Царский самородок. Пьеса

Царский самородок
(по мотивам уральских сказок)

Барин
Феклуша
Заманиха
Игнатка
Егур-кузнец
Полевушка
Кадыр-башкирин

Картина первая
Горница Феклушиной избы. Феклуша сидит за работой – ткет на прялке. Входит барин.
Барин. Здравствуй, Феклуша.
Феклуша (встает, кланяется). И вам, барин, доброго здоровья. (Снова садится прясть).
Барин. Все трудишься, Феклуша?
Феклуша. Мы, барин, люди простые. Нам без работы нельзя.
Барин. А ты, Феклуша, выходи за меня замуж. Как царица жить станешь. На золоте пить-есть будешь, на лебяжьих перинах спать, в соболиных шубах ходить да на саночках и каретах кататься. Вот, глянь-ка, какой я тебе подарок принес. (Достает из-за пазухи шаль, накидывает на плечи Феклуше). Аль не хороша?
Феклуша. Хороша. А только ничего этого мне не надо. (Снимает с себя шаль, отдает барину). За честь, барин, благодарствую, а замуж за тебя не пойду. Есть у меня уже жених, мой Игнатка. А кроме него никто мне не нужен.
Барин. Ты подумай, дурочка! Ну, что за жизнь с мужиком сиволапым?
Феклуша. А без Игнатки мне и жизнь не мила. А теперь прощайте, барин. (Кланяется барину).  Меня работа ждет…
Барин (уходя). А ты ж, все-таки, подумай, Феклуша. Подумай! Я к тебе другой раз зайду. Авось, передумаешь.
Картина вторая.
Барин в гневе идет, не разбирая дороги, и заходит в лес.
Барин (сам с собой). Проклятый Игнатка! Чтоб ты пропал совсем! Как же мне от тебя избавиться? Хоть бы подсказал кто…
Заманиха (внезапно появляясь перед ним). Ну, это дело нехитрое.
Барин (остолбенев от изумления). Ты кто?
Заманиха. Али не признал?
Барин. Да неужто ж сама Заманиха?
Заманиха. Она самая. Так что, барин, пособить тебе в твоем горе? Посоветовать, как извести Игнатку?
Барин. Посоветуй, матушка! Посоветуй, яхонтовая. Всю жизнь за тебя Бога молить буду. Любую цену заплачу.
Заманиха. Да мне от тебя ничего и не надобно. У меня тут свой интерес. Люб мне Игнатка.  Я давно б уж его в свои сети поймала, да только он в лес и носа не кажет – все в деревне, али на заводе. А моя сила лишь в лесу крепка. Ну да теперь ему дороги в лес не миновать, коли ты барин по моему слову действовать будешь.
Барин. Говори, матушка, все сделаю, как прикажешь.
Заманиха (достает и протягивает барину чудесный камень). На вот тебе этот самоцвет. Вели своему Игнатке из него шкатулку вытачать. А коли не справится, пригрози в яме сгноить. Понял?
Барин. Понял. Да только ведь Игнатка – мастер первостатейный. Нешто он с этой задачкой не справится?
Заманиха. Где ему?! Самоцвет-то мой – не простой. Его обычным инструментом не возьмешь. Разумеешь?
Барин. Уразумел! Уразумел, матушка! Всю сделаю, как ты велишь. Вот спасибо тебе за науку! (Кланяется в пояс). Вот спасибо!
Когда барин разгибается с поклона, он видит, что Заманихи и след простыл. Барин, на всякий случай, перекрестившись, стиснув камень покрепче спешит домой.

Картина третья
Изба Игнатки. Игнатка сидит за столом, работает по камню инструментом. Входит барин.
Барин. Здорово, Игнатка!
Игнатка (встает, кланяется). Здравствуй, барин. Милости прошу.
Барин. Над чем работаешь?
Игнатка. Вазу топазовую, как вы заказали, тачаю.
Барин. Ну, это все не к спеху. Слушай, Игнатка. Заказала нам матушка-государыня из этого каамня шкатулку ей вытачать. (Передает ему камень). Справишься – проси какой хошь награды. А не сможешь – не взыщи, сгною тебя в яме. Сроку даю тебе месяц.
Игнатка (повертев перед глазами камень). Ишь ты! Ну и камень! Сколько живу, такого не видывал. Видать, из чужеземных стран самоцвет-то?
Барин. Нам про это знать не положено. Наше дело волю государыни исполнить. Так помни, Игнатка: месяц, и ни дня больше! Прощай покуда.
Барин выходит, Игнатка остается в избе, с удивлением разглядывая чудесный камень.
Картина четвертая
Изба Игнатки. Игнатка трудится над камнем, на лавке рядом сидит Феклуша. В руках у Игнатки ломается инструмент, которым он пытался точить камень.
