Дожили

ДОЖИЛИ


Помню, как Жванецкий на одной из встреч со зрителями говорил:

- Меня некоторые спрашивают с удивлением: откуда вы берете свои темы? Что им ответить?

А я откуда брал то, что вы причитаете ниже? Я в для настоящей статьи даже надену намордник на  воображение, чтобы не было никаких упреков, что я что-либо придумал.

На днях в Москве состоялся международный военно-технический форум «Армия -2022». Выступая на нем, российский президент в очередной раз уверил присутствующих, что российское оружие на десятилетия опережает западные аналоги и значительно лучше по тактико-техническим характеристикам. Ну и понятно потому что присутствующие на форуме – потенциальные покупатели. Рыночные правила. Нужно же сделать рекламу хоть на словах. Поскольку в деле, при военной операции в Украине российское оружие не удивило, кроме количества. Они, как раз, отличалось от зарубежных аналогов неточностью и, как следствие этого, необходимостью компенсировать неточность, массированной стрельбой по площадям, то есть, по жилой застройке. Среди слушающих президента потенциальных покупателей – представители африканских стран. Сидят рядом, однако некоторые воевали друг с другом. А наша страна продавала оружие обеим сторонам конфликта. Покупать у нас оружие им не впервой, а нам продавать не впервой. А что тут такого спросите вы? Бизнес есть бизнес, рынок есть рынок. Как говорил Маркс, нет такого преступления на какое бы капитал не решился за хороший процент прибыли. Свой товар нужно хвалить.  И продавать, как только есть покупатель.  Да конечно в оружейном магазине у покупателя потребуют справку о психическом здоровье.  Ну а в обычном   хозяйственном магазине не просят справок, когда продают молоток, топор или нож. Так что, представьте, что мы – хозмаг.

Однако позволю себе привести цитату, содержащую несколько статей их из Кодекса ООН о поставках оружия.

Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения соблюдает все нижеследующие принципы.
Статья 3: Соблюдение международных стандартов в области прав человека
А. Поставки оружия могут производиться только в том случае, если может быть обоснованно доказано, что предлагаемая поставка не будет использоваться государством-получателем или стороной-получателем в стране конечного назначения для содействия серьезным нарушениям прав человека, таким, как:
• геноцид и другие преступления против человечности, например «этническая чистка»1;
• внесудебные, суммарные и произвольные казни;
• принудительные исчезновения лиц;
• пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
• содержание под стражей в нарушение международных стандартов в области прав человека.


• Статья 4: Соблюдение международного гуманитарного права
• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения:
• A. Не совершает серьезных нарушений законов и обычаев войны, изложенных в Женевских конвенциях 1949 года и дополнительных протоколах 1977 года и других применимых во время межгосударственных или внутригосударственных вооруженных конфликтов норм и принципов международного гуманитарного права, которые, например, запрещают произвольные и суммарные казни, огульные убийства, нанесение увечий, пытки и жестокое обращение, а также захват заложников, и не поддерживает таких нарушений.
• B. Предоставляет на регулярной основе доступ гуманитарным неправительственным организациям во время конфликтов или гуманитарных чрезвычайных ситуаций, в том числе доступ Международному комитету Красного Креста к лицам, содержащимся под стражей.
• C. Сотрудничает с международными трибуналами, будь то специального назначения или общего характера, наделенных правом преследовать в судебном порядке лиц, совершивших нарушения норм, перечисленных в пункте А.
• Статья 5: Уважение демократических прав
• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель:
• A. Дает возможность своим гражданам выбирать своих представителей в ходе свободных и достаточно состязательных периодических выборов с использованием тайного голосования.
• B. Позволяет своим гражданам выражать свои политические взгляды на основе свободы слова, свободы распространять идеи и информацию, свободы собраний, ассоциаций и организаций, включая организацию политических партий.
• C. Имеет гражданские институты, которые определяют политику в области национальной безопасности и осуществляют контроль за деятельностью и расходами вооруженных сил и правоохранительных органов.
• Статья 6: Соблюдение международных эмбарго на поставки оружия и международных военных санкций

• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемые государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения:
• A. Соблюдает международные соглашения, касающиеся эмбарго на поставки оружия и других военных санкций, введенных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, независимо от того, принимаются ли они непосредственно на основании статьи VII Устава Организации Объединенных Наций.
• B. Соблюдает эмбарго на поставки оружия и другие военные санкции, введенные региональными организациями или на основании региональных соглашений, участником которых оно является.
• Статья 7
• Участие в Регистре международных поставок обычного оружия Организации Объединенных Наций допускается только в том случае, если государство-получатель в полной мере участвует в системе представления данных о поставках оружия в Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций, как он определен в резолюции 46/36 L Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1991 года.
• Статья 8: Обязательство содействовать укреплению регионального мира, безопасности и стабильности
• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения:
• A. Не участвует в каком-либо вооруженном конфликте в регионе, если Организация Объединенных Наций не признает, что оно действует в порядке самообороны в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, или если оно не играет определенную роль в операции, санкционированной Организацией Объединенных Наций.
• B. В результате этой поставки не получает вооружений сверх того уровня, который считается достаточным для его законной самообороны, или не привносит значительно более совершенную военную технологию в регион.
• C. Признает право других признанных Организацией Объединенных Наций государств в регионе существовать в пределах согласованных границ и соглашается передавать споры, связанные с территориальными претензиями, на урегулирование третьей стороне.
• D. Выполняет и/или соблюдает соглашение о прекращении огня в качестве стороны былого конфликта.
• E. Не поощряет национальной, расовой или религиозной ненависти, что представляет собой подстрекательство к дискриминации, враждебности или насилию, в частности пропаганду, побуждающую людей к свержению своего или иностранного правительства, или подстрекательскую пропаганду в порядке оправдания территориальных притязаний.
• F. Не участвует в вооруженных действиях или операциях, которые могут привести к возникновению значительного числа перемещенных лиц или беженцев.
• Статья 9: Противодействие терроризму
• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения:
• A. Ратифицировало международные конвенции и документы, касающиеся терроризма или действий, связанных с терроризмом, в том числе, например, Токийскую конвенцию о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна; Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Монреальскую конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (Нью-Йоркская конвенция); Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (Конвенцию о захвате заложников) и Конвенцию о физической защите ядерных материалов, и не нарушает таких конвенций и документов.
• B. Соблюдает международные обязательства, связанные с задержанием и преследованием или выдачей подозреваемых террористов, обнаруженных на территории принимающего государства, или лиц, обвиняемых международным специальным трибуналом по военным преступлениям или международным уголовным трибуналом.
• C. Не допускает использования своей территории в качестве базы для террористов или базы для снабжения террористов или руководства ими.
• Статья 10: Содействие развитию человеческого потенциала
• Поставки оружия могут производиться только в том случае, если совокупные расходы государства-получателя на здравоохранение и образование превышают его военные расходы, разве что государство-получатель может обоснованно доказать, что такие поставки оправданы исключительными потребностями противодействия актам агрессии.


