Сердце, оставленное в Мариуполе
Маше никак не дашь с виду ее 50 с хвостиком (по этическим соображениям имя героини изменено). Стройная. В русых волосах, затянутых на затылке в тугой узел, ни паутинки седины. Она привлекает тем, что с виду - простая, открытая, отзывчивая на внимание окружающих и внимательная к ним. Внешне она производит впечатление светлой и легкой сердцем женщины средних лет. И, несомненно, удачливой, счастливой. Во многом так оно и есть, только почему-то ее карие глаза остаются грустными, даже если разговор ведется о чем-то веселом. Почему? Поняла спустя немного времени, выяснив, откуда женщина приехала в Калининскую:
- Мы приехали, потому что муж отсюда. здесь родился, вырос, учился. Здесь остались его некоторые родственники. Но мы не хотим никому быть в тягость, сняли небольшую квартиру. Повезло, муж устроился на работу, а я вот, бегаю по инстанциям, оформляю документы. Сложное и хлопотное это дело, требует немало времени, сил и нервов. Переживаю и о двенадцатилетнем сыне, что вынужден сидеть в четырех стенах, пока я не вернусь. Отпускать его самого на улицу боюсь, хотя понимаю, что здесь безопасно.
Счастливые, они не замечали ничего вокруг!
Лет 35 назад, когда еще о будущем развале Советского Союза граждане большой страны не догадывались, вчерашняя выпускница медицинского училища жизнерадостная хохотушка Машенька была на седьмом небе от счастья. Ей сделал предложение завидный парень. После свадьбы заспешили сплошной круговертью, полные радостных забот и хлопот годы. Счастливые супруги, казалось, не замечали ничего вокруг. В семье один за другим подрастали три сыночка и Лапочка – дочка.
Со временем, как многодетная семья, получили благоустроенную квартиру. За городом построили добротный дом-дачу. Жили не на широкую ногу, но и не бедовали. Обеспечивали себя собственными овощами, фруктами, ягодами, делали на зиму немало консервной продукции, капусту квасили. Сад и огород требовали немало сил, а как иначе? Трудились там в выходные все, включая подрастающих детей. Словом, все было хорошо. Наверное, потому и переменами в политической обстановке страны особенно не интересовались. Дочь и старший сын поженились, появились первые внуки. С родителями оставались еще один студент и школьник. Между тем, последние восемь лет стало не просто тревожно, а часто и не безопасно.
Мария говорила шепотом, оглянувшись по сторонам (не может отвыкнуть от привычки опасаться «ушей» недоброжелателей):
- Мы же в 2014 году на референдуме проголосовали за воссоединение с Россией, вхождение в Ростовскую область. Так ведь это решение не признали! Вот в сентябре снова будет референдум. Уверена, результат опять будет тот же! Мы русские, нас большинство, а даже говорить на своем родном языке нам запрещали!
Женщина разволновалась, непроизвольно сжала кулаки. Признаюсь, выслушать ее долгий рассказ о сплошных страстных мытарствах, которые длились долгие восемь лет, оказалось настоящим испытанием. Каково же было ей, возвращаться мысленно в еще не забытые, недавние кошмары! «Хорошо, что все мы выжили! А все остальное – наживное. Было бы желание и здоровье трудиться», - как бы подвела она итог беседы.
Многое из того, что поведала мне Мария, уже не раз прозвучало в репортажах наших коллег – отечественных тележурналистов. Тем не менее, из ее уст все слышалось более ярко, явственно и болезненно. Представила себя на ее месте, когда возвратившись с работы, увидела бы руины собственного дома. Никого в квартире, к счастью, не было, кроме кошки Дианы. Кстати, ее через некоторое время удалось извлечь из-под развалин. Вместе с обрадованными хозяевами она переехала на Кубань.
Дочь с внучкой и зятем – в Греции у свекрови
Но самое горькое испытание ждало впереди. Дочь с внучкой и зятем уже давненько в Греции, у его матери. Старший сын с детьми и ее родителями остаются на Донбассе. С обеими семьями налажена постоянная связь. А вот от среднего сына несколько месяцев не было известий. Отчаявшиеся Мария и ее муж большими буквами краской начертали на развалинах дома: «Сынок, отзовись!» и номера телефонов, выставили аналогичное сообщение в социальных сетях. Шли дни, а телефоны молчали. Готовились к самому худшему. Мать в исступлении молилась Всевышнему. Это она продолжает и сейчас, ведь родная кровиночка на передовой, воюет за родную землю. Пошел парень добровольцем в ополчение. Сразу сообщить о своем решении он не мог. Родители и младший брат каждый день с большой тревогой слушают сводки о боевых действиях. Вслушиваются в цифры и названия населенных пунктов. Надеются на лучшее: что наконец-то смолкнут орудия, наступит мир и можно будет возвратиться домой, увидеть родных и близких. Ведь их исстрадавшиеся сердца остались в разрушенном Мариуполе.
Свидетельство о публикации №222081901058