По следам пропавшего самолета. Потерянный самолет

Глава 18. Потерянный самолет

1

На предложение Виктора о встрече Павел согласился не сразу. Сейчас у него был «аншлаг» на работе, как он сказал по телефону, поэтому днем ни на минуту отлучиться не может.
- Только вечером. И то после девяти.

Это время Виктора не устраивало, и он попытался его заинтересовать своим ночным видением борта Леваневского во время аварии. Это на Павла подействовало, и он ответил, что подумает, как организовать работу, и перезвонит ему по этому телефону. Паша не отказывался ни от какой работы и брал все, что шло ему в руки.

На одном объекте он не останавливался и, взяв несколько заказов, работал на всех одновременно. Поручив хозяевам приобрести какие-то строительные материалы, он оставлял часть своего инструмента и какую-то рабочую одежду, которой у него было в избытке, и день-два там не появлялся. Будучи уверенным, что объект он застолбил, в это время Паша начинал работу в другом месте. Потом на какое-то время он исчезал и оттуда, предупредив хозяев, что будет  чем-то занят, заканчивал работу на главном объекте. Очередность работы определялась настойчивостью заказчика. Если какая-нибудь бабушка или строгая хозяйка грозилась найти другого мастера, он перекочевывал туда. Но в это время не забывал и о других. Сейчас оказался такой момент, когда надо было срочно заканчивать одну работу и со всем скарбом перебираться к какому-то злобному мужику, который грозился не заплатить за часть выполненной работы и нанять другого мастера. 

В итоге Паша все разрулил, и они встретились днем в киностудии. Прилично заработав на «банковском» фильме, Виктор снял небольшое помещение с телефоном в центре города. Теперь не нужно было превращать свою квартиру в рабочий кабинет и заставлять аппаратурой. Утром вместе с Аней и Светой он уходил на работу, а вечером, забрав ребенка из детсада, они возвращались домой.
Виктор повторил Паше, что сказал по телефону, только в этот раз рассказывал с подробностями, не забыв упомянуть о запахе и холоде, стоявшем на борту самолета. Поведал он и о реакции экипажа на сообщение об отказе одного двигателя. Паша слушал не перебивая, а когда Виктор закончил, засыпал вопросами. Спросил, в какое время он увидел сон и крепко ли он спал, и даже поинтересовался, что сам Виктор думает по этому поводу. Услышав его ответ, он подпер голову руками и, уставившись в стол, задумчиво сказал:

- То, что ты увидел и услышал на борту Н-209 после отказа мотора, кардинально меняет направление поисков самолета Леваневского. Я уверен, что ты ничего не придумал, а все к тебе прилетело из Космоса.
- Не знаю, откуда мне это прилетело из космоса или из какого-то другого потустороннего мира, - почесал затылок Виктор, - но то, что я тебе рассказал, видел, как вживую.
На письменном столе лежала стопка видеокассет, стоял видеомагнитофон и радиоприемник «ВЭФ».  Виктор вытащил из тумбочки общую тетрадь и стал что-то рисовать.

- Иногда к людям приходит дар ясновидения, и таких примеров не счесть, - сказал Павел. – Трудно сказать, с чем у тебя это связано, но в основном ко всем такой дар приходит из-за травмы головы, удара током, молнией или, как у Ванги, из-за потери зрения, когда во время грозы песком ей забило глаза. У таких людей открывается прямой канал связи с Космосом, и они могут увидеть то, чего уже нет на этом свете. По каким-то непонятным нам признакам они находят человека по ту сторону жизни и даже могут с ним общаться. Кто-то из ясновидящих идет дальше: может предсказывать события, которые еще не произошли, но обязательно случатся. Это, на мой взгляд,  апогей паранормальных явлений. Опять же сошлюсь на Вангу.

Она предсказала не одно событие и до конца своих дней не потеряла дар ясновидения. Ванга рассказывала о каких-то событиях, которые могут произойти, а наши современники нередко ей не верили или не понимали, о чем та говорит. В ее голове складывалась какая-то картина, которую она видела образно.  Поэтому, когда об этом говорила, люди даже не догадывались, о чем идет речь. И лишь после случившегося события все становилось на свои места.

- Ну я же не Ванга! - улыбаясь, сказал Виктор. Он сам думал о том, что же увидел во сне, но так ни к чему и не пришел. В то же время был абсолютно уверен, что оказался на борту Леваневского. Во сне или наяву он увидел экипаж самолета во время аварии. – Придет же такое в голову, потом думай, откуда это прилетело.
- В случае с тобой намного проще. В то же время есть одна загадка, на которую у меня нет ответа. Почему ты увидел самолет Леваневского первый раз? Ты никогда не думал о нем, занимался своим делом, далеким не только от его полета, но и от авиации в целом. Это сейчас, благодаря тому сну или, наверное, правильней сказать, - наоборот, из-за того первого видения в твоей жизни все поменялось.
- А что собственно поменялось?