Ну и кто же эти страны, которых Россия министр обороны России Шойгу назвал дружественными и которым Россия продавала так или иначе (при содействии В. Бута) продавала оружие. Наверное, это эталон соответствия статьям Кодекса? Наверное, они – эталон демократии.  А если не демократии -  пример бурного экономического развития? Эти страны как союзников перечислил российский министр обороны.
 Цитирую из речи Шойгу:
"Очень отрадно, что в этом зале сегодня присутствуют видные военачальники дружественных нам государств — Бурунди, Гвинейской Республики, Камеруна, Мали, Судана, Уганды, Чада, Эфиопии, Южно-Африканской Республики. Мы ценим вашу поддержку и намерены наращивать сотрудничество по взаимовыгодным проектам", — сказал Шойгу.
Приведу цитаты из Википедии, касающиеся современной истории этих стран, и показывающие, что они собой представляют. Возможно читателю это чтение поначалу покажется долгим. Но он сможет вознаградить себя за этот труд тем, что найдет много занятного. И заметит аналогии, которые объясняют почему в дружественные выбраны именно такие страны, а в список недружественных угодили насквозь прогнившие США, Великобритания и Евросоюз.
БУРУНДИ
1 июля 1962 года была провозглашена независимость Королевства Бурунди. С момента получения независимости власть в стране оказалась в руках тутси, этнического меньшинства в новом государстве. Мвами (король) Мвамбутса IV при поддержке правящей партии Союз за национальный прогресс (УПРОНА) установил в стране авторитарный режим. С первых лет получения независимости правительство УПРОНА отказывалось предоставлять хуту равные с ними права. Такая политика разжигала межэтнические противоречия в стране[11].
В октябре 1965 года хуту предприняли неудачную попытку военного переворота, окончившегося новыми арестами и казнями представителей этой этнической группы. Тогда же начались серьёзные разногласия среди руководителей тутси. Спустя год после того, как был подавлен мятеж хуту, 8 июля 1966 года наследный принц Шарль Ндизейе, при поддержке армии во главе с полковником Мишелем Мичомберо, осуществил государственный переворот, сверг своего отца и вступил на трон под именем Нтаре V. 28 ноября в ходе очередного военного переворота он был свергнут полковником Мичомберо, который провозгласил Бурунди республикой, а себя первым президентом страны. Однако монархисты-тутси не оставляли попыток вернуться к власти и в 1972 году предприняли неудачную попытку свергнуть режим Мичомберо, закончившуюся массовыми убийствами (в ходе подавления восстания погиб бывший король Нтаре V).
В дальнейшем страна пережила ещё несколько попыток переворота, в результате которых в стране устанавливалась военная диктатура. В 1987 году к власти пришёл майор Пьер Буйоя, в годы правления которого начались серьёзные этнические столкновения между тутси и хуту. На состоявшихся 1 июня 1993 года первых в истории страны демократических президентских выборах главой государства стал представитель хуту Мельхиор Ндадайе, который вскоре был свергнут и убит военными тутси. В стране началась гражданская война между двумя этническими группами. Однако вскоре наступило небольшое затишье, и в 1994 году Национальное собрание избрало нового президента Сиприена Нтарьямиру, скорая гибель которого вызвала новую волну межэтнических столкновений. На фоне этих беспорядков в июле 1996 года произошёл новый военный переворот, и к власти пришёл тутси майор Пьер Буйоя. ООН и ОАЕ осудили новый военный режим и ввели против Бурунди ряд экономических санкций.
После нескольких лет гражданской войны и межэтнических конфликтов в Бурунди установилось относительное спокойствие, в основном благодаря международному присутствию в стране. Президент Домисьен Ндайизейе и лидер этнической группировки хуту «Силы национального освобождения» Агатон Рваса подписали договор о прекращении насилия по итогам переговоров в Танзании.


УГАНДА
.

25 января 1971 года армия Уганды совершила переворот. Военные распустили парламент, разогнали местные советы. Главой государства стал 45-летний генерал-майор Иди Амин Дада из племени каква — профессиональный военный, с 1946 года служивший в колониальных войсках британской армии и участвовавший в подавлении восстания мау-мау в Кении.
В августе 1972 года Амин объявил курс на «угандизацию». Сначала была реквизирована собственность выходцев из Азии, а затем и собственность европейцев. Жившие в Уганде лица индийского и пакистанского происхождения, не имевшие местного гражданства (60 тыс. человек), были изгнаны из Уганды.
Амин произвёл переориентацию внешней политики Уганды. В 1972 году Иди Амин разорвал дипломатические отношения с Израилем. Амин начал дружить с арабскими государствами, а также с СССР, от которых стал получать значительную финансовую помощь. В 1973 году Амин демонстративно отправил группу угандийских офицеров участвовать в очередной войне Египта и Сирии против Израиля. В 1976 году Амин разорвал дипломатические отношения с Великобританией.
В 1972 году начались вооружённые столкновения на угандийско-танзанийской границе. Амин выдвинул территориальные претензии к Танзании и Кении.
В это же время (в 1972—1975 годах) была втрое увеличена численность армии, было закуплено большое количество оружия (у СССР). Из-за возросших государственных расходов Амин заморозил заработную плату в госсекторе, урезал финансирование социальных программ и медицины. Недовольство населения становилось массовым. Амин развернул широкие репрессии. Среди физически уничтоженных были и армейские офицеры, и даже министры.

