Авиа-Армейская Жизнь-10. Выживание

     Мероприятие под таким названием было в авиационных полках делом привычным и желанным. Официально оно предусматривало тренировку лётного состава по действиям в труднодоступных местах после катапультирования. Эти тренировки предусматривали отработку действий лётного состава после приземления, работу с сигнальными средствами, что есть в НАЗе, обустройство ночлега, поиск воды, добывание пищи.

     Мероприятие это, как обычно, организовывал начальник ПДС. Лётный состав автобусом вывозился в ближайшую «труднодоступную» местность. Обычно, это был лес или берег водоёма, - то есть местность, в которую лётчик мог вероятно попасть после вынужденного катапультирования.

     Проводилось мероприятие это, как летом, так и зимой. В зависимости от региона это могла быть и тундра, а мог быть и берег Чёрного моря. Мне довелось, кстати, побывать и там, и там.

     Брались с собой с ПДС всякие средства, что могут быть в НАЗе, это сигнальные патроны ПСНД, аварийная радиостанция, сигнальное зеркальце. На этом самом «выживании» опробовали на практике и патроны ПСНД, дымили их оранжевым дымом, и ночную часть его пробовали, когда факел пламени бьёт из патрона. Радиостанцию пробовали использовать. Но всегда, как помню, была проблема с батареей этой станции. Дальность действия аварийной радиостанции и так был небольшой, а из-за слабой батареи она и ещё уменьшалась. В жизни, в аварийных ситуациях это обычно и подтверждалось. Всегда была проблема со связью.

     Если «выживание» проходило на водоёме, то вовсю использовались плавсредства. Это и спасательный жилет, и спасательная лодка. Жилеты вначале были АСЖ-58, это которые надевались на шею, позже их заменили «поплавками» - АСП-74 или ещё это называлось спасательным поясом. Пояс, конечно, был удобнее, не так мешал. А ещё на жилете АСЖ была сигнальная лампочки, которая начинала светить, когда жилет попадал в воду. Был ещё пакет со специальным порошком, рассыпав который в воде можно было получить большое ярко оранжевое пятно на воде для обозначения при поиске. Но самым удивительным сигнальным средством в комплекте жилета был …свисток. Злые языки говорили, что это то ли для отпугивания акул, то ли для их привлечения, чтобы, мол, веселее было.

     Жилет АСЖ был не очень удобным, одно только застёгивание на спине чего стоило. А вот АСП был гораздо удобнее и был лёгким.

     Спасательная лодка МЛАС-1 была не сильно и похожа на лодку, больше на пляжный матрасик. Залезть в неё в воде было не просто. Надо было повозиться. И даже находясь в ней, ты всё равно оставался в воде.

     Когда «выживание» проходило на воде, да ещё летом, это было просто развлекательное мероприятие. С жилетами, лодками просто развлекались. С радиостанцией обычно пару желающих немного побегают, на этом тренировка радиосвязи кончалась. Тренировались ещё в разжигании костров. Вот здесь как раз мог пригодится патрон ПСНД, уж очень запросто он разжигал костёр.

     Вся эта, можно сказать, официальная часть «выживания», обычно длилась недолго. Потом плавно переходили к основной части, - доставались из автобуса припасённые вино, или водка, или пиво. Или в разных сочетаниях. Обычно и навыки разведения костра использовались по назначению, - жарили шашлык.

     Вот ради этой, второй части, «выживание» собственно и устраивалось, чаще всего в пятницу, чтобы оставалось время на «восстановление». Время проводили с пользой и удовольствием. В Смирных на Сахалине был у нас зам командира полка, который всегда давал команду перед «выживанием», когда приезжали в тайгу, - чтобы дальше двадцати метров от автобуса не отходили. И не лишней была перекличка личного состава перед отъездом с «выживания».

     С разными вариациями, но «выживание» проходило примерно одинаково. Что на Чукотке, что на берегу Чёрного моря.

     Были ещё и Центры «выживания». Знал в своё время два таких, - один в Судаке и один в Агое. Знал даже пару человек, которые там побывали. Непопулярные какие-то Центры эти были. И у командиров, и у лётного состава. Командиры неохотно отправляли туда личный состав, и лётчики не понимали зачем туда ехать. То же самое «выживание», только растянутое на несколько дней. Если летом, то нормально, море всё-таки. Но какой нормальный командир отправит молодого лётчика летом на море, хотя и под прикрытием «выживания». Как рассказывают, там та же беготня с аварийной рацией по лесу, купание в спасательных жилетах и бестолковое залезание в спасательную лодку. Только «вторая» часть мероприятия проходила отдельно, по вечерам и в самодеятельном варианте.

     Но в общем и целом мероприятие это было делом полезным. Напоминало лётному составу о порядке действий в незнакомой местности после катапультирования, вспоминали, что делать со всем этим содержимом НАЗа. Просто отдыхали от «тягот и лишений». Ну, и коллектив лишний раз сплачивался. Короче, – полезным мероприятием было это Выживание!

* - на фото: - "выживание" на Чёрном море. Гудаута - 1984 год.

05.06.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/08/21/205


Рецензии