Линкоры против авианосца

Уже не первый раз в своих произведениях о Второй мировой войне я пишу о том, что во время войны в Европе военно-морские флоты воюющих стран играли вспомогательную роль, поддерживая сухопутные войска на прибрежных направления или высаживая десанты для решения тактических задач.  Эти же задачи решали и корабли, которые вступили в сражение в холодных водах Норвежского моря летом 1940 года, во время так называемой «странной» войны между Германией и Англией с Францией.  Как известно. Эти страны объявили войну Германии после нападения последней на Польшу 1 сентября 1939 года. Войну объявили, но никаких военных действий не вели.  А Германия не собиралась ограничиваться захватом Польши.

Есть и меня заметки о том, что самыми грозными кораблями на море стали авианосцы, которые могли вести сражения вдали от мест дислокации.  Для них тоже самыми опасными противниками стали авиация и подводные лодки противника. А вот самые могучие корабли начала ХХ века – линкоры, ничего сделать с авианосцами не могли. В истории Второй мировой войны на море есть один такой случай, когда линкоры потопили авианосец. О нем и пойдет речь ниже.

Операция Вермахта по захвату Норвегии была задумана как один дерзкий бросок. Немцам пришлось высаживать десанты на значительном удалении от своих баз, не обладая даже временным господством на море и в воздухе. И если в южной Норвегии немецким войскам сопутствовала удача, то на севере начались проблемы. Англо-французское командование направило в регион крупные силы, вдобавок обеспечив полное господство британского флота на море. Десантная группа генерала Эдуарда Дитля, захватившая Нарвик, попала в отчаянное положение. Немцы уже подумывали отступить на территорию Швеции, где интернироваться до конца войны.

В этой ситуации германское Верховное командование всеми силами пыталось оказать помощь нарвикской группе. Кригсмарине получили приказ нанести удар по главной базе союзников Харстаду и уничтожить стоящие на рейде английские суда и портовые сооружения. В поход скрытно выдвинулось соединение под командованием адмирала Вильгельма Маршалла в составе линкоров «Шарнхорст», «Гнейзенау», тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и 4-х эсминцев. В этот момент немецкое командование ещё не знало, что ввиду тяжёлого положения во Франции, союзники приняли решение покинуть Норвегию.

Для обеспечения эвакуации Адмиралтейство прислало к берегам Норвегии 15 войсковых транспортов, в сопровождении авианосцев «Арк Роял» и «Глориес», призванных обеспечить надёжное прикрытие с воздуха. В начале июня 1940 г. транспорты с войсками вышли в море под защитой авианосца «Арк Роял» и кораблей эскорта. «Глориес» задержался для приёма последних истребителей берегового базирования. Авианосец принял на борт десять «Гладиаторов» и столько же «Харрикейнов» и, в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста», двинулся к берегам Британии.

Авианосец «Глориес» («Glorious»). Предыстория.
Линейный корабль «Глориес» («Славный») принадлежал к классу британских больших лёгких крейсеров типа «Корейджес» («Храбрый»). Серия кораблей была отголоском «Балтийского проекта» адмирала Джона Фишера – прямого конкурента операции в Дарданеллах. Предполагалось осуществить высадку русских или британских войск в Померании, в глубоком тылу немцев, тем самым дезорганизовать германскую оборону на Восточном фронте. Для поддержки десанта были созданы крайне специализированные корабли - скоростные большие лёгкие крейсера, способные действовать на мелководье у побережья Померании, где существенную роль играла малая осадка и высокая скорость хода для маневра под огнем. Серия, состоявшая из трёх кораблей, фактически была апофеозом развития британских линейных крейсеров, в которых броневая защита была сознательно принесена в жертву мощным орудиям главного калибра и скорости, позволявшей уходить даже от эсминцев противника.

Однако, ко времени ввода кораблей в строй, «Балтийский проект» приказал долго жить и крейсера закономерно остались не у дел. В Королевском флоте крейсера оказались «белыми слонами» - красивыми, дорогостоящими, бесполезными и не приносящими никакой пользы боевыми единицами.

Лёгкий крейсер «Глориес» за время своей службы в Первую мировую войну получил урона больше, чем нанёс сам. После победы над Германией корабль был переведён в резерв и начал постепенно готовиться к списанию и сдаче на слом. Однако, по итогам Вашингтонской конференции 1922 г., каждой из участвующих сторон разрешалось перестроить в авианосцы два подлежащих утилизации крупных боевых корабля. Скоростные крейсера подходили на эту роль наилучшим образом. Быстроходные авианосцы имели возможность связать боем линейные силы противника и потрепать их до артиллерийской дуэли парой-тройкой торпедных попаданий.