В 1975 году Амин присвоил себе звание фельдмаршала, а в 1976 объявил себя пожизненным президентом.

В октябре 1978 войска Амина вторглись в Танзанию. Однако танзанийская армия, вооружённая китайским оружием, изгнала захватчиков и перенесла боевые действия на территорию Уганды. В марте 1979 оппозиционные Амину группировки создали Фронт национального освобождения Уганды. Вооружённые отряды Фронта стали действовать совместно с танзанийской армией. Войска Амина были разбиты, в апреле 1979 года танзанийские войска заняли столицу Уганды, а Фронт создал временное правительство.

В Уганде развернулась борьба за власть, за год сменились два президента — Ю. Луле и Г. Бинайса. В мае 1980 власть взяла военная хунта Фронта. Она разрешила деятельность в стране партий, профсоюзов, общественных организаций.

В декабре 1980 года прошли выборы в парламент. Победу одержала партия Оботе, и он вновь стал президентом Уганды. Вскоре в Уганде обострились межэтнические противоречия, начались антиправительственные выступления, организованные различными группировками. Так называемая Народная армия сопротивления во главе с Мусевени развернула партизанскую войну на западе страны.

В июле 1985 года был совершён военный переворот, к власти пришла военная хунта во главе с генералом Базилио Олара-Окелло. Был распущен парламент, действие конституции приостановлено.

В январе 1986 военную хунту свергла Народная армия сопротивления.

ГВИНЕЯ
В 1984 году власть захватила группа военных, создавших Военный комитет национального возрождения во главе с полковником Лансана Конте, устранившим в течение последующих трёх лет основных конкурентов в борьбе за власть. В конце 1980-х годов начался процесс демократизации политической жизни; с начала следующего десятилетия регулярно проводятся номинально свободные президентские и парламентские выборы. Тем не менее победу на президентских трижды (в 1993, 1998, 2003 годах) одерживал Конте, а на парламентских — его Партия единства и прогресса, причём каждый раунд сопровождался мощными протестами оппозиции, на что местные силовые министерства традиционно реагируют очень жёстко.

Продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране повлекло в 2007 году массовые выступления с требованиями отставки правительства и принятия срочных мер по выводу страны из кризиса. В итоге переговоров между властями и профсоюзным движением пост премьер-министра был передан компромиссному кандидату с мандатом до следующих выборов, намеченных на середину 2008 года.

22 декабря 2008 года президент Конте скоропостижно скончался и, согласно конституции, его обязанности перешли к председателю Национального собрания (парламента)  Абубакару Сомпаре, который в течение 60 дней должен был провести выборы нового президента республики. Однако 23 декабря 2008 года, через несколько часов после смерти Конте, группа военных, которые объявили себя Национальным советом за демократию и развитие, НСДР (совершила государственный переворот. 24 декабря 2008 года обязанности президента республики были переданы капитану Муссе Дади Камаре по согласованию между правительством премьер-министра Ахмеда Тидиане Суаре и военными, создавшими Национальный совет за демократию и развитие.

Лидер хунты назначил выборы нового президента на январь 2010 года. При этом сначала он отказался от участия в борьбе за президентское кресло, однако потом изменил своё решение, чем вызвал возмущение оппозиции. 28 сентября 2009 года в столице Гвинеи Конакри прошёл многотысячный митинг, на разгон которого были брошены армейские части. В результате погибли более 150 участников, около 1000 демонстрантов получили ранения.

