Всадник без головы

      Верно же говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». На днях я осознала, что события этой сказки очень актуальны и по сей день. Мистер Лис, помнишь ли ты ее сюжет? На всякий случай я напомню тебе. В этой очень коротенькой сказке излагается история о незатейливых занятиях бабушки и ее подопечных. Жили они в деревне: бабушка, ее внучка, курочка и мышка. Вся эта весёлая компания постоянно усердно трудилась, и каждый день они ходили за водой, к ближайшему колодцу. И вот наступил роковой день! Набрав воды, они уже возвращались домой, и, проходя мимо яблони, они были очень сильно напуганы чем-то серым и очень быстрым, неким невиданным существом, которое сбило их с ног. Вода была разлита, но им было не до сожалений, потому что они были так сильно напуганы, что бросив все, убежали в дом и спрятались. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку.
«Бабка охает:
— Ох! Гигантский медведь чуть не съел!
Внучка плачет:
— Бабушка, волчара на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище, какой усатый! Вот страху я натерпелась!» Цитата из сказки.
На самом деле, тот страшный зверь, который их так сильно испугал – был обычным серым зайцем, который просто «чилил» под яблоней, но внезапно подул ветер и  яблоньку качнул, а яблочко хлоп, и зайке в лоб! Ну, заяц и подскочил от неожиданности, в тот самый момент, когда ребятки с водой мимо проходили. Бедный заяц, с испугу быстро дал дёру, и, прибежав к своей норе в лесу, подумал: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
    
 Что же такое страх по своей сути? Нужно ли нам это чувство или нет? Долгое время я постоянно боялась многих вещей: разочаровать близких, спорить с работодателем, обидеть человека, испортить репутацию и даже просто сказать «нет». Получив определенный уровень жизненного опыта и  психологического образования, я стала постепенно понимать, что не все так уж очевидно с этой генетически заложенной в нас эмоции.

      Страх – это реакция организма на определенный стимул, характеризующийся как опасность. Данная реакция присутствует у всех живых организмов. Она является необходимой для выживания любой особи, как и пища. Всем млекопитающим свойственна эта эмоция, и она проявляется при наличии реальной угрозы. Но у человека есть неокортекс, который отвечает за высшую мыслительную деятельность. Поэтому мы боимся не только реальных угроз, таких как природные катастрофы, нападение диких животных, вооруженные грабители, но и воображаемых. Способность бояться, то есть реагировать на пережитый в прошлом опасный опыт, составляет большую честь инстинкта выживания. Эта реакция у многих людей происходит по-разному в зависимости от психотипа. Она бывает трех видов: стой, бей, беги. В отличие от боязни реальных опасностей, страхи перед воображаемой угрозой, фобии значительно ухудшают качество жизни современного человека.
    
      Страх – это цепная реакция в нашем мозге, которая также затрагивает и лимбическую систему, то есть сопровождается выбросом определенных гормонов, отвечающих за работу автономной нервной системы, соответственно, запускающая в организме определенные, хоть и замедленные, но долгосрочные процессы. В первые страх формируется у детей на 6 месяце жизни. К 3-4 годам появляется определенная триада: одиночество, темнота и замкнутое пространство. Когда ребёнок находится в дошкольном возрасте, то формируется боязнь глобальных катастроф, войны, ядерного оружия, всему тому, что может привести к гибели мира. В процессе воспитания дети часто сталкиваются с запретами взрослых, и появляется страх не оправдать ожидания: опоздания на уроки, плохих оценок, перспективы наказания от родителей. После длительных исследований психологами был сделан вывод, что многие наши фобии берут свое начало именно в детстве и заложены воспитанием.  Например, моей подруге, когда она была в возрасте 6 лет, бабушка, которая не хотела, чтобы она одна ездила на лифте, говорила: «Если поедешь в лифте одна, то застрянешь там, и никто тебя не найдет! Останешься жить там навсегда!». В итоге моя подруга до сих пор ходит пешком по лестнице, даже если это 12 этаж. Она боится застрять в лифте. 
    
