СемьЯ Продолжение 3

На следующий день дети уехали, и Ирина снова осталась одна. Через неделю сыновья сообщили ей, что деньги за кредит внесли и значительно продвинулись по срокам платежей. Они были очень довольны, а Ирина была рада за них.
- Платите потихоньку остаток. Вон он ещё какой большой. Но восемь лет платить – не восемнадцать. Справитесь. А я уж, чем могу…- говорила она по телефону сыновьям.

Ирина с головой ушла в работу. Её выпускной класс требовал повышенного внимания. А когда ребята написали итоговое сочинение в начале декабря, она решила начать подготовку к Новому году. Кроме театральной постановки – ребята задумали поставить сцены из «Недоросля» и теперь усердно учили свои роли -  было решено провести КВН между девятым – одиннадцатым классами. Ирина всегда удивлялась своим воспитанникам. Сколько талантливых ребят было среди них! Они могли очень хорошо учиться и вовсе отлынивать от учёбы, но все имели таланты и способности. Поэтому она всегда набирала в свою «труппу» ребят с различным уровнем успеваемости. Вот и сейчас она поручила рисовать декорации двум «кадрам», как называли их учителя. Парни много занятий пропускали, но Ирина была уверена, что с порученным делом они справятся. Все последние дни они ходили, измазанные краской, носились с эскизами, ходили за ней хвостом и, наконец, представили на её суд дело своих рук. Ирина была очень довольна. Но дала новое поручение: написать настоящую театральную афишу с указанием ролей и исполнителей. А когда художники узнали, что их имена тоже должны быть там, они, что называется, рванули в бой.

И в КВН она взяла не только тех, кто быстро соображал и не лез за словом в карман, но и находчивых, весёлых мальчишек и девочек, настоящих артистов. Каждый класс держал в секрете от соперников ход подготовки. А Ирина Петровна ходила по магазинам, искала призы командам. Короче, заняты были все.
Незадолго до окончания учебной четверти в учительскую зашла Ольга Александровна, завуч школы. Там как раз шёл оживлённый разговор по поводу предстоящего показа спектакля. Она постояла несколько минут, послушала коллег, покачала коротко остриженной головой, а потом произнесла назидательным тоном:
- А итоговые контрольные никто не отменял! И отчёты за полугодие тоже! Вовремя не сдадите их, я вам покажу Кузькину мать! Устрою спектакль! Всем до единого!
- О-о-о! – протянула Татьяна Ивановна! – Опустила с небес на землю! Вот она – проза жизни!
Никто, конечно, не испугался угроз Ольги Александровны: все прекрасно знали, что их завуч не только трудяга и умница, но и добрейшей души человек.
Перед спектаклем Ирина Петровна очень волновалась, но всё прошло очень хорошо. Зрители не жалели аплодисментов, учителя смеялись до слёз над Митрофанушкой и Скотининым. Очень уж старались ребята, исполнявшие эти роли, переигрывали страшно, но никто этого не замечал. Зрители видели на сцене талантливых актёров, которые учились вместе с ними, а теперь вот стали «звёздами». Завуч, вытирая слёзы от смеха, проговорила на ухо директору школы:
- Ей-богу! Митрофанушке и Скотинину по «четвёрке» поставлю по истории! Уморили! Потешили! - и она хлопала в ладоши, не жалея сил.

А потом настала очередь КВН. Ирина Петровна не отходила от своих одиннадцатиклассников, радовалась удачному подбору участников. Она украдкой смотрела в зал и с удовольствием слушала взрывы смеха зрителей. Её класс оказался победителем. Ребята окружили её со всех сторон, подарили красивый букет, а она пригласила их в класс :
- Пойдёмте за мной! У нас классный час!
- У-у-у! Ирина Петровна, зачем же портить песню? – ворчали ребята.
- Идёмте, идёмте! – учительница настаивала на своём.
Когда же все вошли в класс, то увидели там огромный торт и самовар с чаем.
- Ура! Ура! – разнеслось со всех сторон.