В декабре 2009 года на Муссу Дади Камара было совершено покушение, в ходе которого он был ранен в голову и отправлен на лечение за границу. В итоге контроль над правящей хунтой перешёл к генералу Секубе Конате, который позже призвал оппозицию сформировать правительство национального единства и назначил президентские выборы на июнь 2010 года. С 21 декабря 2010 года президент Альфа Конде.

28 сентября 2013 года прошли парламентские выборы, итогов которой оппозиция не признала.12 октября 2016 года в результате переговоров между президентом Республики, представителями оппозиции и гражданского общества, а также при участии международных наблюдателей, было достигнуто политическое соглашение, состоящее из 12 частей, реализация которых должна была обеспечить нормализацию отношений между политическими блоками и в гражданском обществе. Соглашение должно было помочь в подготовке к проведению открытых и независимых выборов Парламента в 2018 г. и Президента в 2020 году.

5 сентября 2021 года в столице государства произошел военный переворот, осуществлённый силами элитного воинского подразделения группы правительственного спецназа (GPS). Руководитель подразделения полковник Мамади Думбуя сообщил об аресте президента страны Альфы Конде, роспуске правительства и парламента, закрытии границ.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 4 октября 1958 года). В 2018 году между странами заключено соглашение о военном сотрудничестве.

КАМЕРУН
Камерун получил независимость 1 января 1960 года, первым президентом стал Ахмаду Ахиджо, лидер партии Камерунский союз (КС), лидер Камерунской национально-демократической партии (КНДП) Джон Нгу Фонча до 1970 года занимал пост вице-президента. В 1960-е южная часть британского Камеруна воссоединилась с основным Камеруном. В результате референдума 20 мая 1972 года Камерун из федеративной республики был преобразован в унитарную. Под давлением французского правительства в ноябре 1982 года Ахиджо ушёл в отставку, передав свои полномочия Полю Бийя.
МАЛИ
Модибо Кейта стал первым президентом независимой Мали. В 1968 году произошёл военный переворот, в результате которого Кейта был свергнут генералом Муссой Траоре и провёл остаток жизни в тюрьме. В 1979 году Траоре сделал Демократический союз малийского народа (ДСМН) единственной законной партией в стране.

В начале 1991 года экономическое положение в стране резко обострилось вследствие реформ, проведённых под давлением Международного валютного фонда, которые привели к заметному снижению и без того невысокого уровня жизни. Население всё чаще стало требовать отставки главы государства и упразднения однопартийной системы. 21 марта между протестующими и силами безопасности начались столкновения. Люди начали сооружать на улицах столицы баррикады и скандировать антиправительственные лозунги. После того, как пролилась первая кровь, Траоре объявил в стране чрезвычайное положение. В город была введена тяжёлая техника, которая вступила в бой с мирным населением (погибло не менее 150 человек). 26 марта военные («Временный комитет национального спасения») отстранили президента от власти (он пытался покинуть страну, но был арестован) и распустили ДСМН.

Траоре был приговорён к смертной казни в 1993 и 1999 годах, но оба приговора были заменены пожизненным заключением. После его отрешения от власти Мали превратилось в многопартийную демократию. Действующая конституция страны была принята 12 января 1992 года.

8 июня 1992 года третьим президентом Мали на первых свободных выборах в стране был избран Альфа Умар Конаре. Он был переизбран в 1997 году, но в июне 2002 года его сменил Амаду Тумани Туре, который впоследствии был избран на второй пятилетний срок в 2007 году. В 2013 году президентом был избран Ибрагим Кейта.

В 2012 году восстание туарегов на севере Мали усилилось из-за поставок оружия из Ливии, объятой гражданской войной. В марте 2012 года малийская армия объявила, что захватила власть в стране и отстранила президента Туре от власти, но намерена восстановить гражданскую власть после выборов.

В апреле 2012 года повстанцы-туареги объявили о создании государства Азавадна севере страны. К концу июня исламистская группировка Ансар Дайн изгнала повстанцев туарегов из всех городов на севере Мали. Боевики начали разрушать исторические памятники Тимбукту, которые, как они утверждали, представляют собой идолопоклонство.