Конечно, в Адмиралтействе понимали, что это повлечёт за собой полную перестройку лёгких крейсеров, с вытекающими отсюда огромным объёмом работ и большими расходами. Корабли полностью изменили внешний вид. Неизменными остались только превосходные скоростные характеристики и броневая защита (а точнее её отсутствие, что для корабля второй линии не было большой проблемой). В 1930 году «Глориес» вошёл в состав Королевского флота в качестве авианосца и считался одним из лучших британских судов данного класса. Перестроенный корабль прослужил Британии ещё 10 лет, пока не встретился с отрядом немецких линкоров у берегов Норвегии.

Командир авианосца капитан 1-го ранга Д’Ойли-Хьюз вёл себя крайне беспечно. Считалось, что прибрежные воды полностью контролируются британским флотом (в ходе апрельских боёв англичанам удалось потопить у берегов Норвегии три немецких крейсера, десять эсминцев и подводную лодку). Корабли не имели радаров, однако наблюдения из «вороньих гнёзд» на мачтах не было организовано. Самолёты авиагруппы в воздух также не поднимались. Дул свежий попутный ветер, а для взлёта-посадки самолётов было необходимо ложиться на обратный курс. Кроме того, действия флотской авиагруппы затрудняли сухопутные истребители, которыми была заставлена взлётная палуба. У самолётов отсутствовали механизмы складывания крыльев и хвостового оперения, что делало невозможным их спуск в ангар. Но самой большой ошибкой была попытка сэкономить топливо, погасив несколько котлов в опасном районе, что не позволяло в случае необходимости выйти на максимальную скорость.

Тем временем соединение немецких линейных кораблей, никем не замеченное, выходило на ударную позицию. На подходе к Харстаду адмирал Маршалл получил данные авиаразведки, указывающие на эвакуацию союзных войск из Нарвика. Вопреки распоряжениям высшего командования, он решил отказаться от атаки опустевшей базы и бросить силы на перехват союзных конвоев.

Ранним утром 8 июня 1940 г. немецкие корабли потопили два одиночных английских транспорта и эскортный траулер. Вскоре было обнаружено госпитальное судно «Атлантис», которое немцы отпустили. Все радиосообщения британских кораблей о наличии в районе противника были заглушены мощными немецкими радиостанциями. В 13.00 Маршалл направил крейсер «Адмирал Хиппер» и эсминцы в Тронхейм для пополнения запасов топлива, а сам продолжил рейд с одними линкорами.

Около 16.00 наблюдатель «Шарнхорста» обнаружил на горизонте дымы. Через несколько минут в мощную оптику линкоров неизвестные корабли были опознаны как британский авианосец в сопровождении двух эсминцев. Встреча с палубной авиацией совершенно не входила в планы немцев, поэтому Маршалл, действовал с предельной осторожностью. Ударное соединение сближалось с противником, стремясь занять наветренное положение, не давая авианосцу возможности выпустить самолёты до выхода линкоров на дистанцию эффективного артиллерийского огня. Только достигнув максимальной скорости, рейдеры устремились на перехват врага.

В отличие от немцев, англичане сразу не смогли идентифицировать противника. Капитан Д’Ойли-Хьюз отправил эсминец «Ардент» на разведку и распорядился поднять из ангаров на палубу «Суордфиши». Несмотря на опасность, авианосец «Глориес» не изменил ход и продолжал следовать прежним курсом, сближаясь с немцами. Понимание этого пришло слишком поздно.

В условиях дневного боя на расстоянии прямой видимости решающую роль играла корабельная артиллерия. В этом отношении два немецких линкора имели подавляющее превосходство над английским соединением. В 16.20 на «Глориесе» была объявлена боевая тревога, а уже спустя десять минут первый тяжёлый снаряд пробил верхнюю палубу и разорвался в ангаре авианосца, подтвердив профессионализм немецких артиллеристов. Из-за разрушений палубы взлёт самолётов стал невозможен. Два «Суордфиша» были сметены взрывом в воду. Авианосец оказался полностью безоружен. Имевшаяся на корабле артиллерия просто не добивала до противника.

Дальнейшие события этого боя восстановлены по записям вахтенных журналов немецких линкоров, так как от англичан ничего не осталось.

В 16.36 "Gneisenau" увеличил скорость до 30,5 узлов. "Scharnhorst", из-за неисправности части котлов, смог дать только 29 узлов. За несколько минут до этого, в 16.32, "Scharnhorst" открыл огонь по "Glorious" из орудий главного калибра с дистанции 28.600 ярдов (26.150 метров) и добился первого попадания с третьего залпа. "Gneisenau" присоединился к нему в 16.46.

Немного превосходя авианосец в скорости, немецкие линкоры вели стрельбу не торопясь, тщательно производя пристрелку и наблюдение. Стрельбу корабли вели с постепенным приближением к противнику, удерживая его в носовой четверти с левого борта. "Glorious" уходил в южном направлении, выдерживая генеральный курс на Скапа-Флоу. Постепенно дистанция уменьшилась до 4850 метров. Немецкие линкоры поддерживали такую позицию вплоть до окончания боя, и только в самом конце они несколько уменьшили скорость.