- Все! Смотри. Ты развелся со своей первой женой, ушел с кормившей тебя работы, нашел Аню и женился на ней, а теперь работаешь над фильмом о поисках самолета Леваневского, который никогда тебя не волновал. Согласись, не странно ли это? По-моему, тут есть какой-то перст судьбы. То видение дало толчок к тому, чтобы ты изменил свою жизнь. И ты ее изменил.
Мысленно Виктор вернулся в свою прежнюю жизнь и подумал, что, если бы он остался с Татьяной, не пришлось бы сидеть сейчас с Пашей и разбираться в каком-то видении.

«Я бы так же дулся на Дениса за то, что он меня «кинул» и по-прежнему терпел бы его жлобские выходки».
- Почему-то никому другому не пришло это в голову, а тебе прилетело, - услышал он Павла.  - Уверен, что так же, как я, Аня тоже никогда не думала о пропавшем самолете, как не думают о нем многие другие. А вот ты оказался тем самым «счастливчиком».

- Ну вот видишь, должно же в чем-то мне повезти! И счастье прилетело, - с усмешкой сказал Виктор. Он окинул взглядом свою киностудию и мысленно остался ей доволен. Напротив письменного стола, за которым они сидели, стоял штатив с видеокамерой, направленной на белый экран. С обеих сторон экран освещали мощные софиты. Рядом со штативом примостился столик с микшерским пультом.  За дверью Виктор оборудовал небольшое помещение для звукозаписи. 
- Со вторым твоим видением, по-видимому, все гораздо проще, - уловив его взгляд,

Павел посмотрел на белый экран. - Окно с Космосом у тебя открылось под воздействием постоянного нервного напряжения и мыслях о Леваневском. Ты погрузился в эту тему и теперь живешь в ней. Вон у тебя даже висит над письменным столом фотография всего экипажа перед тем самым последним полетом через Северный полюс. В какой-то момент твой мозг заклинило и ты, скажем так, попал в зазеркалье. К сожалению, сеанс связи продолжался недолго, но он дает нам много информации к размышлению. Ох, как жалко, что ты не узнал, куда именно они полетели!
- Я тебя понимаю. Мне бы тоже хотелось об этом узнать.
- Ладно, я попробую разобраться сам.

2

Возможно, Паша  еще долго говорил бы в таком же духе, если бы Виктор его не перебил. Он попросил его рассказать о первых днях после потери связи с самолетом Леваневского. Виктор читал об этом сам, но Павел добывал информацию из каких-то одному ему известных источников и знал обычно больше его. 
- Сразу после того, как с экипажем Леваневского прервалась связь,  был объявлен аврал: во всех газетах появилось сообщение о том, что решением правительства СССР начаты поиски пропавшего самолета, - сказал Павел. - Все военные, коммерческие и любительские радиостанции СССР и Северной Америки вели непрерывное наблюдение за эфиром, слушали позывные и передачи советского самолета. Одновременно радисты северных и дальневосточных советских радиостанций непрерывно искали позывные «РЛ». Но самолет как в воду канул.

Трудно было представить, что целая армия радистов сутками сидела перед радиостанциями и прослушивала эфир, надеясь поймать сообщение с аварийного самолета. Ради его спасения многие из них жертвовали сном и даже собственным здоровьем.
- Радиостанция Леваневского работала на широком диапазоне волн, поэтому позывной «РЛ» могли услышать как в Арктике, так в самых южных районах Советского Союза.

Между Москвой и Вашингтоном, а также между Москвой, Сан-Франциско и Фэрбенксом поддерживалась регулярная связь по радиотелефону и радиотелеграфу. Однако связаться  с Н-209 никому не удалось. Для розыска экипажа Леваневского Правительственной комиссии по организации перелетов были предоставлены неограниченные материальные и денежные средства. Непосредственное руководство возложили на Главсевморпутъ. Первоначально в поисках были задействованы девять четырехмоторных и двухмоторных самолетов, а также шесть одномоторных. Самое активное участие принимал руководитель Главсевморпути и председатель штаба по поиска самолета Леваневского академик Шмидт. В свое время он был против полета по северной трассе, считая его опасным, и, наверно, очень сожалел, что к нему не прислушались.