В конце июля 2012 года на севере Мали состоялось первое побивание камнями, в ходе которого была казнена сожительствующая пара. Повстанцы продвинулись в центральные районы страны. Наступление радикальных исламистов в Мали вызвало обеспокоенность в регионе и на Западе, но Соединённые Штаты не хотели отправлять войска в страну для борьбы с угрозой Аль-Каиды. Страны Западной Африки запросили у ООН разрешение на военную операцию по изгнанию экстремистских исламистов из Мали. Операция была санкционирована Советом Безопасности ООН.  Франция начала военную операцию (Операция «Сервал») в Мали по запросу правительства 11 января 2013 года.. В августе 2018 года Ибрагим Бубакар Кейта, президент Мали с 2013 года, был переизбран. В апреле 2019 года Бубу Сиссе был назначен премьер-министром Мали после отставки предыдущего правительства после возобновления этнического насилия в стране.

В августе 202 года Кейта и Сиссе были арестованы военными (повстанцами). После ареста Кейта объявил о своей отставке и роспуске правительства и парламента страны; он был доставлен на военную базу Кати, откуда зачитал по телевидению заявление о своей отставке и затем уехал в ОАЭ.

24 мая 2021 году малийские военные арестовали временного президента страны Ба Ндао, премьера Моктара Уана и министра обороны генерала Сулеймана Дукуре; причиной послужил отказ президента и премьера включить в состав переходного правительства полковников Модибо Коне и Садио Камару, активных участников прошлогоднего военного переворота.

Российское присутствие

В 2021 году власти Мали наняли для поддержания порядка группу российских наёмников, известную как Группа Вагнера. 23 декабря 2021 года Франция и ещё 15 государств направили правительству страны ноту протеста против российского присутствия. Они также выразили «глубокое сожаление» по поводу того, что малийские власти потратили средства из «скудного бюджета страны» на оплату иностранных наёмников, вместо того, чтобы поддержать собственную армию. Ноту подписали Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Германия, Италия, Канада, Литва, Норвегия, Португалия, Румыния, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Российские власти отрицают связь с неофициальной частной военной компанией.


ЧАД


Через два года после обретения независимости президент Чада ввёл однопартийную систему правления, запретив оппозиционные партии. Его авторитарное правление вкупе с абсолютной безхозяйственностью обострили межэтническую и межрелигиозную напряжённость в стране. В 1965 году на севере страны мусульманская повстанческая группировка Фронт национального освобождения Чада  развязала гражданскую войну. В 1975 году президент Томбалбай был свергнут и убит в результате военного переворота. Страну возглавил генерал Феликс Маллум, попытавшийся прекратить гражданскую войну. Однако восстание продолжилось, и когда в 1979 году повстанцы во главе с Хиссеном Хабре захватили столицу, в стране наступил коллапс. На севере организовалось большое количество группировок, которые боролись между собой за власть. Страна де-факто распалась. Это привело к краху французской власти, полагавшейся на христианское правительство. «Вакуум» попытался заполнить Муаммар Каддафи, из-за чего Ливия оказалась вовлечена в гражданскую войну в стране.  Эта авантюра ливийского правительства закончилась настоящей катастрофой в 1987 году, когда Франция всё же поддержала Хиссена Хабре, который смог объединить под своим контролем многие разрозненные группировки, включая христиан, и вытеснил ливийцев со своей территории.