Действия авианосца на этом этапе боя нельзя назвать правильными. Поддерживая небольшую скорость 23-24 узла, "Glorious" продолжал следовать сближающимся с немецкими кораблями курсом. Только попав под обстрел авианосец сделал отворот, повернув строго на юг, и видимо пытался увеличить скорость, но из-за попадания снаряда не смог сделать это сразу.

В 16.38 третий залп "Scharnhorst'a" достиг цели, и авианосец получил первое попадание. 283-мм.снаряд пробил полетную палубу и взорвался в верхнем ангаре, положив начало большому пожару. Один из крупных осколков проник в котельное отделение и пробил стенки дымоходов, отчего дым попал в воздушный канал наддува воздуха. Это нарушило работу двух котлов, и вызвало в них временное падение давления пара.
Правда, вскоре нормальное горение было восстановлено, так как очевидцы подтверждают, что из труб пошел нормальный дым.

В 16.47 авианосец смог увеличить скорость до 26 узлов и сделал резкий отворот на юго-восток.

Стрельба немецких кораблей не прекращалась, и вскоре авианосец получил дополнительные повреждения. В 16.56 тяжелый снаряд попал в надстройку-"остров" авианосца. От взрыва погибли почти все находящиеся на мостике, включая командира корабля. В командование вступил помощник командира.

Через две минуты, в 16.58, авианосец, отвернув влево, скрылся в клубах дымовой завесы, поставленной эсминцами. Немецкие корабли были вынуждены прекратить огонь более чем на 20 минут. За это время авианосец смог увеличить скорость до 30 узлов, но вновь изменил курс больше к югу.

Следующие попадания "Глориес" получил только после 17.20, когда он стал видим с немецких кораблей в разрыве дыма. Авианосец вновь попал под обстрел и был вынужден сделать новый отворот влево. Немцы сразу же добились накрытия, и один из снарядов в 17.20 разорвался в машинном отделении.

Мощный взрыв встряхнул корабль, и он сразу же стал терять скорость. Стал заметен быстро увеличивающийся крен на правый борт. Корабль начал медленно поворачивать влево, в сторону от немецких линейных кораблей.

В надежде сбить прицел германских орудий, эсминец «Акаста» поставил дымовую завесу. Однако немецкие приборы управления огнём не потеряли авианосец. Линкоры были оснащены радиолокатором, который хоть и не являлся специальным артиллерийским, но вполне мог выдавать дистанцию до цели. «Глориес» получил ещё несколько прямых попаданий.

Чтобы хоть как-то отвлечь немецкие линкоры эсминец «Ардент» на полном ходу устремился в самоубийственную торпедную атаку. Под шквалом огня вспомогательной артиллерии корабль успел выйти на требуемую дистанцию и выпустить торпеды. Линкоры, не прекращая огня, чётко выполнили манёвр уклонения и вскоре изрешечённый эсминец завалился на борт и исчез в холодных водах Норвежского моря.

Не получивший повреждений эсминец «Акаста» ещё мог уйти, однако его капитан коммандер Гласфёрд решил биться до конца. Пройдя под плотным огнём (немцы стреляли даже из зениток) эсминец веером выпустил торпеды. Линкоры, как по команде, вновь провели манёвр уклонения, однако в этот раз одна из торпед попала в «Шарнхорст». Корабль осел кормой на три метра, было выведено из строя машинное отделение правого борта, смолкли кормовая башня главного калибра и башня среднего калибра. При взрыве погибло 48 человек команды.

В ходе боя «Глориес» передавал в эфир сигналы бедствия, которые забивались мощными радиостанциями немецких кораблей. Тем не менее, одно из сообщений всё же было принято крейсером «Девоншир», находившимся севернее. Крейсер эвакуировал членов королевской семьи и правительства Норвегии. Находившийся на борту адмирал Каннингэм распорядился сохранять радиомолчание и держаться прежнего курса.

Несмотря на явную победу, командование Кригсмарине результаты рейда трактовало весьма неоднозначно. Адмирал Маршалл нарушил прямой приказ и своими действиями сорвал набеговую операцию на Харстад, так как, атаковав старый авианосец и истратив большое число боеприпасов, он рисковал своими кораблями и не смог выполнить основную задачу - атаку на британские коммуникации в районе Харстада. Причем один из линкоров, "Шарнхост", получил повреждение от взрыва торпеды. Однако неприятности для немцев на этом не закончились.

К пришедшим 9 июня в Тронхейм крейсеру "Адмирал Хиппер" и эсминцам в течение нескольких дней присоединились легкий крейсер "Нюрнберг" и оба линкора. Они представляли собой заманчивую цель для британской авиации и поэтому намеревались в ближайшее время вернуться в германские порты


Рецензии