Как арабы изобрели пушку и открыли Америку

Среди наиболее впечатляющих достижений средневековых арабов -- изобретение в XII веке огнестрельного оружия и открытие в том же столетии Америки.

Считается, что знания о порохе и способах его изготовления пришли к арабам от китайцев и индусов. На этот счет существуют разные мнения, в том числе и такое, что арабы сами додумались до изготовления этого "огненного зелья". Как бы то ни было, несомненным является то, что арабы стали первыми, кто применил порох для стрельбы. Причем, огнестрельное оружие было у арабов двух видов -- ручное (по типу ружей) и пушки. Согласно написанной Альфредо Конде истории мавров в Испании, огнестрельное оружие впервые применялось арабами при осаде Сарагосы в 1118 году, т.е. более чем за 100 лет до первого упоминания китайского и индийского огнестрельного оружия. Сами арабы называли огнестрельное оружие термином "модфа" (или "мадфа"), а ядра и пули называли словом "бандок", что значит "орех".

Порох арабы изготовляли по следующему рецепту: полторы части серы, 20 частей селитры и две части древесного угля. Снаряды для стрельбы из модф изготовлялись из свинца. Судя по описаниям самих средневековых арабов, модфа представляла собой короткий железный ствол, закрепленный на деревянной основе. Порох воспламенялся раскаленным железным прутом, для чего в казенной части ствола имелось запальное отверстие. Таким образом, еще в начале XII века, когда в Европе войны велись исключительно холодным оружием, арабы имели в своем распоряжении огнестрельное оружие ручного и артиллерийского применения.

Раньше всего у арабов появились модфы ручного типа. Однако очень скоро вслед за ружьями арабы стали изготовлять и пушки. Первое надежно задокументированное свидетельство использования арабами пушек относится к 1262 году, когда кастильский король Альфонс X осаждал мусульманский город Пуэблу в Испании. По свидетельству христианского хрониста, отражая атаки кастильцев, арабы стреляли из железных орудий "с громом, шумом, большой скоростью и такой разрушительной силой, которая прежде не была известна".

Потрясенные невиданным ранее оружием, кастильцы решили, что это козни дьявола. Вызванные священники стали изгонять дьявола из стен "нечестивых сарацин", читали молитвы и размахивали крестами. Но это не помогло  и папа римский официально объявил пушки "творением сатаны", запретив христианам их применение.

Однако очевидная эффективность нового оружия заставила европейцев забыть запрет папы и уже в 1308 году испанские христиане обстреливали из пушек стены Гибралтара. В 1314 году орудия появились на территории Бельгии (которая в то время принадлежала Испании). Это поставило Ватикан перед необходимостью благословить открытие пороха в Европе. В противном случае папе пришлось бы отлучать от церкви целые христианские армии, вооруженные самым современным оружием.

Тем не менее, в Европе долгое время сохранялось резко отрицательное отношение к пушкам. Мартин Лютер обвинял артиллеристов в том, что они "продали души дьяволу". Пленным пушкарям без всякой пощады отрубали руки, выкалывали глаза или отправляли на виселицу. Поэтому в средние века установилась своеобразная традиция: при захвате  города пушкарям принадлежали не только трофейные колокола, но и городские виселицы, хотя непонятно было, что с ними делать.

Представления средневековых европейцев о пушках и пушкарях отразил французский гравер Жак Калло, изобразивший последних в виде бесов. На голове артиллериста, сидящего на пушке, арабский головной убор, а в руке -- исламские четки. Дьявольским оружием называли пушки и на Балканах в период борьбы с турками-османами, обладавшими в тот период самой лучшей в мире артиллерией.

Теперь поговорим о другом достижении арабов -- открытии ими Америки. В XVIII веке была обнаружена старинная испанская рукопись с острова Пальма, переведенная Гласом и изданная им на английском языке в 1764 году под названием "История открытия и завоевания Канарских островов". В тексте "Истории" обнаруживается цитата из "Третьей области нубийского географа" относительно далекой страны в Атлантике, где в XII веке побывали арабы-мореплаватели: "Есть также в этом море остров Саале, где мужчины подобны женщинам... дыхание их подобно дыму от горящего дерева... и отличаются мужчины от женщин только детородными органами; у них нет бороды и одеты они в древесные листья".

По мнению знаменитого норвежского исследователя древних культур и птешественника Тура Хейердала, "это примечательное описание заслуживает внимания, поскольк у канарских гуанчей, как и у берберов на Африканском материке, росла борода не хуже, чем у самих арабов; одевались они в овечьи шкуры. А вот американские индейцы безбородые -- кстати, эта черта больше всего поразила и испанцев, когда они впервые прибыли в Новый Свет, -- далее, карибские племена курили табак и многие из них ходили нагишом или в юбочках из пальмовых листьев в отличие от знакомых арабам обитателей Старого Света".


Рецензии