А двадцать девятого декабря приехал Виталий. Ирина выглянула в окно и обмерла, увидев машину Виктора. «Обедать приехал!» - пронеслось у неё в голове. Но, спохватившись, она выбежала в коридор и попала в объятия младшего сына.
- Привет, мамулька! – Виталий закружил маму.
- Что случилось? Почему не предупредил? – спрашивала его Ирина.
- Ничего не случилось! Новый год на носу! Собирайся, в Москву поедешь! Чего тут одной сидеть? А там мы все, а ты с нами! – весело говорил сын.
- А что? И поеду! Я вольный казак! У меня выходные! А в Москве у меня детки, Наталка…
- Вот-вот! Мам, я ей качели купил. Знаешь, какие хорошие? Увидишь, короче. А с тебя – кукла. Ага?
- Давно готова! – Ирина была рада видеть сына. Но ещё более рада была его приглашению.
- Мам, а у тебя гуси копчёные есть? – спросил Виталий маму после ужина.
- Есть. Куда же они делись? Соседи хотели меня на базар взять. Сами уже ездили торговать и ещё собираются. А мне неловко им конкуренцию составлять. Так все и целы. И свежие тушки есть. И индюшатина… Какой я едок, одна-то! – ответила мать.
- У меня заказ большой от всего нашего отделения! Обеспечишь?
- Будет сделано! Вам с Валеркой отложим и гусятины, и индюшатины, гуся – сватьям, а остальное коллегам твоим, - Ирина была рада угодить сыну. – Сколько надо-то? Виталий достал список, и они с Ириной начали «делить гусей».
- Двух не хватает! – заволновалась Ирина. – К соседям побегу. У них куплю. Всё равно продавать повезут.
И она побежала к Маше и Фёдору.
- Маша, Федя! – Ирина запыхалась от быстрой ходьбы.
- Что такое? Что случилось? – Фёдор встревожено смотрел на соседку.
- У вас гуси копчёные есть? Мне двух не хватает! – сообщила Ирина.
- Ой, господь-кормилец! – произнесла Маша. – Напугала до смерти! Есть гуси. Завтра забирай, сколько надо.
- Вот спасибо вам! Виталию коллеги наказали… Маш, Федь, я в гости к мальчишкам собралась… Вы за домом и хозяйством моим присмотрите?
- Конечно! – Фёдор широко улыбнулся. – Поезжай! Всё веселее! Хотя мы хотели тебя в гости звать на Новый год… А за хозяйством присмотрим. Что мне? Птицу что ли трудно накормить?
- Спасибо вам! А в гости я к вам на Рождество приду! Или вы ко мне, - и  Ирина, довольная, побежала домой.

В Москву Ирина с сыном уехали на следующий день. Всю дорогу мать с сыном разговаривали о том, о сём, так что дорога Ирине не показалась утомительной.
Войдя в квартиру сына, Ирина обошла все комнаты, всё осмотрела.
- Вот, мам, всё, вроде, у меня есть, как и у Валерки. Но у него уютно, а у меня нет. Почему?
- Для этого, сынок, и нужны женские руки. Но мы попытаемся кое-что исправить. Давай перекусим немного и за дело.

Поев то, что Ирина захватила с собой, Виталий повёз коллегам гусей, а Ирина развернула привезённые занавески на окна и начала «создавать уют». 
На кухне она повесила красивую кремовую занавеску, такую, какая была и в её кухне. «Пусть она сыну дом напоминает», - подумала она. Затем очередь дошла до большой комнаты. И, хотя занавески заранее были сшиты в складочку, вешать их было намного труднее. Шитьё было довольно тяжёлым, а потолки высокими. Поэтому у Ирины не хватало ни сил, ни роста.