Хабре установил ещё более жестокий и тоталитарный режим, нежели его предшественник. Его система власти опиралась на группу военных и соратников, которые превратили Чад в одну из самых коррумпированных стран мира, а также удерживали свою власть с помощью массового насилия. По оценкам, в ходе правления хунты было убито несколько десятков тысяч человек[21]. Президент также обострил национальные противоречия, отдавая в делах предпочтение представителям собственной национальности, тубу, и дискриминируя бывших союзников-мусульман загава. Он был свергнут собственным генералом, Идрисом Деби в 1990 году.. При этом он попытался привлечь Хабре к ответственности за его действия. Бывший правитель Чада был заключён под домашний арест в Сенегале в 2005. В 2013 году Хабре официально предъявили обвинения в военных преступлениях, совершённых в годы его правления.. В мае 2016 он был признан виновным в преступлениях против человечности, в частности в изнасилованиях, сексуальном рабстве и организации убийства более чем 40 тысяч человек, за что приговорён к пожизненному лишению свободы.

Придя к власти, Деби попытался примирить между собой и со своим правительством повстанческие группировки, ради чего была вновь введена многопартийная система. На референдуме была одобрена новая конституция, и в 1996 году состоялись первые со времён колониального правительства конкурентные выборы, на которых Деби одержал победу. Через пять лет он одержал вторую победу и пошёл на второй, согласно конституции, срок. В 2003 году в Чаде началась разработка нефтяных месторождений. Однако она не принесла процветания — этот фактор лишь усилил внутриполитические и межнациональные разногласия, из-за чего началась новая гражданская война. Тогда же Деби без референдума и согласования с парламентом в одностороннем порядке изменил конституцию страны, отменив ограничение президентских сроков. Данный шаг вызвал волну негодования как в обществе, так и среди оппозиции.

В 2006 году прошли новые выборы посреди гражданской войны, бойкотировавшиеся оппозицией. К тому моменту увеличился процент жертв этнического насилия по отношению к общему уровню смертности в стране; верховный комиссар ООН предупредил, что в Чаде могут начаться  этнические чистки или геноцид, подобный дарфурскому.. В том же году повстанцы предприняли попытку захвата столицы страны, однако потерпели неудачу. Через два года состоялась вторая неудачная попытка захвата власти. В этой войне участвовал также и Судан вплоть до 15 января 2010 года, когда было подписано соглашение о прекращении огня. Благодаря этому были развёрнуты совместные силы двух стран для обеспечения безопасности границы, а ряд чадских и суданских военных вернулись домой. В 2013 году был предотвращён подготавливавшийся в течение нескольких месяцев военный переворот против президента Деби.

20 апреля 2021 года президент Чада погиб в столкновении с повстанцами из Фронта перемен и согласия.. Его сын, Махамат Идрис Деби Итно, отменил действие конституции и возглавил Переходный военный совет, взяв на себя одновременно исполнение полномочий президента и главнокомандующего


 Можно продолжить. Но достаточно для понимания. Википедия рисует нам исторический портрет наших новых союзников: путчи, свержения, хунты, гражданские войны, войны с соседями, этнические чистки, геноцид. И этим странам продаем оружие?  Вопреки Кодексу ООН.
А ведь еще дедушка Чуковский предупреждал: «Маленькие дети. Ни за что на свете, не ходите, дети в Африку гулять» Но мы не дети. И не расисты, как чуковский. Мы любим Африку. Вот например, из Интеренета:

«Мозамбикский диктатор Самора Машела возглавлял африканскую республику до середины 80-х. После прихода к власти в 1975 году он создал Национальную службу народной безопасности, которая арестовывала, отправляла в лагеря перевоспитания или на принудительное психиатрическое лечение, убивала недовольных режимом под предлогом борьбы за безопасность Мозамбика. Убийства стали юридически возможны после введения смертной казни в 1979 году. Сейчас упоминание о Машеле существует в виде улицы, проходящей рядом с Российским университетом дружбы народов на юго-западе Москвы.»

