Деменция гуманизма человеческого общества
Автор и исполнитель Юлия Силантьева.
Независимый камерный театр «Другая комната». Санкт-Петербург 2022
В спектакле «Признаки жизни» Юлия Силантьева фокусирует взор зрителя на теме трагедии человеческой жизни в реалиях нашего времени, в этом сценическом обращении к этой теме она постулирует, что в реалиях нашего времени мы полностью устремлены к успеху, благополучию и самореализации и в этом устремлении наш взор ограничен в своём диапазоне нашими шорами наших амбиций. Они скрывают многое и определяют направление вектора нашего развития и сужают диапазон концепции человеческой жизни. Эти шоры, ограничивающие обозреваемое нами пространство, делают невидимыми людей, не разделяющими эту парадигму, живущих по иным правилам.
Спектакль Юлии Силантьевой «Признаки жизни» создаёт эффект расширения диапазона нашего взгляда и на короткий момент снимает с наших глаз шоры амбиций двадцать первого века и таким образом сосредотачивает наше внимание на людях, чьи жизненные паттерны не вписываются в тренды эры преуспевания. Эта сложная задача познания реализуется Силантьевой в спектакле через сценическое воплощение галереи образов небольшого сообщества людей. Все они люди нашего времени, их жизнь проходит в иных реалиях двадцать первого века, по этой причине их образы и жизненное пространство не попадает в фокус нашего зашоренного взора.
Проекция этого мира в спектакле сосредоточенна в этом маленьком сообществе людей, чьё жизненное пространство ограничено стенами палаты медицинской клиники- дома престарелых. В нём персонажи, объединённые в это обособленное сообществе – это люди, для которых диагноз деменция стал приговором изъятия, согласно букве которого их изъяли из повседневной жизни и поместили до конца жизни в замкнутое пространство казённых стен палаты некого социального учреждения. В их историях диагноз деменции стал фактором, одномоментно изменившим всю их жизнь, который перевернул её с ног на голову, превратив их из обыкновенных людей нашего времени, в пожизненных пациентов. Стены палаты скрыли их от всего мира, сузили их пространство социализации до маленького сообщества людей приговорённых этим диагнозом. Галерея персонажей этой истории натуралистичны, прообразами её героев являются реальные люди, которые познали свою трагедию деменциального приговора от начала до конца. Эта концепция воплощения образов создаёт максимальное приближение их к реальности, придаёт им узнаваемость, в них мы узнаём людей пространства собственной жизни, кого-то из круга нашего повседневного общение, своих родных и близких.
Наше проникновение в это замкнутое пространство человеческой жизни происходит в событии, которое по своей форме и содержанию имеет рутинный характер, так как является утилитарным пунктом социально-досугового обслуживания пациентов палаты. Этим событием в спектакле «Признаки жизни» становится научно-популярная лекция, которая на мгновение разрушает однородность среды обитания пациентов и становится неким моментом, извлекающим их из пространства их внутренних миров. Другой особенностью этой точки сюжетного пространства заключается в создании момента объединения представители двух миров в одном замкнутом пространстве палаты. В этом моменте метафоричный образ человека мира двадцать первого века, живущего за границами стен палаты, воплощен в девушке лекторе, которая пришла с целью прочитать лекцию обитателям палаты. В этой сюжетообразующей точке этой истории реальная проекция другого мира воплощена в образах пациентах, людях которых агрессивная, динамичная среда двадцать первого века отторгла так как они вписываются в шаблоны и паттерны времени.
В этой точке на пересечении времени и пространства мы наблюдаем возникновение контрадикции пониманий, причиной которой условность научных формулировок и определений человеческой жизни и существования. В этой ситуации мы видим, что иллюзорность научных концепций и определений становиться точкой возникновения когнитивного диссонанса, причиной которого неопределённость и размытость их границ этих двух главных понятий онтологического познания. Этот конфликт направляет взор героини на пациентов палаты, которые становятся её проводниками на пути её познания иной реальности человеческой жизни. В этом путешествии проникновение в пространство их жизни происходит постепенно, в нём их короткие, обрывистые реплики подобны штрихам-контурам на художественном полотне. Они создают прорисовки силуэтов персонажей и открывают нам путь в глубины трагедии жизни людей, чьё пространство одномоментно было ограниченно казёнными стенами палаты. Их реплики, разрезают обезличенное пространство палаты, они обрывисты и гротескны, эти слова исходящие из глубин их души, своими драматическими тонами и оттенками заполняют силуэтные очертания их образов. Они создают особую драматическую палитру, с помощью которой зритель в режиме реального времени соединяет увиденное и познанное и таким образом создаёт индивидуальную проекцию трагедию человеческой жизни нашего времени.