- Ну да, Шмидт, как будто предвидел, что самолет потеряется в районе Северного полюса и его надо будет искать, привлекая огромные материальные средства и отвлекая людей от повседневных дел. 
- Ничего удивительного! Возможно поэтому в Главсевморпути предполагали, что экипаж «Н-209» совершил посадку вскоре после последнего сообщения с борта самолета, - посматривая на часы, продолжал Павел. – И находится где-нибудь к югу от точки с координатам  88° северной широты и 148° западной долготы. То есть за Северным полюсом, в центре Северного Ледовитого океана. Это был, так называемый, полюс недоступности, покрытый ледяными полями. Быстрее всех к поискам приступили  американцы. Это и не мудрено: с Аляски было ближе вылетать в сторону Северного полюса. А наши летчики ждали у моря погоды. К американским пилотам позже присоединился экипаж Грацианского, и  он отработал на все сто  двадцать процентов.

- Я считаю, что организация поисков с нашей стороны усложнялась также из-за слабой материальной базой. Не каждый самолет мог долететь до Северного полюса и вернуться назад. Поэтому мы потеряли много времени.
  - Конечно, попробуй собери всех вместе в такой громадной стране. Тем более катастрофа произошла на краю света. Но сейчас я хочу сказать о другом. Меня больше всего поразил Маттерн, - сказал Павел. - Леваневский его вывез с Чукотки и доставил на Аляску после катастрофы во второй кругосветке, а он затребовал с нас сто тысяч долларов в залог за свой самолет, если он разобьется. И наши власти пошли ему навстречу.
Виктор отодвинулся от стола и подсел поближе к Паше. Сложив руки на груди, он сказал:

- А чего ты удивляешься! В Америке, как нас учили в школе, загнивающий капитализм, при котором каждый сам за себя. Я думаю, с одной стороны Маттерн был прав. Это его личный самолет, на который он сам заработал, и если бы он его разбил, другого никто бы ему не купил. Он даже свои кругосветные экспедиции снаряжал на собственные средства. Только при подготовке к последнему полету ему собрали относительно небольшие деньги, которые он потратил на ремонт самолета. Ну а с  нравственной точки зрения его поступок, конечно, вызывает огорчение. Такой же, как он, летчик попал в беду, его надо срочно спасать,  а тот ведет переговоры о страховке.

-  Самолет Маттерна должен был заправить трехмоторный «Форд» над Ледовитым океаном, но тот совершил аварийную посадку, не долетая Фэрбенкса, и Маттерну пришлось лететь одному на мыс Барроу. Оттуда он совершил полет до 74° северной широты. Через час после вылета из Фэрбенкса Маттерн выключил связь с землей и перестал отвечать на вызовы. Тем не менее, он продолжил поиски, но после первого вылета сказал: «Арктика - ужасная страна, летать там на сухопутной машине – это настоящее безумие и самоубийство». Кстати,  после последней кругосветки Маттерн стал очень известным и совсем не бедным человеком. А на следующий год после поисков самолета Леваневского его приняли летчиком-испытателем на Р-38 Lightning. Во время второй мировой войны при испытании «Piggyback» Маттерн получил серьезную травму, и его списали из авиации. В дальнейшем он стал брокером по недвижимости и работал в туристическом агентстве.

Кроме Маттерна со стороны Америки в Северный Ледовитый океан летали самолеты Вилкинса, Кроссона, Роббинса, Стюарта. Джо Кроссон вылетел на «Локхиде Электра» из Фэрбенкса и добрался до острова Флаксмен, но, не обнаружив  Н-209, вернулся обратно. Из Фэрбенкса также вылетел Роббинс вместе с Армистедом. Их маршрут пролегал на север. Пролетев четыреста километров на север, они тоже возвратились. Безрезультатно слетал на самолете «Фейрчайльд» и Меррей Стюарт.
Паша встал из-за стола и, сказав: «Мне пора», -  попрощался и направился к двери.


Рецензии
Интересная история. Но куда делся самолет?

Николай Серяков   16.11.2022 08:38     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Куда делся самолет? Об этом пока точно никто не может сказать. В главе этой книги "Новая версия" есть кое-какие догадки. Прочтите.

С уважением,

Виталий Гадиятов   16.11.2022 17:12   Заявить о нарушении
Обязательно рассказ Ехали медведи на велосипеде переделал по вашему совету. Получилось очень хорошо и политики немного и нашей советской истории и немного показной охоты.Буду печать в альманахе Наследие, Писатель года.

Николай Серяков   17.11.2022 12:04   Заявить о нарушении
Николай, рад, что чем-то помог. Желаю успехов.

С уважением,

Виталий Гадиятов   18.11.2022 20:04   Заявить о нарушении