Игнатка. Ах, чтоб тебя! И этот сломался. А на камне, проклятом, ни зазубринки.
Феклуша. Беда, Игнатка…
Игнатка. Беда. Что ж это за камень такой, что от него любой инструмент отскакивает, любое точило ломается? Нешто, заговоренный?
Феклуша. По всему выходит, что так, Игнатка.
Игнатка. Что же делать теперь? Хоть в петлю лезь!
Феклуша. Послушай, Игнатка, тут недалеко Егур-кузнец живет. Люди бают, он с нечистой силой знается, заговорами волшебными владеет. Может, сможет он такой инструмент выковать, чтоб камень этот ему поддался?
Игнатка. Боязно к кузнецу идти. Он, говорят, как черт страшен. Руки до земли, голова как у медведя косматая.
Феклуша. Боязно – не боязно, а делать нечего. Надо тебе к Егуру идти. Авось хоть он поможет.
Игнатка. Что ж, пожалуй, пойду. Может, в самом деле, поможет кузнец. (Начинает собирать котомку, кладет в нее хлеб, луковицы и чудесный камень). Ну, вот. Коли решили, так и нечего медлить. До встречи, Феклуша. (Обнимает невесту и собирается идти).
Феклуша. Погоди, Игнатка. Вот тебе на память моя ленточка. (Вынимает из косы и дает Игнатке ленту). Будешь в беде – вспомни обо мне.
Игнатка (кланяясь ей). До встречи, Феклуша!
Феклуша. Возвращайся скорее, Игнатка. Легкой тебе дороги!
Феклуша и Игнатка прощаются и Игнатка, подхватив котомку и спрятав за пазуху ленточку, уходит.
Картина пятая
Кузница Егура. Посреди нее огромный, страшный, заросший волосами кузнец Егур кует большим тяжелым молотом. Входит Игнатка.
Егур. Зачем пришел, гость незваный, непрошенный?
Игнатка (низко кланяясь). Здрав будь, Егур-кузнец. Не гневайся, что без спросу к тебе пожаловал. Ты один лишь помочь в беде моей можешь. Подсоби, сделай милость.
Егур. Ну, рассказывай, что за горе у тебя приключилось?
Игнатка (достает камень из котомки). Велел мне барин из этого камня шкатулку выточить. А камень не поддается – любой инструмент об него ломается, любое точило тупится, любой молоток отскакивает. Богом прошу, скуй мне, Егур, такой инструмент, чтобы мог совладать с камнем.
Егур. Инструмент сковать – дело не хитрое. Только каждая работая свою цену имеет. Принесешь мне золотой царский самородок – получишь, что просишь. А нет – чтоб и духу твоего здесь не было.
Игнатка. Да что это за самородок такой? И где его отыскать?
Егур. А уж это не мое дело. Ищи, где знаешь. А теперь прощай. Недосуг мне с тобой болтать, работы невпроворот.
Егур возвращается к наковальне за работу, а Игнатка уходит прочь.
Картина шестая
Солнце садится над полем, по которому бредет усталый Игнатка.
Игнатка (сам себе). Третий день иду, а куда – сам не знаю. Хоть бы встретилась добрая душа, указала мне, горемычному, где тот самородок искать?
Полевушка (появляясь за спиной Игнатки). Здравствуй, добрый молодец.
Игнатка (оборачиваясь). Полевушка?
Полевушка. Я самая!
Игнатка. Полевушка, голубушка, помоги мне, сделай милость. Научи, где царский самородок искать?
Полевушка. Слушай, Игнатка, и запоминай. Идти тебе нужно на закат и никуда не сворачивать. В лес войдешь, с дороги не сворачивай. Будут тебя голоса звать – никого не слушай, что бы ни случилось, иди себе прямо. Помни: сойдешь с пути – попадешь к Заманихе в сети. Ну, запомнил?
Игнатка. Запомнил. Запомнил, Полевушка. Вот спасибо тебе! В век не забуду твоей доброты!
Полевушка. Ну, прощай, Игнатка. Удачи тебе!
Игнатка (кланяясь). Прощай, Полевушка. Спасибо за науку.
Игнатка уходит, Полевушка машет ему вслед.

Картина седьмая
Дремучий лес, по которому пробирается Игнатка. Из-за деревьев украдкой выглядывает Заманиха. Кричит голосом старика.
Голос. Сынок… Сынок, помоги! Рубил я дерево, да оно же меня и придавило. Вторые сутки лежу. Еле жив… Освободи меня, не дай старику страшную кончину принять…
Игнатка, рванувшись, было, на голос, останавливается.
