил производить залпы из маленькой пушечки, стоящей во дворе.

Выдающегося аса не стало 18 декабря 1982 года после тяжелой продолжительной болезни. Спустя несколько лет мне довелось побывать в доме знаменитого летчика. Здесь я услышал много интересного про «Асси», видел альбомы с уникальными фотографиями. В кабинете бывшего аса - множество книг и различных предметов, напоминавшие о его боевом прошлом. На красивом антикварном столике стояли глобус, небольшая модель истребителя Мессершмитт-109, рамки с фотографиями. А над самим столиком висел писанный маслом портрет молодого Ганса Гаана. Особое почетное место занимала его щегольская трость и красивая бархатная коробочка в которой хранился Рыцарский крест с Дубовыми листьями.       

Похоронен «Асси» на местном кладбище с небольшой кирхой. В углу перед входом в кирху — скромное распятие с Христом, по бокам которого — две мраморные таблички с именами местных уроженцев, жертв первой и второй мировых войн.

Интересно, что в отличие от наших помпезных и дорогих мраморных памятников с изображениями умерших, в Австрии захоронения очень скромные. Утопающие в цветах могилы с лампадками не огорожены, на них, как правило, стоят лишь искусно выкованные ажурные металлические кресты, на которых указаны только персональные данные умерших, а также их даты рождения и смерти.

Я долго стоял перед таким же скромным местом упокоения «Асси» и вспоминал, как впервые узнал об этом знаменитом немецком летчике, перебирал в памяти имена советских летчиков Павла Гражданинова, Александра Давыдова, других участников того далёкого боя 21 февраля 1943 года, и конечно же, размышлял об удивительных превратностях непредсказуемой человеческой судьбы...


Рецензии
Мне понравился рассказ о немецком лётчике. В нём я почувствовала не только уважение к профессионализму противника,а к человеку вообще, независимо от его обстоятельств и национальности. Во время работы переводчиком на выставке в Сокольниках я говорила с немцем из ФРГ,который побывав у нас в плену во время ВОВ, вспоминал о хорошем отношении к пленным. В Гамбурге, на кладбище я видела ухоженные могилы советских солдат. 9-го мая к ним приносят первые цветы.
Инна Львовна.

Инна Коробицына   31.10.2022 15:47     Заявить о нарушении
Уважаемая Инна Львовна, большое спасибо за рецензию! Бывая в Германии я часто посещал различные кладбища и всегда удивлялся ухоженности захоронений советских воинов...

Олег Каминский   01.11.2022 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.