В спектакле «Признаки жизни» наше проникновение в замкнутое пространство четырёх стен происходит через познание различных индивидуальных проекций трагедий человеческой жизни. В нём они возникают из глубин души людей, скрывавших их в пространстве их внутреннего мира, который скрыт от постороннего взгляда окружающих за обезличенной внешней оболочкой пациента, коротающего остатки своей жизни в этих стенах. В этих индивидуальных проекциях мы осуществляем наш познания концепции трагедии человеческой жизни, которые мы подвергаем сравнительному анализу, в результате которого мы выявляем в них точки совпадения, образующий паттерн трагедии человеческой жизни двадцать первого века. Наш анализ их позволяет увидеть в них первопричины возникновения трагедии и её главный фактор влияния здесь является цинизм и честолюбивые амбиции окружающих их людей, не желающих оказать внимание и поддержку, тем кто в ней нуждается. Эти факторы окружающих их среды создают благоприятную почву для особой формы сегрегации и общественного отторжения. Люди одержимые жаждой преуспевания своими словами и поступками создают деструктивное влияние на психоэмоциональное состояние людей вне тренда времени. Деструкция, спровоцированная подобным образом в историях жизней пациентов палаты, приводит их к внутренней эмиграции и самоизоляции в пространстве внутреннего мира, с элементами девиантного поведения, которые определяют причину постановки диагноза деменции.
Наше изучение пространства образов пациентов палаты позволяет нам заключить, что это люди, которые не вписываются в тренды эры потребления, их маленькие очаги человечности тонут в ледяном океане общественного цинизма. Это видение играет стимулирующую роль в проявлении деменции, которая становиться суровым приговором, обрекающим их на пожизненную изоляцию от внешнего мира, обезличенное существование в четырёх стенах социального заведения. Особенностью постановки этого диагноза заключается в его безапелляционности, он изолирует персонажей от всего общества, которое ограничивает процесс излечения препаратами и изоляцией от окружающего мира.
В спектакле «Признаки жизни» Силантьева в её исследовании темы трагедии человеческого общества обращается к коллекции ярких метафор, открывающих нам иной взгляд на истории этих людей и концепцию понимания человеческой жизни. В одной из них она рассматривает концепцию цикла человеческой жизни, согласно которой человек в начале своего жизненного пути входит в наш мир маленьким ребенком, он абсолютно беззащитен и нуждается в бережной заботе и внимании. В это особое состояние он возвращается на её финале, персонажи спектакля «Признаки жизни» в финале собственной жизни также подобны маленькие дети, которые абсолютно беспомощны и беззащитны, они нуждаются в человеческом тепле, внимании и поддержке. В этой концепции эти ценности человеческой жизни – это жизненно-важные лекарственные препараты, в которых нуждаются герои этой истории. Эта концепция находит своё продолжение и расширение в метафоре гроздьев винограда, в ней все люди соединены воедино, все они вместе создают гармонию и красоту жизни. Эта концепция подводит путь нашего познании проекции драмы человеческой жизни к пониманию, что одиночество является главной причиной трагедии нашего общества, в котором люди слепы и разобщены в своём понимании главных ценностей человеческой жизни.
Моноспектакль Юлии Силантьевой «Признаки жизни» предоставляет нам людям двадцать первого взглянуть на окружающих нас людей и подвергнуть критическому анализу их собственную концепцию жизни и попробовать возродить в себе гуманизм и человечность.
Видео фрагмент спектакля «Признаки жизни», а также его короткий анализ и разбор вы можете посмотреть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд» https://youtu.be/cqm6iM_r0Do
Свидетельство о публикации №222081901066