     Фобии и интроекция. Фобия – это индивидуальный страх определенного человека, проявляющийся как отрицательно окрашенная эмоция, вызванная строго определенными внешними стимулами: событиями, предметами или явлениями. Фобии – это навязчивые мысли и переживания, которые мешают человеку нормально жить. Длительное время изучая негативную интроекцию, я пришла к выводу, что практически во всех случаях использования ее как инструмента воспитания детей приводит к формированию у них различных фобий. Приведу пример негативной воспитательной инроекции, которая приводит человека к формированию жизненного сценария – «Ты не достаточно хорош». Мальчику с самого детства говорят о том, какой умный и успешный его старший брат, и он непременно должен стремиться стать таким же потрясающим человеком без недостатков. Ребенок растет и при этом постоянно сравнивает себя с братом, а когда не дотягивает до необходимого, заданного родителями уровня, то испытывает чувство вины, которое перерастает в страх разочаровать семью, и в перспективе развивается фобия. Я не хочу сказать, что все наши страхи берут свое начало в детстве и спровоцированы воспитанием, но многие из них.
   
     Страх – это реакция заразная и может распространиться на глобальном уровне. Хочу привести исторический пример глобализации страха. Всем известный царь Николай 1 в своей жизни столкнулся с множеством обстоятельств, которые породили в нем определенные страхи. Первое – это убийство его отца Павла. Конечно, это событие отразилось на всех его детях и породило в них боязнь предательства, что привело к хронической паранойе и недоверию даже самым близким людям. Второе – это восстание Декабристов, которое пришлось как раз на момент вступления на престол Николая Павловича и привело его к трансформации в Николая Палкина, как называли его люди, которые жили в эпоху его правления. После пережитых событий восстания, естественно, им завладел страх, что, естественно, привело его к поиску первопричины возникшей ситуации, желанию найти виновных. Долгое время изучая этот вопрос, он пришел к выводу, что виной всему является слишком либеральное образование, формирующее в людях способность мыслить свободно. Все это привело к глобальным регрессивным реформам в этой области, запретам многих необходимых дисциплин (философия, логика и т д.) и в конечном итоге снижению качества образования в целом. Взгляды императора стали опираться на трех китов русского общества: самодержавии, православии и народности. Николай полностью изолировал внешнюю политику, боявшись за падение самодержавия и поддерживая отношения только со странами, где они сохранилось в полной мере. Цензура всего и приведение в порядок Свода Российских законов. Было создано подразделение Тайной канцелярии во главе с Бенкендорфом, которое занималось политическими расследованиями. А запреты всегда провоцируют желания, и именно с этого началось формирование опозиционного тайного движения, направленного на устранение самодержавия монархов. Можно сказать, что в те времена не существовало радикально настроенных революционных масс, но даже те малочисленные «кружки» любителей свободной литературы наказывали довольно жестко. Из воспоминаний Ф.М. Достоевского мы можем узнать о ситуации, с которой ему и его единомышленникам пришлось столкнуться. Они собирались по пятницам на квартире у Михаила Петрашевского, который по своим убеждениям был убежденным социалистом, но весьма безобидным. Молодые люди не замышляли ничего, их досуг состоял из чтения «запрещенной» литературы и переводов ее с английского и других языков. Повязали компанию по странному обвинению: за то, что они читали то, что нельзя было читать, и обсуждали то, что нельзя было обсуждать. А Федора Михайловича за то - что ещё не доносил. Так и осудили  «за недонесение о распространении» преступных сочинений. Приговорили петрашевцев к смертной казни, и 22.12.1849 был назначен день ее проведения. Приговоренных было 10 человек, включая Достоевского. Утром их вывели на Семеновскую плацу, на которой предварительно было подготовлено 3 столба, то есть расстрел будет проходить по 3 человека за раз. Первую троицу привязали к столбу, на голову им надели капюшоны, и за минуту до приведения приговора в исполнение появился фельдъегерь и объявил помилование. Как говорят, один из петрашевцев даже сошёл с ума, не выдержав напряжения момента. Такая вот зарисовка из жизни людей, которые жили в тот период времени. Страх толкает людей на необдуманные и нелогичные поступки. Можно еще вспомнить, как христианская церковь из-за страха перед стремительно распространяющимся коммунизмом по Европе заключили очень много сомнительных союзов с фашистами (Гитлер, Муссолини, Франко) так как их идеология религию не отрицала, но имела свое собственное представление о ней, как показала нам история. В 1933 году Гитлер подписал договор с католической церковью, который обеспечивал сохранение прав и защиту для католиков. И когда выяснилось, что одной из основ фашизма является нацизм, то есть превосходство «единой арийской расы» над всеми остальными, а сам Адольф является новым мессией, призванным для борьбы с евреями, они поняли, что попали очень конкретно. Примеров глобализация страха очень много. И изучая историю, лично я считаю, что это некая «эпидемия».

