Дороги жизни Петра Денисовича Пономарева

-----------------------------------------
   В дни яблочного спаса в Воронеже, на ул.Кирова, дом.8  работает выставка "Красное родное". Поздравляю всех с яблочным спасом и желаю здоровья! Красный-основной цвет в воронежских нарядах и в жизни россиян.

Воронежская выставка "Красное родное" проходит с 17.09 по 31.09.2022 г.

    (Черновик)
Сегодня, 19.08.2022 года я посетил художественный салон с выставкой "Красное родное" на ул.Кирова, 8 и остался очень доволен.  Многообразие представленных картин народных художников и другие экспонатов вызвали у меня восторг.


     Особое внимание я обратил на картину Л.А.Танеевой, повествующей о воронежском художнике Пономарёве П.Д.-создателе эскизов  костюмов воронежского края. Великий воронежец Пётр Денисович Пономарев в своих работах увековечил национальные костюмы воронежской губернии.


      Работа Пономарева вошла в историю , так как он создал эскизы всех  воронежских костюмов. Его жизненный путь изображеный на картине  мастера художникка
золотошвейки Теневой  Людмилы Алексеевны, выполнен вышивкой нитками и лентами.


      Людмила Алексеевна на своём полотне, используя вышивку нитками и лентой филигранно  изобразила все этапы жизни Петра Денисовича, которого считает крёстным отцом своего творчества.


       Замысел картины прост: изобразить все дороги жизни художника.


     На переднем плане сам художник, который рисует эскизы, далее деревенька Клёповка, связаная со строительством судов Петром Первым. В деревне делали деревянные шпильки, которыми сшивали доски судна. В 9 лет Петя, покинув ненавистную мачеху, пришел пешком в село Гвазда к бабушке, где и рос в сельских трудах до 14 лет, Потом Пётр поступил учиться в Бутурлиновское художественное училище, после него армия, потом война.


      Петр Денисович был разведчиком. Воевал на Дальнем Востоке и дослужился до капитана фронтовой разведки.


      На Дальнем Востоке он встретил свою судьбу. Девушку из села Клёповки. Они вместе приехали в Клёповку, только в другой дом, который стал и его творческой мастерской до конца жизни


      В этом доме, который мы видим на картине, художник стал творить. Ему привозили семейные сундуки со  старинной  одеждой  из сёл  Гвазды и Клёповки Воронежской области.

       Он доставал старинные народные костюмы из сундуков и по ним рисовал экскизы.


       На картине мы видим, что Петр Денисович сидит на том самом сундуке и делает эскизы своих шедевров.
Главное на картине: автор показал две дороги. Одна, тяжелая, которая идёт из родительского дома и ведёт Петра в люди, через тернии и невзгоды. Вторая- это его возвращение с фронта в родное село Клёповка, к повседневной жизни и творческому труду.


      Береза, посаженая у дома, символизирует о том,  чтобы хозяин жил долго.
На среднем плане-поле пшеницы. Это дело его жизни. Там же мы видим чертополох, он выражает скитания художника с детства.


       Рядом с чертополохом мы видим полынь. Горький вкус полыни  художник часто ощущал в жизни. Собственно вкус полыни сопровождал его всю жизнь.

 
     На заднем плане мы видим вышитые убогие домики корабельной слободки, а за ними строевой корабельный лес, символизирующий корабельное дело Клёповки, дело Петра Первого. Это придаёт картине историческую ценность.


     Голубое небо в белых чистых облаках говорит о чистоте  помыслов художника. Черная, хмурая туча говорит о его горьком уходе из родного дома, где он не смог смириться с мачехой, которая  обижала не только его, но и память о рано ушедшей матери художника.


       Картина Танеевой Л.А. имеет непреходящее историческое значение, так как в ней отражены годы истории жизни Петра Денисовича Понамарева, имещие неразрывную связь с историей развития СССР и Воронежского края.


      Автор Танеева Людмила Алексеевна в совершенстве владеет профессией вышивания разными способами, в т.ч.золОтными нитками, лентами,и речеооборотом экскурсовода.

 
      Мастерице близка судьба Пономарева.  Она и сама с трех лет осталась без родителей и воспитывалась у чужих, но  хороших людей.


     Ее  папа пришел с фронта с осколком под сердцем и ненАдолго пережил свою жену. Мама маленькой Людочки упала зимой в прорубь,  заболела и умерла.


      Тетя Людмилы, Федосья Семеновна Ноговицина увезла девочку ребёнком в Сибирь,  в г.Мариинск, Кемеровской области.-Я хотела мальчика, а ты девочка,-сказала тетка ребенку  (у неё было двое своих девочек) и отдала Людочку на воспитание в хорошую семью Патрушевых, Алексею Филиповичу и Елене Петровне.


      После школы Танеева Л.А.поступила в Ташкентский институт легкой промышленности, потом работала на швейной фабрике в г.Ташкенте. Однажды она приехала в Воронежскую область, погостить  к сестрам, а потом и вовсе переехала жить в Лиски. Стала  работать учителем труда в школе.


       Она никогда не изменяла  любимой профессии, швейному делу. Мастерица добилась очень высоких результатов, освоила в совершенстве все виды вышивки (в т.ч. лентами), вышивание золОтными нитками .


      Художник совершила свой гражданский подвиг. Она воспитала плеяду  мастеров и передала своё  владение искусством вышивки нитками, золОтными нитками и  лентами, трем десяткам учеников, которые почти все достигли её уровня.


     Родной отец мастерицы-художника, Турунцев Василий Семенович. Он был знаменитый в селе человек, земледелец по профессии. Василий  научился у природы вовремя сеять хлеб в зоне рискованного земледелия в Кировской области, чтобы получать высокие урожаи.


     Примечательно и то, что работа выставки проходит в дни медового и яблочного спаса, символизируя связь времён создателя эскизов воронежских костюмов Петра Пономарева П.Д., участника ВОВ и сегодняшнего времени проведения на Украине специальной военной операции, как доказательство могущественного величия нашего многонационального и миролюбивого государства.


     Красота и разнообразие экспонатов выставки имеют большую патриотическую направленность и может широко использована в
патриотическом воспитании подрастающего поколения.

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С ЯБЛОЧНЫМ СПАСОМ И ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ КРЕПКОГО!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

19.08.2022г.   г.Воронеж

*-На вставке та самая картина Танеевой Л.А.


.


Рецензии