Игнатка (сам себе). Как Полевушка сказала: «Будут тебя голоса звать – никого не слушай, с пути не сворачивай»? (Зажимает уши). Не буду слушать. Пойду!
Заманиха (с досадой стукнув кулаком по стволу дерева). Ишь, умник! Ускользнуть от меня думаешь? Ну, да от меня не уйдешь. Я тебя все равно с дороги сманю.
Заманиха незаметно следует за Игнаткой. Начинает звать девичьим голосом.
Голос. Добрый молодец! Добрый молодец! Погоди! Спаси меня от смерти лютой! Злая мачеха меня в лес свела да к дереву привязала. Ночь придет – сожрут меня волки, и косточки не оставят. Отвяжи меня, добрый молодец, не дай девичьей жизни на зорюшке завясть!
Игнатка (сделав шаг в сторону голоса, останавливается). Нельзя, нельзя мне с пути сворачивать. Это, видно, Заманиха со мной шутки шутит. (Зажимает уши, потом снова вслушивается).
Голос. Не бросай меня, молодец! Пожалей, спаси мою душеньку!
Игнатка. А ну, как и в самом деле беда с девицей? Как же быть? (Зажимает снова уши). Нет, нет! Это все Заманиха балует. Нельзя ей верить, надо вперед идти.
Игнатка снова отправляется в путь, Заманиха, шипя от злобы, грозит ему кулаком.
Заманиха. Другой раз увернулся. Ну, да мы еще посмотрим – кто кого.
Заманиха бежит вслед за Игнаткой, начинает звать детским голоском.
Голос. Дяденька, дяденька! Спаси, родимый! Я в лес по грибы пошел, да в яму волчью свалился. Мамка меня, поди, дома ждет, все глаза выплакала. Помоги мне, дяденька! Страшно мне одному в яме. Я домой, к мамке хочу!
Игнатка (зажав сперва уши, опускает руки). Нет, не может такого сердце человеческое выдержать! Как дитя малое в беде оставить?! (Бросается на голос). Э-ге-гей! Где ты, отзовись! Сейчас я тебе пособлю!
Внезапно, деревья вокруг Игнатки сжимаются в кольцо, а из-за них с довольной усмешкой, выходит Заманиха.
Заманиха. Ну, здравствуй, милый друг Игнатка. Давно я тебя поджидала. Что ж, вот и свиделись. Теперь мы с тобой вовек не расстанемся. Вместе будем в моих лесах жить. (Подходит к Игнатке и обнимает его). Ну, взгляни-ка на меня, сокол мой Игнантка. Аль, нехороша?
Игнатка (вырываясь из объятий Заманихи). Хороша, да для меня милей моей Феклуше никого в свете нет. Мне ее любовь как звездочка в темном небе светит. Не удержишь ты меня в лесах своих темных. Все равно от тебя уйду, отыщу дорогу к Феклуше.
Заманиха (смеясь). А ну, попробуй! Нет тебе дороги назад. Навсегда здесь останешься, Игнатка.
Игнатка бросается в одну сторону, в другую. Доргогу ему преграждают деревья, которые надвигаются на него, не пускают сквозь себя.
Игнатка. Убегу! Убегу, не сдамся. Любовь Феклушина меня из любой напасти выручит. (Хлопает себя по лбу). Как же я забыл?! (Лезет за пазуху достает ленточку Феклуши). Вот она, Феклушина ленточка, прощальный подарок.
Ленточка оборачивается птичкой, летит вперед, указывая дорогу, и деревья расступаются перед ней. Заманиха в отчаянии ломает руки, а Игнатка бежит вслед за птахой. Лес заканчивается. Перед нами – одинокая скала на горизонте. Птичка взмывает в верх и пропадает в небе.
Картина восьмая
Вершина одинокой скалы. По пояс в скалу ушел Кадыр-башкирин. На верхушку взбирается Игнатка.
Кадыр. Неужто услышало небо мои молитвы? Кто ты, добрый человек? Освободи меня от муки-мучениской, ослобони меня из скалы.
Игнатка. Игнаткой меня зовут. А ты – Кадыр-башкирин?
Кадыр. Кадыр. Помоги, будь ласков. Нет больше моих сил.
Игнатка. Как не помочь? Можно ль человека в такой беде оставить.
Игнатка начинает отвалить камни, которыми засыпан Кадыр. Но чем больше камней отваливает Игнатка, тем глубже в землю уходит башкирин.
Кадыр (по грудь ушедший в камни). Стой, стой! Ой, моченьки моей нет!
Игнатка (задумавшись). Вишь ты, какое дело… Не пускает скала тебя наружу. Скажи, Кадыр, за какие грехи тебя так Бог наказал?