     Страх блокирует свободу, останавливает развитие и эволюцию личности. Победив свой собственный страх, а конкретно поняв, что мой собственный блок – это отсутствие психологической безопасности, я пришла к выводу, что в Нашей Стране этот аспект является основным инструментом манипулирования гражданами. Упадок моральности и недостаток образования у чиновников среднего уровня, наслоившись на советское восприятие, препятствует развитию современного поколения и  общества в целом. Психологическая безопасность - обстановка в организации, коллективе, семье и других социальных ячейках, позволяющая членам группы действовать, не опасаясь негативных последствий, связанных с самооценкой, статусом или карьерой. То есть это некая экологичность той среды, которая окружает человека на протяжении его жизнедеятельности. Т.И. Колесникова трактует психологическую безопасность личности как «некую защищенность человеческого сознания от воздействий, которые способны, помимо ее собственной воли и желания изменять психические состояния и характеристики, а также поведение, что, в свою очередь, способно радикальным образом отразиться на индивиде вплоть до изменения его жизненного пути». Психологически-безопасный климат в коллективе способствует тому, чтобы человек чувствовал себя в безопасности уважаемым и оценённым по достоинству. В таких группах люди не боятся брать на себя ответственность и рисковать, так как доверяют другим ее членам, не сомневаясь в объективности их мнения. Психологическая безопасность является ключевым элементом прогресса, развития групповой динамики и эффективного обучения. Казалось бы, всё же так просто: соблюдаем правила, уважаем права и свободы друг друга и получаем здоровую общественную систему, где каждый оценен по достоинству. И, естественно, происходит улучшение качества жизни во всех ее сферах. Создание ПБ во многом зависит от руководящего состава. При грамотном лидере польза, которую приносит ПБ очевидна. Но, к большому сожалению, во многих Государственный учреждениях РФ у руководства абсолютно другое видение рабочих отношений. Оно прямо противоположно созданию психологически-безопасного климата в коллективе. Разделяй и властвуй! Из-за страха потерять высокооплачиваемую должность даже грамотные управленцы под влиянием «свыше» тоже начинают использовать эту стратегию. Инструменты, которые они используют для реализации этой стратегии, стандартные: шантаж, угрозы, травля и т д. Все это является манипуляцией на чувстве безопасности, на стремлении человека к закрытию этой базовой потребности при помощи страха.
    
      Должно быть, страх обладает некоторой властью над нашим сознанием. Мы вроде бы все понимаем. Понимаем, что бояться нам нечего. Понимаем, что страх лишает нас собственной воли, создаёт барьер к реализации нашего внутреннего потенциала. Страхи втискивают нашу личность в крохотный футляр, и в конечном итоге сами мы становимся совсем крохотными. Страх лишает человечество надежды, этой неосязаемой тонкой ниточки, на которой держится весь наш мир. Мы бездумно скачем на упрямом осле вперёд, пропуская все важные остановки. И в самом конце этого бессмысленного пути мы смотрим в зеркало и крайне сильно удивляемся тому, что все это время этот всадник был лишён головы. Глобальная эпидемия страха делает из людей всадников без головы. Обратимы ли ее последствия? А вы, Дамы и Господа, верите в магию? Настоящую Магию? Неудовлетворение базовой потребности в безопасности трансформируют личность, а страх утратить зону комфорта сделал нас заложниками бихевиоризма.
    
      Мистер Лис, ты поместил мое сознание в самый страшный мой кошмар! Я стала главной героиней в фильме «Леди исчезает» и ежедневно проживая сценарий, где мне никто не верит и я сама сомневаюсь в реальности, мое сознание переполняет чувство горького отчаяния. Это как в кошмаре, где ты так сильно хочешь проснуться, но, возвращаясь из страны грез в реальное тело, ты не можешь пошевелить руками и ногами. Это явление называется сонный паралич. И пережив этот сценарий много раз, я вдруг подумала, учитель: "а чего боишься ты?". Ведь все люди чего-то боятся, и это делает нас живыми…
                FIN?


Рецензии