Постдекаданс

 …Надо наконец признать, что человеческая культура и искусство Запада, в том числе в России, усиленно деградирует, и речь идёт не только о цивилизационных ценностях, которые уничтожаются в евроцентричном мире с остервенением, достойном лучшего применения. Ведь и в искусстве, понятные для большинства приёмы и концепции творчества тоже деградируют!

...Если мы сегодня слушаем современную классику, то это почти всегда набор звуков, не слагающихся в мелодию, хотя собственно мелодия и была в основе музыкального творчества со времён, когда люди жили объединившись в стадо и искусство носило зачаточные формы.
Однако сегодня, собственно музыкальную мелодию можно услышать только в кино, хотя композиторов, работающих в этом жанре и профессионалами то не считают те, кто заявляет о себе как о композиторах работающих в жанре музыкальной классики.
Иначе говоря, Бетховен, Брамс, Ричард Штраус, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, даже Шостакович уже попали на «свалку истории», а тон задают молодые композиторы создавая через новые формы «сумбур вместо музыки», пытаясь «реалистично» передать культурную суету сегодняшнего дня!
Конечно, нормальные люди слушают Чайковского, Рахманинова, Элгара и других классиков, но «посвящённые», с детским восторгом восхищаются музыкальным модерном, а в ответ на критику, отвечают – вы ничего не понимаете в современной музыке!

…Нечто похожее происходит и в живописи - сознательное искажение действительности и реальности стало основным течением в живописи, превращаясь в интеллектуальные шарады, которые подобные «художники» стараются растолковать словами, не ориентируясь на зрительное восприятие. Нефигуративное искусство стало осью, доминантой такого вида искусства и уже давно, с изобретением чёрного квадрата, закончилось как движение - всё остальное в этом жанре вторично и не оригинально - дальше может быть только зелёный квадрат, потом красный и так далее!

В скульптуре, ещё со времён Джакометти и его «идущего человека», изображающего «дистрофичного дистрофика», или его противоположности – Генри Мура, который изображает людей как некие округлые глыбы, с головами без лиц, идут поиски некоей метафизической сущности, которая заменила многообразие человеческих лиц и архитектонику окружающего нас живого пространства, на безобразные символы!

…Гуляя по Лондону и сравнивая современную архитектуру с архитектурой девятнадцатого, тем более восемнадцатого века, очень заметна примитивизация, которая позволяет нынешним архитекторам строить некий «ящик» из стекла, стали и бетона, в разнообразной его трактовке.
И в противовес, здесь, даже дома для бедных выстроенные в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, ещё сохраняют черты подлинной архитектуры. Парадокс, но именно новые технологии и новые строительные материалы убили собственно архитектуру, оставив вместо неё иллюстрацию из учебника геометрии!

…Та же ситуация в театре - главной целью представления стали не драматические переживания, то есть катарсис, очищение через сопереживание, а хайп, то есть желание удивить и шокировать зрителя либо откровенным цинизмом, либо детской, глубокомысленной наивностью.

Я смотрел спектакль «Вишнёвый сад» Чехова в Лондоне, поставленный известным российским режиссёром, где, чтобы показать эмансипацию одной из второстепенных героинь пьесы, её заставили пройти голой через сцену! И я подумал - что было бы с Чеховым, если бы сам  он мог представить, что с его пьесами сделают продвинутые российские режиссёры?
Удивительно, но пытаясь подражать западному авангарду, российские деятели театра, в своих постановках ушли далеко вперёд по уровню глупости и пошлости изображаемого на сцене.
А западный авангард, старясь не отстать от политической моды и канонов, недавно народившейся культуры «отрицания и толерантности», уходит ещё дальше.
В Шекспировском «Гамлете», поставленном в театре «Глобус», в Лондоне, Гамлета играла бойкая, миниатюрна девушка, а Офелией был высокий молодой человек с нарождающимися усами.
Моё разочарование от этого зрелища было так велико, что после этого фарса, захотелось напиться и хотя бы на время выпасть из этой авангардной реальности!

…Или вот другой аспект современной культуры, включающей в себя искусство - самым популярным видео в интернете является порнография, где демонстрируют и инцест, и детское порно и разного рода перверсии. Во многом, от доступности таких возбуждающих сексуальных кино-извращений, человек, особенно молодой, становится настоящим животным, а учитывая равенство полов и даже наличие нескольких гендеров в либеральной культуре пола.
В этом движении «назад к природе», женщины нисколько не уступают мужчинам, и потому, сладострастие постепенно зачёркивает понятия человеческой любви! И мы не должны удивляться тому, что количество смертей начало превосходить количество рождений – сладострастие такой утомительный перформанс не предусматривает!
Поэтому мы не должны удивляться, что именно в «цивилизованных странах» Запада появилось общественное течение – «жизнь без детей», которые, как говорят члены этой секты, только мешают свободной и приятной жизни!
Поэтому удивительно, что учёные - социологи, до сих пор не понимают связь между понижением детородной функции и развитием сладострастия в самых диких видах секса, в том числе и онанизма!
Если кто-то думает, что деградация культуры и её нравственных принципов не влияет негативно даже на деторождение – тот глубоко заблуждается - вскоре может наступить время, когда секс окончательно вытеснит человеческую любовь и, потакая требованию равенства полов, женщины перестанут рожать вообще, и заставят рожать мужчин - за развитием технологий в этом направлении, дело не станет!

…Что касается литературы, то наверное именно книга ещё сохраняет статус носителя культуры речи, хотя многие авторы уже не заботятся о разного рода орфографических и грамматических правилах, но и это не самое важное - главное, что литература модерна превращается либо в порнографию, либо в безумный набор бессвязных фраз, либо совсем уж в примитивные тексты, похожие на детские сказки.
Тут тоже наблюдается культурный регресс, потому что в интернете, удобнее и доступнее читать комиксы, чем разбираться в психологических хитросплетений в романах Толстого и Достоевского! И вообще, продвинутые молодые люди уже не читают книжек - им хватает разного рода информации из чатов и соцсетей интернета.

…Кино, давно стало главным искусством для современного человека, но и тут примитивизм сюжета, разного рода боевики и детективы, занимают львиную долю сегодняшней кинопродукции и вместо душевных переживаний, в таком кино показывают погони, драки, убийства, вплоть до «расчленёнки».
"Цивилизованное человечество" подсело на разного рода стрелялки, которые позволяют хотя бы на время забыть о скучной реальной жизни, в которой всем и всё уже позволено, но счастья и удовлетворения нет!
Однако  скатывание в такое инстинктивное существование, и не только в кино, нынешние продвинутые критики и деятели искусства называют «свободой творчества»!
Забавно, что многие молодые, а иногда и немолодые люди, обращаются к искусству татуировки, разрисовывают своё тело разного рода живописными сюжетами и глядя на эти изуродованные тела, а иногда и лица, невольно вспоминаются кусочки кожи древнего человека, выставленные в археологических экспозициях, покрытые татуировкамии похожими на современные!

…Резюмируя всё вышесказанное берусь утверждать, что современная культура деградирует в сторону возврата к первобытной жизни, под двусмысленным лозунгом нынешних авангардистов - назад к природе!


Апрель 2021 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov... или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov...

               

 


Рецензии