Вдруг в дверь позвонили.  Ирина подумала, что вернулся сын, что-нибудь забыв, но в комнату вошла пожилая женщина, в руках которой была тарелка с пирожками.
- Здравствуйте! – Ирина пригласила незнакомку в комнату. – Вы к Виталию?
- Здравствуйте! – ответила ей женщина. – А вы, наверное, его мама. Ирина Петровна, кажется.
- Да, я его мама. Ирина Петровна.
- А я Галина Дмитриевна, соседка Виталия. Мы с мужем, хоть и старше вашего сына, ног считаем себя его друзьями. Он нам очень помогает. И на дачу отвезёт и привезёт, и до больницы с ним доедем. А на днях нам ёлку привёз. Такой уж он парень заботливый! Вот пирожков ему принесла, а его, похоже, нет дома.
- Он на работу поехал на час-другой, - ответила Ирина, довольная тем, что услышала о сыне столько добрых слов. - Скоро вернётся. А я без него решила окна украсить. На кухне справилась, а в других комнатах не могу до карниза достать. Не получится сюрприз ему сделать…
- А мы сейчас стремянку принесём! – и женщина шустро метнулась к двери.
Через пару минут она вернулась, открыв дверь перед мужчиной, который нёс стремянку.
- Познакомьтесь, это мой муж, - представила его Галина Дмитриевна.
- Анатолий Дмитриевич, - мужчина подал Ирине руку. – приятно познакомиться! Ну, что ж! Пойдёмте делать сюрприз молодому человеку.

В течение часа занавески были повешены и в зале, и в спальной.. На последнюю комнату пришлись занавески поскромнее, с ними женщины справились быстро. Сюда полагались ещё и шторы. Но женщины и их успели и погладить и приладить.
- Спасибо вам большое за помощь, - сказала Ирина соседям. – Без вас я не смогла бы управиться, пришлось бы ждать сына. И сюрприза не было бы.
- Да, не за что! Виталька нам за внука. Свои-то далеко живут.
И соседи направились к двери.
- Подождите, пожалуйста! Я вам тоже гостинец дам, приготовите на новогодний стол, - и Ирина подала соседке несколько стейков из индюшатины.
- О! У нас будет деликатесное блюдо! – воскликнул довольный сосед.
Когда пожилые люди ушли, Ирина ещё раз прошлась по комнатам: совсем другое дело! Она достала несколько привезённых ею из дома книг в красивых обложках и расставила на одной из полочек шкафа у компьютерного стола.

Скоро вернулся и Виталий. Он зашёл на кухню и ахнул:
- Мам, как дома!
Ирина взяла его за руку и потащила в другие комнаты.
- Мамуль, ты когда всё успела? А как же ты достала до потолка-то? Верхолаз ты мой! – радостно удивлялся молодой человек. – Вот и уют! Вот это класс! Мама, ты не только верхолаз, но и волшебница. А, правда, как до карнизов-то достала?
- Мне соседи твои помогли. Пришли к тебе с пирожками, а я их работать запрягла. Но потом тоже гостинцев наших дала. Все, вроде, довольны.
- Эх, и хорошие это люди, мам! Дмитрий Анатольевич мне свой гараж показывал. Он у него пустует. Он хочет, чтоб я туда свою машину ставил. Конечно, здорово, что не на улице она стоять будет, но мне как-то неудобно.
- А ты предложи ему деньги…
- Он не возьмёт.
- А ты немного предложи. И в шутку скажи, что это на валидол.
- Ох, и хитрющая ты, мама! Я, пожалуй, так и сделаю. Спасибо за совет. А теперь прими деньги «гусиные». Коллеги в диком восторге! Те, кто не сделал заказ, локти кусают, - и Виталий отдал матери вырученные за мясо деньги.
Ирина пересчитала их и отдала часть Виталию.
- Я бы на твоём месте красивый ковёр на пол купила: тепло и уютно. И к кровати два коврика надо, чтоб ногам тепло было.
- Мам! Ты великий комбинатор и стратег! Так и сделаю. Жалко, без тебя.
- Ну, может, я ещё и загостююсь тут. Тогда и сходим вместе за ковром. А теперь отвези ты уж меня к Валерке. Хочу с Наталкой поиграть да гостинцы им отдать.
- Ладно. Но ночевать будешь у меня! – ответил Ирине сын.