Кадыр. За алчность мою терплю. Полюбил я превыше всего золото. По всем горам рыскал, самородки искал. Жену, детей, родителей бросил. Товарищей сторонился. Только и знал, как бы поболе золота добыть. А потом стал меня страх донимать – ну, как прознает кто про мое богатство, да и стащит самородки? Стал я тайник искать. Выдолбил на вершине яму, попрятал в нее свои сокровища. Лишь один самородок у себя на сердце спрятал. Хотел я было завалить свой клад камнями, как разверзлась скала и поглотила меня по пояс. С тех пор так и торчу здесь – ни жив, ни мертв. Ни избавления, не смерти мне Бог не посылает.
Игнатка (глубоко задумавшись). Думается мне, Кадыр, что скала тебя не пускает из-за того самородка, что ты на сердце прячешь. Брось его. Авось, смилуется над тобой Господь.
Кадыр (лезет за пазуху, поспешно достает самородок). Ничего! Ничего мне не нужно, кроме как на волюшке оказаться, к родным вернуться да прощения у них испросить. Проклятое золото! Совсем меня разума лишило. Видеть тебя не могу! (Бросает самородок на землю).
Скала в тот же миг разверзается, исторгая из себя Кадыра. Тот вылезает на вершину, стоит, сам не свой от радости.
Кадыр (бросаясь обнимать Игнатку). Дай обниму тебя, Игнатка! Кабы ты знал, от каких страданий меня избавил. (Нагибается, подбирает с земли самородок). Вот! Возьми от меня на добрую память.
Игнатка. Что ты! Зачем?
Кадыр. Это не простой самородок, а царский. Возьми. Авось хоть тебе пригодится.
Игнатка (не веря ушам). Царский? Так ведь его я и ищу. Мне взамен Егур-кузнец обещал инструмент волшебный сковать. Спасибо, Кадыр. Ты мне надежду подарил.
Кадыр. Тебе спасибо, Игнатка. Век тебя помнить буду. А теперь – прощай. Не терпится мне в родные края вернуться.
Игнатка. Прощай! Храни тебя Бог!
Игнатка с Кадыром на прощание обгимаются и расходятся в разные стороны.
Картина девятая.
Изба Игнатки. Игнатка с Феклушей сидят на лавке. Игнат что-то мастерит, Феклуша наблюдает за его работой.
Игнатка. Ну, вот и готова шкатулка! (Показывает Феклуше свою работу). Не подвел Егур. Сделал инструмент. Да такой, что сам камень точит, только держи.
Феклуша (прислушивается). Коляска подъехала. Никак, барин пожаловал.
Барин (входя в избу). Ну, Игнатка. Вышел срок. Готова работа.
Игнатка (протягивая барину шкатулку). Готова, барин. Держи.
Барин (разглядывая шкатулку). Ишь, ты! Справился… Тонкая работа. Что ж, Игнатка, вот тебе пятак за труды и прощай покуда.
Игнатка. Погоди, барин! Разве у нас такой уговор был?
Барин. А какой же?
Игнатка. Разве не обещал ты мне любое желание за работу мою исполнить?
Барин. Не помню такого. Брешешь ты, Игнатка.
Игнатка. Вот здесь, на этом самом месте ты мне слово дал.
Барин. А кто видел, кто слышал?
Игнатка. Стены слышали. И у них, говорят, уши есть.
Барин. Ну, с них и спрашивай. (Поворачивается уходить, но тут дверь сама захлопывается стены начинают раскачиваться, угрожая задавить барина.Тот, в испуге, мечется по избе). Вспомнил! Вспомнил! Был такой уговор.
Игнатка. Вот и ладно. Это другой разговор.
Барин. И чего тебе надо? Сапоги сафьяновые? Кошель золота? Али коня доброго?
Игнатка. Жедаю я с Феклушей тотчас обвенчаться. Согласна, Феклуша?
Феклуша. Согласна, Игнатка.
Барин (опасливо взглянув на стены, отчаянно махнув рукой). Черт с вами. Венчайтесь. Только выпустите меня отсюда.
Игнатка. Вот спасибо, барин! А держать тебя здесь насильно не станем. Вон дверь – открыта. (Дверь сама распахивается перед барином). А то – оставайся, с нами свадьбу гулять.
Барин. Ну уж нет! Этого только не хватало! (Выходит из избы). Я сюда ни ногой боле!
Феклуша (обнимая Игнатку). Удрал барин! Больше не сунется. Побоится. Некому больше наше счастье нарушить. Будем жить в любви и согласии.
Игнатка. Будем, Феклуша! Дай же я тебя, невесту мою ненаглядную, поцелую. И пойдем венчаться.
Феклуша. Пойдем Игнатка.
Феклуша и Игнатка целуются.
Конец


Рецензии