Кому придет охота, может прогуляться по просторам Интернета. Там много что есть о продаже оружия и о продаже оружия, в частности, СССР и Россией в Африку.  Продажа оружия – дело деликатное.  С одной стороны - прибыльное. А поэтому свое оружие нужно как можно сильнее разрекламировать, чтобы выгоднее продать. С другой стороны – оружие, тем более, новое - дело секретное. И к тому же, поскольку создано для убийства, на такую  торговлю наложено много запретов. Начиная в приведенного выше Кодекса ООН.  Вот и покрутись тут. Кто умеет, тот крутится. Виктор Бут, например, крутился. А теперь сидит в американской тюрьме. И его, такого умелого предпринимателя, с хорошими связями, Россия очень желает обменять.  Продажу оружия засекретить непросто. Во-первых, покупатель может похвастаться своей мощью. Во-вторых, во время вооруженных конфликтов оружие может попасть противоборствующей стороне. И вся правда вылезет наружу.
 И снова вернемся на просторы Интернета. Приведу несколько абзацев из аналитической статьи в Дольче Вельт. «Россия продает все больше оружия в Африку. Кому и сколько»
«Обвинения в передаче за рубеж секретных данных о поставках вооружений в Африку стали причиной ареста Ивана Сфронова по подозрению в госизмене.
Фактически у общественности нет доступа к ланным о том, какое оружие и в каких объемах продает Россия. … Между тем по подсчетам Стокгольмского института исследования проблем мира почти половина всех ввозимых  в Африку вооружений – это поставки  из России. Африка представляет собой не только огромный рынок  для сбыта оружия но также является стратегическим партнером, с которым можно говорить на общем языке антизападных настроений. Оружейные сделки с Россией подразумевают меньше условий при которых военная продукция может использоваться странами- покупателями. Так, в 2014 году солдаты нигерийской армии обвинялись в нарушении прав человека… как результат, США отменили уже подписанные контракты на поставку боевых вертолетов. В тот же год Нигерия заказала и получила шесть транспортно-боевых вертолетов Ми-35М из России.
 В России нет сформированных групп общественного контроля по экспорту оружия. В значительной степени этому препятствует высокая секретность.»

  Опробовал черновой вариант статьи на своем приятеле. Он почитал и только хмыкнул
- Ну и зачем это все?  Ты, как видно родину не любишь? Которая тебя взрастила. Изменник, что ли? Нацпредатель?
- А что африканские диктаторы, теперь наши друзья?  -задал я вопрос -
- А что плохого? – сказал он, -  Мы почем знаем, за что они там воюют. И нечего нам со своим уставом в чужой монастырь лезть.
- Но ведь, если мы теперь назвали их дружественными странами, значит хотим видеть их в друзьях.  И, понятно, соглашаемся с их правилами.
- Не обязательно, - сказал приятель, - Можно дружить и иметь разные мнения.
- Если так можно, почему мы не можем, имея разные мнения, дружить с западом.
- А потому что он навязывает нам свое мнение. А эти не навязывают.
- А как запад нам навязывает свое мнение?
- Слушай президента внимательнее и включай голову. Они кругом в нашей стране окопались, своих заводов понаставили. А в Украине даже био-лаборатории. Хотят нас  не просто экономически поработить, а уничтожить. А этим черненьким до порабощения далеко. Мы сами их поработим. Не переживай. Все путем. А что ты хочешь, чтобы завтра у нас тут гей-парады были?
-  Меня геи не волнуют. А  чего я не хочу, чтобы завтра тут проходили побивания камнями.
- А их и не будет. Стопудово. Не беспокойся. Не допустим. Мы же не звери. За нами  великая тысячелетняя культура. Понял?
Не возразишь. Остается припомнить поговорки: «С кем поведешься от того и наберешься» и «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»? Лучше, чтобы развеять невеселые мысли, закончить шутливым стишком Городницкого.
А мне не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса, -
В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса!
Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы
Плеск волны, мерцание весла,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.

Хоть французский я не понимаю
И она по-русски - ни фига,
Но как высока грудь её нагая,
Как нага высокая нога!
Не нужны теперь другие бабы -
Всю мне душу Африка свела:
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.

Дорогие братья и сестрицы,
Что такое сделалось со мной?
Всё мне сон один и тот же снится,
Широкоэкранный и цветной.
И в жару, и в стужу, и в ненастье
Всё сжигает он меня дотла, - 
В нём постель, распахнутая настежь
И жена французского посла!   


Рецензии