Наталка бабушку, конечно же, не признала, и сразу спряталась за маму, но, увидев Виталия, радостно залопотала на своём тарабарском языке и бросилась к крёстному. Его-то она знала очень хорошо! Этот дядечка всегда приносил ей красивые игрушки. Вот и сейчас он заявился с качелями в разобранном виде и сразу же пошёл их собирать. Девчушка потопала за ним, потащив за одну руку куклу, подаренную бабушкой Ириной.
- Я прямо не знаю, кого она больше любит: меня или Витальку, - обиженно проговорил Валерий.
- Ну, ты-то изредка ругаешься на неё, спать укладываешь, когда ей не хочется, а Виталий всё делает так, как ей заблагорассудится, - засмеялась Марина. – Скоро Наталка на шею ему сядет.
Сама она что-то колдовала на кухне к завтрашнему новогоднему столу. Здесь же была её мама, Иринина сваха.
Ирина выложила на стол деревенские гостинцы, отдала причитающееся свахе, чем её очень обрадовала.
- Я завтра к вам приду, всё успеем приготовить, - сказала Ирина снохе.
- А где Виталий будет Новый год встречать? – спросила Ирину Анна Николаевна, сваха.
- Ему везёт! – засмеялся Валерий. – Он дежурит!

Ирине нравилось наблюдать, как сын общается с женой и тёщей: просто, доверительно и уважительно. Услышав, как Наталка радостно смеётся в зале, все отправились туда и увидели девочку, сидящую в небольшом креслице, которое раскачивалось невысоко над полом. Качели были лёгкие, их без труда можно было переносить из комнаты в комнату. Наталка была счастлива, её миленькая мордашка светилась от удовольствия. Весь вечер девочка сидела на качелях. Сюда же ей подали бутылочку с молоком, тут она и уснула, свесив кудрявую головку на ручки. Валерий бережно вытащил дочку из качелей и отнёс в кроватку. Вскоре и Ирина с Виталием засобирались домой: с дороги они устали, и день показался им длиннющим.
На следующий день с утра Ирина всё же уговорила младшего сына сходить в магазин за ковром.
- Это будет тебе подарок от меня «под ёлочку», - радостно смеялась мать.
Ковёр они выбрали довольно быстро. Расстелив его в зале, мать с сыном остались очень довольны увиденным.
- Вот теперь и у меня уютно, - произнёс Виталий, расхаживая по пушистому ковру.
- Теперь тебе ещё хозяйку сюда надо! – проговорила Ирина.
- Нет! Погоди, мам! Я ещё свободой не надышался! Погоди! Всему своё время. Фифу какую-то не хочется в жёны брать, а та, которая на тебя похожа, ещё не появилась в моей жизни, - серьёзно сказал Виталий. – Мам, да ты не беспокойся за меня! Я ещё не протухаю. А это вот тебе Мороз прислал, просил передать.
И Виталий подал маме красивую кожаную сумочку, зная, что это мамина слабость, а потом сын, словно маленький мальчишка, закружил маму по комнате.
- Виталик, я к Валере пойду, а ты отдыхай пока, - сказала Ирина через некоторое время.
- Ага! Дорогу-то найдёшь одна?
- Найду!
- Тогда иди. Но предупреди их, чтоб и на меня готовили: я успею с вами Старый год проводить, - сказал молодой человек.- Я и с собой копчёной гусятины заберу, угощу всех на дежурстве. Хоть бы никаких происшествий не было. Но, как показывает статистика, в Новогоднюю ночь люди любят ломать ноги, руки. И у травматологов всегда полно работы.
На кухне в квартире Валерия дым стоял коромыслом. Здесь над различными блюдами колдовали Марина и её мама. Ирина присоединилась к ним.
- Мам, куда вы столько готовите? Разве всё это можно съесть? – Валера удивлённо смотрел на женщин и на результаты их труда.
- Трёх мужиков надо накормить! – смеялась Марина.
- И мы не промах, - добавила его тёща. – А ещё Наталка…
- Ну, раз ещё и Наталка… Сдаюсь! – Валерий пошёл к дочери, которая вот уже второй день не слезала с качелей: угодил ей крёстный!

Здесь, на кухне, состоялся не слишком лёгкий для Ирины разговор. Но, как она поняла, её сваха к нему готовилась заранее, и избежать его ей никак не удастся.
- Эхе-хе! Вот она – жизнь-то! – начала  Анна Николаевна. – Живём, живём, и бац! Одна, как перст! Как живёшь-то, сваха? Плохо ведь одной-то!
- Одной всегда плохо. Но что делать? Детям позвоню – жить легче. Услышу, как Наталка смеётся, и я улыбаюсь. А ещё работа, ученики спасают. Утром ухожу, поздно возвращаюсь. А в школе, как белка в колесе, там не затоскуешь. Дома хозяйство, птица. Соседи заходят, я к ним заглядываю…- тихо рассказывала Ирина.
- Ой, всё не то! Всё не то! Спинку некому почесать. Постель холодная… - не унималась сваха, давно, видно, ожидавшая этого разговора.
- Ну, что же делать… - Ирине хотелось побыстрее закончить этот разговор.
- Надо пару искать, - продолжала Анна.
- Не нужно мне этого. И в голове такой мысли нет. Это чудо великое должно случиться, чтоб я в дом кого-то пустила или сама к кому-то ушла. Это должен быть такой человек, который понравится моим детям. Это, во-первых. Он должен меня полюбить. Это, во-вторых. И я должна его полюбить. Это,  в-третьих. А я уж отлюбила. Все знают, чем это закончилось. А о принце на белом коне только дурочки мечтают. Кого искать у нас в деревне? Пьянь да рвань. Ой, хватит об этом! -  Ирина вытерла о полотенце руки и ушла к Наталке.

 Перед дежурством пришёл Виталий. Он принёс сладости крестнице и коробку конфет на стол.
- Я - главный дегустатор! Представьте мне, пожалуйста, основные блюда, - дурачился он, засовывая салфетку за шиворот. – Ну, что ж! Весьма! Весьма! Я доволен! Дозволяю ставить эти блюда на стол. Жаль, не могу продегустировать вина. Поручаю это дело свату!
Сват довольно крякнул в ответ. Он, видно, никак не мог дождаться этой самой дегустации.

Виталий уехал на дежурство. За стол решили садиться в девять часов вечера, чтоб проводить Старый год. У Ирины зазвонил телефон. Звонила соседка и поздравляла с наступающим Новым годом, желала счастья. Потом трубку перехватил сосед.
- Здорово, соседка! Всех гусей продала? Ещё будешь заводить? – засыпал он Ирину вопросами.
- Гусей продала. Индюков не буду держать, а насчёт гусей подумаю. Зерна-то сколько надо?
- Вот и я об этом! Короче! Мы с Машей тебе тонну зерна купили, привезли и засыпали в закрома, так сказать, Родины.
- Ой, как же это? Вы же пуп себе надорвали! Себе, мне…
- Нормально, Петровна! Не горюй! Прорвёмся!
- Спасибо вам, золотые вы люди! – на глаза Ирины навернулись слёзы. – Куда я без вас?
 Она положила трубку и обратилась к родственникам:
- Соседи мне сюрприз новогодний устроили: тонну зерна купили…
- Это сколько же денег надо за тонну? – поинтересовалась Анна.
- Где-то дёшево нашли… Семь тысяч всего!
- Семь? Эх, сколько! – воскликнула сваха.
- Через базар двенадцать тысяч было бы! – пояснила Ирина. – Сейчас всё дорого.
Сват только присвистнул:
- Это готовых гусей кушать хорошо! Н-да!
К Ирине подошли Валерий и Марина и преподнесли ей красивый кардиган. Подобный достался и Анне Николаевне. Ирина отдала детям конвертик, где лежали десять тысяч.
- Это вам от Снегурочки…
- Спасибо, мама, - дети обняли Ирину с двух сторон. Сваха тоже что-то сунула дочери: Ирина не стала интересоваться её подарком.

Засиделись далеко за полночь. Потом дружно проводили родителей Марины. Шли по улице медленно, наслаждаясь прекрасной погодой. С неба падали редкие снежинки. Улицы были красиво оформлены. «Как в сказке», - думала Ирина. Люди, встречающиеся им, были в приподнятом настроении, многие поздравляли их с Новым годом и желали счастья. «А в деревне у нас ни одного фонаря. И на улице разве что молодёжь встретится. Словно и нет праздника», - думала про себя Ирина.
 Ирина, было, хотела пойти к детям и помочь убрать со стола, но те решительно возразили ей и приказали идти спать. Она не настаивала.
Вечером Ира уехала домой.


Рецензии